Экономическое воспитание младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 01:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить теоритические и практические аспекты экономического воспитания.
Задачи исследования:
1) изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу и имеющийся педагогический опыт по экономическому воспитанию младших школьников;
2) дать определение понятия «экономическое воспитание»;
3) выявить уровень сформированности экономических представлений у детей младшего школьного возраста;
4) разработать задания, упражнения и тесты по формированию экономических представлений младших школьников;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ……..…9
1.1 Сущность, цели и задачи экономического воспитания младших школьников………………………………………………………………...9
1.2 Анализ опыта педагогов-практиков по экономическому воспитанию в начальных классах………………………………………………………..14
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ……………………………………………………..21
2.1 Диагностика уровня сформированности экономических представлений у детей младшего школьного возраста……………………….…21
2.2 Контрольная проверка уровня сформированности экономических представлений младших школьников………………………………………….…28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..……..35

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (Автосохраненный) (Автосохраненный).docx

— 152.34 Кб (Скачать)

Из таблицы видим, что у всех учащихся высокий уровень готовности младших школьников к решению социально-экономических задач.

Сравним результаты данного теста на начало и конец эксперимента – рисунок 4.

Рисунок 4. - Сравнение уровня готовности учащихся к решению социально- экономических знаний на начало и конец эксперимента.

На диаграмме видно, что уровень готовности учащихся к решению социально - экономических знаний повысился. На начало эксперимента 5 учащихся имели средний уровень знаний, 12 – высокий. На конец эксперимента все учащиеся имеют высокий уровень развития.

Таким образом, исходя из результатов проведенного анализа, можно сделать следующий вывод: предложенные задания эффективны, подобные задания можно использовать на уроках литературного чтения, русского языка, человек и мир, математика и др., а также на факультативных занятиях, так как они повышают уровень экономических знаний, экономическую культуру.

 

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2:

В ходе констатирующего эксперимента было выявлено, что у младших школьников недостаточный уровень сформированности экономических представлений. Результаты изучения уровня сформированности экономических представлений у младших школьников позволили определить содержание формирующего эксперимента и легли в основу разработанных заданий, направленных на формирования экономических представлений и готовности к решению социально экономических задач.

В основу формирующего эксперимента были положены задания, предусматривающие углубление теоритических знаний по экономике, приобретение практических навыков в использовании энергоресурсов.

Изученные задания учащимися с родителями, затем обсуждались на классном часу с учителем на классном часу, способствовали выработке экономических представлений экономических представлений и формированию навыков в решении социально-экономических задач.

Проведенный контрольный срез показал, что уровень знаний по экономике у учащихся младших классов значительно увеличился. Учащиеся готовы к решению социально – экономических задач.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Гипотеза нашего исследования подтвердилась: если грамотно использовать предложенные задания, направленные на формирование экономических представлений у младших школьников, то процесс формирования экономических знаний станет более эффективным.

Для подтверждения гипотезы нами был проведен эксперимент. Он включал в себя три этапа. На первом этапе (констатирующий эксперимент) мы выявили уровень сформированности экономических представлений у младших школьников. На втором этапе (формирующий эксперимент) были разработаны и апробированы задания,  направленные на формирование экономических представлений у младших школьников. На третьем этапе (контрольный эксперимент) был проведен контрольный срез знаний и умений учащихся начально школы по экономике. Анализ полученных результатов контрольного эксперимента показал, что использование подобных заданий на уроках и внеклассной деятельности позволяет более эффективно формировать экономические представления, а также такие задания помогают в решении социально-экономических задач.

В процессе экономического воспитания решаются задачи, направленные на восприятие окружающего мира; постижение экономической терминологии; воспитание экономической культуры; развитие на примере рыночных отношений, экономических потребностей, формирование ценностного отношения к миру вещей, материальным средствам. Процесс экономического воспитания младших школьников включает в себя: овладение системой знаний в области экономики; освоение и осмысление ими понятий; выработку с помощью различных средств и умений обобщать свои жизненные и социальные впечатления; развитие экономических представлений; осознание детьми экономических идеалов как личностной ценности; формирование у учащихся в процессе экономического воспитания общечеловеческих, моральных качеств; побуждение к активной социальной жизни.

Содержание экономического воспитания детей в семье направлено на формирование экономического мышления, проявляющегося в экономической деятельности и экономическом поведении. Формирование этих важнейших составляющих личности человека завтрашнего дня стало сейчас рассматриваться как социально-экономическая задача.

Анализ практического опыта педагогов показывает, что многих волнует проблема энергосбережения, экономии и бережливости. Предлагают ценные методические рекомендации по формированию экономических представлений, культуры энергопользования. Применяя указанные рекомендации на уроках, учащиеся начальных классов, смогут добиться более высокого уровня развития экономического воспитания.

По результатам проведенного анализа, можно сделать следующий вывод: предложенные задания эффективны, подобные задания можно использовать на уроках литературного чтения, русского языка, человек и мир, математика и др., а также на факультативных занятиях, так как они повышают уровень экономических знаний, экономическую культуру учащихся.

Предложенные анкета на выявления уровня сформированности экономических представлений, тест «Готовность младших школьников к решению социально-экономических задач», задания направленные на формирования экономических представлений и готовности к решению социально-экономических задач, а также памятка «Как помочь родителям сохранить семейный бюджет» могут использовать  учителя начальных классов, студенты практиканты для выявления и формирования знания по экономике.

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.Валюшкина, С. М. Педагогическая практика, направленная на экономию и энергосбережение/ С. М. Валюшкина, Ж. Ф. Лапаревич// Народная асвета. –2010.–№10.–С.28–44.

2. Ботько, А.В. Экономическое воспитание школьников в условиях развития рыночной экономики: методическое пособие: в 2-х  ч. Ч. 1/ А.В. Ботько.–Гродно: УО «Гродненский ОИПК и ПРР и СО», 2003.–94с.

3. Аменд, А.Ф. Экономическое воспитание младших школьников/ А.Ф. Аменд.– Челябинск, 1982. – 177 с.

4. Васильев, Ю.К. Экономическое образование и воспитание учащихся/       Ю.К. Васильев. – М.: Педагогика, 1983. –  96с.

5. Аменд, А. Ф. Экономическое воспитание учащихся/ А. Ф. Аменд,                Ю.К. Васильев, Б. З. Вульфов. – Москва, 2008.

6. Землянская, Е.Н. Курс экономики для начальной школы/ Е. Н. Землянская.- Москва, 2007.

7. [Электронный ресурс] http://www.amend-af.narod.ru/

8. Смирнова, Е. В. Путешествие Гномика в страну Экономика/ Е.В. Смирнова, М.И. Милевская. – Мн.: НМЦентр, 1997. –72с.

9. Смирнова, Е. В. Экономика на уроках письма и чтения/ Е.В. Смирнова, М.И. Милевская. – Мн.: НМЦентр, 1998. –64с.

10. Зинкевич, И.М. Проект «Школа жизни. Учимся экономить»/И.М. Зинкевич// Адукацыя i выхаванне. – 2011.–№6.–С.24-26.

11. Комаревич, Т.А. Обучение детей экономии и бережливости в использовании энергоресурсов/Т.А. Комаревич//Пазашкольнае выхаванне.–2009.–№3.–С.39-42.

12. Жилич, Н. А. Экономим вместе! Работа по экономии и бережливости /       Н. А. Жилич // Пачатковая школа. – 2011. - №8. – С. 57-61.

13. Лихачев, Б. Т. Педагогика. Курс лекций / Б. Т. Лихачев. – М.: Прометей; Юрайт, 1999. – С. 283-287.

14. Матюша, И. К. Связь трудового воспитания и экономического воспитания / И. К. Матюша // Педагогика. – 2006. - №9. – С. 32-36.

15. Комаревич, Т. А. Обучение детей экономии и бережливости в использовании энергоресурсов/ Т. А. Комаревич // Пазашкольнае выхаванне.- 2009. - №3. – С. 39-42.

16. Ситникова, И. А. Воспитание у учащихся культуры энергопользования (из опыта работы учреждений образования г. Витебска) / И. А. Ситникова // Адукацыя і выхаванне. – 2008. – №2. – С. 12-15.

17.  Алешина, Н. П. Мой энергоэффективный дом, или Как платить меньше: справочник по энергосбережению для учащихся и их семей / Н. П. Алешина // Народная асвета. – 2010. - №10. - С. 33-37.

18. Муха, Н. П. Факультативные занятия «Азбука Берегоши» в 3 классе. Уроки Берегоши / Н. П. Муха // Пачатковая школа. – 2009. - №4. – С. 60-64.

19. Муха, Н. П. Факультативные занятия «Азбука Берегоши» в 3 классе. Уроки Энергоши / Н. П. Муха // Пачатковая школа. – 2009. - №6. – С. 64-68.

20. Муха, Н. П. Факультативные занятия «Азбука Берегоши» в 3 классе. Уроки Теплоши / Н. П. Муха // Пачатковая школа. – 2009. - №9. – С. 50-54.

21. Муха, Н. П. Факультативные занятия «Азбука Берегоши» в 3 классе. Уроки Электроши / Н. П. Муха // Пачатковая школа. – 2009. - №7. – С. 61-65.

22. Муха, Н. П. Факультативные занятия «Азбука Берегоши» в 3 классе. Уроки Водяши / Н. П. Муха // Пачатковая школа. – 2010. - №1. – С. 62-66.

23. Муха, Н. П. Факультативные занятия «Азбука Берегоши» в 3 классе. Уроки Экоши / Н. П. Муха // Пачатковая школа. – 2010. - №5. – С. 65-69.

24. Литвинчук, М.В. Электричество - Светлое Величество. Занятие по факультативному курсу «Азбука Берегоши» в 4 классе в форме ток-шоу/       М.В. Литвинчук// Пачатковая школа. - 2012. - № 9. - С. 68.

25. Зябора, М. А. Учимся экономии и бережливости. Урок закрепления умений и навыков в 3 классе/ М. А. Зябора // Пачатковая школа. – 2011. – №11. – С.56

26. Селькина, Н. Е. С экономикой дружить – хорошо будешь жить! Урок в 4 классе / Н. Е. Селькина, В. В. Филипенко // Пачатковая школа. – 2009. - №11. – С. 53-54.

27. Иода, Г. Д. Учимся беречь электроэнергию. Информационный час по теме «Энергосбережение» во 2 классе / Г. Д. Иода // Пачатковая школа. – 2010. - №11. – С.48-49.

28. Филлипович, И. Н. Сберегайка. Исследование по энергосбережению в 3 классе / И. Н. Филлипович // Пачаткавая школа. – 2010. - №6. – С. 72.

29. Герасимович, Г. А. Энергосбережение  и семеро козлят. Сценарий спектакля/ Г. А. Герасимович, С. Б. Бельская // Пачатковая школа. – 2013. – №3. – С. 62-63.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Экономическое воспитание младших школьников