Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 12:25, курсовая работа
Цель работы - выявить и обосновать ведущие парадигмы становления и развития гражданского воспитания школьников в России, определить современные тенденции и перспективные направления развития гражданского воспитания.
Введение…………………………………………………………………….…….
Глава 1. Основы и предпосылки гражданского воспитания младших школьников…………………………………………………………………..……
§1. Историко - педагогический анализ развития гражданского воспитания школьников………………………………………………………………..……
§2. Противоречия опыта гражданского воспитания школьников………..…
Глава 2. Гражданское воспитание младших школьников в современной начальной школе………………………………………………………………..……
§1. условия развития гражданского воспитания в современных общеобразовательных учреждениях……...……
§2.Обобщающие уроки как средство реализации гражданского образования в современной начальной школе …………….……………
Заключение………………………………………………………………..……
Литература………………………………………………………..…………….
http://student.zoomru.ru/
Система гражданского воспитания младших школьников
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Глава
1. Основы и предпосылки гражданского воспитания
младших школьников……………………………………………………
§1. Историко
- педагогический анализ развития гражданского
воспитания школьников……………………………………………………
§2. Противоречия опыта гражданского воспитания школьников………..…
Глава
2. Гражданское воспитание младших школьников
в современной начальной школе……………………………………………………………….
§1. условия
развития гражданского воспитания в
современных
§2.Обобщающие уроки как средство реализации гражданского образования в современной начальной школе …………….……………
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Введение
Возрастание
роли гражданского общества в России,
новые геополитические реалии определяют
заказ системе образования на
формирование социально ориентированного
поколения россиян. Среди важнейших
задач общеобразовательной
Необходимость глубокого внимания к проблеме гражданского воспитания вызвана также процессами, происходящими в молодежной среде.
В науке
созданы предпосылки для
Различные аспекты гражданского воспитания представлены в работах по теории и методике воспитания (Е.В. Бондаревская, В.Г. Бочарова, О.С. Богданова, Б.С. Гершунский, В.А. Караковский, Б.Т. Лихачев, Т.Н. Мальковская, Н.Д. Никандров, Т.А. Стефановская, А.Н. Тубельский, С.Н. Чистякова, Г.Н. Филонов, М.И. Шилова, Н.Е. Щуркова, Е.А. Ямбург и др.). проблема становления различных аспектов гражданской позиции обсуждается в исследованиях Л.Н. Боголюбова, Н.М. Воскресенской, Б.Ф. Горелика, А.Ю. Лазебниковой, В.И. Купцова, И.Л. Судаковой, Я.В. Соколова, Г.Н. Филонова, Л.Л. Хоружей и др.
Анализ
научных исследований позволяет
констатировать их несомненную теоретическую
и практическую значимость для решения
проблемы гражданского становления
личности, однако следует отметить,
что большинство этих подходов были
оформлены во второй половине XX века
и не отражают реалий современного
этапа общественного развития России.
В современных условиях значимой
выступает необходимость
Поиск путей разрешения данных противоречий делает актуальной выбранную тему.
Цель
работы - выявить и обосновать ведущие
парадигмы становления и
В соответствии с поставленной целью в решались следующие задачи:
- проделать
научно-педагогический анализ
- определить
научно-практический потенциал
Теоретической основой исследования служили положения:
- теории персонализации и развития личности;
- теории
формирования
- психолого-педагогические
концепции гуманистической
- концепции регионализации образования ;
- идеи демократизации образования .
Тема,
цель, и задачи исследования обусловили
выбор комплекса методов
Глава 1. Теоретические предпосылки гражданского воспитания школьников
§1. Историко-педагогический анализ развития гражданского воспитания школьников
В России
содержание понятия «гражданин»
менялось на протяжении длительного
периода и в настоящее время
в педагогической литературе не всегда
можно найти его четко
Общественная
потребность в гражданском
В истории гражданского образования и воспитания в России исследователи выделяют три больших этапа: царский (1901 - 1917 гг.), советский (начало 20-х - конец 80-х годов XX века) и постсоветский (1991 -2005 гг.). Суколенов И.В. Теория и практика гражданского образования в общеобразовательных учреждениях (Историко-педагогические аспекты): Дис.д-ра пед.наук. - М., 2002.
На первом этапе основные задачи школы - подготовка учащихся к труду, вузу и пр. Второй этап условно разделяется на четыре периода, в течение которых менялись идеологические установки, цели и задачи обучения и воспитания:
1. (20-е
- начало 30-х годов). Решаются задачи
всеобщего начального
Необходимостью подготовки «нового гражданина» было продиктовано и введение в 1922 г. программ ГУСа, главная идея которых состояла в том, чтобы органично связать обучение с посильным участием школьников в конкретных видах общественно полезной деятельности, имеющей значение не только для коллектива школы, но и для района, города, прививать школьникам умение непосредственно в ходе обучения не только созерцать окружающую действительность, но и изменять ее к лучшему (Струминский). Каждый учебный концентр должен был представлять собою этап «врастания» (Шульман) в общественно-трудовую жизнь пролетариата и крестьянства. Принципиально новым являлось то, что согласно программам ГУСа педагогические коллективы школ становились непосредственными организаторами участия школьников в общественно полезной деятельности.
Для 1920-х
гг. были характерны такие тенденции
развития практики гражданского воспитания:
организация коллективного
2. (Середина
30-х - конец 50-х годов). Главной
задачей этого периода
Этот
этап в динамике гражданского воспитания
обусловлен возвратом к патерналистской
парадигме формирования личности гражданина.
Для этого этапа характерны ограничение
демократических основ
Интерес для исследования представляет тот факт, что кризисные моменты в гражданском воспитании были связаны именно с утратой трудовой направленности работы школы. Так, в начале 1950-х гг. сказался результат долгих лет отсутствия связи обучения с производительным трудом, что выразилось в снижении трудовой мотивации молодежи. Высшая школа могла принять немногим более трети выпускников средней школы, а родители, действуя по традиции, наметившейся в 1930-х гг., ориентировали детей исключительно на продолжение образования в вузе. Выпускники школ год за годом нигде не работали, надеясь, что удастся поступить в вуз. В данном случае страна столкнулась с феноменом социальной неопределенности значительной части выпускников школ, что разрушало основы гражданского воспитания. Необходимостью разрешить это противоречие были продиктованы решения ноябрьского (1958 г.) Пленума ЦК КПСС и Закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» (декабрь 1958 г.), выдвигавшие в качестве важнейшей функции школы подготовку технически грамотных кадров для промышленности и сельского хозяйства. Учащиеся старших классов совмещали обучение с трудом на производстве и одновременно с аттестатом зрелости получали свидетельство о приобретенной специальности. Однако массовый переход школ на производственное обучение не состоялся вследствие недостатка рабочих мест для школьников. В условиях сокращения сферы домашнего труда и отказа школы от организации производственной деятельности учащихся старшеклассники были обречены на роль потребителей, иждивенцев, что резко подорвало основу для воспитания гражданственности.
3. (60-е
- 70-е годы). Введено восьмилетнее
обязательное образование и
4. (70-е
- конец 80-х годов). Реформа общеобразовательной
и профессиональной школы,
В этот период происходит утрата трудового содержания жизнедеятельности школьников, опора в гражданском воспитании на убеждение, требование, поощрение и наказание, превалирование форм словесного воздействия на сознание; с 1990-х гг. до настоящего времени ? возрождение производительного труда школьников в ряде регионов страны, использование в гражданском воспитании проектной деятельности.
В постсоветский период (1991 - 2005 годы) приоритетной становится цель образования личности для ее собственного развития. Активно развивается сеть частных и платных школ. Вновь организуются лицеи, гимназии, колледжи.
Согласно
стратегической политике, гражданско-правовое
образование начинается с детского
сада и продолжается в средней
школе. При этом в равной мере значимы
и приемлемы два реально
Предметный подход к гражданском образованию означает преподавание гражданских дисциплин в ряду других школьных дисциплин - граждановедение, обществознание, экономика и др.
В ряде российских школ вместо курса «Обществоведение» был введен курс «Граждановедение». Отличительными особенностями граждановедческих курсов является сокращение блока знаний, акцентирование ценностных ориентаций личности, поощрение активности обучающихся, использование ролевых игр, проектных форм работы, групповых дискуссий на основе соответствующим образом структурированного содержания.
Государственная
политика в области гражданского
образования в постсоветский
период определена решением коллегии
Минобразования России от 24 декабря 1994
г. «О стратегии развития исторического
и обществоведческого образования
в общеобразовательных
§2. Противоречия опыта гражданского воспитания школьников
Информация о работе Система гражданского воспитания младших школьников