Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 12:25, курсовая работа
Цель работы - выявить и обосновать ведущие парадигмы становления и развития гражданского воспитания школьников в России, определить современные тенденции и перспективные направления развития гражданского воспитания.
Введение…………………………………………………………………….…….
Глава 1. Основы и предпосылки гражданского воспитания младших школьников…………………………………………………………………..……
§1. Историко - педагогический анализ развития гражданского воспитания школьников………………………………………………………………..……
§2. Противоречия опыта гражданского воспитания школьников………..…
Глава 2. Гражданское воспитание младших школьников в современной начальной школе………………………………………………………………..……
§1. условия развития гражданского воспитания в современных общеобразовательных учреждениях……...……
§2.Обобщающие уроки как средство реализации гражданского образования в современной начальной школе …………….……………
Заключение………………………………………………………………..……
Литература………………………………………………………..…………….
Культура
- духовное и материальное богатство,
накопленное развитием
Мир - покой и согласие между людьми, народами и государствами, главное условие существования Земли и человечества.
Человек - высшая, абсолютная ценность, «мера всех вещей», объект, субъект и результат воспитательной системы школы.
Центральное
место в воспитательной системе
школы должно занимать формирование
гражданского сознания: ответственного
отношения к природе, к себе, как
составной части природы и
общества, к окружающему нас
Эти ценности могут быть присвоены школьниками, если будут правильно воплощены следующие идеи:
- идея
согласования ценностей
- идея
приобретения навыков
- идея
оптимально организованной
II группа ценностей - ценности, отражающие культурно-историческую память.
На
современном этапе, когда в России
происходит объединение вокруг идеи
национального самосознания, исторического
наследия страны, особую ценность приобретает
культурно-историческая память поколений,
воспитание патриотизма и
III группа - личностные ценности.
Принципы
гражданско-правового
1. Принцип гуманизации. Означает приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья, свободного развития личности, воспитание гражданственности, трудолюбии, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.
2. Принцип развития. Основывается на взаимосвязи социального и индивидуального развития. Оно обеспечивает согласование развития общества и личности.
3. Принцип
уважения индивидуальности
4. Принцип
коллективной деятельности. Личность
должна уметь согласовываться
с другими. В правильно
5. Принцип
разумной требовательности. Основывается
на развитии правового
6. Принцип
возрастного подхода. Каждый
7. Принцип стимулирования самовоспитания. Каждый школьник должен знать себя, научиться критически рассматривать свои поступки, воспитывать в себе чувство ответственности. Задача педагогов создать такие условия, где ребенок приобретет опыт планирования и рефлексии своей деятельности.
8. Принцип
связи с реальной жизнью. Дела,
организуемые и проводимые в
школе, должны соприкасаться с
реальными делами поселка,
9. Принцип
согласования. Все действия педагогов
должны быть согласованы между
собой, подчинены одной общей
цели. Кроме того, каждый педагог
должен помнить, что его
На
мой взгляд, реализация модели гражданского
воспитания в рамках воспитательной
системы школы будет
- в
модели гражданского
- дополнительное
образование будет нацелено на
удовлетворение творческих, интеллектуальных,
профессиональных и социально-
- будет
уважительное и внимательное
отношение к увлечениям, ценностям,
культурным приоритетам
- будут
созданы оптимальные условия
для совместной деятельности
педагогов и учащихся по
- будет
учитываться мнение
Модель гражданского воспитания должна основываться на Концепции модернизации российского образования, Концепции воспитательной системы школы, учитывать и опираться на следующие документы:
- Решение
коллегии МО РФ от 28.12.94 № 24/1
«О стратегии развития
- Письмо
МО РФ от 19 марта 1996 года №
391/11 «О гражданско-правовом
- информационно-методическое
письмо МО РФ от 19.03. № 391/11 «О
гражданско-правовом
- Письмо
МО РФ от 6 февраля 1995 года №151/11
«О гражданском образовании и
изучении Конституции
- письмо
МО РФ от 07.04.95 № 385/11 «О повышении
правовой культуры и
- Программа
развития воспитания в системе
образования России на 1999-2001 годы,
утвержденная приказом
- информационно-методическое
письмо МО РФ от 02.04.02 № 13-51-28/13
«О повышении воспитательного
потенциала образовательного
Таким
образом, данная модель воспитания гражданственности
у учащихся предполагает выделение
ведущих мировоззренческих
Заключение
Подводя итог работе обобщим вышеизложенное. Возрастание роли гражданского общества в России, новые геополитические реалии определяют заказ системе образования на формирование социально ориентированного поколения россиян. Среди важнейших задач общеобразовательной школы особое значение имеет гражданское образование и воспитание. В связи с этим необходимо глубокое теоретическое осмысление проблемы гражданского воспитания подрастающего поколения, целенаправленная работа по определению и реализации условий для его гражданского становления.
Общественная
потребность в гражданском
В истории гражданского образования и воспитания в России исследователи выделяют три больших этапа: царский (1901 - 1917 гг.), советский (начало 20-х - конец 80-х годов XX века) и постсоветский (1991 -2005 гг.).
Изучение состояния гражданского воспитания школьников позволило выявить ряд противоречий, которые остаются барьерами на пути создания системы воспитания российского гражданина.
В настоящее
время можно выявить следующие
тенденции развития гражданского воспитания
в современных
- систематическое
гражданское образование в
- движение
общественно активных школ, возрождение
в ряде областей страны
Все эти тенденции можно определить как прогнозные.
К социально-педагогическим условиям оптимизации гражданского воспитания, мы относим, прежде всего, последовательную реализацию принципа соединения обучения с производительным трудом, возвращение к идее политехнического образования, организацию производительного труда школьников, их допрофессиональной подготовки, возрождение в полном объеме системы профессионально-технического образования, расширение сети технических колледжей и лицеев, создание в школах ремесленных классов по типу дореволюционных для освоения детьми народных промыслов, навыков работы с различными инструментами, овладения информационно-компьютерными технологиями.
Одним из непременных условий подлинно гражданского образования и воспитания является перестройка системы школьного образования на демократической основе, внесение демократических отношений в саму школьную жизнь. Иными словами - создание в школе демократического уклада жизни.
Модели
гражданского воспитания должны формироваться
и развиваться в рамках воспитательной
системы школы, и занимать особое
место и приобретать все
Литература
1. Боголюбов Л.Н. (руководитель), Кинкулъкин А.Т., Иванова Л.Ф., Кишенкова О.В., Виноградова Н.Ф., Козленко С.И., Алексашкипа Л.Л., Летрова Н.Н., Вяземский Е.Е. Концепция гражданского образования в общеобразовательной школе // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2003, № 9.
2. Воспитание гражданина в советской школе. /Под ред. Г.Н. Филонова. ? М.: Педагогика, 1990.
3. Кузнецова
Л.В. Становление и развитие
гражданского воспитания
4. Крицкая, Н. Ф. Современные тенденции развития гражданского образования // Интегративный подход к воспитанию гражданственности в системе непрерывного образования: материалы Всерос. науч.-практ. конф., Киров, апрель 2005. - Киров: Изд-во ВятГГУ, 2005.
5. Молодцова, И.В. Педагогические условия становления гражданской позиции старшего подростка // Преподавание истории в школе. - Москва, 2007. -№ 1.
6. Проблемы
правового образования в
7. Суколенов И.В. Теория и практика гражданского образования в общеобразовательных учреждениях (Историко-педагогические аспекты): Дис.д-ра пед.наук. - М., 2002.
8. Савотина Н.А. Гражданское воспитание: традиции и современные требования // Педагогика. -2002. - №4.
Информация о работе Система гражданского воспитания младших школьников