Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 12:25, курсовая работа
Цель работы - выявить и обосновать ведущие парадигмы становления и развития гражданского воспитания школьников в России, определить современные тенденции и перспективные направления развития гражданского воспитания.
Введение…………………………………………………………………….…….
Глава 1. Основы и предпосылки гражданского воспитания младших школьников…………………………………………………………………..……
§1. Историко - педагогический анализ развития гражданского воспитания школьников………………………………………………………………..……
§2. Противоречия опыта гражданского воспитания школьников………..…
Глава 2. Гражданское воспитание младших школьников в современной начальной школе………………………………………………………………..……
§1. условия развития гражданского воспитания в современных общеобразовательных учреждениях……...……
§2.Обобщающие уроки как средство реализации гражданского образования в современной начальной школе …………….……………
Заключение………………………………………………………………..……
Литература………………………………………………………..…………….
Изучение
состояния гражданского воспитания
школьников позволило выявить ряд
противоречий, которые остаются барьерами
на пути создания системы воспитания
российского гражданина. К этим «тематическим»
противоречиям добавляются
- узкая ранняя профилизация;
- прагматизация среднего общего образования;
- свертывание подлинной гуманизации;
- игнорирование
идеи формирования и развития
всех сущностных сил
- распад школы как института всеобщего образования и воспитания;
- рост
правонарушений среди
- резкое
снижение уровня
Главный парадокс современного гражданского воспитания: чтобы воспитать гражданина, нужно обновить и оздоровить общество, и наоборот: чтобы изменить общество, нужно воспитать гражданина. В этой ситуации возникает вопрос о том, насколько новая концепция среднего образования отвечает требованиям обновления общества и в каком направлении движется школа. По мнению Б. Лихачева, реорганизация среднего образования осуществляется под лозунгами гуманизации, гуманитаризации, демократизации. Однако остается очевидной невостребованность знаний, одобряется социальное расслоение школы, провозглашается развитие дарований на основе глубокой дифференциации и профильной подготовки.
На процесс гражданского воспитания влияют социальное расслоение общества и противоречия, вызванные этим процессом. С одной стороны, декларируются идеалы свободы, равенства, справедливости, которые вступают в противоречия с морально и материально тяжелыми условиями жизни, отсутствием социальной перспективы, невозможностью проявить себя в обществе. «Отсюда социальная пассивность, инфантильность, равнодушие детей и молодежи... специфическое расслоение на социальные группы, группки, тусовки и неформальные объединения».
Демократизация
общественно-политической жизни также
влияет на характер гражданского воспитания
детей. Очевидно противоречие между
устаревшей, но привычной командно-
Еще одну
группу противоречий гражданского воспитания
относят к духовно-
В условиях, когда речь идет о создании гражданского общества и о построении правового государства, первоочередной задачей педагогики как авангарда общественного прогресса становится задача воспитания
гуманного, социально-активного, в правовом и общекультурном плане грамотного и законопослушного гражданина государства, который соединяет в своем сознании интересы государства со своими собственными.
Гражданское воспитание в современных условиях ? целенаправленный, нравственно обусловленный процесс освоения детьми и молодежью навыков демократического самоуправления, укрепления ответственности индивида за политический, нравственный и правовой выбор, за поддержание законопорядка, обороноспособности страны, за максимальное развитие личностью собственных творческих способностей, их реализацию в интересах прогрессивного устойчивого развития общества и достижения собственного жизненного успеха.
Глава 2. Прогнозирование гражданского воспитания в системе общего образования
§1. Тенденции развития и
социально-педагогические условия
гражданского воспитания в современных
общеобразовательных
В настоящее
время можно выявить следующие
тенденции развития гражданского воспитания
в современных
- систематическое
гражданское образование в
- движение
общественно активных школ, возрождение
в ряде областей страны
Все эти тенденции можно определить как прогнозные.
К социально-педагогическим условиям оптимизации гражданского воспитания, мы относим, прежде всего, последовательную реализацию принципа соединения обучения с производительным трудом, возвращение к идее политехнического образования, организацию производительного труда школьников, их допрофессиональной подготовки, возрождение в полном объеме системы профессионально-технического образования, расширение сети технических колледжей и лицеев, создание в школах ремесленных классов по типу дореволюционных для освоения детьми народных промыслов, навыков работы с различными инструментами, овладения информационно-компьютерными технологиями.
Российские педагоги понимают, что знания могут носить схоластический характер, если не будет соответствующим образом устроен уклад жизни школы. «В принципе школа до сих пор устроена таким образом, - отмечает А.Н.Тубельской, - что она никак не может формировать опыт нормального, правового, демократического поведения. В школах есть аллергия на так называемое самоуправление. Беда заключается еще и в том, что опыта демократического поведения не имеют не только дети, его не имеют учителя». Проблемы правового образования в общеобразовательных учреждениях // Материалы Всероссийской конф. - М.: Университет, 2001. - С.97-100.
Таким образом, одним из непременных условий подлинно гражданского образования и воспитания является перестройка системы школьного образования на демократической основе, внесение демократических отношений в саму школьную жизнь. Иными словами - создание в школе демократического уклада жизни.
Основными элементами демократического уклада являются:
- идея
приоритета прав личности, которая
пронизывает всю школьную
- демократизация школьного управления, усиление его педагогическо-го потенциала, обеспечение широкого участия членов школьного коллек-тива в управлении школой, создание возможностей для гражданской дея-тельности учащихся не только в учебном процессе, но и вне его;
- превращение
школы в сообщество, открытое
как для внешнего мира, так
и для участников
- широкое
участие обучающихся в
- создание
в школе среды взаимоуважения,
взаимной ответственности всех
участников образовательного
- создание
в школе среды
- учет
возрастных особенностей и
Кроме
того, эффективность гражданского воспитания
во многом зависит от тех педагогических
технологий, которые используются педагогами
в образовательном процессе. Задача
школы, других образовательных структур,
детских общественных организаций
в период, когда идет переоценка
нравственных ценностей общества, состоит
в создании условий для более
адекватного самоопределения
§2. Модели гражданского воспитания школьников
Модели
гражданского воспитания должны формироваться
и развиваться в рамках воспитательной
системы школы, и занимать особое
место и приобретать все
Выпускник
школы демократического государства
в процессе обучения должен овладеть
знаниями о правах человека, о государственных
и общественных институтах, обладать
умением критически мыслить, анализировать
политическую ситуации, сотрудничать
с другими людьми, приобщаться
к ценностям современной
Гражданское
воспитание тесно связано с другими
аспектами воспитательного
Педагогическая деятельность по организации социальной практики и опыта с учетом национальных и культурных особенностей должна позволять ребенку познавать и развивать свою индивидуальность, формировать ответственное отношение к себе и своим поступкам, приобретать и осмыслять личный опыт толерантности и взаимодействия в школе и окружающей среде с другими людьми. Все это должно складываться в единую воспитательную систему.
На
мой взгляд, воспитательная система,
имеющая гражданскую
Воспитательная система - это система педагогическая. Ее функционирование связано с реализацией целого ряда педагогических задач, для решения которых используются разнообразные формы, приемы и методы педагогической деятельности. Результаты решения воспитательных задач свидетельствуют об эффективности воспитательной системы и ее составной части - модели гражданского воспитания.
Воспитательная
система школы - это система ценностно-
Воспитательная система - это система целостная и открытая. Она имеет множество связей и отношений с окружающей социальной и природной средой, которые обеспечивают функционирование и развитие системы. Расширение воспитательного пространства достигается в воспитательной системе за счет кооперативных связей с учреждениями и организациями и помогает гражданской социализации выпускника школы.
Таким
образом, цель гражданского воспитания
- подготовка учащихся к ответственной
и осмысленной
Задачи гражданского воспитания:
- формировать
глубокие и устойчивые
- обучать
навыкам демократического
- формировать
рациональные взаимоотношения
- формировать
личностную установку на
- развивать лидерские качества личности - ответственность за порученное дело, за качество, но и умение подчиняться более компетентному в этом вопросе лидеру;
- формировать
психологическую готовность
- создавать
условия для воспитания
- содействовать
развитию качеств, навыков,
Гражданское воспитание в рамках воспитательной системы школы должно опираться на общечеловеческие, вечные нравственные ценности. Таковыми являются следующие фундаментальные понятия:
Земля - общий дом человечества XXI века, Земля людей и живой природы.
Отечество - единственная, уникальная для человека Родина, данная ему судьбой и доставшаяся ему от предков.
Семья - начальная структурная единица общества, первая человеческая общность ребенка и естественная среда его развития.
Труд - основа человеческого бытия, вид деятельности, адекватный сущности человека.
Знания - результат усердного и, прежде всего, творческого труда, мощное средство развития личности.
Информация о работе Система гражданского воспитания младших школьников