Трудовое воспитание младших школьников (7-11 лет)

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 17:04, реферат

Краткое описание

Цель: через привычку к труду и развитие трудовых навыков социально реабилитировать детей и готовить к самостоятельной жизни.
Задачи:1. воспитание в детях членов трудового общества с положительной ориентацией к труду;
2. через привычку к труду развивать духовные и нравственные качества личности;
- уважение к представителям разных профессий;
- бережное отношение к своему и чужому имуществу;
- навыки работы в коллективе (ответственность,
дисциплинированность, целеустремлённость,
толерантность);
3. создать условия для максимального востребования и
использования полученных навыков в жизни семьи.

Файлы: 1 файл

trudovoevospitanie.doc

— 466.50 Кб (Скачать)


ГОУ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ «ДЕТСКИЙ ДОМ № 8» пгт.  НИЖНИЙ ОДЕС

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          Трудовое воспитание

          младших школьников

                    (7-11 лет)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                            Составитель воспитатель   Н.В. Бабикова

 

 

                                  

 

 

 

 

 

                                                       Воспитание не только должно развить                                       

                                                        разум человека и дать ему известный

                                          объём сведений, но должно зажечь в

                                          нём жажду серьёзного труда, без кото-

                                          рой жизнь не может быть ни достойной

                                          ни счастливой».   

                                                                       К.Д.Ушинский

 

 

                          Актуальность.

Значение каждого ребёнка, ценность его как гражданина, будет зависеть от того, насколько он в состоянии будет принимать участие в общественном труде, насколько он будет к этому труду подготовлен. Даже семья, если она будет рассмотрена вне производства, представляет собой цепь трудовых отношений между её членами и неспособность к их выполнению повлечёт её разрушение. Поэтому, именно детям, оставшимся без попечения родителей, особенно важно донести ценностные ориентиры семьи, с раннего детства помочь привить и усвоить необходимый уровень трудовых навыков, как один из методов дальнейшей социальной реабилитации к самостоятельной жизни в обществе. Мы хорошо знаем, что от природы все люди обладают приблизительно одинаковыми трудовыми данными, но в жизни одни люди умеют работать лучше, другие- хуже, одни способны только к самому простому труду, другие- к более сложному, и, следовательно, более к ценному. Эти и различные трудовые качества не даются человеку от природы, они воспитываются в нём в течении его жизни и в особенности с детства. Многие великие люди, достигшие в своей деятельности мировых высот, утверждают, что обязаны успеху в жизни не только своему таланту, а на 98% бесконечно упорному труду на пути к поставленной цели. Актуальна в этом плане идея И.Г.Песталоцци о том, что соединение обучения с трудом отвечает психологии детей, их естественному стремлению к деятельности. Труд, как часть воспитательного процесса, за основу взял и знаменитый педагог А.С.Макаренко, работавший с детьми-сиротами. Он подчёркивал, что детям необходимо внушать, что приобретение необходимых трудовых навыков имеет большое значение в личной жизни. Мы хорошо знаем насколько веселее и счастливее живут люди, которые многое умеют делать, у которых всё удаётся и спорится, которые не потеряются ни при каких обстоятельствах, которые умеют владеть  вещами. И, наоборот, всегда вызывают жалость люди, которые перед каждым пустяком становятся в тупик, которые не умеют себя обслуживать и всегда нуждаются в «няньках», то в услугах и помощи. А если им никто не помогает, живут в неудобной обстановке, неряшливо, грязно, растерянно. Поэтому надо подводить детей к осознанному пониманию, что трудовая подготовка, воспитание трудовых качеств- это воспитание будущего жизненного уровня, благосостояния, перспектив.

 

Цель: через привычку к труду и развитие трудовых навыков социально реабилитировать детей и готовить к самостоятельной жизни.

Задачи:1. воспитание в детях членов трудового общества с положительной ориентацией к труду;

             2. через привычку к труду развивать духовные и нравственные качества личности;

              - уважение к представителям разных профессий;

              - бережное отношение к своему и чужому имуществу;

              - навыки работы в коллективе (ответственность,   

                дисциплинированность, целеустремлённость,

                толерантность);

              3. создать условия для максимального востребования и 

                  использования полученных навыков в жизни семьи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



          План работы по трудовому воспитанию младших школьников (самообслуживание,             

               хозяйственно-бытовой труд)

 

 

 

 

            7-8 лет

            9-10 лет

                11-12 лет

             1 квартал

    самообслуживание

- приучать содержать в чистоте учебные принадлежности, соблю-

дать порядок в портфеле;

- учить  чистить одежду с по-

мощью щётки;

- знакомить с последовательностью

помывки тела при купании;

- закреплять умение накрывать на стол перед едой;

- приучать проводить уборку посуды, столов после приёма пищи

- приучать следить за внешним видом, приводить в порядок причёску;

- учить пользоваться ножницами при стрижке ногтей;

- закреплять умение чистить одежду;

- учить пользоваться средствами по уходу за обувью;

- закреплять умение последовательно мыть тело при купании;

-учить накрывать праздничный стол;

- учить проводить уборку посуды, столов;

- формировать умение мыть чайную посуду.

- продолжать приучать следить за внешним видом в течение дня;

- приучать самостоятельно стричь ногти на руках, ногах;

- приучать самостоятельно, по мере необходимости, пользоваться щёткой для одежды, обуви, содержать одежду, обувь в порядке;

- приучать самостоятельно купаться;

- знакомить с разнообразием посуды;

- знакомить с различными способами накрывания праздничного стола;

- закреплять умение мыть чайную, столовую посуду;

- приучать самостоятельно собирать бельё для купания;

- учить стирать носовые платки, плавки.

                                  Сетка занятий по теме «Мамина школа»                             

 

      1 неделя

      2 неделя

         3 неделя

         4 неделя

   сентябрь

«Смена белья»

цель: пополнять знания о гигиеническом значении смены белья, отрабатывать самостоятельные навыки по его замене.

«Уход за мебелью»

цель: пополнять знания о необ-

ходимости ухода за мебелью,

формировать самостоятельные

навыки за её уходом.

«Уборка с пылесосом»

цель: знакомить с работой бытовых приборов, развивать умение пользоваться ими.

«Готовим комнату к празднику»

цель: учить делать помеще-

ние нарядным, праздничным.

   октябрь

«Уход за посудой»

цель: пополнять знания о гигиеническом значении ухода за посудой, формировать самостоятельные навыки.

«Где живёт посуда»

цель: дать понятие о кухне, как месте хранения посуды.

«Волшебные салфетки»

цель: знакомить с разными способами украшения стола салфетками.

«Ждём гостей»

цель: учить празднично сер

вировать стол, знакомить с разнообразием столовых приборов.

    ноябрь

«Уход за обувью»

цель: пополнять знания о разнообразии и значении обуви, способами ухода за ней.

«Помогаю обуви сам»

цель: знакомить с простыми методами первичного ремонта обуви.

«Покупаю сам»

цель: формировать культуру по-

сещения магазина, умение де-

лать отбор продуктов по заранее подготовленному плану.

«Мы гостей встречаем чаем»

цель: учить самостоятельно готовить чай, накрывать чайный стол.

  декабрь

«Уход за волосами»

цель: пополнять знания о  ги-

гиеническом  значении ухода за волосами, прививать навы-

ки по уходу за ними.

«Уход за ногтями»

цель: пополнять знания о гигие-

ническом значении ухода за ног

тями, дать понятие «маникюр».

«Уход за ушами»

цель: пополнять знания о гигени

ческом значении ухода за уша-

ми, использовании украшений.

«Праздничная причёска»

цель: знакомить с просты-

ми методами украшения причёски.

   январь

Новогодние праздники

Новогодние праздники

«Дом для продуктов»

цель: познакомить с предназна-

чением холодильника, способа-

ми ухода за ним.

«Бутербродный стол»

цель: дать понятии о бутерброде, учить делать их самостоятельно.

 

февраль

«Ремонт одежды»

цель: учить подбирать пугови-

цы с ориентировкой на цвет одежды, пришивать их.

«Ремонт одежды»

цель: знакомить со штопкой, как приёмом ремонта одежды.

«Ремонт одежды»

цель: продолжать учить штопать.

«Ремонт одежды»

цель: учить подбирать и ставить заплатку.

   март

«Праздничный букет»

цель: знакомить с разнообрази

ем урашения тола букетом цветов.

«Уход за комнатными цветами»

цель: активизировать и попол-

нять навыки по уходу за комнат

ными цветами.

«Цветы на столе»

цель: учить делать «цветы» из овощей (свекла, лук и т.д.) для украшения блюд.

«Весна салатная»

цель: учить готовить простой салат с использова

нием овощей, зелени.

    апрель

«Порядок в ванной»

цель: знакомить с оборудова-

нием ванны, их назначением, учить поддерживать в ней по-

рядок.

«Купаюсь сам»

цель: закреплять умение последовательно мыть тело, знакомить с разнообразием и назначнием средств по уходу за телом.

«Порядок в шкафу»

цель: продолжать знакомить со способами укладки разных видов одежды в шкафу.

«Хранение зимних вещей»

цель: учить правильно гото-

вить зимние вещи к хранению.

        май

«Летняя обувь»

цель: знакомство с разнообра-

зием и назначением летней обуви, активизация знаний по уходу за ней.

«Одежда для лета»

цель: знакомить с разнообразии-

ем летней одежды, её назначени

ем, способами ухода.

«Собираю дорожную сумку»

цель: учить делать отбор вещей, необходимых для отпуска, учить правильно их укладывать в сумку.

 

 

 

 

                                              Труд в природе (сетка занятий)

 

  1 неделя      

       2 неделя  

     3 неделя

    4 неделя

   сентябрь

«Сбор природного материала»

цель: познакомить с правилами сбора природ-

ного материала, его разно-

образием.

«Участие в сборе урожая»

цель:учить трудиться сообща, осознавать значимость сбора урожая в жизни людей.

«Приведение в порядок земельной площади огорода»

цель: знакомить с правила-

ми перекопки почвы, агро-

техническим приёмом

«прополка», развивать уме-

ние владеть лопатой.

«Перенос поздних цвето-

носов в «комнатный ого-

род»

цель: знакомство с особеннос-

тями осенней жизни растений,

овладение агротехническим приемом «пересадка».

        октябрь

«Приведение в порядок земельной площади в цветнике»

цель: закреплять умение ко-

пать землю, овладение агро-

техническим приёмом «об-

резка».

«Подготовка почвы для уголка природы»

цель: дать знания о выращивании растений зимой

в комнатных условиях, о пара-

метрах плодородной почвы, высадка зелени для птиц, воспитание заботы о «братьях наших меньших».

«Осеннее одеяло»

цель: учить укрывать пристволье деревьев осенней листвой, дать понятие о значении этого для зимовки растений,

«Уж небо осенью дышало»

цель: закреплять умение замечать и обозначать погоду, знакомство с поговорками об осени и приметами.

    ноябрь

«Оформление книжки «Осень».

Цель: учить художественно оформлять свои наблюдения за природой: рисунками, иллюстрациями; учить видеть красоту природы.

«Изготовление кормушек для птиц из бросового материала»

цель: продолжать воспитывать заботливое отношение к птицам, знакомить с приёмами изготовления кормушек для птиц.

«Изготовление кормушек для птиц»

цель: продолжать воспитывать заботливое отношение к птицам, продолжать знакомить со способами изготовления кормушек для птиц.

«Экскурсия в школьный парк»

цель: знакомить с особенностями поведения зимующих птиц, развешивание кормушек на территории парка.

             декабрь

«Высадка комнатного огорода»

цель: показать приемы и последовательность выращивания витаминной зелени для обитателей живого уголка.

«Оформление участка для прогулок снежными постройками»(3 недели)

цель: развивать и закреплять навыки работы в коллективе: ответственность, дисциплинированность, толерантность, стремление к достижению цели, трудолюбие

«Оформление участка снежными постройками»

«Оформление участка снежными постройками»

             январь

«Размещение кормушек на территории детского дома»

цель: продолжать учить заботиться о зимующих птицах, расширять знания о повадках зимующих птиц.

«Экскурсия в живой уголок ДДТ»

цель: передача выращенной зелени для обитателей живого уголка, воспитание чувства заботы о «братьях наших меньших».

«Помощь дворнику в уборке территории от снега»

цель: воспитывать уважение к труду других людей, осознание его пользы и значимости для окружающих, закреплять умение пользоваться инвентарём, учить видеть результат труда, радоваться достигнутому результату.

«Посещение экологического кабинета»

цель: продолжать знакомить с

особенностями зимнего ухода за ними, закреплять агротехнические приёмы полива, рыхления, опрыскивания, очищения от пыли.

      март                                                             февраль

«Идёт зима-аукает»

цель: закреплять умения замечать и обозначать зимние явления погоды, знакомить с поговорками о зиме, зимними приметами.

 

 

 

 

 

 

 

«Уход за цветущими растениями»

цель: познакомить с особенностями весеннего ухода за растениями, знакомить с агротехническим приёмом «подкормка» растений.

«Посещение экологического уголка, знакомство с царством рыб»

цель: продолжать знакомить с разнообразием аквариумных рыб, циклом работ по смене воды в аквариуме, орудиями труда, их названием и назначением, подчеркнуть ответственность этой работы для жизни рыб.

«Высадка зелени в комнатном огороде для подкормки зимующих птиц»

цель: закреплять чувство заботы по отношению к зимующим птицам, чувство ответственности за них.

«Оформление книжки «Зима»

цель: продолжать учить художественно оформлять свои наблюдения за природой, учить видеть красоту зимней природы, систематизировать знания об особенностях жизни природы зимой.

 

 

«Посещение школьного парка»

цель: наблюдение за деревьями, отметить их разнообразие и значение их в жизни людей, участие в природоохранной работе.

«Высадка лука в комнатный огород»

цель: продолжать знакомить со способами высадки луковиц для получения зелени, используемой для витаминизации пищи, закреплять агротехнические навыки, осуществление систематического ухода за посадками.

 

«Обход птичьих кормушек»

цель: отметить изменения в жизни птиц с приходом весны, провести подкормку выращенной зеленью.

 

       апрель

«Посещение живого уголка в ДДТ»

цель: отметить весенние изменения в жизни обитателей живого уголка, особенности ухода за ними весной.

«Знакомство с разнообразием посевного материала» (семена, клубни, луковицы)

цель: учить сравнивать и готовить посадочный материал к высадке на рассаду.

«Высадка рассады»

цель: закреплять агротехнические приёмы работы с землёй при высадке посевного материала.

«Участие в экологическом празднике «День земли»

цель: закреплять знания об экологии, понятии своего участия в деле защиты нашей планеты от загрязнения.

              май

«Участие в уборке территории, оформление клумбы»

цель: закреплять приёмов работы лопатой, метлой, граблями, знакомить со способами утилизации мусора.

«Весна-красна»

цель: продолжить работу с весенним календарём, закреплять умение замечать и обозначать погоду, знакомить с поговорками и пословицами о весне.

«Оформление книжки «Весна»

цель: продолжать учить художественно оформлять наблюдения в природе иллюстрациями, рисунками, видеть красоту природы весной.

«Овладение способами высадки рассады в грунт теплицы»

цель: закреплять знания о цикле развития растений, значении растениеводства в жизни людей, ответственного отношения к этой работе.

 

 

                      Сетка занятий и экскурсий по ознакомлению с профессиями.

 

 

          1 неделя

     2 неделя

      3 неделя

      4 неделя

       экскурсии

      сентябрь

       «Учитель»

цель: подчеркнуть значимость

и необходимость работы учи-

теля, воспитывать уважение и благодарность к его труду.

  «Нефтяник»

цель: познакомить с работой бурильщика, техникой добычи нефти.

     «Шахтёр»

цель: рассказать о работе шахтёра, пользе и тяготах его труда, воспитывать и интерес к его труду.

     «Лесник»

цель: познакомить с работой лесника, охранными мероприятиями по защите природы, животных.

      «В школу»

цель: развивать интерес к работе учителя, знакомить с классными помещения-

ми, правилами посещения школы, работой учителя.

        октябрь

    «Архитектор»

цель: рассказать о необходимости работы архитектора для создания красоты и безопасно-

го градостроительства.

   «Механизатор»

цель: расширять и уточнять знания детей о труде в сельском хозяйстве, значимости этого труда в жизни людей.

      «Полевод»

цель: расширять и систе-

матизировать знания  о работниках сельского хозяйства.

    «Животновод»

цель: расширять представления детей о труде в сельском хо-

зяйстве.

«На площадь»

цель: знакомство с пла-

ном посёлка, отметить особенности располо-

жжения промышлен-

ных и жилых зон.

      ноябрь

    «Воспитатель»

цель: знакомить с работой воспитателя, воспитании качеств, необходимых в работе с детьми.

  «Милиционер»

цель: уточнять знания детей о работе милицио-

нера, подводить к поня-

тию о законопослуша-

нии.

     «Студент»

цель: подводить к поня-

тию, что для получения профессии надо учиться, знания- это основа выбо-

ра в жизни, получения работы и благополучия.

«День матери»

цель: воспитывать нравственные ориенти-

ры,направленные на создание семьи, под-

черкнуть, что труд матери важен и труден.

«В детский сад»

цель: активизировать знания детей о работе воспитателя, обратить внимание на учебные помещения, оформле-

ние, территорию для прогулок.

    декабрь

    «Лётчик»

цель: дать представление о работе пилота, качест-

вах и необходимости его работы.

   «Судья»

цель: продолжать знакомство с профессия-

ми, подводящими к соб-

людению законов и по-

рядка в обществе.

      «Артист»

цель: знакомить с пред-

ставителями творческих профессий, дать понятие «талант».

Подготовка к Новому году.

«В дом культуры»

цель: знакомить с ра-

ботниками, несущими культуру, искусство и радость населению по-

сёлка, кружками, раз-вивающими таланты.

         январь

Новогодние каникулы

   Новогодние каникулы

      «Корреспондент»

цель: рассказать о работе людей, знакомящих всех с событиями в мире, зна-

чимости и трудности этой профессии.

      «Водитель»

цель: расширять зна-

ния о работе водителя, особенностях его тру-

да, развивать интерес к технике.

Посещение новогодних мероприятий

цель: обратить внима-

ние на работу артистов

певцов, чтецов, воспи-

тывать умение ценить их работу, благодарить их за труд.

         февраль

«Работники ЖКХ»

цель: знакомить с разнооб

разием и необходимостью профессий работников ЖКХ, с правилами вызова их при авариях и поломках.

   «Библиотекарь»

цель: расширять знания о работе библиотекаря.

    «Военный»

цель: знакомить с разно-

образием военных про-

фессий, воспитывать пат

риотизм, мужест-

венность и любовь к Родине.

     «Парикмахер»

цель: знакомить с рабо-

той парикмахера, оформлением помещения, правилами общения с клиентами.

«В детскую библиоте-

ку»

цель: активизировать знания детей о работе библиотекаря, о значи-

мости и пользе его тру-

да, закрепить знания правил поведения в библиотеке.

            март

    «Косметолог»

цель: знакомить с профес-

сией, помогающей стать людям красивее, с качествами, необходимы-

ми для её получения.

    «Повар»

цель: расширять знания  о работе повара, её значи

мости в жизни людей, ориентировку в подборе продуктов для приготов-

ления разных блюд.

   «Метеоролог»

цель: рассказать о значи-

мости работы метеороло

га, закреплять умения наблюдать за погодой.

    «Продавец»

цель: знакомить с раз-

нообразием магазинов, учить ориентируясь на причину посещения находить нужный магазин, соблюдать правила посешения и общения.

«На кухню детского дома»

цель: пополнять знания о работе повара, знако-

мить с оборудованием

кухни, дать представле

ние о безопасности, о правилах работы на кухне.

       апрель

   «Писатель»

цель: прдолжать знакомить с представите-

лями творческих профес-

сий, особенностями их труда.

«Врач, медсестра»

цель: расширять знания о работе врача, значимос

ти их работы для людей, знакомить с правилами обращения к медработникам.

    «Эколог»

цель: познакомить с профессией «эколог», формировать позицию стремления к охране окружающей среды.

    «Пожарник»

цель: расширять зна-

ния о профессии пожар

ного, качествах, необхо

димых для работы спа-

сателем. Знакомить с правилами вызова пожарных.

«В пожарную часть»

цель: знакомство с по-

жарной частью посёл-

ка, активизация знаний

о пожарной безопасности.

                    май

 

   «Почтальон»

цель: расширять знания о работе почтальона, необхо

димости его труда, важнос

ти ответственного подхо-

да к выполнению своей работы.

 

«Ярмарка профессий»

цель: подвести итоги, выявить уровень знаний о профессиях, уровень первичных ориентирах в их выборе (образование, личностные качества).

 

 

 

Информация о работе Трудовое воспитание младших школьников (7-11 лет)