Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 16:42, доклад
Также важен педагогический опыт Антона Семеновича Макаренко. Он организовывал и руководил колониями для трудных подростков. Например, такими колониями, как «Колония им. Горького» на Украине, и «Трудовая комунна им. Дзержинского».
Основа воспитательной системы Макаренко заключается в развитии личности в коллективе. Этапы формирования коллектива он видел в формировании коллектива через трудовое воспитание. В этом его предшественником был Песталоцци с его трудовой системой.
Также важен
педагогический опыт Антона Семеновича
Макаренко. Он организовывал и руководил
колониями для трудных
Основа воспитательной системы Макаренко заключается в развитии личности в коллективе. Этапы формирования коллектива он видел в формировании коллектива через трудовое воспитание. В этом его предшественником был Песталоцци с его трудовой системой.
Для перевоспитания
подростков Макаренко в своих
колониях использовал принцип «сожженной
биографии». Это помогало подросткам
нацелиться на устремленность в реальность
и в будущее. Также Макаренко
использовал приём «
Главную силу коллектива он видел в общественном мнении. Он старался не допустить в своих колониях конформизма, приспособленчества. Макаренко допускал наказания: в случае вреда коллективу наказания вносил товарищеский суд. В его колониях было развито самоуправление. Выборные командиры руководили разновозрастными отрядами.
Лозунг Макаренко был: «Как можно больше требований к воспитаннику, как можно больше уважения к нему».
В своих колониях Макаренко использовал трудовое воспитание.
Внешней организацией колоний были военизация (например, строй, форма, оркестр) и театрализация (устроение праздников).
Макаренко вывел
закон движения коллектива - коллектив
постоянно совершенствуется через
новые мероприятия и совместную
деятельность. Также это организация
новых перспектив, использование
ранее имеющихся, постановка дальнейших
перспектив. Макаренко говорит о
том, что правильно воспитывать
коллектив, это - «Окружить его сложнейшей
цепью перспективных
В элементы воспитательной технологии Макаренко входили: тон и стиль общения (мажор), традиции как признак долговременности коллектива, большая роль актива, воспитательные требования, трудовое производственное воспитание.
В колониях Макаренко, как и в любом другом детском учреждении, было много воспитанников разного возраста, что давало большой воспитательный эффект. Объединение детей разного возраста создает тесное взаимодействие возрастов, преемственность поколений. У старших вырабатывается чувство ответственности, забота о младших, внимание, великодушие, требовательность. Младшие же воспитанники получают различные знания, навыки, усваивают моральные нормы, принятые в обществе, учатся уважать старших и их авторитет. Макаренко писал: «У каждого старшего ученика обязательно был так называемый «корешок»…Каждый имел своего корешка в другом классе, в другом цехе, в другом отряде. Тем не менее, они всегда были вместе. Это неразлучная пара, это младший и старший брат, причем старший брат крепко держит в руках младшего. Если младший набедокурил, если он стоит перед общим собранием, то обязательно раздается голос:
-А чей он корешок?
-Володи Козыря.
-Пусть Володя Козырь даст объяснение.
И Володя Козырь- комсомолец, ученик десятого класса, семнадцатилетний парень, - вставал и говорил:
-Прозевал, я его исправлю, не наказывайте».
И если начиная
работу в колонии Макаренко сначала
считал, что его задача - «вправить
души» у правонарушителей, сделать
их вместимыми в жизни, то есть подлечить,
наложить заплаты на характеры» , то постепенно
он повышает требования и к своему делу,
и к себе и к детям. Он уже не интересуется
вопросами исправления, его перестают
интересовать и так называемые «правонарушители».
Макаренко убеждается, что эти дети просто
попали в тяжелое положение, и жизнь каждого
из них представляет собой концентрированное
детское горе маленького человека, не
привыкшего рассчитывать ни на какое сожаление.
Макаренко понимал, что он не вправе ограничиваться
сочувствием и жалостью к ним. Он понимал,
что ему необходимо быть твердым, требовательным
и в чем-то даже суровым.
Подросток, выброшенный из поля социально-правовой защиты, ищет эмоциональную поддержку и находит её среди тех, кто попал в такое же положение. Состояние человека, который очутился в социальном тупике и пытается из него выйти, на юридическом языке называют «аутсайдерство». Аутсайдерами становятся молодые люди с заниженной самооценкой, чувством ущербности и ненужности, считающие себя неудачниками. Объединившись в «мы» или в «свои», они ищут пути самоутверждения и самореализации, часто путём протеста и защиты, а иногда и удовлетворения эгоистических, агрессивных потребностей.
В
работе с такими детьми очень важно
правильно организовать педагогический
процесс — совместное движение педагогов
и воспитанников к целям
Заведовал колонией
на Украине, которая имела славу
притона самых неисправимых воров
и беспризорников. Там Макаренко
добился феноменальных успехов
– трудные подростки не только
перевоспитывались, но и работали с
очень хорошими результатами.Колония
давала прибыль государству и окупала
сама себя.
Тогда же Макаренко разработал проект
управления детскими колониями Харьковской
губернии. Но после того, как его система
воспитания была объявлена «несоветской»,
он подал заявление об уходе с работы.
Макаренко написал «Педагогическую поэму»–
уникальную книгу, в которой он показал
путь воспитания личности. Он основан
на уважении к личности и её активной деятельности
в коллективе.Это труд принес ему всемирную
известность и стал новой страницей в
истории педагогики.
В перевоспитании трудных подростков можно обратиться к опыту А.С.Макаренко, его «методу взрыва», когда, оказавшись в критической ситуации, подросток понимает свою безысходность, чувствует отвращение к своей жизни. У него возникает потребность быть лучше. Но воспитанник достигнет успеха, если сможет изменить свои привычки и поступки.
В сегодняшнем мире трудные подростки - весьма распространённый случай. На них давят родители, школа, реклама и то количество информации, которую они получают ежедневно. Неудивительно, что термин «трудные подростки» настолько известен.
Положение дел
ухудшает тот факт, что подростки
испытывают большие физические изменения,
не говоря уже об эмоциональном и
психологическом росте в
Работа с трудными детьми или подростками обязательно предполагает педагогический процесс перевоспитания. жизни.
Серьезной проблемой нашего общества сегодня является наличие большого количества детей и подростков с девиантным поведением разной степени дезадаптации:
от нарушителей школьных правил до подростков, осуществляющих асоциальные,
противоправные действия.
В работе по решению проблемы беспризорничества и «трудных» детей необходимо определить стратегию педагогической работы, выявив важнейшие методолгические ориентиры. Определение методологических основ воспитательной работы с
подростками «группы риска» требует прежде всего выяснения причин появления таких
подростков. Среди причин отклоняющегося поведения подростков можно выделить
субъективные (т.е. зависящие от психологических особенностей самого подростка) и
объективные, главной из которых является окружающая среда (макросреда – общество
и микросреда – семья, круг общения).
Выдающийся российский педагог А.С. Мака-
ренко, который воспитал около трёх тысяч правонарушителей и беспризорников, дав
им путёвку в достойную жизнь, был убеждён, что они – «такие же обыкновенные, хо-
рошие, нормальные дети, как и все». Он вырабатывал свои методы, исходя из «… доверчивости к человеку или, скорее, из любви к нему» [2, т.4, 231]. Он не верил, что существуют «преступные характеры» и уходил в своих посылках от биологической предрасположенности к преступлениям.
Он отмечал, что главная особенность «трудных» детей – это отсутствие здорового социального опыта и наличие «дефективного» социально-нравственного опыта. «Именно этот опыт… объясняет социально нездоровую мотивацию поступка …», – утверждал А.С. Макаренко.
Макаренко организовывал и руководил колониями для трудных подростков. Например, такими колониями, как «Колония им. Горького» на Украине, и «Трудовая комунна им. Дзержинского». Он с самого начала своей работы в колонии шёл по пути включения воспитанников в активную общественную жизнь через «колонистскую прогрессивную общину», определив таким образом стратегию воспитания, в основе которой лежит идея «единства воспитания и жизни». Целесообразность и эффективность такого «жизненно-ориентированного» воспитания объясняется тем, что оно учитывает главную причину отклоняющегося поведения подростков – их неумение строить конструктивные отношения с окружающим миром. Поэтому стратегическое направление в воспитательной работе – это организация нравственно здоровой среды, в которой воспитанники будут учиться строить гармоничные отношения с окружающими на основе осознания своих особенностей, своей индивидуальности. Технологической формой реализации такой стратегии воспитания является коллектив как гуманное организованное сообщество.
Главную силу коллектива он видел в общественном мнении. Он старался не допустить в своих колониях конформизма, приспособленчества. Макаренко допускал наказания: в случае вреда коллективу наказания вносил товарищеский суд. В его колониях было развито самоуправление. Выборные командиры руководили разновозрастными отрядами.
Лозунг Макаренко был: «Как можно больше требований к воспитаннику, как можно больше уважения к нему».
Макаренко вывел
закон движения коллектива - коллектив
постоянно совершенствуется через
новые мероприятия и совместную
деятельность. Также это организация
новых перспектив, использование
ранее имеющихся, постановка дальнейших
перспектив. Макаренко говорит о
том, что правильно воспитывать
коллектив, это - «Окружить его сложнейшей
цепью перспективных
В элементы воспитательной технологии Макаренко входили: тон и стиль общения (мажор), традиции как признак долговременности коллектива, большая роль актива, воспитательные требования, трудовое производственное воспитание.
В колониях Макаренко, как и в любом другом детском учреждении, было много воспитанников разного возраста, что давало большой воспитательный эффект. Объединение детей разного возраста создает тесное взаимодействие возрастов, преемственность поколений. У старших вырабатывается чувство ответственности, забота о младших, внимание, великодушие, требовательность. Младшие же воспитанники получают различные знания, навыки, усваивают моральные нормы, принятые в обществе, учатся уважать старших и их авторитет.
Макаренко не выделял из своих воспитанников лучших и худших - для него они все были равны, и благодаря своим трудам он смог добиться того, что в созданном им коллективе он мог любого назначить старшим, главным.
Отношения в
его коллективе носили характер отношений
ответственной зависимости: личные
интересы согласовывались с интересами
первичного и общего коллектива; в
то же время, это были дружественные
отношения; коллектив украшало чувство
ответственности, собственного достоинства,
гордости; сложилась ситуация защищенности
каждого члена коллектива. Самый
слабый прекрасно осознавал, что
он защищен всеми членами
И если начиная работу в колонии Макаренко сначала считал, что его задача - «вправить души» у правонарушителей, сделать их вместимыми в жизни, то есть подлечить, наложить заплаты на характеры» , то постепенно он повышает требования и к своему делу, и к себе и к детям. Он уже не интересуется вопросами исправления, его перестают интересовать и так называемые «правонарушители». Макаренко убеждается, что эти дети просто попали в тяжелое положение, и жизнь каждого из них представляет собой концентрированное детское горе маленького человека, не привыкшего рассчитывать ни на какое сожаление. Макаренко понимал, что он не вправе ограничиваться сочувствием и жалостью к ним. Он понимал, что ему необходимо быть твердым, требовательным и в чем-то даже суровым.
Организация жизнедеятельности в коллективе определяет стратегию воспитания, в русле этой стратегии осуществляется тактика воспитательной деятельности. При этом должно быть сочетание индивидуальных и групповых форм работы: производительный труд, учёба, общественная работа, консультации, психологические тренинги, ролевые игры и т.д.