Трудовое воспитание Макаренко

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 16:42, доклад

Краткое описание

Также важен педагогический опыт Антона Семеновича Макаренко. Он организовывал и руководил колониями для трудных подростков. Например, такими колониями, как «Колония им. Горького» на Украине, и «Трудовая комунна им. Дзержинского».
Основа воспитательной системы Макаренко заключается в развитии личности в коллективе. Этапы формирования коллектива он видел в формировании коллектива через трудовое воспитание. В этом его предшественником был Песталоцци с его трудовой системой.

Файлы: 1 файл

макаренко.docx

— 30.50 Кб (Скачать)

Также важен  педагогический опыт Антона Семеновича Макаренко. Он организовывал и руководил  колониями для трудных подростков. Например, такими колониями, как «Колония им. Горького» на Украине, и «Трудовая комунна им. Дзержинского».

Основа воспитательной системы Макаренко заключается  в развитии личности в коллективе. Этапы формирования коллектива он видел  в формировании коллектива через  трудовое воспитание. В этом его  предшественником был Песталоцци с  его трудовой системой.

Для перевоспитания подростков Макаренко в своих  колониях использовал принцип «сожженной биографии». Это помогало подросткам нацелиться на устремленность в реальность и в будущее. Также Макаренко  использовал приём «педагогического взрыва», он же был и его автором  этого приёма.

Главную силу коллектива он видел в общественном мнении. Он старался не допустить в своих  колониях конформизма, приспособленчества. Макаренко допускал наказания: в  случае вреда коллективу наказания  вносил товарищеский суд. В его колониях было развито самоуправление. Выборные командиры руководили разновозрастными отрядами.

Лозунг Макаренко  был: «Как можно больше требований к  воспитаннику, как можно больше уважения к нему».

В своих колониях Макаренко использовал трудовое воспитание.

Внешней организацией колоний были военизация (например, строй, форма, оркестр) и театрализация (устроение праздников).

Макаренко вывел  закон движения коллектива - коллектив  постоянно совершенствуется через  новые мероприятия и совместную деятельность. Также это организация  новых перспектив, использование  ранее имеющихся, постановка дальнейших перспектив. Макаренко говорит о  том, что правильно воспитывать  коллектив, это - «Окружить его сложнейшей цепью перспективных представлений, ежедневно возбуждать в коллективе образы завтрашнего дня, образы радостные, поднимающие человека и заражающие радостью его сегодняшний день» 

В элементы воспитательной технологии Макаренко входили: тон  и стиль общения (мажор), традиции как признак долговременности коллектива, большая роль актива, воспитательные требования, трудовое производственное воспитание.

В колониях Макаренко, как и в любом другом детском  учреждении, было много воспитанников  разного возраста, что давало большой  воспитательный эффект. Объединение  детей разного возраста создает  тесное взаимодействие возрастов, преемственность  поколений. У старших вырабатывается чувство ответственности, забота о  младших, внимание, великодушие, требовательность. Младшие же воспитанники получают различные  знания, навыки, усваивают моральные  нормы, принятые в обществе, учатся уважать старших и их авторитет. Макаренко писал: «У каждого старшего ученика обязательно был так  называемый «корешок»…Каждый имел своего корешка в другом классе, в другом цехе, в другом отряде. Тем не менее, они всегда были вместе. Это неразлучная  пара, это младший и старший  брат, причем старший брат крепко держит в руках младшего. Если младший  набедокурил, если он стоит перед общим собранием, то обязательно раздается голос:

-А чей он  корешок?

-Володи Козыря.

-Пусть Володя  Козырь даст объяснение.

И Володя Козырь- комсомолец, ученик десятого класса, семнадцатилетний парень, - вставал и говорил:

-Прозевал, я  его исправлю, не наказывайте».

И если начиная  работу в колонии Макаренко сначала  считал, что его задача - «вправить  души» у правонарушителей, сделать  их вместимыми в жизни, то есть подлечить, наложить заплаты на характеры» , то постепенно он повышает требования и к своему делу, и к себе и к детям. Он уже не интересуется вопросами исправления, его перестают интересовать и так называемые «правонарушители». Макаренко убеждается, что эти дети просто попали в тяжелое положение, и жизнь каждого из них представляет собой концентрированное детское горе маленького человека, не привыкшего рассчитывать ни на какое сожаление. Макаренко понимал, что он не вправе ограничиваться сочувствием и жалостью к ним. Он понимал, что ему необходимо быть твердым, требовательным и в чем-то даже суровым. 
 

     Подросток, выброшенный из поля социально-правовой защиты, ищет эмоциональную поддержку  и находит её среди тех, кто  попал в такое же положение. Состояние  человека, который очутился в социальном тупике и пытается из него выйти, на юридическом языке называют «аутсайдерство». Аутсайдерами становятся молодые люди с заниженной самооценкой, чувством ущербности и ненужности, считающие себя неудачниками. Объединившись в «мы» или в «свои», они ищут пути самоутверждения и самореализации, часто путём протеста и защиты, а иногда и удовлетворения эгоистических, агрессивных потребностей.

     В работе с такими детьми очень важно  правильно организовать педагогический процесс — совместное движение педагогов  и воспитанников к целям образования, если под образованием понимать не только традиционное воспитание и обучение, но и такие его составляющие, как  взросление, самоопределение, реабилитация, социализация, развитие и саморазвитие личности. В Центре внешкольной работы им. А.С. Макаренко определены подходы  к трём базовым компонентам педагогического  процесса: 
 

Заведовал колонией на Украине, которая имела славу  притона самых неисправимых воров  и беспризорников. Там Макаренко  добился феноменальных успехов  – трудные подростки не только перевоспитывались, но и работали с  очень хорошими результатами.Колония давала прибыль государству и окупала сама себя. 
 Тогда же Макаренко разработал проект управления детскими колониями Харьковской губернии. Но после того, как его система воспитания была объявлена «несоветской», он подал заявление об уходе с работы. 
 Макаренко написал «Педагогическую поэму»– уникальную книгу, в которой он показал путь воспитания личности. Он основан на уважении к личности и её активной деятельности в коллективе.Это труд принес ему всемирную известность и стал новой страницей в истории педагогики.
 
 

В перевоспитании трудных подростков можно обратиться к опыту А.С.Макаренко, его «методу  взрыва», когда, оказавшись в критической  ситуации, подросток понимает свою безысходность, чувствует отвращение к своей жизни. У него возникает  потребность быть лучше. Но воспитанник  достигнет успеха, если сможет изменить свои привычки и поступки.

В сегодняшнем  мире трудные подростки - весьма распространённый случай. На них давят родители, школа, реклама и то количество информации, которую они получают ежедневно. Неудивительно, что термин «трудные подростки» настолько известен.

Положение дел  ухудшает тот факт, что подростки  испытывают большие физические изменения, не говоря уже об эмоциональном и  психологическом росте в течение  этих лет жизни. Они формируют  свою личность именно в это время. Многие из них не справляются с  этим из-за неспособности быть сильными и уверенными, из-за давления и сложности 

Работа с трудными детьми или подростками обязательно  предполагает педагогический процесс  перевоспитания. жизни.

Серьезной проблемой  нашего общества сегодня является наличие  большого количества детей и подростков с девиантным поведением разной степени дезадаптации:

от нарушителей  школьных правил до подростков, осуществляющих асоциальные,

противоправные  действия.

В работе по решению  проблемы беспризорничества и «трудных» детей необходимо определить стратегию педагогической работы, выявив важнейшие методолгические ориентиры. Определение методологических основ воспитательной работы с

подростками «группы  риска» требует прежде всего выяснения причин появления таких

подростков. Среди  причин отклоняющегося поведения подростков можно выделить

субъективные (т.е. зависящие от психологических особенностей самого подростка) и

объективные, главной  из которых является окружающая среда (макросреда – общество

и микросреда –  семья, круг общения).

Выдающийся  российский педагог А.С. Мака-

ренко, который воспитал около трёх тысяч правонарушителей и беспризорников, дав

им путёвку  в достойную жизнь, был убеждён, что они – «такие же обыкновенные, хо-

рошие, нормальные дети, как и все». Он вырабатывал свои методы, исходя из «… доверчивости к человеку или, скорее, из любви к нему» [2, т.4, 231]. Он не верил, что существуют «преступные характеры» и уходил в своих посылках от биологической предрасположенности к преступлениям.

Он отмечал, что главная особенность «трудных» детей – это отсутствие здорового социального опыта и наличие «дефективного» социально-нравственного опыта. «Именно этот опыт… объясняет социально нездоровую мотивацию поступка …», – утверждал А.С. Макаренко.

Макаренко организовывал  и руководил колониями для  трудных подростков. Например, такими колониями, как «Колония им. Горького» на Украине, и «Трудовая комунна им. Дзержинского». Он с самого начала своей работы в колонии шёл по пути включения воспитанников в активную общественную жизнь через «колонистскую прогрессивную общину», определив таким образом стратегию воспитания, в основе которой лежит идея «единства воспитания и жизни». Целесообразность и эффективность такого «жизненно-ориентированного» воспитания объясняется тем, что оно учитывает главную причину отклоняющегося поведения подростков – их неумение строить конструктивные отношения с окружающим миром. Поэтому стратегическое направление в воспитательной работе – это организация нравственно здоровой среды, в которой воспитанники будут учиться строить гармоничные отношения с окружающими на основе осознания своих особенностей, своей индивидуальности. Технологической формой реализации такой стратегии воспитания является коллектив как гуманное организованное сообщество.

Главную силу коллектива он видел в общественном мнении. Он старался не допустить в своих  колониях конформизма, приспособленчества. Макаренко допускал наказания: в  случае вреда коллективу наказания  вносил товарищеский суд. В его колониях было развито самоуправление. Выборные командиры руководили разновозрастными отрядами.

Лозунг Макаренко  был: «Как можно больше требований к  воспитаннику, как можно больше уважения к нему».

Макаренко вывел  закон движения коллектива - коллектив  постоянно совершенствуется через  новые мероприятия и совместную деятельность. Также это организация  новых перспектив, использование  ранее имеющихся, постановка дальнейших перспектив. Макаренко говорит о  том, что правильно воспитывать  коллектив, это - «Окружить его сложнейшей цепью перспективных представлений, ежедневно возбуждать в коллективе образы завтрашнего дня, образы радостные, поднимающие человека и заражающие радостью его сегодняшний день» 

В элементы воспитательной технологии Макаренко входили: тон  и стиль общения (мажор), традиции как признак долговременности коллектива, большая роль актива, воспитательные требования, трудовое производственное воспитание.

В колониях Макаренко, как и в любом другом детском  учреждении, было много воспитанников  разного возраста, что давало большой  воспитательный эффект. Объединение  детей разного возраста создает  тесное взаимодействие возрастов, преемственность  поколений. У старших вырабатывается чувство ответственности, забота о  младших, внимание, великодушие, требовательность. Младшие же воспитанники получают различные  знания, навыки, усваивают моральные  нормы, принятые в обществе, учатся уважать старших и их авторитет.

Макаренко не выделял  из своих воспитанников лучших и  худших - для него они все были равны, и благодаря своим трудам он смог добиться того, что в созданном  им коллективе он мог любого назначить  старшим, главным.

Отношения в  его коллективе носили характер отношений  ответственной зависимости: личные интересы согласовывались с интересами первичного и общего коллектива; в  то же время, это были дружественные  отношения; коллектив украшало чувство  ответственности, собственного достоинства, гордости; сложилась ситуация защищенности каждого члена коллектива. Самый  слабый прекрасно осознавал, что  он защищен всеми членами коллектива от лишений, самодурства и издевательства.

И если начиная  работу в колонии Макаренко сначала  считал, что его задача - «вправить  души» у правонарушителей, сделать  их вместимыми в жизни, то есть подлечить, наложить заплаты на характеры» , то постепенно он повышает требования и к своему делу, и к себе и к детям. Он уже не интересуется вопросами исправления, его перестают интересовать и так называемые «правонарушители». Макаренко убеждается, что эти дети просто попали в тяжелое положение, и жизнь каждого из них представляет собой концентрированное детское горе маленького человека, не привыкшего рассчитывать ни на какое сожаление. Макаренко понимал, что он не вправе ограничиваться сочувствием и жалостью к ним. Он понимал, что ему необходимо быть твердым, требовательным и в чем-то даже суровым.

Организация жизнедеятельности  в коллективе определяет стратегию  воспитания, в русле этой стратегии  осуществляется тактика воспитательной деятельности. При этом должно быть сочетание индивидуальных и групповых  форм работы: производительный труд, учёба, общественная работа, консультации, психологические  тренинги, ролевые игры и т.д.

Информация о работе Трудовое воспитание Макаренко