Трудовое воспитание Макаренко

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 16:42, доклад

Краткое описание

Также важен педагогический опыт Антона Семеновича Макаренко. Он организовывал и руководил колониями для трудных подростков. Например, такими колониями, как «Колония им. Горького» на Украине, и «Трудовая комунна им. Дзержинского».
Основа воспитательной системы Макаренко заключается в развитии личности в коллективе. Этапы формирования коллектива он видел в формировании коллектива через трудовое воспитание. В этом его предшественником был Песталоцци с его трудовой системой.

Файлы: 1 файл

макаренко.docx

— 30.50 Кб (Скачать)

Важнейшими  задачами различного рода индивидуальных и групповых форм является побуждение подростков к рефлексии своего прежнего опыта, своей жизни и представление  им новых нравственных ценностей  с тем, чтобы воспитанники получили импульс к пересмотру мотивов и смыслов своей жизни. К сожалению, сегодня в перевоспитании подростков, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях, психологические методы, игры, тренинги и т. д. считаются панацеей, с помощью которой можно решить все проблемы. Но ещё А.С. Макаренко писал: «Сколько бы вы не создавали правильных представлений о том, что нужно делать, но если вы не воспитаете привычки преодолевать длительные трудности, я имею право сказать, что вы ничего не воспитали. Одним словом, я требую, чтобы детская жизнь была организована как опыт, воспитывающий определённую группу привычек» [2, т.4, 347]. Накопление подростками в коллективе опыта конструктивных разнообразных отношений (эмоциональных, организационных, производственных, «помогающих», социальных и т. д.) является главной идеей, методологической основой воспитания подростков с отклоняющимся поведением.

Гуманность  и эффективность воспитания и  перевоспитания подростков и юно-

шей в коллективе заключается прежде всего в том, что прямое, «нарочитое», «грубое»

педагогическое  воздействие заменяется косвенным, «деликатным», т. к. воспитывает

«образ жизни» коллектива, изоморфно отражающий жизнь  всего общества. Ещё

в 1925 году А.С. Макаренко  писал: «Главная задача нашего воспитателя  отнюдь не

воспитывать … Воспитывает не сам воспитатель, а среда» [2, т.1, 47].

От воспитателей при этом требуется большое мастерство и искусство, чтобы

организовать  такую среду, такую жизнедеятельность  подростков, чтобы в процессе

участия в ней  пришли в движение их собственные  внутренние силы, ведущие к саморазвитию личности. Коллектив, будучи системой социальных и межличностных

отношений, и  является гуманной развивающей средой, «полем» для проявления и

развития личностных качеств каждого члена коллектива. Воспитанник при этом

выступает как  субъект деятельности (учебной, производственной и т. д.), логически

оправданные требования которой и являются ориентирами нравственных убеждений, норм поведения и пр. Коллектив, по выражению Макаренко, это гимнастический зал для упражнений в нравственности.

Косвенный, гуманистический  характер воспитания через «образ жизни» был

органической  сущностью воспитания А.С. Макаренко. Он описывает случай, когда

инспектор после  проверки колонии им. Горького (который  руководил А.С. Макаренко)

написал в отзыве: «Воспитанники работают хорошо и  интересуются колонией. К сожалению, администрация колонии, уделяя много  внимания хозяйству, педагогической

работой мало занимается. Воспитательная работа среди воспитанников  не ведётся»  т.е. инспектор не понял, что хорошие результаты воспитания определяются

тем образом  жизни, который ведут колонисты, участвуя в том числе и в «хозяйстве».

Гуманность  воспитания в коллективе обеспечивается так же тем, что свой новый

опыт воспитанники «выращивают» в защищённых условиях гуманного сообщества,

которое «фильтрует»  негативные влияния общества, создаёт  базу поддержки личности в её столкновениях  с разрушающими воздействиями социума.

Учитывая то, что для ряда людей понятие  коллектива сегодня носит одиозный

характер, необходимо выделить те особенности сообщества, которые делают его

истинным  коллективом (в научном смысле, а не в житейском), так как далеко не

всякая, даже организованная группа людей с общими целями является коллективом и плодотворно влияет на развитие её членов. Например (как  крайний случай),

преступная  группировка, несмотря на организацию  и общие цели, никак не может

называться  коллективом.

В коллективе цели любой деятельности должны быть опосредованы прогрессивной социальной направленностью, а отношения носят гуманистический характер

(равноправие,  доверие, эмоциональная сопричастность  и т. д.) При этом в коллективе

существует ценностно-ориентированное единство в нравственно-принципиальных

вопросах (сплочённость).

Важнейшей особенностью коллектива является его открытость социальным

контактам. На основе макаренковской идеи единства воспитания и жизни сегодня

возникла «контекстуальная»  педагогика (З. Вайтц, Германия), которая утверждает, что

необходимо  включить в сферу воспитательного  действия социум, окружающий детей,

его экономические, культурные и личностные аспекты. Нужно  создать «образ жизни»

коллектива  не только педагогически целесообразным, но и открытым для влияния происходящих в обществе прогрессивных процессов и борьбы с негативными тенденциями.

Открытость  коллектива даёт возможность реализации важнейшей особенности

жизнедеятельности в нём, а именно: в деятельности каждый подросток должен найти

личные  интересы и перспективы  получения такого опыта, который позволит найти

своё  место в обществе. Конструктивнее всего в этом плане – организация в коллективе настоящего «взрослого» труда. Причём труд не должен быть примитивным (делать

табуретки, клеить коробочки и т. д.), он должен давать возможность получения квалификации, устройства в жизни, развития и удовлетворения своих склонностей, упражнений своих  гражданских качеств. Как утверждал  А.С. Макаренко, «истинным стимулом человеческой жизни является завтрашняя радость … Воспитать человека – значит воспитать у него перспективные  пути» [2, т.1, 311], указывая при этом на сущностный смысл гуманного воспитания: дать воспитаннику ощущение уверенности  в завтрашнем дне, комфортного самочувствия и оптимистического мировосприятия. Система перспектив в коллективе в психологическом плане формирует  у подростков и юношей определённую совокупность мотивов и создаёт  тем самым определённую направленность личности. В воспитании подростков, оказавшихся в тяжелых жизненных  ситуациях, первой задачей является становление у них здоровой системы  мотивов, на основе которых «трудные»  подростки могут устанавливать  конструктивные отношения с

окружающим  миром.

Конструктивное  влияние коллектива на развитие воспитанников  осуществляется при условии добровольного  принятия и совместной выработки  ими гуманных

ценностей и  норм жизни в данном сообществе. Такие нормы, становясь жизненно

определяющими для каждого подростка, обеспечивают его способность сопротивляться негативным влияниям, которые есть в обществе, т. е. делают его социально

закалёнными.

Чтобы коллективы были притягательными и референтными для воспитанников,

в них необходима организация духовно богатой, интеллектуальной, интересной жизни. Например, в коммуне им. Дзержинского, которой руководил А.С. Макаренко, была

целая серия  различных игр на смекалку, сообразительность, которые продолжались

длительное  время. В стенных газетах всегда помещались ребусы, шарады, загадки,

которые с большим желанием и энергией решались многими коммунарами. В коммуне было много возможностей для выбора ими занятия, соответствующего потребностям каждого, их индивидуальным возможностям. Это могли быть физкультурно-

оздоровительная работа, клубная работа, различные  формы отдыха (игры, театр,

встречи, кино, праздники). В развитии коллектива коммуны  и в общем развитии

коммунаров  большую роль играли летние путешествия  – походы, которые расширяли кругозор, обогащали впечатлениями и знаниями географии, истории, культурной

жизни страны.

Исключительное  значение для того, чтобы для подростков коллектив был

«любимым», имеет эстетика коллектива: чистота и красота в оформлении, в одежде,

в характере  отношений, игровое оформление всей жизни, театр, оркестры, ритуалы,

традиции. Макаренко  был убеждён, что красота –  это тот магнит, которым можно

повернуть человека к добру. Красота, по мнению педагога-новатора, развивает широкую палитру, глубину  и тонкость чувств воспитанников, в  основе её положительного влияния лежит богатство эмоциональной жизни в коллективе, её соответствие

эмоциональным механизмам личностного развития.

Следует отметить, что А.С. Макаренко, признавая определённую специфику методов воспитания правонарушителей и беспризорников по сравнению с  обычными

детьми (например, использование в некоторых ситуациях  метода «взрыва»), полагал,

что стратегия  воспитания подростков с отклоняющимся  поведением и обычных де-

тей должна быть одинаковой, так как главные задачи в воспитательной работе – это

формирование  у подростков нравственно-ориентированной мотивации и помощь им

в установлении (восстановлении для «трудных») конструктивных гармонических

отношений с окружающим миром.

Опыт А.С. Макаренко  сегодня современен и востребован. К сожалению, в со-

временном обществе (в различных странах) молодых людей призывают делать день-

ги, иметь модный автомобиль, завоёвывать власть, чувствовать себя хорошо, «делая

себя» в этом мире. Но гораздо реже раздаются  голоса о том, как построить челове-

ческие отношения, заботиться о других людях, жить осмысленно в своём окружении,

быть ответственным. Поэтому педагогам есть чему поучиться  у А.С. Макаренко, его

опыт и взгляды  согласуются с сегодняшними педагогическими  условиями. Но следу-

ет, разумеется, не копировать сказанное и сделанное им, а учиться у него.__ 

Опыт А.С.Макаренко в работе с трудными подростками и беспризорниками - уникальное педагогическое наследие советского времени, которое, я считаю, не должно уходить в забвение. Опыт и педагогические идеи А.С.Макаренко могут и должны быть переосмыслены и освоены молодым поколением педагогов и воспитателей.


Информация о работе Трудовое воспитание Макаренко