Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 12:27, реферат
Образование – основа развития личности, общества, нации и государства, залог будущего Украины. Образование – определяющий фактор политической, социально-экономической, культурной и научной жизнедеятельности общества. Образование отображает и наращивает интеллектуальный, духовный и экономический потенциал общества.
Трудовое воспитание студентов вузов.
Содержание
Сущность и проблемы трудового воспитания………………………………….………..4
Цели и задачи…………………………………………..……….……….……….6
Формы и методы….……………………………………..…….………….……...9
Принципы. Педагогические требования
Донецкий Национальный Университет
Экономический факультет
Кафедра
«Психологии и педагогики»
Реферат
На тему:
«Трудовое
воспитание студентов
вузов».
Донецк 2008 г.
Введение……………………………………………………….
Сущность
и проблемы………………………………………………….……
Цели
и задачи…………………………………………..……….……
Формы
и методы….……………………………………..…….………
Принципы.
Педагогические требования…………………………..........
Опорный
конспект……………………………………………………….
Выводы………...…………………………………………….
Список
литературы…………………………………………...…
ВВЕДЕНИЕ
Образование – основа развития личности, общества, нации и государства, залог будущего Украины. Образование – определяющий фактор политической, социально-экономической, культурной и научной жизнедеятельности общества. Образование отображает и наращивает интеллектуальный, духовный и экономический потенциал общества.
Согласно Указу Президента Украины «Про Национальную доктрину развития образования», образование – стратегический ресурс улучшения благосостояния людей, обеспечения национальных интересов, укрепления авторитета и конкурентоспособности государства на международной арене.
Трудовая составляющая в украинском воспитании с давних времен выступала как достаточно существенная педагогическая тенденция. Наш народ всегда считал труд, трудовую деятельность первоосновой бытия человека и нации в целом. Трудовое воспитание детей осуществлялось путем создания условий, которые способствовали раннему привлечению детей к настоящему продуктивному труду, формированию личности трудящегося, хозяина.
Ведущие
представители педагогической мысли
видели в труде большую
В условиях рыночной экономики, когда от человека требуется, качественный и ответственный труд, трудовое воспитание школьников становится неотъемлемой частью научно-воспитательного процесса. Поэтому эффективное решение задач трудового воспитания и обучения в институтах представляет собой, в данный момент, задачу первостепенной важности.
Вузы призваны способствовать к активному включению учащихся в трудовой процесс в системе общественно-трудовых отношений, дав им разнообразные трудовые навыки и сформировав психологическую готовность трудиться. Прогрессивные представители педагогической мысли видят в труде великую преобразовательную силу, которая обеспечивает прогрессивное развитие как общества в целом, так и каждого человека в отдельности. Труд учащегося, включенный в систему образования, является условием всестороннего развития личности, действующим фактором его гражданского становления, средством подготовки к жизни. [8, с.424]. Труд должен быть целесообразным, связанным с реальными запросами жизни, полезным для общества и семьи, выступать источником познания и радости. Именно в труде, создавая материальные ценности, школьник может осознать себя личностью, полноправным и необходимым членом общества.
Также,
труд оказывает благоприятное
В
связи с развитием и
В тоже время от трудовой подготовки и личностного вклада человека зависит его материальное благополучие в будущем, формирование товарищеских отношений, коллективизма и взаимной требовательности. А.С Макаренко писал: «Участие в коллективном труде позволяет человеку выработать правильное, нравственное отношение к другим людям – родственную любовь и дружбу по отношению ко всякому трудящемуся, возмущение и осуждение по отношению к лентяю, к человеку уклоняющемуся от труда». [10, с. 403]
Наконец, труд как фактор воспитания способствует жизненному самоопределению и правильному выбору профессии.
Все
это показывает, какую огромную роль
играет трудовое воспитание в умственном,
физическом и нравственном формировании
и всестороннем развитии учащихся.
Как бы ни сложилась дальнейшая судьба
выпускников вузов, трудовая закалка потребуется
им в любой сфере деятельности. В этом
смысле особый вес приобретают слова К.Д.
Ушинского о том, что «воспитание не только
должно развить разум человека и дать
ему известный объем сведений, но должно
зажечь в нем жажду серьезного труда, без
которой жизнь его не может быть ни достойной,
ни счастливой».[10, с.404]
Сущность
и проблемы трудового
воспитания
Воспитание молодежи в обществе является чрезвычайно важной и сложной проблемой. Ее сложность состоит в многообразии и многомерности влияний на личность студента, которые формируют его мировоззрение, волю, характер, удачу, побуждают к деятельности в различных направлениях социальной жизни. Одним из наиболее важных факторов всегда был труд.
Труд – основной источник материального и духовного богатства общества, главный критерий социального престижа человека, его священная обязанность, фундамент воспитания личности. Долг высшего учебного заведения – повышать в сознании учащихся авторитета честного, высокопроизводительного труда, стимулировать их к созидательной деятельности, вырабатывать стремление отдавать свои силы и энергию на пользу общества.
Трудовое воспитание - процесс формирования творческой, трудолюбивой личности, умелого хозяина, который владеет соответствующими навыками и умениями, профессиональным мастерством, на основе современных знаний о рыночной экономике, может самостоятельно найти применение собственным знаниям, талантам в системе производства, науки, образования, формирования социальной активности и ответственности личности через включение ее в процесс трудовой деятельности. [9. с. 21]
Трудовое
воспитание в современном высшем
учебном заведении – это
Правильно поставленное трудовое воспитание, обучение и профессиональная ориентация, непосредственное участие студентов в общественно полезном, производительном труде являются действенными факторами гражданского становления, нравственного и интеллектуального формирования личности, ее физического развития. Как бы не сложилась дальнейшая судьба выпускников вузов, трудовая закалка потребуется им в любой сфере деятельности. Высшие учебные заведения призваны способствовать активному включению учащихся в производительный труд, систему общественно-трудовых отношений, давать им разнообразные трудовые навыки. Труд учащихся должен быть целесообразным, связанным с реальными запросами жизни, полезным для общества и семьи, выступать источником познания и радости. [11,с.169]
Трудовое воспитание есть процесс формирования у учащихся сознательного отношения к труду: трудолюбия, аккуратности, добросовестности к выполняемой работе, стремления к достижению более высоких результатов, проявлению инициативы, творчества, товарищеской взаимопомощи и т. д. приведенные положения показывают, что трудовое воспитание связано с формированием различных сторон добросовестного отношения к трудовой деятельности, что, как известно, ведет к формированию соответствующих личностных качеств. В развитии и закреплении этих личностных качеств и состоит сущность и задача трудового воспитания.
Важнейшей проблемой трудового воспитания является формирование у учащихся потребности в труде и бережном отношении к материальным ценностям. Успешное решение этой проблемы во многом зависит от характера воспитания детей в семье. Правильное семейное воспитание предполагает, чтобы стержневой линией в развитии человека было постепенное втягивание его в посильную работу по самообслуживанию. В процессе воспитания важно показывать учащимся, какие новые умения и навыки они могут приобрести и какие стороны своей трудовой подготовки могут усовершенствовать. Это в значительной мере повышает их потребность в труде. Большие возможности для возбуждения потребности в труде и бережливом отношении к материальным ценностям общества предоставляет разъяснение учащимся их трудовых обязанностей, а также бережливости как нравственного качества. Когда учащийся глубоко осознает общественно-политическое значение труда, а также обстоятельно осмысливает свои обязанности в труде, у него формируется психологическая установка к трудовой деятельности, к выполнению любой работы, которая необходима в тех или иных условиях. [11,с.174]
Для успешного осуществления трудовой
деятельности требуется участие всей
личности индивидуума: его психических
процессов, состояний и свойств. С помощью
психических процессов, например, человек
ориентируется в условиях труда, формирует
цель, контролирует ход деятельности.
Высокие требования к человеку предъявляют
социальные условия труда. В различных
молодежных трудовых объединениях труд
носит коллективный характер и его осуществление
связано с включением студента в широкую
и сложную систему производственных, нравственных
и других отношений.[11,с.171]
Цели
и задачи трудового
воспитания студента.
В настоящее время перед нашим обществом стоит великая цель воспитания новой личности, свободной, способной к активной, творческой деятельности во всех сферах жизни. Труд был и остается необходимым и важным средством развития личности. [3.,с.106] Труд учащихся отличается от труда взрослых, тем ради чего он организован. Труд студентов организовывается, прежде всего, с воспитательными целями. Всестороннее и гармоническое развитие активной и деятельной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство, вовлечение студентов в трудовое самовоспитание, активное участие самого студента в учении, труде, а также в преобразовании своей личности - важнейшая цель обучения и воспитания.
Целями
трудового воспитания
и обучения студентов, независимо
от профиля их трудовой деятельности в
процессе обучения являюся: