Трудовое воспитание студентов вузов

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 12:27, реферат

Краткое описание

Образование – основа развития личности, общества, нации и государства, залог будущего Украины. Образование – определяющий фактор политической, социально-экономической, культурной и научной жизнедеятельности общества. Образование отображает и наращивает интеллектуальный, духовный и экономический потенциал общества.

Оглавление

Трудовое воспитание студентов вузов.
Содержание
Сущность и проблемы трудового воспитания………………………………….………..4
Цели и задачи…………………………………………..……….……….……….6
Формы и методы….……………………………………..…….………….……...9
Принципы. Педагогические требования

Файлы: 1 файл

Трудовое воспитание.doc

— 134.50 Кб (Скачать)

Донецкий  Национальный Университет

Экономический факультет

Кафедра «Психологии и педагогики» 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат

На тему:

«Трудовое воспитание студентов вузов». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Донецк 2008 г.

Содержание

 
 

    Введение………………………………………………………..…….…...….…..2

    Сущность и проблемы………………………………………………….………..4

    Цели и задачи…………………………………………..……….……….……….6

    Формы и методы….……………………………………..…….………….……...9

    Принципы. Педагогические требования…………………………...........……12

    Опорный конспект………………………………………………………...……14

    Выводы………...…………………………………………….…..………....…...15

    Список  литературы…………………………………………...………………..16 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    ВВЕДЕНИЕ

    Образование – основа развития личности, общества, нации и государства, залог будущего Украины. Образование – определяющий фактор политической, социально-экономической, культурной и научной жизнедеятельности общества. Образование отображает и наращивает интеллектуальный, духовный и экономический потенциал общества.

    Согласно  Указу Президента Украины «Про Национальную доктрину развития образования», образование – стратегический ресурс улучшения благосостояния людей, обеспечения национальных интересов, укрепления авторитета и конкурентоспособности государства на международной арене.

    Трудовая  составляющая в украинском воспитании с давних времен выступала как достаточно существенная педагогическая тенденция. Наш народ всегда считал труд, трудовую деятельность первоосновой бытия человека и нации в целом. Трудовое воспитание детей осуществлялось путем создания условий, которые способствовали раннему привлечению детей к настоящему продуктивному труду, формированию личности трудящегося, хозяина.

    Ведущие представители педагогической мысли  видели в труде большую перевоплощающую  силу, которая обеспечивает прогрессивное  развитие человека как общества в  целом, так и каждого человека отдельно. Труд учащегося включен в систему образования, является условием всестороннего развития личности, действующим фактором его гражданского отношения, средством подготовки к жизни.[11,с.161]

          В условиях рыночной экономики, когда от человека требуется, качественный и ответственный труд, трудовое воспитание школьников становится неотъемлемой частью научно-воспитательного процесса. Поэтому  эффективное решение задач трудового воспитания и обучения в институтах представляет собой, в данный момент, задачу первостепенной важности.

    Вузы  призваны способствовать к активному включению учащихся в трудовой процесс в системе общественно-трудовых отношений, дав им разнообразные трудовые навыки и сформировав психологическую готовность трудиться. Прогрессивные представители педагогической мысли видят в труде великую преобразовательную силу, которая обеспечивает прогрессивное развитие как общества в целом, так и каждого человека в отдельности. Труд учащегося, включенный в систему образования, является условием всестороннего развития личности, действующим фактором его гражданского становления, средством подготовки к жизни. [8, с.424]. Труд должен быть целесообразным, связанным с реальными запросами жизни, полезным для общества и семьи, выступать источником познания и радости. Именно в труде, создавая материальные ценности, школьник может осознать себя личностью, полноправным и необходимым членом общества.

    Также, труд оказывает благоприятное влияние  на физическое развитие человека, укрепляя его силы и здоровье, повышая его жизненную энергию и умственную работоспособность.

    В связи с развитием и совершенствованием техники и технологий современного производства на первое место встает вопрос улучшения трудового воспитания и обучения учащихся, так как работа на современном производстве требует широкой общеобразовательной и технической подготовки, умения быстро овладевать новой технологией, способности в области рационализации и совершенствования трудовых приемов.

    В тоже время от трудовой подготовки и личностного вклада человека зависит его материальное благополучие в будущем, формирование товарищеских отношений, коллективизма и взаимной требовательности. А.С Макаренко писал: «Участие в коллективном труде позволяет человеку выработать правильное, нравственное отношение к другим людям – родственную любовь и дружбу по отношению ко всякому трудящемуся, возмущение и осуждение по отношению к лентяю, к человеку уклоняющемуся от труда». [10, с. 403]

    Наконец, труд как фактор воспитания способствует жизненному самоопределению и правильному выбору профессии.

    Все это показывает, какую огромную роль играет трудовое воспитание в умственном, физическом и нравственном формировании и всестороннем развитии учащихся. Как бы ни сложилась дальнейшая судьба выпускников вузов, трудовая закалка потребуется им в любой сфере деятельности. В этом смысле особый вес приобретают слова К.Д. Ушинского о том, что «воспитание не только должно развить разум человека и дать ему известный объем сведений, но должно зажечь в нем жажду серьезного труда, без которой жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой».[10, с.404] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Сущность  и проблемы трудового  воспитания 

    Воспитание  молодежи в обществе является чрезвычайно  важной и сложной проблемой. Ее сложность  состоит в многообразии и многомерности влияний на личность студента, которые формируют его мировоззрение, волю, характер, удачу, побуждают к деятельности в различных направлениях социальной жизни. Одним из наиболее важных факторов всегда был труд.

    Труд  – основной источник материального и духовного богатства общества, главный критерий социального престижа человека, его священная обязанность, фундамент воспитания личности. Долг высшего учебного заведения – повышать в сознании учащихся авторитета честного, высокопроизводительного труда, стимулировать их к созидательной деятельности, вырабатывать стремление отдавать свои силы и энергию на пользу общества.

        Трудовое воспитание - процесс формирования творческой, трудолюбивой личности, умелого хозяина, который владеет соответствующими навыками и умениями, профессиональным мастерством, на основе современных знаний о рыночной экономике, может самостоятельно найти применение собственным знаниям, талантам в системе производства, науки, образования, формирования социальной активности и ответственности личности через включение ее в процесс трудовой деятельности. [9. с. 21]

    Трудовое  воспитание в современном высшем учебном заведении – это педагогическая деятельность, направленная на формирование у учащихся готовности к труду  в условиях рынка. В трудовой деятельности оттачиваются мировоззренческие позиции студентов. Учащиеся обогащают, углубляют и конкретизируют свои знания об общественном труде и производстве, о роли человека в создании материальных и духовных ценностей; формируется убеждение о необходимости труда как первой жизненной потребности, стремление активно участвовать в посильной практической деятельности на благо общества, укрепляется высоконравственное отношение человека к труду.

        Правильно поставленное трудовое воспитание, обучение и профессиональная ориентация, непосредственное участие студентов в общественно полезном, производительном труде являются действенными факторами гражданского становления, нравственного и интеллектуального формирования личности, ее физического развития. Как бы не сложилась дальнейшая судьба выпускников вузов, трудовая закалка потребуется им в любой сфере деятельности. Высшие учебные заведения призваны способствовать активному включению учащихся в производительный труд, систему общественно-трудовых отношений, давать им разнообразные трудовые навыки. Труд учащихся должен быть целесообразным, связанным с реальными запросами жизни, полезным для общества и семьи, выступать источником познания и радости. [11,с.169]

    Трудовое  воспитание есть процесс формирования у учащихся сознательного отношения к труду: трудолюбия, аккуратности, добросовестности к выполняемой работе, стремления к достижению более высоких результатов, проявлению инициативы, творчества, товарищеской взаимопомощи и т. д. приведенные положения показывают, что трудовое воспитание связано с формированием различных сторон добросовестного отношения к трудовой деятельности, что, как известно, ведет к формированию соответствующих личностных качеств. В развитии и закреплении этих личностных качеств и состоит сущность и задача трудового воспитания.

    Важнейшей проблемой трудового воспитания является формирование у учащихся потребности  в труде и бережном отношении  к материальным ценностям. Успешное решение этой проблемы во многом зависит  от характера воспитания детей в семье. Правильное семейное воспитание предполагает, чтобы стержневой линией в развитии человека было постепенное втягивание его в посильную работу по самообслуживанию. В процессе воспитания важно показывать учащимся, какие новые умения и навыки они могут приобрести и какие стороны своей трудовой подготовки могут усовершенствовать. Это в значительной мере повышает их потребность в труде. Большие возможности для возбуждения потребности в труде и бережливом отношении к материальным ценностям общества предоставляет разъяснение учащимся их трудовых обязанностей, а также бережливости как нравственного качества. Когда учащийся глубоко осознает общественно-политическое значение труда, а также обстоятельно осмысливает свои обязанности в труде, у него формируется психологическая установка к трудовой деятельности, к выполнению любой работы, которая необходима в тех или иных условиях. [11,с.174]

      Для успешного осуществления трудовой деятельности требуется участие всей личности индивидуума: его психических процессов, состояний и свойств. С помощью психических процессов, например, человек ориентируется в условиях труда, формирует цель, контролирует ход деятельности. Высокие требования к человеку предъявляют социальные условия труда. В различных молодежных трудовых объединениях труд носит коллективный характер и его осуществление связано с включением студента в широкую и сложную систему производственных, нравственных и других отношений.[11,с.171] 

      
 
 

 
 
 
 
 
 

Цели  и задачи трудового воспитания студента. 

    В настоящее время перед нашим обществом стоит великая цель воспитания новой личности, свободной, способной к активной, творческой деятельности во всех сферах жизни. Труд был и остается необходимым и важным средством развития личности. [3.,с.106] Труд учащихся отличается от труда взрослых, тем ради чего он организован. Труд студентов организовывается, прежде всего, с воспитательными целями. Всестороннее и гармоническое развитие активной и деятельной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство, вовлечение студентов в трудовое самовоспитание, активное участие самого студента в учении, труде, а также в преобразовании своей личности - важнейшая цель обучения и воспитания.

    Целями трудового воспитания и обучения студентов, независимо от профиля их трудовой деятельности в процессе обучения являюся: 

      1. формирование  всесторонней личности (нравственной, моральной, готовой к активной трудовой деятельности);
      2. подготовка к труду (наличие общеобразовательных и политехнических знаний, общих основ и навыков производительной деятельности, подготовка к будущей профессии);
      3. формирования психологической готовности к труду (желание ответственно трудится, осознав социальное значение труда, как обязанности и духовной необходимости творческого отношения к труду). [2., с. 119]
      4. воспитание у студентов высоких моральных качеств, трудолюбия, долга, ответственности, целеустремленности, предприимчивости, стремление к самосовершенствованию);
      5. воспитание уважения, любви к труду и к людям труда, осознание необходимости трудится во благо общества.[3.c.106]

Информация о работе Трудовое воспитание студентов вузов