Трудовое воспитание студентов вузов

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 12:27, реферат

Краткое описание

Образование – основа развития личности, общества, нации и государства, залог будущего Украины. Образование – определяющий фактор политической, социально-экономической, культурной и научной жизнедеятельности общества. Образование отображает и наращивает интеллектуальный, духовный и экономический потенциал общества.

Оглавление

Трудовое воспитание студентов вузов.
Содержание
Сущность и проблемы трудового воспитания………………………………….………..4
Цели и задачи…………………………………………..……….……….……….6
Формы и методы….……………………………………..…….………….……...9
Принципы. Педагогические требования

Файлы: 1 файл

Трудовое воспитание.doc

— 134.50 Кб (Скачать)

    Можно выделить следующие основные педагогические условия трудового воспитания:

    1) Подчинение труда студентов учебно-воспитательным задачам, которое достигается в процессе взаимопроникновения целей учебного, общественно полезного и производительного труда. В общественно полезном и производительном труде учащиеся должны находить практическое применение знания и умения, полученные в учебном процессе. И наоборот, в учебном процессе, в домашнем труде, кружковой работе, на занятиях в учреждениях дополнительного образования решаются задачи трудового обучения и воспитания .

    2) Сочетание общественной значимости труда с личными интересами студента. Студенты должны быть убеждены в целесообразности и полезности предстоящей деятельности для общества, их семьи и для себя. Смысл труда раскрывается учащимися с учетом их возраста, индивидуальных интересов и потребностей.

    3) Доступность и посильность трудовой деятельности. Непосильный труд нецелесообразен уже потому, что он, как правило, не приводит к желаемому результату. Такой труд подрывает духовные и физические силы студентов, веру в себя. Из этого не следует, однако, что труд студентов не должен требовать от них никакого напряжения сил – трудовые задания подбираются в соответствии с силами и способностями учащихся.

    4) Добросовестность и обязанность трудовой деятельности. Иногда учащиеся с энтузиазмом берутся за дело, но быстро теряют к нему интерес. Задача преподавателя состоит в том, чтобы в процессе выполнения взятого обязательства поддерживать у студентов желание довести работу до конца, приучить их работать систематически и равномерно. [3.,с.107]

    5) Сочетание коллективных и индивидуальных форм трудовой деятельности. С одной стороны, необходимо сотрудничество студентов в группах, с другой – каждый член  коллектива должен иметь конкретное задание, уметь его выполнять, нести ответственность за качество и своевременность его использования. [3.,с. 108]

    Из  выше сказанного можно сделать вывод, что педагогу, прежде всего, необходимо усвоить общие закономерности развития личности и помочь, донести учащимся значимость формирования трудовых знаний и навыков. Преподаватель должен поддержать и направить развивающийся интерес не только на свой предмет, но и на другие области познания. Под влиянием этого интереса будет развиваться самопознание. При этом хочется вспомнить слова Паскаля о том, что – «Ученик – это не посуда, которую необходимо наполнить, а факел,  который нужно зажечь»,  именно учитель должен помочь зажечь этот огонь к желанию трудится. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Опорный конспект

     

    Со

 

Вывод

    Таким образом, трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс, человек коренным образом меняет свое представление о себе и об окружающем мире. Радикальным образом изменяется самооценка. Она изменяется под влиянием успехов в трудовой деятельности, что в свою очередь меняет авторитет студента в группе. В условиях демократизации образования привлекательность и значимость профессиональной подготовки для учащихся высших учебных заведений может быть повышена за счет правильного выбора профессии, а также качественного обучения. Главная  развивающая функция труда - это переход от самооценки к самопознанию. Выработка собранности, воли, работоспособности, целеустремленности является основой трудового самовоспитания, самосовершенствования, самообразования, самостоятельности.[1.,с.155] Кроме этого в процессе труда развиваются способности, умения и навыки. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления. Вследствие коллективности труда, студент получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию человека в обществе.

    Труд  является равнозначным предметом программы  обучения. Если в вузе умело реализовать раскрытую выше систему трудового воспитания, то она сможет создать педагогические предпосылки для формирования у студентов потребности в труде, понимание его важного экономического и нравственного значения, способствовать овладению трудовыми умениями и навыками, закалять волевые свойства, что в конечном итоге формирует добросовестное отношение к труду, привычку к активной трудовой деятельности и бережливости как личных качеств.

    Правда  в последнее время в большинстве  высших учебных заведений труд находится в упадке. В  решении этой проблемы имеется много недостатков и трудностей. Нередко в вузах нет необходимой системы и регулярности в организации труда учащихся. Не обращается должного внимания на стимулирование их трудовой активности, на создание положительных трудовых традиций. До сих пор неудовлетворительно решается вопрос о связи с предприятиями по профессиональной ориентации учащихся, а в некоторых вузах и вовсе отсутствует. Это связано как с общей социально-экономической ситуацией, которая наблюдается в Украине, так и с общим развитием социума. В связи с этим трудовое обучение требует коренной перестройки, значительной поддержки государства и осознания значимости трудового воспитания, как основы и необходимости активной жизнедеятельности человека и гражданина.

    Труд  должен взять на себя более широкую функцию, чем подготовка студентов к работе на производстве, но не исключая ее. В этом будущее трудового обучения.    

Список  литературы 

  1. Бондарчук Е.И, Основы психологии и педагогики: Курс лекций. – К.:МАУП, 1999 с.155
  2. Волкова Н.П., Педагогика. – К: «Академия», 2002г., с 118-121
  3. Григорович Л.А., Педагогика и психология. – М: ГАРДАРИКИ, 2004г., с.106 - 108
  4. Ильина Т.А, Педагогика: Курс лекций. Учебное пособие для студентов пед. ин-тов. – М.: Просвещение,1984 г. с. 129-142
  5. Кузьминський А.І., Педагогіка. – К: “Знання-Пресс”, 2003. с.261-275
  6. Лихачев Б.Т., Педагогіка: Курс лекцій. – М.: Юрант, 1999г., с306-320
  7. Максимюк С.П., Педагогика. – К: Кондор., 2005г., с.160
  8. Мойсеюк Н.Є., Педагогіка. – К: “Знання-Пресс”, 2001. с.424-426
  9. Плотников П.В., Методика воспитательной работы классного руководителя с учащимися современной школы. - Донецк: ДонНУ, 2000г. с.21
  10. Харламов И.Ф., Педагогика: Учебное пособие. – М: «Высшая школа»., 1990  с.400-417.
  11. Плотников П.В. Формирование у молодежи качеств личности гражданина Европы в системе образования Украины.-Донецк: ДонНУ, 2008.- 296 с.

Информация о работе Трудовое воспитание студентов вузов