Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 12:27, реферат
Образование – основа развития личности, общества, нации и государства, залог будущего Украины. Образование – определяющий фактор политической, социально-экономической, культурной и научной жизнедеятельности общества. Образование отображает и наращивает интеллектуальный, духовный и экономический потенциал общества.
Трудовое воспитание студентов вузов.
Содержание
Сущность и проблемы трудового воспитания………………………………….………..4
Цели и задачи…………………………………………..……….……….……….6
Формы и методы….……………………………………..…….………….……...9
Принципы. Педагогические требования
Можно выделить следующие основные педагогические условия трудового воспитания:
1) Подчинение труда студентов учебно-воспитательным задачам, которое достигается в процессе взаимопроникновения целей учебного, общественно полезного и производительного труда. В общественно полезном и производительном труде учащиеся должны находить практическое применение знания и умения, полученные в учебном процессе. И наоборот, в учебном процессе, в домашнем труде, кружковой работе, на занятиях в учреждениях дополнительного образования решаются задачи трудового обучения и воспитания .
2) Сочетание общественной значимости труда с личными интересами студента. Студенты должны быть убеждены в целесообразности и полезности предстоящей деятельности для общества, их семьи и для себя. Смысл труда раскрывается учащимися с учетом их возраста, индивидуальных интересов и потребностей.
3) Доступность и посильность трудовой деятельности. Непосильный труд нецелесообразен уже потому, что он, как правило, не приводит к желаемому результату. Такой труд подрывает духовные и физические силы студентов, веру в себя. Из этого не следует, однако, что труд студентов не должен требовать от них никакого напряжения сил – трудовые задания подбираются в соответствии с силами и способностями учащихся.
4) Добросовестность и обязанность трудовой деятельности. Иногда учащиеся с энтузиазмом берутся за дело, но быстро теряют к нему интерес. Задача преподавателя состоит в том, чтобы в процессе выполнения взятого обязательства поддерживать у студентов желание довести работу до конца, приучить их работать систематически и равномерно. [3.,с.107]
5) Сочетание коллективных и индивидуальных форм трудовой деятельности. С одной стороны, необходимо сотрудничество студентов в группах, с другой – каждый член коллектива должен иметь конкретное задание, уметь его выполнять, нести ответственность за качество и своевременность его использования. [3.,с. 108]
Из
выше сказанного можно сделать вывод,
что педагогу, прежде всего, необходимо
усвоить общие закономерности развития
личности и помочь, донести учащимся
значимость формирования трудовых знаний
и навыков. Преподаватель должен поддержать
и направить развивающийся интерес не
только на свой предмет, но и на другие
области познания. Под влиянием этого
интереса будет развиваться самопознание.
При этом хочется вспомнить слова Паскаля
о том, что – «Ученик – это не посуда, которую
необходимо наполнить, а факел, который
нужно зажечь», именно учитель должен
помочь зажечь этот огонь к желанию трудится.
Опорный конспект
Со
Вывод
Таким образом, трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс, человек коренным образом меняет свое представление о себе и об окружающем мире. Радикальным образом изменяется самооценка. Она изменяется под влиянием успехов в трудовой деятельности, что в свою очередь меняет авторитет студента в группе. В условиях демократизации образования привлекательность и значимость профессиональной подготовки для учащихся высших учебных заведений может быть повышена за счет правильного выбора профессии, а также качественного обучения. Главная развивающая функция труда - это переход от самооценки к самопознанию. Выработка собранности, воли, работоспособности, целеустремленности является основой трудового самовоспитания, самосовершенствования, самообразования, самостоятельности.[1.,с.155] Кроме этого в процессе труда развиваются способности, умения и навыки. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления. Вследствие коллективности труда, студент получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию человека в обществе.
Труд является равнозначным предметом программы обучения. Если в вузе умело реализовать раскрытую выше систему трудового воспитания, то она сможет создать педагогические предпосылки для формирования у студентов потребности в труде, понимание его важного экономического и нравственного значения, способствовать овладению трудовыми умениями и навыками, закалять волевые свойства, что в конечном итоге формирует добросовестное отношение к труду, привычку к активной трудовой деятельности и бережливости как личных качеств.
Правда
в последнее время в
Труд
должен взять на себя более широкую
функцию, чем подготовка студентов к работе
на производстве, но не исключая ее. В этом
будущее трудового обучения.
Список
литературы