Трудовое воспитание студентов вузов

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 12:27, реферат

Краткое описание

Образование – основа развития личности, общества, нации и государства, залог будущего Украины. Образование – определяющий фактор политической, социально-экономической, культурной и научной жизнедеятельности общества. Образование отображает и наращивает интеллектуальный, духовный и экономический потенциал общества.

Оглавление

Трудовое воспитание студентов вузов.
Содержание
Сущность и проблемы трудового воспитания………………………………….………..4
Цели и задачи…………………………………………..……….……….……….6
Формы и методы….……………………………………..…….………….……...9
Принципы. Педагогические требования

Файлы: 1 файл

Трудовое воспитание.doc

— 134.50 Кб (Скачать)

    Конечной  целью воспитания является подготовка студента для общественной жизни – роли гражданина, труженика, семьянина. Роль труженика предусматривает, и желание активно трудится, создавая новые материальные и духовные ценности. [7.,с.160]

    Исходя  из определения трудового воспитания по книге Плотникова П.В. можно сделать  вывод, что главная цель трудового воспитания – это формирование всесторонней личности готовой к активной трудовой деятельности (творческой, трудолюбивой личности, умелого хозяина, который владеет соответствующими навыками и умениями, профессиональным мастерством, на основе современных знаний о рыночной экономике, может самостоятельно найти применение собственным знаниям, талантам в системе производства, науки, образования, формирования социальной активности и ответственности).

    Четко определив и выполняя цели трудового воспитания студент может выработать в себе  собранность, волю, работоспособность, целеустремленность, которая является основой трудового самовоспитания, самосовершенствования, самообразования, самостоятельности. И на подтверждение этого хочется процитировать известного педагога А.С.Макаренко: «Мы хорошо знаем, - писал он, что от природы все люди обладают примерно одинаковыми трудовыми данными, но в жизни одни люди умеет работать лучше, другие хуже, одни способны только к самому простому труду, другие к труду более сложному и, следовательно, более ценному. Эти различные трудовые качества не даются человеку от природы, они воспитываются в нем в течение его жизни и, в особенности, в молодости». [10.,с.404]

             Эффективное и качественное решение задач трудового становления студенческой молодежи возможно лишь на основе включения ее в общественно полезный, производительный труд.

    В высших учебных заведениях решаются следующие, объединенные в книге Е.И. Бондарчука 2 группы задач трудового воспитания: [1., с.155]

    1) Связанные с выработкой трудовых умений и навыков, необходимых для выполнения трудовых действий:

    • изучение основ наук, которые могут служить затем базой для приобретения профессии;
    • усвоение элементов знаний, помогающих получить представление о научных основах современной индустрии;
    • получение в процессе трудового обучения представлений о технике, об общих основах производительной деятельности людей, а также специальных знаний в области отдельных видов труда;
    • выработка основных общетрудовых и специальных умений, необходимых для осуществления практической трудовой деятельности. [4. c.133-134]

    2) Связанные с выработкой нравственных, эстетических и других компонентов, которые способствуют осознанию будущими специалистами общественной и личной необходимости качества учебного труда, которое связанно с:

    • формированием у студентов положительного отношения к труду любви к труду, как высшей ценности в жизни, высоких социальных мотивов трудовой деятельности;
    • воспитание высоких моральных качеств, трудолюбия, долга  и ответственности, целеустремленности и т.п.[3, с.106]
    • выявлением сущности личности; изучением появления различных сторон личности, особенности протекания психических процессов, особенности психического состояния, психологические свойства личности; познанием законов формирования личности в процессе труда;
    • формированием дружественных отношений в процессе труда, нравственных принципов взаимопомощи;
    • воспитанием уважения к людям труда и бережному отношению к результатам такого труда и т.п.[5., с. 265]

    К задачам трудового воспитания  может быть отнесено и воспитание основ трудовой культуры:

    • умение содержать в порядке свое рабочее место и инструмент;
    • умение правильно и рационально пользоваться инструментами труда;
    • умение планировать и организовывать свою работу[4., c.134].

    Воспитание  через сформулированные задачи направленно  не только на выработку у студентов умений и навыков трудовой деятельности, выбор дальнейшей профессии, но и на умение решать жизненные и трудовые проблемы, делать жизненный выбор нравственным путем.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Формы и методы трудового воспитания студентов. 

        Широкое применение в вузах находит, прежде всего, трудовая деятельность учащихся, связанная с учебными занятиями, как правило, на таких предметах, где учащиеся привлекаются к изготовлению учебно-наглядных пособий: таблиц, картин, диаграмм, гербариев, студенты создают различные механизмы, действующие модели, стенды и т.п. [8.,с.425]. При изучении биофизики, ботаники и зоологии студенты работают на приинститутском учебно-опытном участке, в теплицах, садах, занимаются выращиванием цветов, создают живые уголки, организуют работу по подкормке птиц и животных, проводят опыты под руководством преподавателей.

        Большое место в трудовом обучении и воспитании занимает ручной труд, занятия в  учебных мастерских и учебно-производительные практикумы. [10.c.406]

        Наконец, в трудовом воспитании важное значение, имеет общественно полезный производительный труд по благоустройству территории высших учебных заведений (субботники), работа студентов во время практики на промышленных предприятиях, в колхозах, также работа, связанная с созданием материальных ценностей, по сбору вторичного сырья (металлолома, лекарственных трав, бумажной макулатуры), по озеленению дорог, улиц и т.п.

    По  мере овладения трудовыми навыками существуют индивидуальные и коллективные формы труда.

        К коллективным формам трудовой деятельности относятся:

        а) некоторые предметы, на которых дети познают процессы и навыки трудовой деятельности;

        б) создание постоянных или временных  звеньев для выполнения той или  иной работы. Например, могут создаваться  постоянные звенья по уходу за деревьями на территории вуза или по выращиванию цветов. Временные звенья создаются для выполнения эпизодической работы на стройке, промышленном предприятии, в колхозе или совхозе. [10., c 407].

        в) в  практике вузов получили широкое распространение такие формы коллективной трудовой деятельности, как студенческие учебно-производственные бригады в колхозах и совхозах, студенческие  производственные объединения в городах, производственные комбинаты и т.п.

        г) внеучебные работы по трудовому воспитанию (оказание помощи ветеранам войны и людям пожилого возраста, организация различных кружков, факультативов) и т.п.[4.,с.140]

        д) летняя трудовая практика студентов осуществляются в выбранных ими или предоставленных вузом предприятиях и учреждениях. [7. c.160],

        Также к формам трудового воспитания можно отнести: конкурсы, выставки предметов труда студенческого творчества, олимпиады, соревнования, и др.

        Все это показывает, что при организации  любого вида трудовой деятельности преподавателям необходимо тщательно продумывать вопрос о том, какую форму целесообразнее ему придать, чтобы сделать его более привлекательным для учащихся. Потому, что сама форма организации труда, если она вызывает интерес у студента, служит стимулирующим фактором их работы. Можно, например, просто дать задание учащимся собрать определенное количество металлолома и затем проконтролировать его выполнение. Но можно это задание облечь в яркую и привлекательную форму. Можно приучать к труду через дух соревнования, положительный пример, поощрение в виде похвалы или же оценки. Во многих вузах для стимулирование трудовой активности учащихся используют такие традиционные мероприятия, как праздники «Труда», «За честь вуза», выставки и конкурсы творчества учащихся.

      Чтобы трудовая деятельность учащихся развивала  их сознательность, взгляды и убеждения и способствовала формированию практической стороны трудолюбия как личностного качества, ее необходимо методически грамотно организовать. Метод воспитания – это с одной стороны, конкретные пути влияния на сознание, чувства человека, а с другой стороны, способы педагогического управления трудовой деятельность, в процессе которой осуществляется самореализация и развитие личности.[3.,c.95].

      Наиболее существенными  методами трудовой деятельности являются следующие:

    а) для формирования добросовестного отношения к труду большое значение имеет методы стимулирования трудовой активности учащихся (убеждение, поощрение через похвалу или хорошую отметку, положительный пример, осуждение). В активизации работы учащихся важную роль играет умелая постановка трудовой задачи и глубокое раскрытие, ее общественного значения. Уже на этой стадии организации труда проявляется потребность, в решении выдвигаемой задачи и формируются общественные мотивы деятельности, что, естественно, побуждает учащихся к добросовестной работе.

    б) поручение - в методике трудового воспитания, существенно важным, является организация взаимодействия учащихся и распределение обязанностей между ними в процессе решения поставленной трудовой задачи, выделение ответственных и определение порядка подведения итогов выполненной работы; [6., с. 318].

    в) методы организации познавательной деятельности и формирование общественного  сознания (убеждение, положительный пример). Органической частью организации труда является раскрытие и осмысление его связи с обучением, а также его роли в углублении и расширении знаний (применение знаний на практике). Осмысление общественно-политического и нравственного значения труда способствует возбуждению у учащихся потребности хорошо выполнить поставленную задачу, создает психологическую установку на преодоление трудностей, рождает чувство ответственности и долга;

    г) Методы организации деятельности, общения  учащихся и формирование опыта их социального поведения через  такие методы как приучение, контроль, переключение. Большое значение имеет руководство самим процессом труда и оказание помощи учащимся в овладении более рациональными способами его выполнения. [10. c.412];

    Также, к методам трудового воспитания относятся:  лекции, беседы, приучение, самовоспитание, наказание, убеждение, соревнования и т.п.

    Методы  воспитания нельзя выбрать произвольно  потому, что выбор методов подчиняется  ряду закономерностей и зависимостей в основу которых положена целостная  структура деятельности, которая  включает осознание процесса деятельности, ее организацию, стимулирование, контроль и анализ результатов.[1.,с.158] Хорошо организованный труд и его результаты положительно влияют на обучение учащихся: они воспитывают упорство  в преодолении трудностей, формируют коллективизм и взаимопомощь, т.е. те качества, которые важны для успеха учебной работы и для развития личности в целом.

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Принципы  трудового воспитания. Педагогическая направленность. 

    В организации и управлении учебно-воспитательным процессом важная роль отводится принципам трудового воспитания:

  1. Единство трудового воспитания и общего развития личности (морального, интеллектуального, эстетического и физического развития).
  2. Направленности на развитие индивидуальных качеств формирующихся в процессе труда (именно благодаря труду формируются и развиваются скрытые индивидуальные способности и навыки, которые в дальнейшем определяют выбор профессии, помогают студенту самореализоваться).
  3. Высокого морального труда ее общественной полезности (каждый труд должен представлять общественную значимость и полезность для общества формируясь на принципах моральности).[5.,с.266]
  4. Приучение человека к продуктивному труду (благодаря этому принципу с раннего детства ребенок учится быть самостоятельным и приносить пользу обществу).
  5. Творческого характера труда (труд развивает творческие способности, как в научно-трудовой,  так и физической деятельности).
  6. Единства труда и многогранности жизни (именно труд помогает человеку развиться и проявить себя как многогранную личность, не зацикленной и отделенной от мира).
  7. Посильность трудовой деятельности (жаждая деятельность должна быть посильной человеку в зависимости от возраста). [2.,c.119-120]
  8. Разновидность видов труда.
  9. Последовательность содержания труда.
  10. Постоянство, беспрерывность труда в процессе воспитания (исходя из необходимости включения учащихся в разнообразную трудовую деятельность, преподавателям и кураторам следует не только заботится, о подборе объектов труда, но и тщательно продумывать систему его организации с тем, чтобы общественно полезная работа носила регулярный характер. Если в вузе не обеспечивается регулярное участие всех учащихся в трудовой деятельности, нормального трудового воспитания быть не может.). [2.,с.121]

Информация о работе Трудовое воспитание студентов вузов