Я-концепция младшего школьника

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 00:14, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – изучить особенности проявления социального статуса и Я – концепции младших школьников.
Объект исследования – младший школьный возраст.
Предмет исследования – статус и Я-концепция младшего школьника.
Задачи курсовой работы:
1. Рассмотреть возрастные особенности младших школьников;
2. Проанализировать социальный статус младшего школьника;
3. Рассмотреть особенности формирования Я-концепции в младшем школьном возрасте;
4. Изучить психологические особенности Я-концепции младших школьников;
5.Предоставить программу формирования позитивной Я-концепции учащихся младшего школьного возраста.

Файлы: 1 файл

курсовая Куготовой.doc

— 283.50 Кб (Скачать)

       ВВЕДЕНИЕ 

         Актуальность данной проблемы, её недостаточная теоретическая и практическая разработанность в логике современных требований к организации образовательного процесса в начальной школе явились основанием для определения темы нашего исследования: «Изменение социального статуса и Я-концепции младшего школьника, особенности проявления».

         В возрастной и педагогической психологии младший школьный возраст занимает особое место: в этом возрасте осваивается учебная деятельность, формируется произвольность психических функций, возникают рефлексия, самоконтроль, а действия начинают соотноситься с внутренним планом.

Учебная деятельность является одним из важнейших  факторов, оказывающим влияние на формирование самооценки детей младшего школьного возраста, поэтому учитель начальных классов должен знать психологические особенности младших школьников и учитывать индивидуальные особенности самооценки в учебном процессе, осуществляя индивидуальный и дифференцированный подход в обучении.

           Я-концепция как совокупность представлений о себе, сопряжённая с их оценкой, формируется в процессе взаимодействия индивида с окружающей средой и с момента своего зарождения становится активным началом, фактором, определяющим развитие личности.

         Сензитивным в формировании позитивной Я-концепции является младший школьный возраст, так как на данном этапе Я-концепция характеризуется наибольшей пластичностью, поэтому возможно её качественное изменение в ходе значимой для ребёнка учебно-познавательной деятельности, структура которой позволяет органично включить в её содержание педагогически управляемый процесс формирования у младшего школьника позитивной Я-концепции.

Цель курсовой работы – изучить особенности проявления социального статуса и Я – концепции младших школьников.

Объект исследования – младший школьный возраст.

Предмет исследования – статус и Я-концепция младшего школьника.

Задачи курсовой работы:

1. Рассмотреть  возрастные особенности младших школьников;

2. Проанализировать  социальный статус младшего школьника;

3. Рассмотреть  особенности формирования Я-концепции в младшем школьном возрасте;

4. Изучить  психологические особенности Я-концепции младших школьников;

5.Предоставить  программу формирования позитивной  Я-концепции учащихся младшего  школьного возраста.

 Гипотеза исследования заключается в предположении, что в ходе учебно-познавательной деятельности возможно эффективное формирование у младших школьников позитивной Я-концепции.

Базой исследования является МОУ СОШ № 10 г.Нальчик, КБР. В исследовании принимали участие 25 учащихся 2 «Б» класса: 14 мальчиков и 11 девочек.

Методы  исследования:

- на  теоретическом уровне методы анализа, синтеза, обобщения, конкретизации, метод анализа психолого-педагогической и методической литературы,

- на  эмпирическом уровне для изучения психологических особенностей Я-концепции младших школьников использовалась методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейна.

Практическая  значимость работы состоит в предоставленной программе формирования позитивной Я-концепции учащихся младшего школьного возраста, которой могут руководствоваться педагоги и психологи образовательных учреждений.

 

I. Особенности проявления социального статуса и Я-концепции младших школьников.

I.1 Возрастные особенности младших школьников. 

       Начальная школа — наиболее ответственный период в жизни человека. Именно в младшем школьном возрасте начинается целенаправленное обучение и воспитание, основным видом деятельности ребенка становится учебная деятельность, которая играет решающую роль в формировании и развитии всех его психических свойств и качеств. Учится, воспитывается человек не только в начальных классах школы, но и в средних, и в старших, и всю жизнь. Но в начальных классах закладывается то, что будет развиваться и укрепляться с возрастом. Поэтому учить и воспитывать младшего школьника — очень ответственная задача.[38]

       Развитие  ребенка происходит в деятельности. Только собственными силами можно усвоить  опыт и знания, накопленные человечеством, развить свои интеллектуальные и  другие способности. Основной деятельностью, которая обеспечивает формирование психических свойств и качеств ребенка школьного возраста, является учебная, познавательная деятельность. Причем наиболее интенсивно она осуществляет функцию развития личности тогда, когда только складывается, т. е. в младшем школьном возрасте.

       Психические процессы, с помощью которых человек  познает мир, себя и других людей, называются познавательными процессами или познавательными способностями. К таким способностям относятся: ощущение, восприятие, внимание, память, мышление и воображение. Познание невозможно без речи и внимания. Однако необходимо коснуться и общих особенностей детей младшего школьного возраста [1].

       Границы младшего школьного возраста, совпадающие  с периодом обучения в начальной  школе, устанавливаются в настоящее время с  6-7  до  9-10  лет.  Переход к школьному обучению и новому образу жизни, связанному с положением школьника, в том случае, если ребенок внутренне принял соответствующую позицию, открывает для дальнейшего формирования его личности. В этот  период  происходит  дальнейшее   физическое   и   психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее  возможность систематического  обучения  в школе. Прежде всего,  совершенствуется  работа  головного мозга и нервной системы. Ведущей в младшем школьном возрасте становится  учебная  деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в  развитии  психики  детей в этом возрасте [1]. 

       На  протяжении младшего школьного возраста начинает складываться  новый тип  отношений  с  окружающими людьми.  Большие изменения происходят в младшем школьном возрасте в отношениях детей друг к другу. В этот период у них возникают коллективные связи, начинают формироваться общественное мнение, требовательность друг к другу, взаимная оценка. На этой основе у них начинает определяться направленность личности, происходит довольно интенсивное усвоение нравственных требований, предъявляемых не только учителями, но и товарищами, появляются новые нравственные чувства и потребности.

       Решающее  значение для развития личности ребенка младшего школьного возраста играет тот факт, что вместе с поступлением в школу он вступает и в коллектив сверстников. Конечно, и дошкольники, особенно если они воспитываются в детском саду, растут среди детей. Однако как по характеру деятельности, на основе которой организуются дети, так и по характеру взаимоотношений, которые возникают между ними, дошкольная группа существенно отличается от коллектива класса. Общая учебная деятельность создает у школьников и общую учебную целеустремленность.[7]

       В связи с этим у детей младшего школьного возраста появляется общественная направленность личности, заинтересованность делами других детей, делами класса. Вначале  общественная направленность младшего школьника выражается лишь в стремлении ребенка к обществу сверстников, в желании делать все сообща, делать то, что делают другие. Этим объясняется бросающаяся в глаза подражательность младших школьников (стоит одному поднять руку, как за ним тянутся другие, смех одного может вызвать смех всего класса, если один придумал какой-нибудь пример, то все стремятся придумать такой же) [7].

       Важнейшим условием развития произвольного поведения  ребенка  является участие  взрослого,  который  направляет  усилия  ребенка   и   обеспечивает средствами овладения. С  первых  дней  пребывания  в  школе  ребенок  включается  в  процесс межличностного взаимодействия с одноклассниками и  учителем.  На  протяжении младшего школьного возраста это взаимодействие имеет  определенную  динамику и закономерности развития.

       В силу таких всесторонних изменений, происходящих в социальном положении  младшего школьника, его психологических  особенностей и физического развития, необходимо конкретно остановиться на описании познавательной сферы первоклассников. Все психические процессы в это время находятся в переходном состоянии от дошкольного возраста к младшему школьнику в полноценном состоянии [7].

       Простейшим, но очень важным психическим познавательным процессом является ощущение. Оно  сигнализирует о том, что происходит в данный момент вокруг человека и в его собственном организме, дают возможность ориентироваться в окружающих условиях и сообразовывать с ними свои действия и поступки. Именно ощущения дают материал для сложных психических процессов — восприятия, мышления, воображения [17].

       Знания  об окружающем мире при непосредственном контакте с ним человек получает не только через ощущение, но и через  восприятие. Это звенья единого процесса чувственного познания. Они неразрывно взаимосвязаны, но имеют и свои отличительные  особенности. В результате ощущений человек получает знания об отдельных свойствах, качествах предмета — о его цвете, температуре, вкусе, звучании и пр. В отличие от ощущения при восприятии человек познает не отдельные свойства предметов и явлений, а предметы и явления окружающего мира в целом.

       Восприятие  — это отражение предметов  и явлений, целостных ситуаций объективного мира в совокупности их свойств и  частей при непосредственном их воздействии  на органы чувств. В отличие от ощущений образы восприятия возникают обычно в результате работы нескольких анализаторов. К сложным видам восприятий относятся, например, восприятие пространства и восприятие времени [17]. В возрасте 6-7 лет восприятие часто сводится к узнаванию предмета, называнию формы и цвета. Первоклассники воспринимают объекты как целое, плохо схватывают детали, не увязывают их между собой, т. е. систематический анализ воспринимаемых свойств вызывает у детей трудности. Для полноценного восприятия детьми 6-7 лет им необходима возможность практически оперировать с объектами [13]. Младшие школьники лучше замечают ярко окрашенные предметы, подвижные предметы на фоне неподвижных. Они полнее и лучше воспринимают рисунок, который учитель выполняет при них на доске, чем тот же рисунок, показываемый уже в готовом виде. Все, что включено в трудовую, учебную, игровую деятельность самого ребенка и тем самым вызывает его активность и повышенный интерес, воспринимается более полно. Разнообразные практические занятия и упражнения ведут к более глубокому восприятию и, следовательно, к познанию предметов и явлений.

       Внимание  — это направленность и сосредоточенность  нашего сознания на определенном объекте. Объектом внимания может быть все, что  угодно, — предметы и их свойства, явления, отношения, действия, мысли, чувства  других людей и свой собственный внутренний мир [17]. Внимание не является самостоятельной психической функцией, его нельзя наблюдать само по себе. Это особая форма психической активности человека, и она входит как необходимый компонент во все виды психических процессов. Внимание — это всегда характеристика какого-то психического процесса: восприятия, когда мы вслушиваемся, рассматриваем, принюхиваемся, пытаясь различить какой-либо зрительный или звуковой образ, запах; мышления, когда мы решаем какую-то задачу; памяти, когда мы что-то определенное вспоминаем или пытаемся запомнить; воображения, когда мы стараемся что-то отчетливо представить себе. Таким образом, внимание — это способность человека выбирать важное для себя и сосредоточивать на нем свое восприятие, мышление, припоминание, воображение и др.

       В начале обучения у детей преобладает  непроизвольное внимание, поэтому способность  сосредоточиться напрямую связана  с тем, насколько ребенку интересна  выполняемая работа. Чем больше первоклассники вовлечены в активную деятельность, тем устойчивее их внимание.[23]

       Учащиеся 1-ых классов не могут сохранять  активное внимание более 10 минут, следовательно, через такие промежутки времени  необходимо менять вид деятельности.

       Немалую роль в развитии познавательной сферы  играет познавательный интерес. Познавательные интересы, любознательность, проявляющиеся в вопросах человека, имеют важнейшее значение в развитии его мышления. Не случайно детские психологи и писатели уделяют серьезное внимание вопросам, которые задают маленькие дети-«почемучки».

       Дети  приходят в школу с желанием учиться, узнавать новое, с интересом к  самим знаниям. При этом, интерес  к знаниям у них тесно переплетен с отношением к учению как к  серьезной, общественно значимой деятельности. Этим объясняется их исключительно добросовестное и прилежное отношение к делу [23].

       Исследования  показывают, что маленькие школьники  в огромном большинстве случаев  очень любят учиться. При этом их привлекают именно серьезные занятия  и значительно холоднее они относятся  к тем видам работы, которые им напоминают занятия дошкольного типа: учащиеся I—II классов признают, что они больше любят уроки чтения, письма, чем уроки физкультуры, рукоделия, пения. Урок они предпочитают перемене, хотят сократить каникулы, огорчаются, если им не дают заданий на дом. В этом отношении к учению выражаются и познавательные интересы детей, и переживание ими социального значения их учебного труда [29].

Информация о работе Я-концепция младшего школьника