Я-концепция младшего школьника

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 00:14, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – изучить особенности проявления социального статуса и Я – концепции младших школьников.
Объект исследования – младший школьный возраст.
Предмет исследования – статус и Я-концепция младшего школьника.
Задачи курсовой работы:
1. Рассмотреть возрастные особенности младших школьников;
2. Проанализировать социальный статус младшего школьника;
3. Рассмотреть особенности формирования Я-концепции в младшем школьном возрасте;
4. Изучить психологические особенности Я-концепции младших школьников;
5.Предоставить программу формирования позитивной Я-концепции учащихся младшего школьного возраста.

Файлы: 1 файл

курсовая Куготовой.doc

— 283.50 Кб (Скачать)

             К концу младшего школьного возраста самооценка может выступать в качестве мотива своей деятельности, поведения и общения, а также становится показателем качественного изменения его «Я - концепции». Но в тоже время оценка окружающих не утрачивает своего значения, т.к. младший школьник постоянно сверяет свою самооценку с мнением окружающих. Кроме этого, он сам является источником оценивания других, поэтому важно, чтобы между ними складывались взаимопонимание, обеспечивающее адекватность взаимооценивания. В качестве таких условий выступает сложившееся «Я-концепция».[27]

           Объективные условия формирования личности, а значит и «Я- концепции», включают в себя макро-, мезо- и микрофакторы. Их влияние на формирование личности посвящено много работ не только в области психологии, но и других наук: социологии, этнологии, педагогики, истории и др.

        В исследованиях многих ученых показано, что уже на ранних этапах онтогенеза человеку необходимо для его психологической жизни взаимодействие с другим человеком. На ранних этапах развития ребенка от общения со взрослым в семье закладывается его общий фундамент установки к миру социальных отношений, собственному «Я», на становление самопознания и самоотношения. Проблема взаимосвязи становления «Я» и межличностной коммуникации широко рассматривается в психологии.[4]

          Формирование «Я - концепции» может рассматриваться как результат усвоения ребенком определенных отношений к нему родителей. Еще в работах Э.Эриксона стержнем концепции развития личности выступает «чувство Я» или идентичность. Важнейшим средством выработки «чувства Я» является родительская забота и любовь.[26]

           В исследованиях отечественных психологов систематизированы виды родительских отношений, которые можно представить как «многообразные, независимые измерения»:[10]

любовь - враждебность;

автономия - контроль,

и позволяет  выделить ряд «неадекватных способов воздействия родителей на «образ Я» ребенка, обусловленных психическим  неблагополучием самих родителей.

            Другой социальной группой, имеющей большое значение для развития «Я- концепции» личности ребенка, является детская субкультура. Возникновение детской субкультуры обусловлено половозрастной стратификацией общества. Как целостный историко-культурный феномен своими корнями уходит в глубокую древность. Носителями детской субкультуры является детская группа, детское сообщество. Детская группа представляет собой социально-психологическую реальность, включенную в конкретные обстоятельства развития общества и обладающую собственным социальным статусом. Выражением и реализацией социального статуса является социальная роль детской группы, которую она осваивает и выполняет по отношению к другим социальным общностям.[26]

         Подчиняясь основным социально-психологическим закономерностям, детская группа имеет собственную специфику, обусловленную не только возрастными ограничениями, но и содержанием детской субкультуры, специфической ролью сверстников в социализации ребенка.

           Сверстники - это сообщество детей одного возраста, приблизительно равных по физическим характеристикам, социальному положению в обществе.

Дома  все члены семьи занимают определенную ступень в возрастной и социальной лестнице, поэтому различия между  ними очевидно для ребенка. В группе сверстников ребенку нужно доказывать, что он стоит наравне с другими. В семье ребенок всегда любим, а группе сверстников он должен заслужить уважение, проявить активность, не отставать от других. Поведение ребенка не всегда оценивается взрослыми достаточно полно, некоторые достижения могут быть даже и не замечены или неадекватно поняты ими так, как это расценивают сверстники.[22]

            В рамках процесса социализации группа сверстников оказывает значительное влияние на современного человека. Воздействие группы сверстников на социализацию происходит посредством определенных психологических механизмов, к которым относятся научение, подражание, заражение и идентификация. В результате работы этих механизмов ребенок усваивает набор ролей, которые ему предстоит играть в обществе и «вводит в свою систему поведения те шаблоны, которые санкционированы группой».

            Общение со сверстниками - это «специфический вид деятельности и межличностных отношений». В ходе этого общения вырабатывается навыки социального взаимодействия, увеличивается набор его социальных ролей, расширяется представление о собственной личности. По мнению И.С. Кона, «включение в общество сверстников расширяет возможности самоутверждения ребенка, дает ему новые роли и критерии самооценок. По мере того, как расширяется и обогащается круг его»принадлежностей», выражающийся словом «мы», усложняется и «образ Я». [22]

            Общение со сверстниками это ещё и «специфический вид эмоционального контакта», обеспечивающий ребенку чувство эмоционального благополучия и устойчивости. Оно также облегчает «автономизацию от взрослых».

            Главным детерминантом проявления межличностных отношений в группе сверстников является совместная деятельность, её содержание и ценностные характеристики. Т.о. в совместных видах деятельности каждый член группы, благодаря личной активности, становится участником получения знаний, оценок окружающих и формирования представлений о себе.

          Знания, полученные о другом человеке, никогда не остаются достоянием только познающего, в той или иной форме он доводит их до сведения других, т.е. ситуация обратной связи, когда именно субъект восприятия получает от партнера по общению сведения относительно того, каким он воспринят

            Вся школьная жизнь - это набор оценочных ситуаций. Оценивается и результат ученических работ, поведение учащихся, оценивается и сама личность ученика (его отношение к учебе, своему внешнему виду, отношения со сверстниками).Результаты данной ситуации откладывают отпечаток на развитие самоотношения ученика на личностные взаимоотношения со сверстниками, на положение школьника среди сверстников или его социальный статус.[22]

            Проблема личных взаимоотношений в группе сверстников всегда привлекало внимание психологов. Чаще всего в литературе эти отношения характеризуются узостью межличностных связей, представляющие собой отношения между двумя детьми, группы либо вообще не возникают, либо проявляются эпизодически. Взаимные предпочтения между мальчиками и девочками практически отсутствуют. Лидерство носит одиночный характер, каждая из подструктур имеет своего лидера.

          Исследователи исходят, что у младших школьников преобладает эмоциональное отношение к товарищам. Основными моментами выбора оказываются игровые. У большинства общение только в школе, таким образом по содержанию, широте, устойчивости межличностные отношения остаются на низком уровне развития.[22]

          Т.о. многие условия способствуют продолжения развития «Я- концепции» младшего школьника, под воздействием расширяющегося социального окружения и усложняющейся деятельности, развиваются адекватные самооценки, а значит и сама личность в целом.       

ВЫВОДЫ  ПО ГЛАВЕ 

          Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Основные достижения этого возраста обусловлены ведущим характером учебной деятельности и являются во многом определяющими для последующих лет обучения: к концу младшего школьного возраста ребенок должен хотеть учиться, уметь учиться и верить в свои силы.

        Полноценное проживание этого возраста, его позитивные приобретения являются необходимым основанием, на котором выстраивается дальнейшее развитие ребенка как активного субъекта познаний и деятельности. Основная задача взрослых в работе с детьми младшего школьного возраста -- создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей с учетом индивидуальности каждого ребенка.

            Также, в данной главе мы рассмотрели особенности Я-концепии и пришли к выводу, что Я-концепция - это совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой. Я-концепцию можно рассмотреть как совокупность установок. Всякая установка - это эмоционально окрашенное убеждение, связанное с определенным объектом. Особенность Я-концепции как комплекса установок заключается лишь в том, что объектом в данном случае является сам носитель установки. Благодаря этой самонаправленности все эмоции и оценки, связанные с образом Я, являются очень сильными и устойчивыми. Описательную составляющую Я-концепции часто называют «образом Я» или «картинкой Я». Составляющую, связанную с отношением к себе или к отдельным своим качествам, называют самооценкой или принятия себя.  
 
 
 

II.Исследование Я-концепции в младшем школьном возрасте.

II.1. Описание методики и анализ результатов исследования. 

         Наше исследование проводилось на базе МОУ СОШ №10 г.Нальчик. В исследовании принимали участие учащиеся 2 «Б» класса в количестве 25 человек. Для изучения психологических особенностей Я-концепции младших школьников использовалась методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейна (Приложение №1)

          Целью данной методики является выявление уровня самооценки школьника по заранее заданным качествам личности; выбор тех или иных качеств личности обусловлен целями исследования (например, установленных с помощью других методов трудностей в общении, для получения дополнительной информации можно предложить для оценки такое качество как общительность).

       Материалом  для исследования послужил ряд шкал, условно обозначающих проявление различных качеств личности (доброта, честность, сообразительность и др.) Методика предполагает следующую процедуру проведения: Ребенку предлагается ряд шкал, условно обозначающих проявление различных черт личности, и следующая инструкция: "Допустим, что на этой линии расположились все люди мира в порядке повышения их состояния здоровья (пример со шкалой здоровья): внизу – самые больные люди, вверху – самые здоровые (те, которые никогда не болеют). Как ты думаешь, где твое место среди всех людей мира по состоянию здоровья?".

       На  примере оценки качества "здоровье" ребенок с помощью экспериментатора усваивает выполнение инструкции. Работу с остальными шкалами он осуществляет самостоятельно. Высота самооценки определяется с помощью условного разбиения шкал на отрезки в соответствии с пятибалльной системой. При этом одно деление на шкале является равным 0,5 балла. Исходя из этого подсчитывается средний балл самооценки. "Низкой" самооценкой принято считать самооценку – со средним баллом 0-2.5,"Нормальной" -  со средним баллом 2.5 и немного выше; "Высокой" – со средним баллом 4–5;

          После обработки данных по методике Т.Дембо – С.Рубинштейн определение самооценки качеств  мы сделали сводную таблицу  данных (Приложение №.3) Результаты проведения представленной методики в группах детей младшего школьного возраста выглядят следующим образом: в процессе исследования был выявлен достаточно существенный разброс в оценке различных своих качеств исследуемыми учениками.  
             Так, к примеру, испытуемая по номером  24 в оценке своих личностных качеств поступает следующим образом: "доброта" ею оценивается в 4 балла (высокий уровень), "честность" – в 2,5 балла (нижняя граница нормы), "сообразительность" – в 1 балл (низкий уровень), "трудолюбие" – в 2 балла (низкий уровень), "щедрость" – в 4,5 балла (высокий уровень) и т.д. 
              В целом по экспериментальным группам результаты распределяются следующим образом: оценку "доброты" можно отметить как "нормальную", "честность" – как "нормальную", "сообразительность" – как "нормальную", "трудолюбие" – как "высокое", "щедрость" – как "нормальную", "любознательность" – как "нормальную", "общительность" – как "высокую".

В  экспериментальной  группе из общего количества детей:

28% имеют  высокий уровень самооценки;

56% имеют  средний уровень самооценки;

16% имеют  низкий уровень самооценки;

В учебной деятельности учителю следует обратить внимание на группу детей с высоким уровнем самооценки и группу детей с низким уровнем самооценки. 

Были  разработаны рекомендации учителю  по работе с детьми с высоким уровнем самооценки:

При организации  внеклассных мероприятий включать учащихся в групповую работу;

- Учить слушать других;

- Воспитывать чувство сопереживания;

- Оценивая работы, показывать как положительные, так и отрицательные моменты;

- Аргументировать оценки. 

Рекомендации  учителю по работе с детьми с низким уровнем самооценки:

- Не предъявлять к ребенку завышенных требований;

- Не использовать слова, унижающий достоинство человека, т.е. оценивать результат деятельности, а не личность;

Информация о работе Я-концепция младшего школьника