Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 00:14, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить особенности проявления социального статуса и Я – концепции младших школьников.
Объект исследования – младший школьный возраст.
Предмет исследования – статус и Я-концепция младшего школьника.
Задачи курсовой работы:
1. Рассмотреть возрастные особенности младших школьников;
2. Проанализировать социальный статус младшего школьника;
3. Рассмотреть особенности формирования Я-концепции в младшем школьном возрасте;
4. Изучить психологические особенности Я-концепции младших школьников;
5.Предоставить программу формирования позитивной Я-концепции учащихся младшего школьного возраста.
- Вовлекать учащихся в коллективную работу;
- При организации внеклассных мероприятий назначать учащихся на ответственные должности;
- Предлагать
в учебной деятельности задания творческого
характера.
II.1.
Программа формирования
«Я-концепции» младших
школьников.
«Основная цель развития «Я- концепции» заключается в том, чтобы перейти от внешних источников подкрепления и обратной связи, к внутренним источникам и средствам позитивного и адекватного самовосприятия» - подчеркивал Р.Бернс. Это обеспечивает человеку чувство собственного достоинства, личностной неповторимости и ведет его к самостоятельности и самоактуализации.
Особенности развития личности младшего школьника создают благоприятную почву для позитивного воздействия, т.к. он стремиться иметь положительную самооценку, признание как со стороны взрослых, так и у сверстников.
Но как показывают результаты педагогической практики, у детей имеются объективные трудности в установлении согласованности между желанием «быть хорошим» и реальным поведением. Во многом это объясняется индивидуально-типическими и общевозрастными особенностями развития личности младшего школьника. Кроме того, у младшего школьника ещё только формируются активные механизмы психологической защиты от нежелательных оценок окружающих, от собственных неудач, поэтому необходимо развить у него навыки самоодобрения, поддержки, поощрения, стать самому себе источником адекватной самооценки. Трудность состоит в том, что у младшего школьника отчетливо выступает тенденция к переоценке своих возможностей, на этом фоне дети склонны подменять многие понятия, так например, большая часть испытуемых авторитет у сверстников заменили понятием дружбы; уверенность в себе как силу (физическим качествам); мы склонны думать, что самооценку многие понимают ни как признание своей ценности, ни как чувство превосходства над другими людьми, прежде всего над сверстниками. Это, в первую очередь, обусловлено системой школьного обучения и семейного воспитания, где ребенок находится в ситуации постоянного сравнения с другими людьми, и меньше всего оценивается динамика его «личностного роста».
Поэтому при составлении программы выделили следующие направления:
- помощь в открытии своего личностного «Я»;
- повышение уверенности в себе;
- ориентация на позитивные отношения между окружающими людьми.
В соответствии с выделенными направлениями задачи:
1.Формирование необходимых знаний, характеризующими личностное «Я» ребенка.
2.Формирование адекватного опосредованного отношения к результатам в учебе и других видах деятельности, стать самому себе источником одобрения в полезных начинаниях.
3.Развитие ориентации на позитивную оценку качеств других людей, особенно сверстников.
4.Способствовать развитию позитивного реагирования на оценку окружающих.
При планировании работы использовались принципы комплексного влияния на интеллектуального и личностно-мотивационного уровня развития младшего школьника, т.е учитывающий индивидуальные особенности школьника и уровень его подготовки.
Подбор заданий обеспечивает активность всех детей, эмоционально-благоприятную обстановку.
При поурочном планировании основное
внимание уделяется практическим заданиям:
в форме привычных игр и упражнений; включение
детей в поисковую деятельность с использованием
невербальной коммуникации, проигрывание
этюдов, изобразительного творчества,
сказкотерапии; адаптированные варианты
известных в практической психологии
методик тестирования, рекомендованных
для образовательной сфере и снабженных
нормативными показателями.
Целесообразность данных приёмов мы видим в следующем:
- расширение способов межличностного общения;
- освоение ролевого поведения, т.е. умение смотреть на мир глазами других людей;
- проявление творческой активности;
- снятие напряженности и скованности;
повышение интереса к своей личности и личности другого человека.
Введение регулярных занятий создает условия для позитивного формирования «Я - концепции» младшего школьника, развитию его представлений о себе, заботе о своём «личностном росте»; определению сдвигов в общении со сверстниками, повышение своей «ценности».
ОБЗОР ПРОГРАММЫ
этап | задача | |
1. Ориентировочный | познакомить учащихся
с правилами и элементами работы
в группе;
создать условия для положительного восприятия работы в группе; сплочение группы |
|
2. Основной | реализация целей и задач программы | |
3. Диагностический | получить обратную связь от работы в группе. | |
Каждому
из выделенных этапов соответствуют определенные
раздел и уроки.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализируя психолого-педагогическую литературу, следует отметить, что центральной характеристикой любой личности является «Я-концепция», которая состоит из следующих компонентов:
Когнитивный;
Оценочный;
Поведенческий;
Я-концепция - одно из базовых понятий гуманистической психологии, относительно устойчивая совокупность представлений индивида о себе, интегральная характеристика, на базе которой индивидом строится отношение к себе и взаимодействие с другими людьми. Несмотря на устойчивость, «Я -концепция» - не статическое, а динамическое образование. На формирование «Я-концепции» влияет целый комплекс факторов, из которых особенно важны контакты со «значимыми другими», в сущности определяющие представления о самом себе.
В современной психологии Я-концепция рассматривается как один из компонентов личности, как отношение индивида к самому себе. Понятие « Я- концепция» выражает единство и целостность личности с ее субъективной внутренней стороной, то есть то, что известно индивиду о самом себе, каким он видит, чувствует и представляет себя сам. Я-концепция - это совокупность установок на самого себя. В большинстве определений установки подчёркиваются три главных её элемента, её три психологические составляющие:
Самооценка - аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа Я могут вызвать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением. Предметом самовосприятия и самооценки индивида могут, в частности, стать его тело, его способности, его социальные отношения и множество других личностных проявлений.
Также мы рассмотрели особенности младшего школьного возраста и выяснили,что данный возраст является наиболее благоприятным для формирования позитивной Я-концепции в учебно-познавательной деятельности, обусловливающей становление значимых личностных качеств учащихся (познавательная и контрольно-оценочная самостоятельность, инициативность, ответственность как умение ставить и достигать цели, способность к конструктивному самовыражению и взаимодействию, способность к рефлексии, умение устанавливать и устранять причины возникающих трудностей, толерантность, сформированная система нравственных и поведенческих ориентаций).
Усваивая в процессе обучения и воспитания определенные нормы и ценности, школьник начинает под воздействием оценочных суждений других учителей, сверстников относиться определенным образом как к реальным результатам своей учебной деятельности, так и к самому себе как личности. С возрастом он все с большей определенностью различает свои действительные достижения и то, чего он мог бы достичь, обладая определенными личностными качествами.
Ребенок не рождается на свет с каким-то отношением к себе. Как и все другие особенности личности, его Я-концепция складывается в процессе воспитания, в котором основная роль принадлежит семье и школе.
Содержание данной курсовой
ЛИТЕРАТУРА
1.Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999.-672с.
2.Александровская Э.М. и др. Психологическое сопровождение школьников: Учебное пособие. – М.: Академия, 2002. – 208 с.
3.Андрющенко Т.Д., Карабекова Н.В. Коррекция психологического развития младших школьников на начальном этапе обучении//Вопросы психологии . – 1993.- №1. -127 с.
4.Анцыферова Л.И К психологии личности как развивающейся системы – М.:Высшая школа, 1991. – 403 с.
5.Афонькина Ю.А., Урунтаева Т.А. Практикум по детской психологии. – М: “Знание”, 2002. – 380 с.
6.Бадмаев Б.Ц. Психология в работе учителя: В 2 кн. – М.: ВЛАДОС,2000. – Кн.1: Практическое пособие по теории развития, обучения, воспитания.- 240с.
7.Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. – М: “Просвещение”, 1998. - 299 с.
8.Бурменская Г.В., Карабекова Н.В., Лидерс А.Г. Возрастно – психологическое консультирование. Проблемы психологического развития детей. – М.:Высшая школа, 1990.-245 с.
9.Возрастная и педагогическая психология./ Под ред. А.В. Петровского.- М., Просвещение, 1980.- 280 с.
10.Выготский Л.С. Психология. – М.: Просвещение, 1986.- 420 с.
11.Габай Т. В. Деятельностная теория учения и проблема подкрепления // Вестник Московского университета.- Серия 14. Психология.- 1998.- №2.
12.Габай Т.В. Педагогическая психология: Учебное пособие.- М.: Академия, 2003. -240 с.
13.Давыдов В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте// Возрастная и педагогическая психология. - 1999. – №5. - с.69-101.
14.Давыдов
В.В. Теоретико-методологические основы
психологического
15.Давыдов В.В. Эльконин Д.Б. Маркова А.С. Основные вопросы психологии детей младшего школьного возраста \\ Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. – М.: - 1978. -198. с.
16.Дереклеева Н. И., Савченко М. Ю., Артюхова И. С. Справочник классного руководителя (5-9 кл.).- М: “Владос”, 2003. – 198 с.
17.Дубровина И. В., А. Д. Андреева, Е. Е. Данилова, Е. М. Кравцова, О. А. Москвина, А. М. Прихожан, Толстых Н. Н. Младший школьник: развитие познавательных способностей.- Пособие для учителя / Под редакцией И. В. Дубровиной.-М.: Академия, 2002.- 376 с.
18.Запорожец А. В. Избранные психологические труды: В 2 т. Т.2.- М: “Знание”, 1998. – 342с.
19.Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребёнка: 3-е изд. – СПб: «Издательство «Питер», 2000. – 224 с.
20.Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник. – Изд. 2 –е. доп., испр. и перераб. – М.: Логос, 2000. – 384 с.
21.Коломинский Я. Л., Березовин Н. А. Некоторые педагогические проблемы социальной психологии. - М, 1997. - 175 с.
22.Коломинский Я. Л. Психология детского коллектива: система личных взаимоотношений. – Минск, 1997. - 283 с.