Я-концепция младшего школьника

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 00:14, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – изучить особенности проявления социального статуса и Я – концепции младших школьников.
Объект исследования – младший школьный возраст.
Предмет исследования – статус и Я-концепция младшего школьника.
Задачи курсовой работы:
1. Рассмотреть возрастные особенности младших школьников;
2. Проанализировать социальный статус младшего школьника;
3. Рассмотреть особенности формирования Я-концепции в младшем школьном возрасте;
4. Изучить психологические особенности Я-концепции младших школьников;
5.Предоставить программу формирования позитивной Я-концепции учащихся младшего школьного возраста.

Файлы: 1 файл

курсовая Куготовой.doc

— 283.50 Кб (Скачать)

- Вовлекать учащихся в коллективную работу;

- При организации внеклассных мероприятий назначать учащихся на ответственные должности;

- Предлагать в учебной деятельности задания творческого характера. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

II.1. Программа формирования «Я-концепции» младших школьников. 
 

           «Основная цель развития «Я- концепции» заключается в том, чтобы перейти от внешних источников подкрепления и обратной связи, к внутренним источникам и средствам позитивного и адекватного самовосприятия» - подчеркивал Р.Бернс. Это обеспечивает человеку чувство собственного достоинства, личностной неповторимости и ведет его к самостоятельности и самоактуализации.

           Особенности развития личности младшего школьника создают благоприятную почву для позитивного воздействия, т.к. он стремиться иметь положительную самооценку, признание как со стороны взрослых, так и у сверстников.

          Но как показывают результаты педагогической практики, у детей имеются объективные трудности в установлении согласованности между желанием «быть хорошим» и реальным поведением. Во многом это объясняется индивидуально-типическими и общевозрастными особенностями развития личности младшего школьника. Кроме того, у младшего школьника ещё только формируются активные механизмы психологической защиты от нежелательных оценок окружающих, от собственных неудач, поэтому необходимо развить у него навыки самоодобрения, поддержки, поощрения, стать самому себе источником адекватной самооценки. Трудность состоит в том, что у младшего школьника отчетливо выступает тенденция к переоценке своих возможностей, на этом фоне дети склонны подменять многие понятия, так например, большая часть испытуемых авторитет у сверстников заменили понятием дружбы; уверенность в себе как силу (физическим качествам); мы склонны думать, что самооценку многие понимают ни как признание своей ценности, ни как чувство превосходства над другими людьми, прежде всего над сверстниками. Это, в первую очередь, обусловлено системой школьного обучения и семейного воспитания, где ребенок находится в ситуации постоянного сравнения с другими людьми, и меньше всего оценивается динамика его «личностного роста».

Поэтому при составлении программы выделили следующие направления:

- помощь в открытии своего личностного «Я»;

- повышение уверенности в себе;

- ориентация на позитивные отношения между окружающими людьми.

          В соответствии с выделенными направлениями задачи:

1.Формирование необходимых знаний, характеризующими личностное «Я» ребенка.

2.Формирование адекватного опосредованного отношения к результатам в учебе и других видах деятельности, стать самому себе источником одобрения в полезных начинаниях.

3.Развитие ориентации на позитивную оценку качеств других людей, особенно сверстников.

4.Способствовать развитию позитивного реагирования на оценку окружающих.

           При планировании работы использовались принципы комплексного влияния на интеллектуального и личностно-мотивационного уровня развития младшего школьника, т.е учитывающий индивидуальные особенности школьника и уровень его подготовки.

            Подбор заданий обеспечивает активность всех детей, эмоционально-благоприятную обстановку.

             При поурочном планировании основное внимание уделяется практическим заданиям: в форме привычных игр и упражнений; включение детей в поисковую деятельность с использованием невербальной коммуникации, проигрывание этюдов, изобразительного творчества, сказкотерапии; адаптированные варианты известных в практической психологии методик тестирования, рекомендованных для образовательной сфере и снабженных нормативными показателями. 

          Целесообразность данных приёмов мы видим в следующем:

- расширение способов межличностного общения;

- освоение ролевого поведения, т.е. умение смотреть на мир глазами других людей;

- проявление творческой активности;

- снятие напряженности и скованности;

повышение интереса к своей личности и личности другого человека.

            Введение регулярных занятий создает условия для позитивного формирования «Я - концепции» младшего школьника, развитию его представлений о себе, заботе о своём «личностном росте»; определению сдвигов в общении со сверстниками, повышение своей «ценности».

ОБЗОР ПРОГРАММЫ

 
этап задача  
1. Ориентировочный познакомить учащихся с правилами и элементами работы в группе;

создать условия для положительного восприятия работы в группе;

сплочение группы

 
2. Основной реализация  целей и задач программы  
3. Диагностический получить обратную связь от работы в группе.  
     

       Каждому из выделенных этапов соответствуют определенные раздел и уроки.  
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 
 

          Анализируя психолого-педагогическую литературу, следует отметить, что центральной характеристикой любой личности является «Я-концепция», которая состоит из следующих компонентов:

Когнитивный;

Оценочный;

Поведенческий;

           Я-концепция - одно из базовых понятий гуманистической психологии, относительно устойчивая совокупность представлений индивида о себе, интегральная характеристика, на базе которой индивидом строится отношение к себе и взаимодействие с другими людьми. Несмотря на устойчивость, «Я -концепция» - не статическое, а динамическое образование. На формирование «Я-концепции» влияет целый комплекс факторов, из которых особенно важны контакты со «значимыми другими», в сущности определяющие представления о самом себе.

           В современной психологии Я-концепция рассматривается как один из компонентов личности, как отношение индивида к самому себе. Понятие « Я- концепция» выражает единство и целостность личности с ее субъективной внутренней стороной, то есть то, что известно индивиду о самом себе, каким он видит, чувствует и представляет себя сам. Я-концепция - это совокупность установок на самого себя. В большинстве определений установки подчёркиваются три главных её элемента, её три психологические составляющие:

          Самооценка - аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа Я могут вызвать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением. Предметом самовосприятия и самооценки индивида могут, в частности, стать его тело, его способности, его социальные отношения и множество других личностных проявлений.

         Также мы рассмотрели особенности младшего школьного возраста и выяснили,что данный возраст является наиболее благоприятным для формирования позитивной Я-концепции в учебно-познавательной деятельности, обусловливающей становление значимых личностных качеств учащихся (познавательная и контрольно-оценочная самостоятельность, инициативность, ответственность как умение ставить и достигать цели, способность к конструктивному самовыражению и взаимодействию, способность к рефлексии, умение устанавливать и устранять причины возникающих трудностей, толерантность, сформированная система нравственных и поведенческих ориентаций).

          Усваивая в процессе обучения и воспитания определенные нормы и ценности, школьник начинает под воздействием оценочных суждений других учителей, сверстников относиться определенным образом как к реальным результатам своей учебной деятельности, так и к самому себе как личности. С возрастом он все с большей определенностью различает свои действительные достижения и то, чего он мог бы достичь, обладая определенными личностными качествами.

         Ребенок не рождается на свет с каким-то отношением к себе. Как и все другие особенности личности, его Я-концепция складывается в процессе воспитания, в котором основная роль принадлежит семье и школе.

          Содержание данной курсовой работы  может быть использовано педагогами  и психологами образовательных  учреждений с целью успешного формирования Я- концепции у младших школьников. Продолжением работы над данной темой является выявление связи Я – концепции младшего школьника с оценкой ребенка учителем. 
 
 

       ЛИТЕРАТУРА 
 

1.Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999.-672с.

2.Александровская  Э.М.  и др.  Психологическое сопровождение школьников:  Учебное пособие. – М.: Академия, 2002. – 208 с.

3.Андрющенко  Т.Д.,  Карабекова  Н.В.  Коррекция психологического развития младших школьников на начальном этапе обучении//Вопросы психологии . – 1993.- №1. -127 с.

4.Анцыферова Л.И   К  психологии личности как развивающейся системы – М.:Высшая школа,  1991. – 403 с.

5.Афонькина Ю.А., Урунтаева Т.А.  Практикум по детской психологии. – М: “Знание”, 2002. – 380 с.

6.Бадмаев  Б.Ц.  Психология в работе учителя:  В  2 кн.  – М.:  ВЛАДОС,2000. – Кн.1: Практическое пособие по теории развития, обучения, воспитания.- 240с.

7.Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. – М: “Просвещение”, 1998. - 299 с.

 8.Бурменская Г.В., Карабекова Н.В., Лидерс А.Г.  Возрастно – психологическое консультирование.  Проблемы психологического развития детей. – М.:Высшая школа, 1990.-245 с.

9.Возрастная и педагогическая психология./ Под ред. А.В. Петровского.- М., Просвещение, 1980.- 280 с.

10.Выготский Л.С. Психология. – М.: Просвещение, 1986.- 420 с.

11.Габай Т. В. Деятельностная теория учения и проблема подкрепления // Вестник Московского университета.- Серия 14. Психология.- 1998.- №2.

12.Габай Т.В. Педагогическая психология: Учебное пособие.- М.: Академия, 2003. -240 с.

13.Давыдов В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте//   Возрастная и педагогическая психология. - 1999. –  №5. -  с.69-101.

14.Давыдов В.В. Теоретико-методологические основы психологического                                      исследования учебной деятельности \\ Формирование учебной деятельности       школьников. – М.: 1982. – 256 с.

15.Давыдов В.В. Эльконин Д.Б. Маркова А.С. Основные вопросы      психологии детей младшего школьного возраста \\  Проблемы общей,            возрастной и педагогической психологии. – М.: - 1978. -198. с.

16.Дереклеева Н. И., Савченко М. Ю., Артюхова И. С. Справочник классного руководителя (5-9 кл.).- М: “Владос”, 2003. – 198 с.

17.Дубровина И. В., А. Д. Андреева, Е. Е. Данилова, Е. М. Кравцова, О. А. Москвина, А. М. Прихожан, Толстых Н. Н. Младший школьник: развитие познавательных способностей.- Пособие для учителя / Под редакцией И. В. Дубровиной.-М.: Академия, 2002.- 376 с.

18.Запорожец А. В. Избранные психологические труды: В 2 т. Т.2.-  М: “Знание”, 1998. – 342с.

19.Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребёнка: 3-е изд. – СПб: «Издательство «Питер», 2000. – 224 с.

20.Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник. – Изд. 2 –е. доп.,                       испр. и перераб. – М.: Логос, 2000. – 384 с.

21.Коломинский Я. Л., Березовин Н. А. Некоторые педагогические проблемы социальной психологии. -  М, 1997. - 175 с.

22.Коломинский Я. Л. Психология детского коллектива: система личных   взаимоотношений. – Минск, 1997. - 283 с.

Информация о работе Я-концепция младшего школьника