Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 18:30, курсовая работа
Введение Воображение — очень важный психический процесс, присущий только человеку. С помощью воображения человек может изменять окружающий мир и самого себя, совершать научные открытия и создавать произведения искусства. Всё — от первых сказок, которые мы слышим в детстве, и до величайших открытий — первоначально обязано силе воображения человека. Другими словами, именно воображение во многом обеспечивает прогресс человечества, развитие и деятельность каждого человека. Ведь прежде чем что-то создать, что-нибудь сделать, принять важное для себя решение, человек всегда вначале представляет это в своем воображении. Именно благодаря тому, что до того, как человек начнет что-то делать, он способен в воображении увидеть конечный результат, представить будущее, он может подготовиться к нему, в каком-то смысле даже овладеть им. Специфичность данной формы психического процесса заключается в том, что воображение, вероятно, характерно только для человека и странным образом связано с деятельностью организма, будучи в то же самое время самым "психическим" из всех психических процессов и состояний. Последнее означает, что ни в чем другом, кроме воображения, не проявляется идеальный и загадочный характер психики. Можно предполагать, что именно воображение, желание его поныть и объяснить привлекло внимание к психическим
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине
на тему:
«Развитие
воображения у младших школьников»
Выполнила
Проверила
Допущено
к защите__________________
Мичуринск
– Наукоград, 2011
Введение Воображени
Целью курсовой работы является анализ
развития воображения у младших школьников. Для
достижения цели необходимо решить следующие
задачи:
- дать определение понятию «воображение»;
- рассмотреть особенности развития воображения у младших школьников;
- провести
‘кспериментальную работу по выявлению
особенности развития воображения в младшем
школьном возрасте.
Глава1.
Развитие воображения
у младших школьников
1.1. Понятие о воображении
Образы, которые использует и создает
человек, не ограничиваются воспроизведением
непосредственно воспринятого. Перед
человеком в образах может предстать и
то, что он непосредственно не воспринимал,
и то, чего вообще не было, и даже то, чего
быть не может. Это означает только то,
что не всякий процесс, протекающий в образах,
может быть понят, как процесс воспроизведения,
потому что люди не только познают и созерцают
мир, они его изменяют и преобразуют. Но
для того, чтобы преобразовывать действительность
на практике, нужно уметь делать это и
мысленно. Именно этой потребности и удовлетворяет
воображение. Воображение — это важнейшая
сторона нашей жизни. Представьте на минуту,
что человек не обладал бы фантазией. Мы
лишились бы почти всех научных открытий
и произведений искусства, образов, создаваемых
величайшими писателями и изобретений
конструкторов. Дети не услышали бы сказок
и не смогли бы играть во многие игры. А
как они смогли бы усваивать школьную
программу без воображения? Благодаря
воображению человек творит, разумно планирует
свою деятельность и управляет ею. Почти
вся человеческая материальная и духовная
культура является продуктом воображения
и творчества людей. Воображение выводит
человека за пределы его сиюминутного
существования, напоминает ему о прошлом,
открывает будущее. Вместе с уменьшением
способности фантазировать у человека
обедняется личность, снижаются возможности
творческого мышления, гаснет интерес
к искусству и науке. Воображение является
высшей психической функцией и отражает
действительность. Однако с помощью воображения
осуществляется мысленный отход за пределы
непосредственно воспринимаемого. Основная
его задача — представление ожидаемого
результата до его осуществления. С помощью
воображения у нас формируется образ никогда
не существовавшего или не существующего
в данный момент объекта, ситуации, условий.
Проще сказать — лишите человека фантазии,
и прогресс остановится! Значит воображение,
фантазия являются высшей и необходимейшей
способностью человека. Однако фантазия,
как и любая форма психического отражения,
должна иметь позитивное направление
развития. Она должна способствовать лучшему
познанию окружающего мира, самораскрытию
и самосовершенствованию личности, а не
перерастать в пассивную мечтательность,
замену реальной жизни грезами. Принимая
во внимание то, какое значение воображение
имеет в жизни человека, как оно влияет
на его психические процессы и состояния
и даже на организм, мы специально выделим
и рассмотрим проблему воображения. [3;101]
1.2
Особенности развития
воображения у
младших школьников Воображен
Постепенно необходимость
во внешней опоре (даже в символической
фигуре) исчезает и происходит интериоризация
— переход к игровому действию с предметом,
которого в действительности нет, к игровому
преобразованию предмета, к приданию ему
нового смысла и представлению действий
с ним в уме, без реального действия. Это
и есть зарождение воображения. Особенностью
воображения младших школьников, проявляющегося
в учебной деятельности, вначале тоже
является опора на восприятие (первичный
образ), а не на представление (вторичный
образ). Например, учитель предлагает на
уроке детям задачу, требующую представить
себе ситуацию. Это может быть такая задача:
«По Волге плыла баржа и везла в трюмах
... кг арбузов. Была качка, и ... кг арбузов
лопнуло. Сколько арбузов осталось?». Конечно,
такие задачи запускают процесс воображения,
но нуждаются в специальных орудиях (реальных
предметах, графических образах, макетах,
схемах), иначе ребенок затрудняется продвинуться
в произвольных действиях воображения.
На уроках с детьми мы часто предлагаем
детям задания на развитие воображения.
При этом материал, который используется
в учебном процессе, надо применить строго
заданным образом. Например, с помощью
цифр предлагаем воображать все что угодно.
Для этого достаточно задать детям вопрос:
«На что похожа единица?». И тут же получить
ответы: «На человека, который дарит цветы»,
«На крокодила, стоящего на задних лапах».
А еще — на трамплин, самолет, жирафа, змея...
Это задание дает детям возможность увидеть,
что одни и те же цифры могут быть очень
строгими, подчиняющиеся математическим
правилам (линия «надо», «одинаково для
всех», «правильно»), и одновременно живыми,
создающими собственные возможности (линия
«хочу», «не так, как у всех», «здорово»).
Наиболее яркое и свободное проявление
воображения младших школьников можно
наблюдать в игре, в рисовании, сочинении
рассказов и сказок. В детском творчестве
проявления воображения многообразны:
одни воссоздают реальную действительность,
другие — создают новые фантастические
образы и ситуации. Сочиняя истории, дети
могут заимствовать известные им сюжеты,
строфы стихотворений, графические образы,
порой, совсем не замечая этого. Однако
нередко они специально комбинируют известные
сюжеты, создают новые образы, гиперболизируя
отдельные стороны и качества своих героев.
Неустанная работа воображения — эффективный
способ познания и усвоения ребенком окружающего
мира, возможность выйти за пределы личного
практического опыта, важнейшая психологическая
предпосылка развития творческого подхода
к миру. Нередко активность воображения
лежит в основе формирования личностных
качеств, актуальных для конкретного ребенка.
Нередко в своем воображении дети создают
опасные, страшные ситуации. Переживание
негативного напряжения в процессе создания
и развертывания образов воображения,
управления сюжетом, прерывания образов
и возвращения к ним не только тренирует
воображение ребенка как произвольную
творческую активность, но и содержит
в себе терапевтический эффект. Вместе
с тем, испытывая трудности в реальной
жизни, дети в качестве защиты могут уйти
в воображаемый мир, выражая сомнения
и переживания в мечте и фантазии. [3;134]
1.3 Приёмы развития воображения у учащихся начальных классов У детей младшего школьного возраста различают несколько видов воображения. Оно может быть воссоздающим (создание образа предмета по его описанию) и творческим (создание новых образов, требующих отбора материала в соответствии с замыслом). Создание образов воображения осуществляется с помощью нескольких способов:
Основой
создания любых образов фантазии
является синтез и аналогия. Аналогия
может быть близкой, непосредственной
и отдаленной, ступенчатой. Например, внешний
вид самолета напоминает парящую птицу.
Это близкая аналогия. Космический корабль
- отдаленная аналогия с космическим кораблем.
В процессе учебной деятельности школьников,
которая идет в начальных классах от живого
созерцания, большую роль, как отмечают
психологи, играет уровень развития познавательных
процессов: внимания, памяти, восприятия,
наблюдения, воображения, памяти, мышления.
Развитие и совершенствование воображения
будет более эффективным при целенаправленной
работе в этом направлении, что повлечет
за собой и расширение познавательных
возможностей детей. Таким образом, нельзя
не согласиться с выводами ученых-психологов,
исследователей о том, что воображение
является одним из важнейших психических
процессов и от уровня его развития, особенно
у детей младшего школьного возраста,
во многом зависит успешность усвоения
школьной программы. Несмотря на большую
занятость педагогов начального звена,
учителю необходимо ставить задачу подбора
дополнительного материала к изучаемым
произведениям, предусмотренным программой,
позволяющего наиболее эффективно соединить
обучение младших школьников с развитием
их познавательных возможностей, в том
числе и воображения, и наиболее полно
использовать при этом специфику чтения
как учебного предмета. Вообще, каких-либо
проблем, связанных с развитостью детского
воображения, у младших школьников обычно
не возникает, так что почти все дети, много
и разнообразно играющие в дошкольном
детстве, обладают хорошо развитым и богатым
воображением. Основные вопросы, которые
в этой сфере все же могут возникнуть перед
ребенком и учителем в начале обучения,
касаются связи воображения и внимания,
способности регулировать образные представления
через произвольное внимание, а также
усвоения абстрактных понятий, которые
вообразить и представить ребенку, как
и взрослому человеку, достаточно трудно.
[9; 94] У детей младшего школьного возраста
воображение опирается уже на довольно
значительный жизненный опыт и на все
возрастающие знания.
Воображение у ребенка-школьника развивается
так, что создаваемые образы все больше
и больше соотносятся с практикой. Если
трех-четырехлетнему ребенку достаточно
2—3 палочки и модель самолета готова,
то для семи-восьмилетнего школьника необходимо,
чтобы модель была «как настоящая». В рисунке
дошкольник часто передает только некоторые
характерные черты объекта, а учащийся
I—II класса пытается изобразить все детали
известного предмета. Образы воображения,
возникающие у школьников I—II классов
в процессе их творческой деятельности,
так же как и у дошкольников, еще крайне
неустойчивы и легко изменяются под влиянием
возникающих, иногда случайных, ассоциаций .
Случайная ассоциация легко может разрушить
задуманное. У школьников этого возраста
еще не выработалось умение работать над
задуманным образом, вынашивать его. Рисунки
младших школьников показывают, что они
еще недостаточно руководствуются твердым
замыслом изображения. Чем старше становится
ребенок, тем совершеннее становятся его
приемы, применяемые в процессе воображения,
что улучшает, совершенствует образ воображения
— создание образа сопровождается аналитико-синтетической
деятельностью. Ребенок начинает сравнивать,
обобщать, рассуждать над тем материалом,
который является основой его воображения;
постепенно развивается его критическое
отношение к создаваемому образу; все
это требует от него усилий, но от этого
образ становится ярче, точнее и запоминается
на долгое время. [9;112]
Глава2.
Экспериментальная
работа по выявлению
особенности развития
воображения в младшем
школьном возрасте.
2.1. Методы диагностики
воображения у младших
школьников При диагностики выявления
и развития воображения у младших школьников
можно использовать ряд методик: 1. Методика
«Вербальная фантазия» (речевое воображение). Ребенку
предлагается придумать рассказ (историю,
сказку) о каком-либо живом существе (человеке,
животном) или о чем-либо ином по выбору
ребенка и изложить его устно в течение
5 минут. На придумывание темы или сюжета
рассказа (истории, сказки) отводится до
одной минуты, а после этого ребенок приступает
к рассказу. В ходе рассказа фантазия ребенка
оценивается по следующим признакам:
По каждому из этих признаков рассказ оценивается от 0 до 2 баллов. 0 баллов ставится тогда, когда данный признак в рассказе практически отсутствует. 1 балл рассказ получает в том случае, если данный признак имеется, но выражен сравнительно слабо. 2 балла рассказ зарабатывает тогда, когда соответствующий признак не только имеется, но и выражен достаточно сильно. Если в течение одной минуты ребенок так и не придумал сюжет рассказа, то экспериментатор сам подсказывает ему какой-либо сюжет и за скорость воображения ставится 0 баллов. Если же сам ребенок придумал сюжет рассказа к концу отведенного времени (1 минута), то по скорости воображения он получает оценку в 1 балл. Наконец, если ребенку удалось придумать сюжет рассказа очень быстро, в течение первых 30 секунд, или если в течение одной минуты он придумал не один, а как минимум два разных сюжета, то по признаку “скорость процессов воображения” ребенку ставится 2 балла. Необычность, оригинальность образов воображения расценивается следующим способом. Если ребенок просто пересказал то, что когда-то от кого-то слышал или где-то видел, то по данному признаку он получает 0 баллов. Если ребенок пересказал известное, но при этом внес в него от себя что-то новое, то оригинальность его воображения оценивается в 1 балл. В том случае, если ребенок придумал что-то такое, что он не мог раньше где-то видеть или слышать, то оригинальность его воображения получает оценку в 2 балла. Богатство фантазии ребенка проявляется также в разнообразии используемых им образов. При оценивании этого качества процессов воображения фиксируется общее число различных живых существ, предметов, ситуаций и действий, различных характеристик и признаков, приписываемых всему этому в рассказе ребенка. Если общее число названного превышает десять, то за богатство фантазии ребенок получает 2 балла. Если общее количество деталей указанного типа находится в пределах от 6 до 9, то ребенок получает 1 балл. Если признаков в рассказе мало, но в целом не менее пяти, то богатство фантазии ребенка оценивается в 0 баллов. Глубина и проработанность образов определяются по тому, на сколько разнообразно в рассказе представлены детали и характеристики, относящиеся к образу, играющему ключевую роль или занимающему центральное место в рассказе. Здесь также даются оценки в трехбалльной системе. 0 баллов ребенок получает тогда, когда центральный объект рассказа изображен весьма схематично. 1 балл - если при описании центрального объекта его детализация умеренная. 2 балла - если главный образ его рассказа расписан достаточно подробно, с множеством разнообразных характеризующих его деталей. Впечатлительность или эмоциональность образов воображения оценивается по тому, вызывает ли он интерес и эмоции у слушателя. 0 баллов - образы малоинтересны, банальны, не оказывают впечатления на слушающего. 1 балл - образы рассказа вызывают некоторый интерес со стороны слушателя и некоторую ответную эмоциональную реакцию, но этот интерес вместе с соответствующей реакцией вскоре угасает. 2 балла - ребенком были использованы яркие, весьма интересные образы, внимание слушателя к которым, раз возникнув, уже затем не угасало, сопровождаясь эмоциональными реакциями типа удивления, восхищения, страха и т.п. Таким образом, максимальное число баллов, которое ребенок в этой методике может получить за свое воображение, равно 10, а минимальное - 0. 2. Методика «Рисунок» В данной методике ребенку предлагается стандартный лист бумаги и фломастеры (не менее 6 разных цветов). Ребенок получает задание придумать и нарисовать какую-нибудь картину. На это отводится 5 минут. Анализ картины и оценка фантазии ребенка в баллах производилась таким же образом, как и анализ устного творчества в предыдущей методике, по тем же параметрам и с помощью такого же протокола. 3. Методика “Скульптура”. Ребенку предлагается набор пластилина и задание, пользуясь им, за 5 минут, смастерить какую- либо поделку, вылепить ее из пластилина. Фантазии ребенка оцениваются примерно по тем же параметрам, что и в предыдущих методиках от 0 до 10 баллов. 0-1 балл - за отведенные для работы 5 минут ребенок так и не смог ничего придумать и сделать руками; 2-3 балла - ребенок придумал и вылепил из пластилина что- то очень простое, например, кубик, шарик, палочку, кольцо; 4 -5 баллов - ребенок сделал сравнительно простую поделку, в которой имеется небольшое количество простых деталей, не более двух - трех; 6 - 7 баллов - ребенок придумал что- то необычное, но вместе с тем не отличающееся богатством фантазии; 8 - 9 баллов - придуманная ребенком вещь достаточно оригинальна, но детально не проработана; 10 баллов - ребенок может получить лишь в том случае, если придуманная им вещь и достаточно оригинальна, и детально проработана, и отличается хорошим художественным вкусом. Таким образом, протестировав учащихся экспериментального и контрольного классов, мы можем оценить общий уровень развития их воображения следующим образом. 25- 30 - баллов - очень высокий уровень; 19 - 24 баллов - высокий уровень; 10 -18 баллов - средний уровень; 5 - 9 баллов - низкий уровень; 0 - 4 баллов - очень низкий уровень. При проведении эксперимента с помощью данной методики в том же классе и с теми же детьми мы получили следующие результаты : 3 мальчика получили от 19 до 24 баллов, что означает высокий уровень воображения. 2 мальчика получили от 10 до 18 баллов – средний уровень, ничего необычного они не придумали, и 1 мальчик набрал высший балл-28. 5 девочек получили от 10 до 18 баллов, 2 девочки от 19 до 24 и 1 девочка получила 26 баллов. Скульптуры детей, получивших высший балл отличались оригинальностью, большим количеством деталей и множеством разноцветных кусочков, что говорит об их развитом воображении и творческом подходе к выполняемому делу. Таким образом, воображая игровые ситуации и реализуя их, ребенок формирует у себя целый ряд личностных свойств, такие, как справедливость, смелость, честность. Через работу воображения происходит компенсация недостаточных пока еще реальных возможностей ребенка преодолевать жизненные трудности, конфликты, решать проблемы социального взаимодействия.