Воображение у младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 18:30, курсовая работа

Краткое описание

Введение Воображение — очень важный психический процесс, присущий только человеку. С помощью воображения человек может изменять окружающий мир и самого себя, совершать научные открытия и создавать произведения искусства. Всё — от первых сказок, которые мы слышим в детстве, и до величайших открытий — первоначально обязано силе воображения человека. Другими словами, именно воображение во многом обеспечивает прогресс человечества, развитие и деятельность каждого человека. Ведь прежде чем что-то создать, что-нибудь сделать, принять важное для себя решение, человек всегда вначале представляет это в своем воображении. Именно благодаря тому, что до того, как человек начнет что-то делать, он способен в воображении увидеть конечный результат, представить будущее, он может подготовиться к нему, в каком-то смысле даже овладеть им. Специфичность данной формы психического процесса заключается в том, что воображение, вероятно, характерно только для человека и странным образом связано с деятельностью организма, будучи в то же самое время самым "психическим" из всех психических процессов и состояний. Последнее означает, что ни в чем другом, кроме воображения, не проявляется идеальный и загадочный характер психики. Можно предполагать, что именно воображение, желание его поныть и объяснить привлекло внимание к психическим

Файлы: 1 файл

Кристине Воображение.docx

— 49.59 Кб (Скачать)

2.2 Характеристика экспериментальной  работы     Для выявления воображении у младших школьников мы приняли решение воспользоваться следующими методиками – «Вербальная фантазия» и «Скульптура». Эксперимент проводили среди 15 учеников 3 класса. Методику «Вербальная фантазия» мы использовали, будучи на уроке литературы, так как это было целесообразно и увлекательно для школьников, для её проведения никаких подручных материалов не требовалось. Вторую методику мы применили на уроке труда, так как для проведения работы требовался пластилин и другие подручные материала.       После инструктажа и объяснения детям принципов выполнения работы по методике «Вербальная фантазия» мы приступили к эксперименту, вот какие результаты дала нам проведённая работа:  в эксперименте участвовало 15 человек, из них 9 девочек и 6 мальчиков. 4 мальчика получили 8 баллов в сумме, не доставало лишь 2 баллов до самого высокого результата, эти два бала у всех четырёх детей были не набраны из-за низкой скорости составления своего рассказа. 2 мальчика получили по 7 баллов, 2 балла они потеряли из-за недостаточности конкретных деталей в описании центрального объекта и 1 бал - так как ими были использованы не совсем заинтересовывающие зрителя образы. Относительно девочек можно сказать следующее: 5 девочек получили по данной методике 7 баллов, составляя свой рассказ дольше положенного времени и пересказывая то, что уже когда-то слышали, внося новые элементы. 2 девочки получили высший балл – 10, что означает развитый уровень воображения и способности к креативному мышлению. 2 девочки набрали всего лишь по 5 баллов, так как их рассказ был не наполнен интересными событиями, оригинальными деталями и недостаточно хорошо расписаны образы главных героев.         Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что дети в большинстве своём имеют высокий уровень воображении, они могут творчески мыслить и есть предпосылки к художественному видению мира, к ребятам, не набравшим больше 7 баллов нужно относиться с повышенным вниманием, проводя с ними упражнение на развитие воображения.    Для проведения эксперимента по методике «Скульптура» детям предлагалось сделать фигурку из пластилина на любую тему, любого размера и с неограниченным количеством деталей, времени отводилось – весь урок (45 минут).            При проведении эксперимента с помощью методики «Скульптура» в том же классе и с теми же детьми мы получили следующие результаты:  3 мальчика получили от 19 до 24 баллов, что означает высокий уровень воображения. 2 мальчика получили от 10 до 18 баллов – средний уровень, ничего необычного они не придумали, и 1 мальчик набрал высший балл-28.  5 девочек получили от 10 до 18 баллов, 2 девочки от 19 до 24 и 1 девочка получила 26 баллов. Скульптуры детей, получивших высший балл, отличались оригинальностью, большим количеством деталей и множеством разноцветных кусочков, что говорит об их развитом воображении и творческом подходе к выполняемому делу.       Таким образом, воображая игровые ситуации и реализуя их, ребенок формирует у себя целый ряд личностных свойств, такие, как справедливость, смелость, честность. Через работу воображения происходит компенсация недостаточных пока еще реальных возможностей ребенка преодолевать жизненные трудности, конфликты, решать проблемы социального взаимодействия. 
 
 
 
 
 
 

Заключение           Дети-дошкольники любят мир фантазии и сказки. Они очень увлекаются игрой, в которой велика роль воображения. Так, для ребят достаточно сесть на палку, чтобы вообразить себя всадником, а три поставленных друг за другом стула могут быть скорым поездом. У младших школьников тоже усиленно работает воображение, однако образы воображения детей школьного возраста ближе к действительности, более точно ее отражают. 
Так, если для дошкольника две связанные накрест палочки — уже самолет, то младший школьник не удовлетворяется этим и старается сделать для игры что-то более похожее на реальный самолет, а подросток будет добиваться, чтобы игрушечный самолет мог немного держаться в воздухе. На этом основании некоторые думают, что с возрастом (в связи с развитием мышления) воображение слабеет, становится менее ярким и богатым по содержанию. Это не совсем так. Поскольку в процессе воображения переработке подвергаются прошлые представления, то, чем больше у человека опыта и впечатлений, тем может быть богаче и его воображение. Ребенок лишь чаще, чем взрослый, прибегает к фантазии, заменяя ею реальную действительность. 
Характерной особенностью воображения младших школьников является наглядность и конкретность создаваемых образов. Ребенок представляет в уме то, что он видел в натуре или на картинке. Ученикам I, а иногда и II класса бывает нелегко вообразить то, что не имеет никакой поддержки в конкретных предметах и иллюстрациях. Так, ребенок неохотно соглашается признать, что перед ним «солдат», если у «солдата» нет в руке палки, изображающей винтовку. Более старшие ученики начальных классов легче обходятся без внешних атрибутов (признаков), хотя и любят ими пользоваться. Дошкольник больше, чем ученик начальных классов, верят тому, что создает его фантазия. Этот некритический подход к образам воображения приводит к тому, что ребенку нередко трудно отделить продукт своей фантазии от реальности (этим объясняется так называемая детская ложь). Младший школьник более критически смотрит на то, что является плодом его воображения. Он понимает условность придуманного им и в игре принимает эту условность. Под влиянием учения воображение детей изменяется. Появляется большая устойчивость образов воображения, которые лучше сохраняются в памяти, становятся богаче и разнообразнее благодаря расширению кругозора, приобретаемым знаниям. Воображение у младшего школьника имеет в значительной степени подражательный характер. Ребенок в своих вымыслах и играх старается воспроизвести то, что он видел или слышал, повторить то, что наблюдал. Поэтому воображение у него имеет главным образом воссоздающий (репродуктивный) характер. В процессе обучения это воссоздающее воображение имеет очень большое значение, так как без него невозможно воспринимать и понимать учебный материал. Учение способствует развитию этого вида воображения, обогащает его. Кроме того, у младшего школьника воображение все теснее связывается с его жизненным опытом, причем не остается пассивным процессом (бесплодным фантазированием), а постепенно становится побудителем к деятельности. Возникшие образы и мысли ребенок стремится воплотить в реальные предметы (в рисунки, игрушки, разные поделки, иногда и полезные), над изготовлением которых надо потрудиться.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

1.Брушлинский  А.В. Воображение и творчество // Научное творчество М., 1969.

2. Дружинин  В.Н. Психология общих способностей. - М.: ЭКСМО, 2007. – 324 с.

3. Дьяченко  О.М. Развитие воображения. - М.: Педагогика, 1996, - 302 с. 

4. Маклаков  А.Г. Общая психология. - М.: Просвещение, 2005. – 231 с. 

5. Миронов  Н.П. Способность и одаренность  в младшем школьном возрасте. // Начальная школа. - 2004 г. - № 6. - с.33-42    

6. Мухина  В.С. Возрастная психология. - М., Педагогика, 2007. – 456 с.

7. Немов  Р.С. Психология. Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: ВЛАДОС, 2000. Кн.1.: «Общие основы психологии». - 688 с.

8. Пакша  Л.М. Развитие творческого воображения  детей. Занятия изобразительной деятельностью. // Начальная школа. 2005. № 12. с.40-44.

9. Полуянов  Ю.А. Воображение и способности. - М.: Знание, 2003. – 241 с. 

10. http://www.biografia.ru

11. http://www.vashpsixolog.ru 
 
 
 

Информация о работе Воображение у младших школьников