Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 18:30, курсовая работа
Введение Воображение — очень важный психический процесс, присущий только человеку. С помощью воображения человек может изменять окружающий мир и самого себя, совершать научные открытия и создавать произведения искусства. Всё — от первых сказок, которые мы слышим в детстве, и до величайших открытий — первоначально обязано силе воображения человека. Другими словами, именно воображение во многом обеспечивает прогресс человечества, развитие и деятельность каждого человека. Ведь прежде чем что-то создать, что-нибудь сделать, принять важное для себя решение, человек всегда вначале представляет это в своем воображении. Именно благодаря тому, что до того, как человек начнет что-то делать, он способен в воображении увидеть конечный результат, представить будущее, он может подготовиться к нему, в каком-то смысле даже овладеть им. Специфичность данной формы психического процесса заключается в том, что воображение, вероятно, характерно только для человека и странным образом связано с деятельностью организма, будучи в то же самое время самым "психическим" из всех психических процессов и состояний. Последнее означает, что ни в чем другом, кроме воображения, не проявляется идеальный и загадочный характер психики. Можно предполагать, что именно воображение, желание его поныть и объяснить привлекло внимание к психическим
2.2
Характеристика
Заключение Дети-
Так, если для дошкольника две связанные
накрест палочки — уже самолет, то младший
школьник не удовлетворяется этим и старается
сделать для игры что-то более похожее
на реальный самолет, а подросток будет
добиваться, чтобы игрушечный самолет
мог немного держаться в воздухе. На этом
основании некоторые думают, что с возрастом
(в связи с развитием мышления) воображение
слабеет, становится менее ярким и богатым
по содержанию. Это не совсем так. Поскольку
в процессе воображения переработке подвергаются
прошлые представления, то, чем больше
у человека опыта и впечатлений, тем может
быть богаче и его воображение. Ребенок
лишь чаще, чем взрослый, прибегает к фантазии,
заменяя ею реальную действительность.
Характерной особенностью воображения
младших школьников является наглядность
и конкретность создаваемых образов. Ребенок
представляет в уме то, что он видел в натуре
или на картинке. Ученикам I, а иногда и
II класса бывает нелегко вообразить то,
что не имеет никакой поддержки в конкретных
предметах и иллюстрациях. Так, ребенок
неохотно соглашается признать, что перед
ним «солдат», если у «солдата» нет в руке
палки, изображающей винтовку. Более старшие
ученики начальных классов легче обходятся
без внешних атрибутов (признаков), хотя
и любят ими пользоваться. Дошкольник
больше, чем ученик начальных классов,
верят тому, что создает его фантазия.
Этот некритический подход к образам воображения
приводит к тому, что ребенку нередко трудно
отделить продукт своей фантазии от реальности
(этим объясняется так называемая детская
ложь). Младший школьник более критически
смотрит на то, что является плодом его
воображения. Он понимает условность придуманного
им и в игре принимает эту условность.
Под влиянием учения воображение детей
изменяется. Появляется большая устойчивость
образов воображения, которые лучше сохраняются
в памяти, становятся богаче и разнообразнее
благодаря расширению кругозора, приобретаемым
знаниям. Воображение у младшего школьника
имеет в значительной степени подражательный
характер. Ребенок в своих вымыслах и играх
старается воспроизвести то, что он видел
или слышал, повторить то, что наблюдал.
Поэтому воображение у него имеет главным
образом воссоздающий (репродуктивный)
характер. В процессе обучения это воссоздающее
воображение имеет очень большое значение,
так как без него невозможно воспринимать
и понимать учебный материал. Учение способствует
развитию этого вида воображения, обогащает
его. Кроме того, у младшего школьника
воображение все теснее связывается с
его жизненным опытом, причем не остается
пассивным процессом (бесплодным фантазированием),
а постепенно становится побудителем
к деятельности. Возникшие образы и мысли
ребенок стремится воплотить в реальные
предметы (в рисунки, игрушки, разные поделки,
иногда и полезные), над изготовлением
которых надо потрудиться.
Список литературы
1.Брушлинский А.В. Воображение и творчество // Научное творчество М., 1969.
2. Дружинин
В.Н. Психология общих
3. Дьяченко О.М. Развитие воображения. - М.: Педагогика, 1996, - 302 с.
4. Маклаков А.Г. Общая психология. - М.: Просвещение, 2005. – 231 с.
5. Миронов
Н.П. Способность и
6. Мухина В.С. Возрастная психология. - М., Педагогика, 2007. – 456 с.
7. Немов Р.С. Психология. Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: ВЛАДОС, 2000. Кн.1.: «Общие основы психологии». - 688 с.
8. Пакша
Л.М. Развитие творческого
9. Полуянов
Ю.А. Воображение и
10. http://www.biografia.ru
11. http://www.vashpsixolog.ru