Экономическое воспитание младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 01:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить теоритические и практические аспекты экономического воспитания.
Задачи исследования:
1) изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу и имеющийся педагогический опыт по экономическому воспитанию младших школьников;
2) дать определение понятия «экономическое воспитание»;
3) выявить уровень сформированности экономических представлений у детей младшего школьного возраста;
4) разработать задания, упражнения и тесты по формированию экономических представлений младших школьников;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ……..…9
1.1 Сущность, цели и задачи экономического воспитания младших школьников………………………………………………………………...9
1.2 Анализ опыта педагогов-практиков по экономическому воспитанию в начальных классах………………………………………………………..14
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ……………………………………………………..21
2.1 Диагностика уровня сформированности экономических представлений у детей младшего школьного возраста……………………….…21
2.2 Контрольная проверка уровня сформированности экономических представлений младших школьников………………………………………….…28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..……..35

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (Автосохраненный) (Автосохраненный).docx

— 152.34 Кб (Скачать)

В настоящее время под экономическим воспитанием понимается целенаправленное взаимодействие педагога и воспитанников, направленное на овладение экономическими знаниями, умениями, навыками, на формирование экономических убеждений и экономически - значимых качеств личности (трудолюбия, организованности, экономности, предприимчивости, инициативности, самостоятельности, ответственности и др.). Целью экономического воспитания выступает формирование экономической культуры личности, воспитание экономически грамотного и экономически активного члена общества, умеющего понимать и оценивать социально-экономические процессы и способного участвовать в экономической жизни страны.

Экономическая культура личности есть синтез системы знаний, умений и навыков, а также качеств позволяющих ей успешно действовать в производственно-экономической сфере. В соответствии с этим формулируются задачи экономического воспитания в общеобразовательной школе.

Задачи экономического воспитания:

  1. Формирование экономической грамотности, экономического сознания, развития основ экономического мышления.
  2. Воспитание экономически значимых качеств личности: трудолюбия, экономности, инициативности, организованности и др.
  3. Развитие нравственно-ценностной мотивации в процессе усвоения учащимися экономических знаний, формирования умений и навыков экономической деятельности
  4. Формирование умения самостоятельно приобретать и применять экономические знания на практике.
  5. Включение школьников в практическую деятельность (трудовую, природоохранную, организаторскую и др.), позволяющую актуализировать и закрепить экономические знания, формировать экономические умения и навыки, опыт нравственно-ценного экономического поведения.

Экономическое воспитание младших школьников тесно связано с образованием, поэтому многие его задачи решаются в процессе обучения.

Экономическое воспитание помогает младшим школьникам познать значение природных ресурсов для человека, и проникаются бережным отношением людей к природе. Получают элементарные представления о семейных доходах и расходах, видах собственности, разумных тратах, карманных деньгах и рациональном их расходовании, стоимости школьного имущества и т. п.

Уже в начальной школе следует осваивать основные экономические термины: собственность, бережливость, банк, производство, цена, рынок, товар, деньги, торговля и др.

В процессе экономического воспитания у школьников формируется экономическое мышление. Оно способствует осмысливанию явлений экономической жизни, усвоению экономических понятий и теории в их логической взаимосвязи, разумному оперированию знаниями.

Экономическое мышление – это отражение человеком закономерностей общественного производства в виде понятий, а точнее говоря, в их определенной системе, логической связи. Поэтому очевидно, что это требует постоянного повышения экономических знаний и навыков. Эффективность экономического воспитания повышается за счет педагогического руководства учителя, владеющего основами экономики и методикой экономического воспитания, методами диагностики сформированности экономических представлений, экономической воспитанности младших школьников.

Формирование экономического воспитания школьников осуществляется в процессе изучения учебных предметов («Человек и мир», математики, трудового обучения, изобразительного искусства и др.); в процессе внеклассной работы и факультативных занятий по занятий по экономике; в ходе общественно полезного или производительного труда и собственно экономической деятельности знания и обеспечивают усвоение учащимися основных экономических понятий.

В Республике Беларусь разработана программа факультативного курса по экономике, а также программа экономического воспитания школьников (Л. В. Ботько и др.). В ходе внеклассных занятий экономической тематики у учащихся начальной школы формируются «ростки» экономических знаний: представление об экономике, деньгах, домашнем хозяйстве, семейном бюджете и его планировании, труде вообще и организации трудовой деятельности в семье, сфере услуг, роли банков в экономике и т. п. У учеников младших классов необходимо формировать представления о человеке как о бережливом, экономном и хорошем хозяине.

Проанализировав разные подходы ученых, педагогов к проблеме экономического воспитания младших школьников можно заключить, что в качестве основания для реализации методических разработок экономической подготовки учащихся начальных классов можно определить следующие теоретические положения:

  1. Целенаправленная педагогическая работа как основной принцип в организации экономического воспитания младших школьников.
  2. Формирование у детей экономического мышления, представления экономической культуры.
  3. Комплексный подход к решению задач экономического воспитания младших школьников, обучение экономически мыслить, включение детей в активную экономическую деятельность, развитие их творческого потенциала.

Проведенный анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования позволяет заключить, что экономическое воспитание младших школьников – это целенаправленный процесс формирования у учащихся понимания экономики как предмета, формирование у них способности воспринимать и преодолевать экономические трудности, стремиться самим добывать материальные средства и уметь их использовать.

Исходя из определения, можно сделать вывод: в процессе экономического воспитания решаются задачи, направленные на восприятие окружающего мира; постижение экономической терминологии; воспитание экономической культуры; развитие на примере рыночных отношений, экономических потребностей, формирование ценностного отношения к миру вещей, материальным средствам. Процесс экономического воспитания младших школьников включает в себя: овладение системой знаний в области экономики; освоение и осмысление ими понятий; выработку с помощью различных средств и умений обобщать свои жизненные и социальные впечатления; развитие экономических представлений; осознание детьми экономических идеалов как личностной ценности; формирование у учащихся в процессе экономического воспитания общечеловеческих, моральных качеств; побуждение к активной социальной жизни.

Именно в этом случае экономическое воспитание сможет реализовать свои главные функции (воспитательную, экономическо-просветительскую, организационно-педагогическую); обеспечит овладение детьми экономическими знаниями, умениями и навыками, научит мыслить по-хозяйски, обогащаясь опытом предков; будет способствовать развитию организационно-экономических, экономически и социально значимых умений младших школьников.

  1. 2 Анализ опыта педагогов-практиков по экономическому воспитанию в начальных классах

Многие педагоги-практики передают свой опыт работы с учащимися по проблеме аспекта энергосбережение: культуры энергопользования, энергосбережения и энергетического просвещения учащихся; обучение детей экономии и бережливости в использовании энергоресурсов.

Так, Ирина Михайловна Зинкевич, директор Киселевецкого детского сада-средней школы Кобринского района, которая в своей статье «Проект  «Школа жизни. Учимся экономить»  [10], отмечает, что умение экономить и рационально использовать топливно-энергетические ресурсы должно стать образом жизни общества и каждого человека в отдельности. Ведущая роль в этом процессе принадлежит системе образования, которая должна научить детей, и их родителей быть рачительными хозяевами. С этой целью в детском саду-средней школе сложилась система работы по энергосбережению и ресурсосбережению. В учреждении создана комиссия по контролю экономии и рационального использования топливно-энергетических и материальных ресурсов. Перед комиссией, по мнению И. М. Зинкевич, представлены цели, направления деятельности, формы и методы работы. Ирина Михайловна предлагает методические рекомендации по пропаганде энергосбережения специалистом по воспитательной работе в начальной школе. В данной работе должны быть задействованы не только учащиеся и родители, но и другие члены общества. Приобщать детей к энергосбережению необходимо осуществлять преимущественно в игровой форме на разных предметах. Логическим продолжением экономического воспитания на учебных занятиях по энергосбережению являются факультативные занятия, целью которых является приобщение учащихся к исследовательской деятельности, развитие их познавательного интереса, воспитание национального самосознания.

Ценные методические рекомендации мы находим в статье «Обучение детей экономии и бережливости в использовании энергоресурсов» Т. А. Комаревич [15], методиста Гомельского государственного областного центра технического творчества учащихся, которая рассуждает о необходимости в учреждениях образования проведения разнообразных мероприятий, направленных на воспитание бережного отношения к энергоресурсам. Возможными мероприятиями  в учреждениях внешкольного воспитания и обучения технической направленности могут быть беседы, диспуты, викторины, конкурсы, игры. Кроме этого, в статье представлены тематика бесед; викторина «Время менять привычки»; игры «Спрятанные слова», «Фотография на память», «Буриме»; ребусы.

Н. А. Жилич, методист высшей категории  ГУО МГИРО, в своей статье «Экономим вместе! Работа по экономии и бережливости» обращает внимание на энергосбережение как одну из самых актуальных тем для человека любого возраста [12]. С проблемами экономики и бережливости каждый из нас сталкивается в современной жизни. Экономические знания нужны всем: и взрослым и детям. Выработку привычки рационально использовать электроэнергию в быту, формирование основ экономической культуры в процессе всей жизнедеятельности человека. Учителя начальных классов практически на каждом уроке имеют возможность вести работу по энергосбережению: это решение экологических и экономических задач на уроках математики, при проведении олимпиад; запись различных предложений или текстов на уроках русского и белорусского языков, использование стихотворений, рассказов, разгадывание загадок, решение проблемных ситуаций по данной тематике на уроках литературного чтения и «Человек и мир». Энергетическому просвещению учащихся способствует программа факультативных занятий «Азбука Берегоши», которая представляет собой интегрированный курс, дающий первоначальные знания об энергии, ее роли и значении, влиянии производства и потреблении энергии на окружающую среду. В процессе работы по энерго- и ресурсосбережению у школьников формируются нравственные качества: патриотизм, сопереживание, долг, ответственность, бережливость и эмоционально-волевые качества личности, позволяющие детям чувствовать себя гражданами своей страны, защитниками окружающей страны, защитниками окружающей среды, принимать взвешенные и ответственные решения. Главный результат работы учителя в данном направлении – формирование личной заинтересованности каждого ученика в решении проблем энергосбережения и экологии. Н. А. Жилич предлагает различные материалы для работы по экономии и бережливости: задачи, тексты для чтения и обсуждения, разработка родительского собрания и др.

Уровни знаний по энергосбережению рассматриваются в статье               И. А. Ситниковой «Воспитание у учащихся культуры энергопользования (из опыта работы учреждений образования г. Витебска)» [16]. Без сформированной культуры энергопользования, невозможно добиться полноценного экономического воспитания от учащихся начальных классов. На этот счет И. А. Ситникова предлагает опыт работы учителей учреждений образования г. Витебска. Инициативной группой учителей разработаны, в ходе эксперимента, методические материалы, разработки и планирование воспитательных мероприятий по энергосбережению. Для этого был введен факультативный курс «Энергосбережение», который в обязательном порядке проводился на классных часах по теме «Энергосбережение». Так же была проведена диагностика уровня знаний учащихся по энергосбережению, после чего предложены самые разные виды деятельности, дополняющие друг другу:

  • учебная (направленная на получение естественнонаучных, политических, эстетических, экономических знаний о взаимодействии общества с природными системами, овладение приемами критического мышления в области социальной экономики, экологии);
  • исследовательская (ориентированная на развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся в процессе углубленного изучения различных отраслей науки и техники);
  • игровая (развивающая понимание отношения к природе людей разных профессий);
  • общественно-полезная (способствующая приобретению опыта принятия экологических и технологических решений, реальному вкладу  в изучение и охрану местных экосистем);
  • общественно-политическая (дающая школьнику возможность пропагандировать экономические и экологические идеи среди сверстников, старших товарищей, взрослых).

Исходя из этого, следует отметить, что накопленный опыт работы учителей учреждения образования г. Витебска дает возможность представлять объем использованного материала, уровень самостоятельности учащихся, их творческого поиска; повышать эффективность работы по формированию навыка энергосберегающего поведения школьников, способствовать широкому  спектру приемов, используемых педагогами; содействовать творческому поиску подрастающего поколения, неравнодушно относится к энергетическим проблемам страны. Для этого педагоги   должны использовать все имеющиеся у них возможности для формирования у учеников гражданской позиции, в том числе культуры энергопользования, что на наш взгляд так необходимо для экономического воспитания.

Информация о работе Экономическое воспитание младших школьников