Нарушение письменной речи у младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 11:20, реферат

Краткое описание

Письменная речь — одна из форм существования языка, противопоставленная устной речи. Это вторичная, более поздняя по времени возникновения форма существования языка. Для различных форм языковой деятельности первичной может быть как устная, так и письменная речь (сравним фольклор и художественную литературу). Если устная речь выделила человека из животного мира, то письменность следует считать величайшим из всех изобретений, созданных человечеством. Письменная речь не только совершила переворот в методах накопления, передачи и обработки информации, но она изменила самого человека, в особенности его способность к абстрактному мышлению.

Файлы: 1 файл

Письменная речь.docx

— 18.74 Кб (Скачать)

Нарушение письменной речи у младших школьников.

Письменная речь — одна из форм существования языка, противопоставленная устной речи. Это вторичная, более поздняя по времени возникновения форма существования языка. Для различных форм языковой деятельности первичной может быть как устная, так и письменная речь (сравним фольклор и художественную литературу). Если устная речь выделила человека из животного мира, то письменность следует считать величайшим из всех изобретений, созданных человечеством. Письменная речь не только совершила переворот в методах накопления, передачи и обработки информации, но она изменила самого человека, в особенности его способность к абстрактному мышлению.

Письменная  речь формируется на основе устной речи. Любые недостатки устной речи повлияют на формирование процесса письма.

Виды нарушений письменной речи:

  1. Нарушения устной речи:

1.1нарушения произносительной стороны речи( к ним относятся) дислалия, дизартрия, ринолалия, нарушения темпоритмической организации речи (заикание), нарушения голоса

Дислалия – расстройство устной речи (при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата), выражающееся в нарушении произношения звуков речи.  Ребенок либо не может произнести звук/звуки (пропускает его или искажает произношение), либо смело заменяет один звук другим. В последствии нескорректированная дислалия сопровождается нарушениями письменной речи. Одна из форм инвалидности

Дислалия бывает простая (здесь дефектно произносится один звук или группа однородных по произношению звуков (например, свистящие с,з,ц)) и сложная (нарушено произношение звуков из разных групп (например, свистящие и шипящие ш,щ,ж)).  В зависимости от локализации нарушения и причинди, обуславливающих дефект звукопроизношения, выделяют две основные формы дислалии - функциональную и механическую (органическую).

Дизартрия нарушение произношения вследствие недостаточной иннервации речевого аппарата, возникающее в результате поражений заднелобных и подкорковых отделов мозга. При дизартрии в отличие от афазии ограничена подвижность органов речи (мягкого нёба, языка, губ), из-за чего затруднена артикуляция. У взрослых дизартрия не сопровождается распадом речевой системы: нарушения восприятия речи на слух, чтения, письма. В детском же возрасте дизартрия нередко приводит к нарушению произнесения слов и, как следствие, к нарушению чтения и письма, а иногда к общему недоразвитию речи. Недостатки речи при дизартрии могут быть исправлены с помощью логопедических занятий.

Ринолалия — вид органической дислалии; расстройство звукопроизношения, образующееся в результате излишнего или недостаточного в процессе речи резонирования в носовой полости; такое нарушение резонанса происходит от неправильного направления голосовыдыхательной струи вследствие либо органических дефектов носоглотки, носовой полости, мягкого и твёрдого нёба, либо расстройств мягкого нёба; различают открытую, закрытую и смешанную.

Заикание — это нарушение речи, которое характеризуется частым повторением или пролонгацией(удлинение) звуков или слогов, или слов; или частыми остановками или нерешительностью в речи, разрывающей её ритмическое течение. Диагноз ставится, когда эти симптомы значительны.

Нарушения голоса — это отсутствие или расстройство фонации(произношение звуков) вследствие патологических изменений голосового аппарата.

Тахилалия - форма нарушения устной речи, выражающаяся в патологически быстром темпе речи, которая не сопровождается дефектами фонетического, лексического и грамматического строя. При тахилалии больной произносит около 20-30 звуков в секунду, что примерно в 2 раза превышает нормальный темп речи. Зачастую тахилалия сопровождается повторением (пропуском) слогов, не замечаемым говорящим.

Брадилалия— замедление речи вследствие затрудненной способности издавать расчлененные звуки, в противоположность Брадифразии — замедлению речи, происходящему от ослабленного процесса мышления; оба патологических случая являются следствием местного заболевания головного мозга.

Афония— потеря звучности голоса при сохранении шепотности речи.

1.2системные нарушения речи ( алалия у детей, афазия у детей и взрослых)

 

Алалия — отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте; причиной алалии, чаще всего является повреждение речевых областей больших полушарий головного мозга при родах, а также мозговые заболевания или травмы, перенесенные ребенком в доречевой период жизни; тяжелые степени алалии выражаются у детей полным отсутствием речи или наличием лепетных отрывков слов; в более легких случаях наблюдаются зачатки речи, характеризующиеся ограниченностью запаса слов, аграмматизмом, затруднениями в усвоении чтения и письма.

 

Афазия— это системное нарушение уже сформировавшейся речи(в отличие от алалии). Возникает при органических поражениях речевых отделов коры головного мозга в результате перенесенных травм, опухолей, инсультов, воспалительных процессов и при некоторых психических заболеваниях. Афазия затрагивает различные формы речевой деятельности.

 

  1. Нарушения письменной речи:

 

дислексия(нарушение чтения)

Дислекси́я — избирательное нарушение способности к овладению навыком чтения при сохранении общей способности к обучению.

 

Дисграфия(нарушение письма) — это неспособность (или сложность) овладеть письмом при нормальном развитии интеллекта. В большинстве случаев дислексия и дисграфия наблюдаются у детей одновременно, хотя у некоторых они могут встречаться и по отдельности.

 

Дисграфия — определённое нарушение письма, при дисграфии нарушается написание по фонетическому принципу, в результате чего возникает большое количество специфических ошибок, искажающих звуковой состав слова

 

Алексия — полная неспособность читать и писать.

 

 

 

ПРИЕМЫ ВЫЯВЛЕНИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ

 

 

При обследовании письма следует обращать внимание и на особенности деятельности: может ли ребенок сразу фонетически правильно записывать слово или проговаривает его по несколько раз в поисках нужного звука соответствующей буквы, а также на встретившиеся при этом трудности и ошибки.

 

     Необходимо  выявить, какие специфические ошибки  на замену букв допускает ребенок, оказываются ли эти ошибки  единичными или многочисленными, соответствуют ли дефектному  произношению. Кроме того, учитывается, допускает ли ребенок ошибки  на пропуски, добавления, перестановки  или на общее искажение слов. Эти ошибки свидетельствуют о том, что ребенок недостаточно четко овладел звуковым анализом, не умеет выделять акустически близкие звуки, разбираться в звуковой слоговой структуре слова.

 

      Следует  также обратить внимание на  следующее: нарушен ли порядок слов в предложении, нет ли пропусков отдельных слов, правильно ли употребляются падежные окончания, предлоги, выражена ли в предложении законченная мысль.

 

       Должны  быть тщательно проанализированы  ошибки на правила правописания. При этом необходимо установить, являются ли они следствием  недоразвития речи их недостаточного  усвоения ребенком соответствующего  правила. Ошибки письма могут  говорить как о фонематическом, так и об общем недоразвитии  речи, одним проявлений которого  они являются. Необходимо умет  отличать одно от другого. Для  более точной оценки пользуются  данные устной речи. Кроме того, важно определить, на каком речевом  фоне проявляются нарушения письма.

 

      У  учащихся с нарушением письма  следует обследовать и чтение. Чтение проверяется индивидуально. Во время чтения не следует  делать никаких поправок и  замечаний.

 


Информация о работе Нарушение письменной речи у младших школьников