Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2014 в 18:06, курсовая работа
Цель исследования – диагностика тревожности детей младшего школьного возраста.
Объект исследования – тревожности детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования – методы диагностики тревожности детей младшего школьного возраста.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………….....
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ДИАГНОСТИКИ ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………..……………………………………….………..
1.1. Сущность и характеристика понятий тревожность и тревога……..…………………………………………………….……….......…..
1.2. Особенности проявления и причины тревожности детей младшего школьного возраста………….………………………………………………..…
ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ…………………………………………………………
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ДИАГНОСТИКЕ ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………………..…………….……………………......
2.1. Описание диагностических методик на выявление уровня тревожности младших школьников……………….……………………………………...…...
2.2. Анализ результатов диагностики тревожности младших школьников………………………………………………………………….....
ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ………………………………………………………...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………..…..……....
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………
Тест школьной тревожности Филлипса
Общая школьная тревожность не превышает нормативов, что говорит о том, что у испытуемой в целом уровень школьной тревожности в пределах нормы. Но распределение показателей уровня тревожности по различным факторам неравномерно.
По фактору "переживания социального стресса" уровень тревожности повышен. Это говорит о тенденции к нестабильности эмоционального состояния девушки в социальных контактах, прежде всего со сверстниками.
По фактору "фрустрация потребности в достижении" выявлена явновыраженная тенденция к развитию неблагоприятного психического фона, не позволяющего Наташе развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т. д.
Значение фактора "страх самовыражения" так же выше нормы, что свидетельствует о тенденции к развитию негативных эмоциональных переживаний ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.
По факторам "страх ситуации проверки знаний" и "страх не соответствовать ожиданиям окружающих" уровень тревожности в пределах нормы, т.е. На данный момент у девушки нет тревоги по поводу проверки знаний, достижений, возможностей, оценок, даваемых окружающим, ожидания негативных оценок.
По фактору "низкая физиологическая сопротивляемость стрессу" выявлен стопроцентный уровень треовжности. Это может говорить об особенностях психофизиологической организации, снижающих приспособляемость девушки к ситуациям стрессогенного характера, повышающих вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.
По фактору "проблемы и страхи в отношениях с учителями" тревожность не повышена, общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения на момент исследования не выявлен.
Самооценка и уровень притязаний А.М. Прихожан
По шкале "ум" уровень притязаний испытуемой очень высокий, но самооценка на грани средней и высокой, т.е. испытуемая считает себя достаточно умной и ставит перед собой высокие, но нереальные цели, т.к. расхождение между уровнем притязаний и самооценкой очень большое.
Уровень притязаний и самооценка по критерию "характер" на одном уровне, причем на среднем, т.е. испытуемая считает, что на данный момент ее характер хотя и не очень хороший, но он ее устраивает и стремиться не к чему.
Испытуемая оценила свой авторитет как средний с тенденцией к низкому, но уровень притязаний по этой шкале нереально высок, что может указывать на то, что испытуемая не может реально оце6нить свои возможности при достижении авторитета.
По шкалам "умелые руки", "внешность" и "уверенность в себе" так же выявлен нереально высокий уровень притязаний по сравнению с самооценкой, особенно большое расхождение по шкале "внешность".
Необходимо отметить, что выявлено большое расхождение по всем шкалам, кроме "характера". Следует понимать так: испытуемая считает, что она может достичь многого, ставя перед собой высокий цели, хотя на данный момент оценивает себя на среднем уровне.
ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ
В результате практической работы по диагностике тревожности детей младшего школьного возраста были получены следующие выводы.
Мы рассмотрели основные методики, применяемые на практике выявления тревожности школьников: методика диагностики уровня школьной тревожности Филипса; шкала явной тревожности для детей CMAS; проективная методика для диагностики школьной тревожности (Методика была разработана А.М. Прихожан в 1980-1982 гг. на основании методики Amen E.W.Renison N. (1954)); графическая методика «Кактус».
Анализ результатов диагностики тревожности младших школьников показал, что главной особенностью Полины является отсутствие желания деятельности и выраженное стремление в общению. Это проявляется в характере и темпераменте.
Полина обладает высоким уровнем экстраверсии. В общении открыта, немного наивна, может быть навязчива, рефлексия не развита, речедвигательная функция развита на высоком уровне. В спокойной обстановке хорошо владеет речью, умеет выражать свои мысли. Много читает, но прочитанное не анализирует, благодаря хорошей памяти выдает так, как прочитала. В тревожащей обстановке, в частности в общении со сверстниками, начинает беспокоиться, при выражении своих мыслей запинается и не доводит мысль до конца. При волнении речь сбивчивая, нелогичная.
Выражено стремление к взаимодействию в группе и стремлению к общим делам. Стремление быть в группе иногда способствует проявлению конформного поведения, отсутствию своего мнения. Чувство ответственности не развито, преобладает экстернальный контроль. Несамостоятельна.
Ввиду нескладывающихся взаимоотношений со сверстниками уровень тревожности в общении с ними повышен, повышен так же уровень фрустрации достижений. Повышенный куровень тревожности в социальных контактах связан с большим расхождением между уровнем притязаний и самооценкой. Полина очень низко оценивает свой авторитет среди сверстников, свою внешность и уверенность в себе, но ей хочется иметь достаточно высокий авторитет, красивую внешность и быть очень уверенной в себе при весьма среднем уровне мотивации достижений.
В связи с данными результатами Полине необходимо воспитывать в себе самостоятельность, социальную активность, решительность, снижать уровень тревожности и повышать самооценку.
Обучение в школе помогает в развитии дисциплинированности, обязательности, ответственности, собранности. Семья воспитала в НПолине желание помогать другим, умение быстро приспосабливаться к новым условиям, навыки самообладания. Различие требований в семье приводит к проблемам в общении со сверстниками, использованию стереотипных приемов общения, а также к развитию неуверенности в себе, повышенной тревожности в отношениях, постоянному эмоциональному дискомфорту. Сверхконтроль и инфантилизация мамы способствовали развитию экстернального контроля, безответственности, некоторого легкомыслия, неумения анализировать происходящие события и делать из них выводы, и вместе с тем желания контролировать других, заискивания и некоторой навязчивости.
В связи с вышесказанным, всем педагогам необходимо реализовать индивидуальный подход в ученице. Это поможет девочке не только в лучшем понимании учебного материала, но и в повышении самооценки и уверенности в себе.
Классному руководителю необходимо приобщать Полину к различным общественным поручениям и мероприятиям (посильным для нее). Это поможет девочке раскрыть свой внутренний потенциал и улучшить отношения с одноклассниками. Необходимо при одноклассниках чаще отмечать Полинины достижения. Дополнительные занятия необходимы по тем предметам, которые не нравятся Полие, т.к. по ним она сильно отстает.
Для родителей в первую очередь нужно предложить повышение психологической грамотности в вопросах воспитания детей. Для устранения причин семейных конфликтов, оказывающих негативное влияние на развитие девочки, и оптимизацию семейных и детско-родительских отношений родителям необходимо предложить семейную терапию.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучение феномена тревожности как устойчивого личностного образования является одной из самых важных, актуальных и востребованных проблем современной психологической науки.
Именно тревожность как отмечают многие исследователи и практические психологи (Прихожан А. М., Кочубей Б. И., Новикова Е. В., Захаров А.И., и др.) лежит в основе целого ряда психологических трудностей детства, в том числе многих нарушений развития, что приводит к возникновению серьезных проблем и в последующей взрослой жизни.
В результате практической работы по диагностике тревожности детей младшего школьного возраста были получены следующие выводы.
Мы рассмотрели основные методики, применяемые на практике выявления тревожности школьников: методика диагностики уровня школьной тревожности Филипса; шкала явной тревожности для детей CMAS; проективная методика для диагностики школьной тревожности (Методика была разработана А.М. Прихожан в 1980-1982 гг. на основании методики Amen E.W.Renison N. (1954)); графическая методика «Кактус».
Анализ результатов диагностики тревожности младших школьников показал, что главной особенностью Полины является отсутствие желания деятельности и выраженное стремление в общению. Это проявляется в характере и темпераменте.
Полина обладает высоким уровнем экстраверсии. В общении открыта, немного наивна, может быть навязчива, рефлексия не развита, речедвигательная функция развита на высоком уровне. В спокойной обстановке хорошо владеет речью, умеет выражать свои мысли. Много читает, но прочитанное не анализирует, благодаря хорошей памяти выдает так, как прочитала. В тревожащей обстановке, в частности в общении со сверстниками, начинает беспокоиться, при выражении своих мыслей запинается и не доводит мысль до конца. При волнении речь сбивчивая, нелогичная.
Выражено стремление к взаимодействию в группе и стремлению к общим делам. Стремление быть в группе иногда способствует проявлению конформного поведения, отсутствию своего мнения. Чувство ответственности не развито, преобладает экстернальный контроль. Несамостоятельна.
Ввиду нескладывающихся взаимоотношений со сверстниками уровень тревожности в общении с ними повышен, повышен так же уровень фрустрации достижений. Повышенный куровень тревожности в социальных контактах связан с большим расхождением между уровнем притязаний и самооценкой. Полина очень низко оценивает свой авторитет среди сверстников, свою внешность и уверенность в себе, но ей хочется иметь достаточно высокий авторитет, красивую внешность и быть очень уверенной в себе при весьма среднем уровне мотивации достижений.
В связи с данными результатами Полине необходимо воспитывать в себе самостоятельность, социальную активность, решительность, снижать уровень тревожности и повышать самооценку.
Обучение в школе помогает в развитии дисциплинированности, обязательности, ответственности, собранности. Семья воспитала в НПолине желание помогать другим, умение быстро приспосабливаться к новым условиям, навыки самообладания. Различие требований в семье приводит к проблемам в общении со сверстниками, использованию стереотипных приемов общения, а также к развитию неуверенности в себе, повышенной тревожности в отношениях, постоянному эмоциональному дискомфорту. Сверхконтроль и инфантилизация мамы способствовали развитию экстернального контроля, безответственности, некоторого легкомыслия, неумения анализировать происходящие события и делать из них выводы, и вместе с тем желания контролировать других, заискивания и некоторой навязчивости.
В связи с вышесказанным, всем педагогам необходимо реализовать индивидуальный подход в ученице. Это поможет девочке не только в лучшем понимании учебного материала, но и в повышении самооценки и уверенности в себе.
Классному руководителю необходимо приобщать Полину к различным общественным поручениям и мероприятиям (посильным для нее). Это поможет девочке раскрыть свой внутренний потенциал и улучшить отношения с одноклассниками. Необходимо при одноклассниках чаще отмечать Полинины достижения. Дополнительные занятия необходимы по тем предметам, которые не нравятся Полие, т.к. по ним она сильно отстает.
Для родителей в первую очередь нужно предложить повышение психологической грамотности в вопросах воспитания детей. Для устранения причин семейных конфликтов, оказывающих негативное влияние на развитие девочки, и оптимизацию семейных и детско-родительских отношений родителям необходимо предложить семейную терапию.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Аракелов Н.Е., Лысенко Е.Е., Шотт Е. К. «Психофизиологический метод оценки тревожности» // Психологический журнал – 1997 - № 2.
2. Аракелов Н., Шишкова Н. «Тревожность: методы ее диагностики и коррекции» / Вестник МУ, сер. Психология. – 1998. - № 1.
3. Астапов В. М. Тревожность у детей. – М.: ПЕР СЭ, 2001. – 160 с.
4. Большая психологическая энциклопедия. М.: Эксмо, 2007. – 544 с.
5. Большой психологический словарь / Сост. И общ. Ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. – СПб.: Прайм – ЕВРОЗНАК, 2007. – 627 (6) с. – (Большая университетская библиотека).
6. Василенко А. О. Связь тревожности и некоторых личностных характеристик подростка. Сборник научных трудов Северо-Кавказского государственного технического университета. Серия «Гуманитарные науки» №2 (14). – 2005.
7. Вачков И. Тревожность, тревога, страх: различение понятий. // Школьный психолог. – 2004. - № 8.
8. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. – СПб.: Питер, 2004. – 509 с.
9. Изард К. Э. Психология эмоций. – СПб.: Питер. – 2008. – 464 с.: ил.
10. Клиническая психология. Словарь. Под ред. Твороговой Н. Д. – М.: ПЕР СЭ, 2007.
11. Кочубей Б., Новикова Е. Лики и маски тревоги // Воспитание школьника – 1990. - № 6.
12. Кочубей Б., Новикова Е. Снимем маску с тревоги // Семья и школа. – 1988. - №11.
13. Кочубей Б. И., Новикова Е. В. Эмоциональная устойчивость школьника. – М.: Знание, 1988. – 80 с.
14. Малкова Е. Е. Возрастная динамика проявлений тревожности у школьников // Вопросы психологии. – 2009. - № 4.
Информация о работе Диагностика и коррекция страхов младших школьников с помощью арт-терапии