Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2014 в 18:06, курсовая работа
Цель исследования – диагностика тревожности детей младшего школьного возраста.
Объект исследования – тревожности детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования – методы диагностики тревожности детей младшего школьного возраста.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………….....
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ДИАГНОСТИКИ ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………..……………………………………….………..
1.1. Сущность и характеристика понятий тревожность и тревога……..…………………………………………………….……….......…..
1.2. Особенности проявления и причины тревожности детей младшего школьного возраста………….………………………………………………..…
ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ…………………………………………………………
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ДИАГНОСТИКЕ ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………………..…………….……………………......
2.1. Описание диагностических методик на выявление уровня тревожности младших школьников……………….……………………………………...…...
2.2. Анализ результатов диагностики тревожности младших школьников………………………………………………………………….....
ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ………………………………………………………...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………..…..……....
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………
По результатам исследования Е.Е. Малковой следует отметить тот факт, что показатели, отражающие роль в развитии тревожных реакций и состояний особенностей социальных контактов ребенка отличает особый характер возрастной динамики. Так, если тревога в отношениях с родителями на протяжении всего школьного обучения остается приблизительно на одном и том же уровне (от относительно низкой в начальных классах до сглаженного пика в старших), то тревога в связи с общением со сверстниками и учителями к концу обучения планомерно снижается, что говорит об адаптации к школьному коллективу.
Что касается динамики показателя, отражающего уровень тревожных переживаний, связанных со сверстниками, то данный показатель с возрастом имеет устойчивую тенденцию к снижению… если же этого не происходит, то мы имеем дело с повышением внутреннего беспокойства, неудовлетворенностью собой и окружающими.
В подростковом возрасте
эмоциональные реакции, как правило,
более «психологизированы» и проявляются
в большей степени изменениями настроения,
без тенденции к задействованию соматической
сферы.
Вне зависимости от возраста показатели
тревожности у девочек значимо выше, чем
у мальчиков, что характеризует их как
более реактивных, эмоционально-отзывчивых
и ранимых. Начиная с 13 лет, на фоне вегетативных
проявлений тревоги проявляется ее
астенический компонент. Очевидно, что
девочки чаще склонны проявлять свои эмоции
на психовегетативном уровне, в отличие
от мальчиков, эмоции которых, по всей
видимости, реализуются в поведении.
Следует отметить, что с возрастом тревожность школьников имеет устойчивую тенденцию к снижению по всем показателям.19
Авторы книги "Эмоциональная устойчивость школьника" Б.И. Кочубей и Е.В. Новикова считают, что «в дошкольном и младшем школьном возрастах мальчики более тревожны, чем, девочки. В 9–11 лет интенсивность переживаний у обоих полов выравнивается, а после 12 лет общий уровень тревожности у девочек в целом возрастает, а у мальчиков несколько снижается». Психологи полагают, что тревожность развивается вследствие наличия у подростка внутреннего конфликта, который может быть вызван:
1. Противоречивыми требованиями, исходящими из разных источников.
2. Неадекватными требованиями, не соответствующими возможностям и стремлениям ребенка.
3. Негативными требованиями,
которые ставят ребенка в
Авторы статьи «Психофизиологический метод оценки тревожности» Аракелов, Лысенко и Шотт считают также, что причины возникновения тревожности как черты личности кроются в том, что она «связана с генетически детерминированными свойствами функционирующего мозга человека, обусловливающими постоянно повышенный уровень эмоционального возбуждения, эмоциональной тревоги. Эта форма тревожности, взаимодействуя с ситуативной тревожностью, вызываемой различными стрессорами, приводит к усилению стресса, развитию дисстресса и разнообразных психосоматических заболеваний».21
Полученные Прихожан А. М. данные свидетельствуют о том, что в 8–ом классе «отмечался внезапный всплеск количества эмоционально благополучных испытуемых с конфликтной самооценкой. При этом среди эмоционально благополучных девушек оказалось примерно такое же количество испытуемых с конфликтной самооценкой, как и среди тревожных, а среди юношей — меньше, чем в группе тревожных, однако все равно более 50%. Как представляется, это объясняется возрастными особенностями испытуемых. Кризис 13 лет характеризуется, как известно, кардинальной перестройкой личностных характеристик подростка, прежде всего его отношения к себе.
У детей 9–16 лет определенную, хотя и менее существенную, чем на более ранних этапах, роль в возникновении и закреплении тревожности продолжают играть внутренние конфликты, связанные с отношениями к взрослым. Кроме того, в подростковом возрасте выражены противоречия, связанные с идентификацией и социальным сравнением с взрослыми и сверстниками, а в старшем подростковом и особенно раннем юношеском — конфликт между стремлением к личной автономии и боязнью этого, ценностные противоречия… именно с предподросткового периода можно говорить о тревожности как о свойстве личности, причем центральным фактором, способствующим ее возникновению и закреплению, являются особенности «Я-концепции», носящей противоречивый, конфликтный характер… в свою очередь, тревожность, становясь своеобразным психологическим барьером на пути достижения успеха и субъективного его восприятия, углубляет и усиливает этот конфликт… тревожность все более закрепляется, приобретает стабильные формы реализации в поведении и становится устойчивым личностным свойством, имеющим собственную побудительную силу. В подростковом возрасте тревожность возникает и закрепляется в качестве устойчивого личностного образования на основе ведущей в этот период потребности в удовлетворяющем, устойчивом отношении к себе. Внутренний конфликт, отражающий противоречия в «Я-концепции», отношении к себе, продолжает играть центральную роль в возникновении и закреплении тревожности и в дальнейшем, причем на каждом этапе в него включаются те аспекты «Я», которые наиболее значимы в этот период… возникновение и закрепление тревожности как устойчивого образования связано с неудовлетворением ведущих потребностей возраста, приобретающих ненасыщаемый характер по гипертрофированному типу».22
Таким образом, можно говорить о том, что единых взглядов на причины возникновения тревожности как личностного образования человека, как в подростковом возрасте, так и в других возрастных периодах не существует. Основными, неоспоримыми причинами этого психологического феномена являются: наличие внутреннего конфликта (чаще всего, возникающего в результате неудовлетворения основных потребностей данного возраста), в основе этого внутреннего конфликта часто лежит внешний; противоречивая «Я–концепция»; конфликтная, неустойчивая самооценка подростка; особенности его отношения к себе. Так же следует отметить, что в среднем подростковом возрасте (13-14 лет), на который приходится кризис, характеризующийся кардинальной перестройкой личностных особенностей подростка, тревожность девочек в целом возрастает, по сравнению с мальчиками. Тревога девочек отличается от тревоги мальчиков и по содержанию. Девочки чаще тревожатся за близких и родных людей, за их здоровье, опасаются доставить им неприятности; их беспокоят отношения с окружающими, возможность ссоры или разлуки с ними. Мальчики же больше боятся физических травм, несчастных случаев, а также наказаний за плохие оценки, проступки, провалы. Стоит сказать, что, по мнению некоторых авторов (Малкова Е. Е.) с возрастом тревожность школьников имеет устойчивую тенденцию к снижению.
ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ
Изучение феномена тревожности как устойчивого личностного образования является одной из самых важных, актуальных и востребованных проблем современной психологической науки.
Именно тревожность как отмечают многие исследователи и практические психологи (Прихожан А. М., Кочубей Б. И., Новикова Е. В., Захаров А.И., и др.) лежит в основе целого ряда психологических трудностей детства, в том числе многих нарушений развития, что приводит к возникновению серьезных проблем и в последующей взрослой жизни.
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ДИАГНОСТИКЕ ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Описание диагностических методик на выявление уровня тревожности младших школьников
В настоящее время для диагностики школьной тревожности используются разнообразные методические подходы, среди которых, в первую очередь, следует назвать наблюдение за поведением учащихся в школе, экспертные опросы родителей учащихся и учителей, тесты-опросники и проективные тесты. При этом каждый из перечисленных методов имеет свои достоинства и ограничения.
Методика диагностики уровня школьной тревожности Филипса
Данных о адаптации данного теста в России не найдено.
Цель: Изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста.
Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам, а могут и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить "Да" или "Нет".
Обработка и интерпретация результатов. При обработке результатов выделяют вопросы; ответы на которые не совпадают с ключом теста. Например, на 58-й вопрос ребенок ответил "Да", в то время как в ключе этому вопросу соответствует "-", то есть ответ "нет". Ответы, не совпадающие с ключом - это проявления тревожности. При обработке подсчитывается:
1. Общее число несовпадений по всему тексту. Если оно больше 50 %, можно говорить о повышенной тревожности ребенка, если больше 75 % от общего числа вопросов теста - о высокой тревожности.
2. Число совпадений по каждому из 8 факторов тревожности, выделяемых в тексте. Уровень тревожности определяется так же, как в первом случае. Анализируется общее внутреннее эмоциональное состояние школьника, во многом определяющееся наличием тех или иных тревожных синдромов (факторов) и их количеством.
Содержательная характеристика каждого синдрома (фактора).
1. Общая тревожность в школе - общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.
2. Переживания социального стресса - эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего - со сверстниками).
3. Фрустрация потребности в достижении успеха - неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т. д.
4. Страх самовыражения - негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.
5. Страх ситуации проверки знаний - негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно - публичной) знаний, достижений, возможностей.
6. Страх несоответствовать ожиданиям окружающих - ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков, и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок.
7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу - особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.
8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями - общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.
Шкала явной тревожности для детей CMAS
Методика Была разработана американскими психологами
A. Castaneda, B.R. McCandless, D.S. Palermo в 1956 году на основе шкалы явной тревожности (Manifest Anxiety Scale) Дж.Тейлора (1953), предназначенной для взрослых. В России адаптация детского варианта шкалы проведена и опубликована А.М. Прихожан.
Предмет диагностики: Выявление тревожности как относительно устойчивого образования.
Контингент: Для детей 8-12 лет. Может проводится как индивидуально, так и в группах. Для детей 7-8 лет предпочтительней индивидуальное проведение. Примерное время - 15-25 минут.
Краткое описание: Для детского варианта было отобрано 42 пункта, оцененных как наиболее показательные с точки зрения проявления хронических тревожных реакций у детей. Специфика детского варианта также в том, что о наличии симптома свидетельствуют только утвердительные варианты ответов. Кроме того, детский вариант дополнен 11 пунктами контрольной шкалы, выявляющей тенденцию давать социально одобряемые ответы. Таким образом, методика содержит 53 вопроса.
Обработка и интерпретация результатов:
1. Просмотреть бланки и отобрать те, на которых все ответы одинаковы
(только "верно" или
только "неверно"). Такой полученный
результат следует
2. Обратить внимание на наличие ошибок в заполнении бланков: двойные ответы, пропуски, исправления, комментарии и т.д. Если ошибок много, то обработку проводить нецелесообразно.
После подсчета сырых балов и перевода их в стены проводится интерпретация:
1-2 стена: состояние тревожности не свойственно (подобное "чрезмерное спокойствие" может иметь и не иметь защитного характера)
3-6 ст.: нормальный уровень тревожности (необходим для адаптации и продуктивной деятельности)
7-8 ст.: несколько повышенная тревожность (часто бывает связан с ограниченным кругом ситуаций, определенной сферой жизни).
9 ст.: явно повышенная тревожность (обычно носит "разлитой", генерализированный характер)
10 ст.: очень высокая тревожность (группа риска).
Проективная методика для диагностики школьной тревожности
Методика была разработана А.М. Прихожан в 1980-1982 гг. на основании методики Amen E.W.Renison N. (1954). Предмет диагностики: Выявление тревожности как относительно устойчивого образования.
Информация о работе Диагностика и коррекция страхов младших школьников с помощью арт-терапии