Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 13:19, курсовая работа
Итак, цель данной работы изучить особенности организации обучения младших школьников.
Исходя из цели, мы ставим перед собой следующие задачи:
Рассмотреть особенности процесса обучения
Описать развитие познавательных процессов в младшем школьном возрасте.
Проанализировать процесс обучения в младших классах.
Провести исследование уровня школьной мотивации.
Предмет исследования: процесс обучения детей в младших классах.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ 5
1.1 Общая характеристика процесса обучения 5
1.2 Связь обучения с развитием и созреванием 5
2. УЧЕТ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ 9
2.1. Восприятие внешнего мира 9
2.2. Внимание 10
2.3 Развитие детских представлений 12
2.4 Умственное развитие младшего школьника 14
3. АНАЛИЗ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ 16
3.1 Психологический анализ процесса учения 16
3.2 Психологические особенности учения в раннем школьном возрасте 17
3.3 Развитие мотивации достижения успехов 21
4. ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ШКОЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31
АСТРАХАНСКИЙ СОЦИАЛЬНО-
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО ПРЕДМЕТУ: ПЕДАГОГИКА
НА ТЕМУ:
« РОЛЬ МОТИВОВ В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»
ВЫПОЛНИЛА:
СТУДЕНТКА К ГР. 3 КУРСА
ТЕГЕШОВА З.Д.
ПРОВЕРИЛА:
БАШИРОВА Р.Р.
АСТРАХАНЬ 2008
СОДЕРЖАНИЕ
Младший школьный возраст – это период перехода ребенка к учению как систематической, целенаправленной деятельности. По проблемам младшего школьного возраста существует обширная литература, однако обобщающих работ сравнительно мало. В последние годы в нашей стране появилось множество работ, посвященных проблеме обучения детей с 6 лет
В этот период происходит активное анатомо-физиологическое созревание организма. К 7 годам совершается морфологическое созревание лобного отдела больших полушарий, что создает возможности для осуществления целенаправленного произвольного поведения, планирования и выполнения программ действий. К 6—7 годам возрастает подвижность нервных процессов, отмечается большее, чем у дошкольников, равновесие процессов возбуждения и торможения, хотя процессы возбуждения превалируют (что определяет такие характерные особенности младших школьников, как непоседливость, повышенная эмоциональная возбудимость и т. п.). Возрастает функциональное значение второй сигнальной системы, слово приобретает обобщающее значение, сходное с тем, какое оно имеет у взрослого человека. В целом, можно сказать, что у детей 7—10 лет основные свойства нервных процессов по своим характеристикам приближаются к свойствам нервных процессов взрослых людей. Вместе с тем эти свойства у отдельных детей еще очень неустойчивы, поэтому многие физиологи считают, что говорить о типе нервной системы у младших школьников можно лишь условно.
В этом возрасте происходят также существенные изменения в органах и тканях тела, существенно повышающие, по сравнению с предшествующим периодом, физическую выносливость ребенка. Все это создает благоприятные анатомо-физиологические предпосылки для осуществления учебной деятельности.
Возросшая физическая выносливость, повышение работоспособности носят относительный характер, и в целом для детей остается характерной высокая утомляемость. Их работоспособность обычно резко падает через 25—30 мин урока и после второго урока.
С поступлением ребенка в школу в его жизни происходят существенные изменения, коренным образом меняется социальная ситуация развития, формируется учебная деятельность, которая является для него ведущей. Именно на основе учебной деятельности развиваются основные психологические новообразования младшего школьного возраста. Обучение выдвигает мышление в центр сознания ребенка (Л. С. Выготский). Тем самым мышление становится доминирующей функцией, начинает определять работу и всех других функций сознания — они интеллектуализируются и становятся произвольными. В советской психологической литературе в настоящее время в качестве основных новообразований младшего школьного возраста выделяются произвольность психических процессов и развитие внутреннего плана действий.
Особую роль в жизни младшего школьника играет учитель, который часто выступает как своего рода центр его жизни (даже в тех случаях, когда ребенок «не принимает» педагога), именно на учителе оказывается «завязанным» эмоциональное самочувствие ребенка. К концу младшего школьного возраста особое значение начинает приобретать мнение сверстников, ребенок начинает стремиться завоевать признание товарищей.
Итак, цель данной работы изучить особенности организации обучения младших школьников.
Исходя из цели, мы ставим перед собой следующие задачи:
Предмет исследования: процесс обучения детей в младших классах.
Объект исследования: ученики начальных классов.
Гипотеза: уровень школьной мотивации может влиять на успешность процесса обучения.
Проблема обучения не является прерогативой только педагогической психологии. Обучение рассматривается в дидактике и методиках обучения разным учебным дисциплинам. Только каждую из этих наук интересует свой аспект. Если педагогика изучает содержание, формы организации и методы обучения, а частные методики — их реализацию в конкретных учебных предметах, то педагогическая психология рассматривает психологические основы и механизмы овладения учебным содержанием, причины, осложняющие этот процесс.
Очень важна для педагогической психологии следующая проблемa — как следует учить, чтобы облегчить обучение и актуализировать все интеллектуальные возможности детей, реализовать поступательный, продуктивный характер умственных изменений ребенка. Психология обучения раскрывает дидактические технологии как бы изнутри, показывая, какие психологические условия способствуют появлению новых психических образований.
Обучение — это
К обучению можно подходить с разных сторон:
как к процессу социально-психологическому, в котором происходит передача информации, формируются социальные роли, позиции и установки;
как к процессу общения, отличающемуся субъект-субъектными связями и взаимоотношениями;
как к процессу творчества учителя и учеников, при котором усиление креативности обусловлено совместной деятельностью.
Кроме того, обучение необходимо рассматривать в качестве процесса активности, без которой невозможно ни одно психическое новообразование.
Чтобы понять роль обучения в формировании
психических функций и
Идея созревания была
Важность созревания особо подчеркивали исследователи, которые занимались изучением координации глаз—рука и формированием моторных навыков. Сторонники данной идеи делали акцент на биологической готовности ребенка к получению определенного опыта еще до обучения. В целом это означало, что приступать к таковому надо в том случае, когда созреют биологические структуры ребенка — тело, мозг, внутренние органы. Следовательно, обучение должно зависеть от созревания.
Что же такое созревание в психологическом смысле?
Созревание — начинающееся
во внутриутробном периоде
Созреванию подвержены различные структуры организма: происходят изменения в больших полушариях мозга (миэлинизация), в легких и сердце (увеличение объема легких и массы сердца). Вместе с тем на этот процесс влияет не только наследственная программа. Сказываются также питание, режим, внешние условия и др.
Развитие — это процесс
изменения психических функций
и личности в целом под
Ребенок овладевает действительностью всегда при посредстве взрослых. Тем самым воспитание и обучение особенно значимы в развитии личности.
Развитие также может меняться в результате различных условий жизнедеятельности, общения, режима, питания и др.
Созревание и развитие не являются идентичными понятиями, но они взаимосвязаны. В специальной психологии много внимания уделяется формированию нервных структур. Порой изменяются и сроки формирования отдельных функций, и соразмерность во времени, что влияет на развитие высших психических функций, поскольку в структуру каждой из них входит несколько более простых систем. Когда образуются высшие психические функции, простые включаются в определенной последовательности. Например, при формировании речи у ребенка сначала развивается взаимодействие слухового и двигательного анализатора и несколько позднее в эту сложную систему входит зрительный анализатор.
Развитию соответствуют
Согласно Л. С. Выготскому3, развитие речи приводит к развитию вербального мышления, что знаменует переход к новому этапу — среднему школьному возрасту. В этот период благодаря обучению увеличивается объем памяти и эффективность ее использования. Школьники начинают понимать сильные и слабые стороны своей памяти, результате чего сознательно повторяют учебный материал. Такое представление о собственных возможностях, которые появляются в обучении, называют метапознанием.
Если дети постигают
Анализ всех подходов к проблеме взаимосвязей между созреванием, развитием и обучением позволяет выделить в них самое существенное: чему же отдается приоритет в формировании личности — природному или социальному, и насколько важными в этом процессе являются воздействия учителя. Ученые указывают на то, что биологические признаки встраиваются в структуру приобретаемых личностью4, а новые психические качества возникают из старых путем их реорганизации.
Вместе с тем исследователи,
придерживавшиеся биологизаторской точки
зрения, предпочтение отдавали исключительно
биологическим признакам, равно
как социологизаторы —
В отечественной науке вопросу о соотношении обучения и развития были посвящены специальные исследования основателя педагогической психологии Л. С. Выготского. В работах «Педагогическая психология» и «Мышление и речь» он проанализировал классические труды Ж. Пиаже, Э. Клапареда, В. Штерна, К. Бюлера, У. Джемса, Э. Торндайка и Э. Меймана, касающиеся развития и обучения. На примере научных и житейских понятий, при обучении детей чтению и письму, грамматике, арифметике, естествознанию, обществоведению он затронул также вопрос о соотношении развития и обучения. В центре внимания оказалась степень зрелости тех или иных психических функций к началу обучения и влияние последнего на их развитие.
Л. С. Выготский описывает три основные попытки разрешить данную проблему, которая значима и по сей день.
Первая заключается в
Развитие ребенка подчинено природным законам, подобно созреванию. Возможности, которые возникают в его процессе, и использует обучение. Для доказательства такого суждения ученые разделили результат развития и продукт обучения. Подобная точка зрения означает: развитие якобы идет своим чередом и достигает оптимального уровня без посредства обучения. Получается, что интеллектуальные возможности детей, которые никогда не учились, такие же, как и у школьников. Иногда признается и зависимость между двумя процессами: развитие создает возможности, а обучение их реализует. Последнее, следовательно, как бы надстраивается над созреванием, завися от него чисто внешне, не будучи приоритетным. Развитие должно пройти определенные стадии, чтобы осуществилось обучение. Вторая точка зрения, которую анализирует Л. С. Выготский, состоит в том, что обучение и развитие сливаются воедино5. Различия между ними не рассматриваются. Ребенок развит настолько, насколько он обучен. Обучение и есть развитие. Развитие и есть обучение.
Информация о работе Роль мотивов в обучении младших школьников