Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 21:49, курсовая работа
Цель данной работы: исследовать современное состояние обучения младших школьников пунктуации в начальной школе, разработать практические рекомендации по совершенствованию данного процесса.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие исследовательские задачи:
проанализировать теоретические основы методики обучения младших школьников пунктуации;
рассмотреть понятие «языковая компетенция»;
исследовать лингвистические основы пунктуации;
выявить основные принципы преподавания пунктуации в начальной школе;
выполнить анализ учебной литературы по данному вопросу;
разработать практические рекомендации, направленные на совершенствование методики преподавания
Введение
Глава 1 Теоретические основы методики обучения младших школьников пунктуации
1.1. Взгляды ученых на понятие «языковой компетенции»
1.2. Лингвистические основы пунктуации
1.3. Методика обучения пунктуации младших школьников
Глава 2. Современное состояние обучения младших школьников пунктуации в начальной школе
2.1. Анализ учебной литературы по проблемам обучения пунктуации.
2.2. Экспериментальное исследование языковой компетенции среди младших школьников
2.3. Разработка рекомендаций по формированию языковой компетенции младших школьников при обучении пунктуации.
Заключение
Список литературы
План
Введение
Глава 1 Теоретические основы методики обучения младших школьников пунктуации
1.1. Взгляды ученых на понятие «языковой компетенции»
1.2. Лингвистические основы пунктуации
1.3. Методика обучения пунктуации младших школьников
Глава 2. Современное состояние обучения младших школьников пунктуации в начальной школе
2.1. Анализ учебной литературы по проблемам обучения пунктуации.
2.2. Экспериментальное исследование языковой компетенции среди младших школьников
2.3. Разработка рекомендаций по формированию языковой компетенции младших школьников при обучении пунктуации.
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
В русском языке пунктуация строится на смысловой, синтаксической и интонационной основах. Все три основы между собой взаимодействуют. При постановке знаков препинания пишущий основывается, прежде всего, на смысле высказывания. Смысловая сторона речи обусловливает и структуру предложения. Поэтому, по всей вероятности, при обучении школьников пунктуации можно ориентировать их на единую семантико-синтаксическую основу, определяющую постановку знаков препинания в том или ином предложении. Вопросы обучения пунктуации младших школьников в настоящее время относятся к числу малоразработанных. Именно поэтому данная работа весьма актуальна и в этом практическая значимость работы – результаты настоящей работы могут быть использованы для дальнейшего исследования данного вопроса.
Мотивированность выбора учебных ситуаций и упражнений на занятиях по языку – важная и, к сожалению, ещё не решённая задача. Предстоит создать специальную методическую систему, направленную на формирование у детей навыков осуществления правильного отбора языковых средств в процессе говорения или письма.
Методика преподавания русского языка, как и другие педагогические науки, затрагивает интересы десятков, сотен миллионов людей. Известно, сколько горя приносит «двойка» за диктант, за сочинение.
Методика преподавания русского языка стоит в ряду педагогических наук. Ее можно назвать прикладной наукой, поскольку она, опираясь на теорию, призвана решать практические задачи воспитания, обучения и развития учащихся.
Работа над предложением занимает в обучении языку центральное место еще и потому, что на синтаксической основе осуществляется усвоение морфологии и лексики, фонетики и орфографии. Предложение выступает в качестве той основной единицы речи, на фундаменте которой младшие школьники осознают роль в нашем языке имен существительных, имен прилагательных, глаголов, местоимений, наречий, их основные категории.
Цель данной работы: исследовать современное состояние обучения младших школьников пунктуации в начальной школе, разработать практические рекомендации по совершенствованию данного процесса.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие исследовательские задачи:
проанализировать теоретические основы методики обучения младших школьников пунктуации;
рассмотреть понятие «языковая компетенция»;
исследовать лингвистические основы пунктуации;
выявить основные принципы преподавания пунктуации в начальной школе;
выполнить анализ учебной литературы по данному вопросу;
разработать практические рекомендации, направленные на совершенствование методики преподавания пунктуации младшим школьникам.
Предмет исследования: методика преподавания пунктуации в начальных классах.
Объект исследования: ученики 3 класса школы №47.
Глава 1 Теоретические основы методики обучения младших школьников пунктуации
1.1. Взгляды ученых на понятие «языковой компетенции»
Языком называют определённый код, систему знаков и правил их употребления. Эта система включает единицы разных уровней: фонетического (звуки, интонация), морфологического (части слова: корень, суффикс и др.), лексического (слова и их значения) и синтаксического (предложения). Описывается данная система в грамматиках и словарях.
Под речью понимают деятельность людей по использованию языкового кода, употреблению знаковой системы, речь – это язык в действии. В речи единицы языка вступают в различные отношения, образуя бесчисленные множества комбинаций. Речь всегда развёртывается во времени, она отражает особенности говорящего, зависит от контекста и ситуации общения[1].
Продуктом речевой деятельности становятся конкретные тексты, создаваемые говорящими в устной или письменной форме[2]. Если язык существует независимо от того, кто на нём говорит (на латинском языке или санскрите, например, уже давно никто не говорит), то речь всегда привязана к говорящему. Только речь отдельного человека может быть правильной или неправильной, испорченной или улучшенной. Язык является объективной данностью, он вне наших стараний его сгубить или изувечить; наоборот, стиль поведения в языке мы выбираем сами. Для успешного общения недостаточно существования развитого языка. Важную роль играет качество его использования или качество речи каждого говорящего, уровень коммуникативной языковой компетенции собеседников.
Под коммуникативной языковой компетенцией понимается совокупность лингвистических (знания языковой системы), социолингвистических (владение социальными нормами: речевым этикетом, нормами общения между представителями разных возрастов, полов и социальных групп) и прагматических (навыки использования языковых средств в определённых функциональных целях, распознавания разных типов текстов, умение выбирать языковые средства в зависимости от особенностей ситуации общения и т.п.) знаний и умений, позволяющих осуществлять ту или иную деятельность с помощью речевых средств.
Рисунок 1. Слагаемые языковой компетентности.
В стандартах основной школы по русскому языку в настоящее время вводятся понятия «коммуникативные компетенции», «языковые компетенции», «лингвистические компетенции» и «культуроведческие компетенции»[3]. Мы придерживаемся следующего содержания понятий «компетентность» и «компетенции»:
компетентность - это более общее понятие, состоящее из отдельных компетенций, такой подход представлен в работе М.Б. Челышковой: компетентность следует трактовать как интегральную характеристику, распадающуюся на спектр отдельных компетенций;
компетентность – это определенное состояние индивида, способного самостоятельно решать определенный уровень задач, используя универсальные и специальные способы деятельности, основанные на научных и гуманистических идеях и принципах, а также имеющейся у него системы знаний (О.Е. Лебедев);
компетенции – это освоенные и сознательно применяемые способы деятельности.
В научной литературе предлагается следующая характеристика содержания компетенций каждого типа:
Языковые компетенции | Лингвистические компетенции | Коммуникативные компетенции | Культуроведческие компетенции |
способность употреблять слова, их формы, синтаксические структуры в соответствии с литературными нормами; владение богатством языка как условие успешной речевой деятельности: - новые пласты лексики, - фразеологический запас, - грамматический строй речи, - морфологические нормы, - нормы согласования, управления, - построение предложений разных видов. | результат осмысления речевого опыта учащимися: -устройство языка и его изменения, - элементы истории науки о русском языке и его выдающихся представителях; опознавание звуков, букв, морфем, частей речи; умение делить языковые явления на группы; умение производить фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, стилистический разбор.
| способность понимания чужих и порождение собственных программ речевого поведения, адекватно целям, сферам, ситуациям общения; знание основных понятий лингвистической речи-стили, типы речи, строение описания, повествования, рассуждения, способы связи предложений в тексте, умение выбрать нужную языковую форму, способ выражения в зависимости от условий коммуникативной ситуации.
| Обеспечение формирования языковой картины мира, овладение национальными единицами языка, речевым этикетом. Постижение национальной культуры своего народа: -познание самобытности; -осознание значимости родного языка; развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. |
Для того, чтобы учащиеся в полном объеме могли овладеть выше перечисленными компетенциями, целенаправленную систематическую работу по развитию устной и письменной речи школьников нужно начинать с первых дней пребывания в школе, ставя своей целью раскрытие творческой инициативы, пробуждение интереса к языку на основе собственных наблюдений, впечатлений, т.е. формирование мотивации учения.
Эффективное развитие языковых компетенций возможно в деятельностном подходе, который научно обоснован в современной педагогической практике. Деятельность выстраивается через отдельные действия и опирается на субъективный опыт ребенка. Для формирования действия необходимо, чтобы субъект деятельности осознал ее ближайший результат, достижение которого ведет к осуществлению всей деятельности в целом[4].
Анализ научной литературы и показывает, что для успешного формирования языковых, лингвистических, культуроведческих, коммуникативных компетенций на начальном этапе обучения возможен при соблюдении ряда условий и использование определенных педагогических технологий.
Основными условиями формирования, рассмотренных в таблице компетенций на раннем этапе обучения мы считаем:
1. Потребность в высказывании, повышение речевой мотивации, желание выразить свои мысли и чувства.
2. Наличие содержательной основы для высказывания, когда ребенок не только хочет говорить, но и может о чем-то сказать.
3. Освоение детьми языковых средств, необходимых для создания конкретного текста, выработка у них умения отбирать и использовать эти средства в зависимости от ситуации общения.
Важную роль в формировании компетенций играет и процесс обучения, и место ученика в этом процессе, его эмоциональный комфорт, и необходимость построения системы обучения с учетом индивидуальных возможностей каждого школьника.
Понятие «языковая компетенция» тесно связано с представлением об онтогенезе речевой деятельности, в процессе которого происходит формирование составляющих языковой компетенции: лингвистического, когнитивно-психологического и социолингвистического компонентов.
Уровень развития языковой компетенции отражается в результатах речевой деятельности - речевых высказываниях, поэтому речевые ошибки, как отступления от традиционного способа языкового выражения, можно рассматривать в качестве парадигмального явления, репрезентирующего индивидуальное языковое сознание.
Значимым этапом в формировании языковой компетенции является младший и средний школьный возраст, так как в этот период особенно заметны тенденции перехода от собственно детской речи (сформированной в период дошкольного детства, когда закладываются основы для развития адекватной, мотивационно обусловленной речевой деятельности) с присущими ей особенностями к речи взрослого носителя языка.
Современный период развития методики преподавания русского языка характеризуется обостренным интересом к культуроносной (кумулятивной) функции языка, к обучению языку как средству приобщения к национальной культуре. Изучение языка должно развивать культуроведческую компетенцию. Она предполагает понимание следующих основополагающих моментов:
русский язык является основой национальной культуры и важнейшим средством приобщения к ее разнообразным богатствам; отношение к языку, взгляд на родной язык - это отражение духовно-нравственных качеств личности; язык, речь не только отражают важнейшие качества человека, но и формируют его как личность;
владеть языком как средством общения - это значит владеть культурой речи (культурой общения, речевого поведения); речевое поведение каждого человека - это то, что должно создавать речевую среду как основу приобщения к культуре, как основу сохранения культуры;
изучать родной язык - это значит изучать русскую национальную культуру.
Разграничение компетенции и употребления вводится в работах Н. Хомского; это разграничение является важным постулатом лингвистической теории. У Хомского компетенция понимается чисто синтаксически; в рамках лексикалистского направления порождающей грамматики с компетенцией связан еще и модулярно организованный лексикон.
Языковая компетенция — языковые знания, умения и навыки в области фонетики, лексики, грамматики (рисунок 1.)
Нормы произношения; Умения, навыки правильного
Нормы правописания произношения, правописания,
Правила употребления употребления слов,
грамматических форм, конструкций, построения
конструкций текста
Рисунок 2. Сущность языковой компетенции.
Языковая компетенция является одним из показателей социального статуса человека, наряду с профессией, образованием, богатством, стилем жизни[5]. Языковая компетенция допускает несколько измерений. По признаку актуального/виртуального владения языком разграничивается действительное знание языка и социально-престижное приближение к языку.
Учить общению можно лишь путём формирования и поддержания конкретного мотива общения, поэтому на занятиях должно быть мотивировано всё: и восприятие учебного материала, и переход от одной деятельности к другой, одного вида речевых упражнений к другим, определённой структурной единице занятия к последующей.
Информация о работе Обучение младших школьников правилам пунктуации