Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2015 в 22:28, доклад
Значительное место в курсе математики начальной школы занимают текстовые задачи. Они составляют 40% материала учебников по математике и на их решение тратится значительная часть учебного времени. И это не случайно, так как обучение решению текстовых задач направлено ,главным образом, на интеллектуальное развитие младших школьников, формирование культуры и самостоятельности их мышления, а также на развитие познавательных процессов детей.
Следовательно, можно утверждать, что, научив детей владеть умением решать текстовые задачи учитель окажет существенное влияние на развитие, обучение и воспитание учащихся, подготовить их мозг к приему более сложной информации в старших классах.
Под задачей в начальной школе обычно понимают арифметическую задачу, имеющую житейский или физический смысл, которая решается при помощи четырех арифметических действий.
Значительное место в курсе математики начальной школы занимают текстовые задачи. Они составляют 40% материала учебников по математике и на их решение тратится значительная часть учебного времени. И это не случайно, так как обучение решению текстовых задач направлено ,главным образом, на интеллектуальное развитие младших школьников, формирование культуры и самостоятельности их мышления, а также на развитие познавательных процессов детей.
Следовательно, можно утверждать, что, научив детей владеть умением решать текстовые задачи учитель окажет существенное влияние на развитие, обучение и воспитание учащихся, подготовить их мозг к приему более сложной информации в старших классах.
Под задачей в начальной школе обычно понимают арифметическую задачу, имеющую житейский или физический смысл, которая решается при помощи четырех арифметических действий. Под термином решение задачи понимают решение как способ или процесс нахождения результата:
– последовательность действий, входящих
в решение;
– способ и умение нахождения результата.
Текстовые задачи выполняют важную функцию в начальном курсе математики – они являются полезным средством, реализующим образовательные, развивающие и воспитательные цели. Рассмотрим основные функции текстовых задач:
под обучающими понимают функции задач, направленные на формирование у школьников системы математических знаний, умений и навыков, предусмотренных государственным образовательным стандартом. Теоретические вопросы приобретают в процессе решения задач практическое значение, т.е. задачи выполняют функцию связующего звена между теорией и практикой обучения;
под развивающими функциями задач следует понимать те, которые направлены на развитие логического мышления учащихся, на овладение ими приемами умственной деятельности, в том числе формирование умений проводить анализ и синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, умозаключения, а также высказывать гипотезы, проверять их, усматривать связь изучаемого материала с окружающей жизнью, проявлять логическую грамотность;
под воспитывающими следует понимать функции задач, направленные на формирование познавательного интереса и самостоятельности, навыков учебного труда, нравственных качеств.
Успех в развитии ребенка, формировании его мышления, внимания, памяти, речи зависит прежде всего от организации познавательной активности на уроке. Важнейшим фактором в активизации познавательной деятельности учащихся является содержание учебного материала. Богатыми возможностями и здесь обладают текстовые задачи. При подготовке к уроку математики я с особым вниманием подхожу к отбору задач, понимая, что даже содержание задачи оказывает существенное влияние на развитие и воспитание младшего школьника.
Очень нравятся ребятам «Задачи в стихах» . Их можно использовать для устного счета, математического диктанта, самостоятельной работы. Эти веселые рифмованные задачи вносят в урок оживление, делают его более интересным, разнообразным ,развивают воображение и память детей, повышают интерес к знаниям, способствуют улучшению результативности.
Решение задач на экологическую тему развивает у учащихся интерес к природе, воспитывает пытливых, любознательных людей, понимающих, что человек – это тоже часть природы и что от природы зависит здоровье человека. Неоценимое значение на развитие и воспитание учащихся оказывает и работа над текстовой задачей с использованием материала краеведческого характера:
ликвидирует формализм в знаниях;
связывает математику с окружающей действительностью;
способствует осуществлению межпредметных связей;
расширяет кругозор учащихся;
воспитывает любовь и уважение к людям труда, к родному краю.
Однако следует отметить, что эффективное использование текстовых задач возможно только в том случае, когда учитель:
во-первых, может четко определить
конкретную цель работы с каждой задачей
на уроке;
во-вторых, умеет организовать эту работу
на уроке в строгом соответствии с поставленной
целью, т.е.в зависимости от той или иной
цели выбираются методические проблемы
работы над задачей.
Выбор цели может осуществляться двумя взаимосвязанными путями:
1) – от общей цели урока к выбору
задачи и конкретной цели работы с ней
на уроке;
2) – от конкретной задачи к цели,
для достижения которой эту задачу можно
включить в урок.
В настоящее время учителя начальных классов, по-прежнему, обеспокоены тем, что далеко не каждого ребенка удается научить решать текстовые задачи. В чем же причина? Основная причина, на мой взгляд, заключается в том, что младшие школьники, прочитав задачу, не анализируют ее, а сразу приступают к решению, не обосновывая выбор арифметического знака действий.
Приступая к работе над задачей, необходимо учить ребенка читать задачу, понимать смысл прочитанного, пересказывать содержание, подмечать, какие события произошли в задаче: что было, что изменилось, что стало; объяснять, что обозначает каждое число в задаче, в чем суть тех или других математических выражений. При таком методическом подходе дети приобретают первые навыки анализа условия задачи на основе событий происходящих в задаче. Работа по осознанию текста включает и разъяснение некоторых слов и словосочетаний, без правильного понимания которых задача не может быть решена верно.
Наиболее трудный учебный элемент в обучении младших школьников математике – обучение поиску решения задач. Для этой сложной интеллектуальной деятельности важно правильно организовать разбор задачи. В методике обычно выделяют два способа поиска решения задач: аналитический (от вопроса к данным) и синтетический (от данных к вопросу). Аналитический способ поиска решения задачи направлен на составление плана решения задачи. Учащиеся получают представление о решении задачи в целом, а не об отдельно выбранных действиях. Синтетический способ более доступен и понятен учащимся, он способствует выработке умения предвидеть, что можно узнать исходя из этих данных и направить мысль в нужном плане.
Какой способ разбора задачи наиболее эффективный трудно выделить. При разборе нет шаблона. При решении некоторых задач целесообразно начинать рассуждение от вопроса, а при решении других – рассуждение от данных к вопросу бывают наиболее эффективным и быстрее приводят к решению задач.
Для некоторых задач использование схем, чертежей помогает обнаружить те скрытые связи между величинами, которые трудно выявить при использовании какого-либо вида разбора. Поиск пути решения и само решение проводятся с опорой на данный чертеж.
Решение задачи может выполняться устно и письменно. В начальных классах решение примерно половины всех задач должно выполняться устно, а при письменном решении использовать различные формы записи: по действиям, по действиям с пояснением, по действиям с вопросами и выражением.
После решения задачи нужна проверка. Проверка решения задачи – дело сложное, но полезное. Она является важным умением осознанного усвоения задачи, играет большую роль в развитии самоконтроля, формирует умение рассуждать, внимательно относиться к анализу задачи, хорошо развивает мышление, активизирует познавательную деятельность.
Одна из основных задач современной школы состоит в том, чтобы помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал. Все это требует особых подходов к организации учебной деятельности учащихся и выбору форм обучения и воспитания.
Источник: http://nsportal.ru/nachalnaya-
Кабардино-Балкарский Государственный университет
им. Х.М.Бербекова
Сообщение
на тему:
«Обучение младших
школьников решению
текстовых задач»
Информация о работе Обучение младших школьников решению текстовых задач