Роль мотивов в обучении младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 13:19, курсовая работа

Краткое описание

Итак, цель данной работы изучить особенности организации обучения младших школьников.
Исходя из цели, мы ставим перед собой следующие задачи:
Рассмотреть особенности процесса обучения
Описать развитие познавательных процессов в младшем школьном возрасте.
Проанализировать процесс обучения в младших классах.
Провести исследование уровня школьной мотивации.
Предмет исследования: процесс обучения детей в младших классах.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ 5
1.1 Общая характеристика процесса обучения 5
1.2 Связь обучения с развитием и созреванием 5
2. УЧЕТ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ 9
2.1. Восприятие внешнего мира 9
2.2. Внимание 10
2.3 Развитие детских представлений 12
2.4 Умственное развитие младшего школьника 14
3. АНАЛИЗ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ 16
3.1 Психологический анализ процесса учения 16
3.2 Психологические особенности учения в раннем школьном возрасте 17
3.3 Развитие мотивации достижения успехов 21
4. ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ШКОЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31

Файлы: 1 файл

тегешова- роль мотивов в обучении младших школьников.doc

— 199.00 Кб (Скачать)

1. Вопросы читаются экспериментатором  вслух, предлагаются варианты  ответов, а дети (или ребенок)  должны написать те ответы, которые им подходят.

2. Анкеты в напечатанном виде  раздаются всем ученикам и  экспериментатор просит их отметить все подходящие ответы.

Каждый вариант имеет свои преимущества и недостатки. При первом варианте выше фактор лжи, так как дети в  большей степени ориентируются на нормы и правила, поскольку видят перед собой взрослого, задающего вопросы. Второй вариант предъявления позволяет получить более искренние ответы детей на вопросы анкеты, но такой способ анкетирования затруднен в первом классе, так как дети еще плохо читают. Анкета допускает повторные опросы, что позволяет оценить динамику школьной мотивации. Снижение уровня школьной мотивации может служить критерием школьной дезадаптации ребенка, а его повышение — положительной динамики в обучении и развитии.

В результате исследования были получены следующие данные:

    1. Высокий уровень школьной мотивации – 5 ч.
    2. Хорошая школьная мотивация – 13 ч.
    3. Внешняя сторона учебной деятельности – 33ч.
    4. Игровая направленность – 13 ч.
    5. Негативное отношение – 1 ч.

Таким образом, в основном учеников привлекает внешняя сторона учебной деятельности, т.е. новый портфель, красивые тетради, ручки карандаши. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравятся ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, те психологические свойства, которые начали выступать, у ребенка в последние годы дошкольного детства, до прихода в школу, за первые четыре года школьного обучения получают развитие, закрепляются, и к началу подросткового возраста многие важные черты личности уже сформированы.

В данной работе, мы рассмотрели следующие вопросы:  особенности   организации обучения, учет развития познавательных процессов младших школьников при организации обучения, анализ процесса обучения. А также провели экспериментальное исследование уровня развития мотивации первоклассников. Таким образом, занимаясь изучением данной проблемы, мы пришли к следующим выводам:

1. Обучение — это взаимообусловленная  деятельность учителя и ученика, в процессе которой происходит усвоение знаний, умений и навыков и формируются свойства личности (развиваются способности, интересы, ценностные ориентации, происходит становление характера и пр.).

2. Анализ всех подходов к проблеме  взаимосвязей между созреванием, развитием и обучением позволяет выделить в них самое существенное: чему же отдается приоритет в формировании личности — природному или социальному, и насколько важными в этом процессе являются воздействия учителя. Ученые указывают на то, что биологические признаки встраиваются в структуру приобретаемых личностью (Л.И. Божович), а новые психические качества возникают из старых путем их реорганизации.

3. В младшем школьном возрасте  закрепляются и развиваются далее  те основные человеческие характеристики  познавательных процессов (восприятие, внимание, память, воображение, мышление  и речь), необходимость которых  связана с поступлением в школу. 

4. Учение имеет начальным пунктом те или иные врожденные деятельности и состоит, в первую очередь, в усилении и ослаблении их. Деятельность усиливается в результате упражнения и ослабляется при неупражнении.

5. Учение ребенка идет при  прочих равных условиях эффективней всего в том случае, если: 1) ребенок чувствует, что то, что он учит, нужно ему; 2) учит сознательно, осмысливая то, что учит; 3) достаточно повторяет и достаточно упражняется; 4) имеет достаточный успех и потому учится с большей охотой.

6. Очень большую положительную роль играют в учении контроль, проверка. Очень часто учение не дает возможного результата, потому что субъект без проверки не ориентируется в своих достижениях. Возможно, что именно поэтому из двух способов заучивания — простого чтения известное число раз и чтения с последующим рассказом себе — второй способ лучший, так как здесь имеет место самопроверка.

7. В процессе учения, как показал  психологический анализ его, огромную роль играют, кроме работоспособности, внимания, памяти и умственного развития, еще контроль и мотивы, стимулирующие стремление к данной цели.

8. А также мы провели исследование в одной из школ города по изучению уровня школьной мотивации. О результатах этого исследования мы упомянули выше. Но прежде чем формировать учебную мотивацию учащихся, педагогу необходимо ее познать, установить для себя характер реальности, с которой придется иметь дело, найти пути ее адекватного описания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М., 1993
  2. Амонашвили Ш. А. В школу—с шести лет.—М., 1986.
  3. Антонова Г. П., Антонова И. П. Обучаемость и внушаемость младших школьников // Вопросы психологии.—1991.— № 4.— С. 42—50.
  4. Белкин А.С. Основа возрастной педагогики. – М., 1991
  5. Блонский П.П. Психология младшего школьника. – М., 1997
  6. Божович Л.И. Формирование личности ребенка. – М., 1998
  7. Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения.— М., 1990.
  8. Возрастная и педагогическая психология/Под ред. М. В. Гамезо и др.— М., 1990
  9. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. – М., 1990
  10. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения.— М., 1991
  11. Давыдов В.В. Учебная деятельность: состояние и проблемы исследования // Вопросы психологии. – 1991. - № 6
  12. Казанская В.Г. Педагогическая психология. – СПб., 2005
  13. Коломинский Я.П., Панько Е. А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста.— М., 1988.
  14. Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе.—М., 1991.
  15. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: В 2 т.— М„ 1983.— Т. 1.
  16. Лусканова Н.Г. Методы исследования детей с трудностями обучения. – М., 1993
  17. Маркова А.К. Формирование мотивации учения. – М., 1990
  18. Мухина В. С. Шестилетний ребенок в школе: Книга для учителя начальных классов.— М., 1990
  19. Немов Р.С. Психология. В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. – М., 1995
  20. Никифоров Г. С. Самоконтроль человека.— Л., 1990
  21. Особенности психического развития детей 6—7-летнего возраста.— М., 1992
  22. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста.— М., 1993
  23. Рояк А. А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка.— М., 1990
  24. Якобсон П. М. Эмоциональная жизнь школьника.— М., 1990

1 Казанская В.Г. Педагогическая психология. – СПб., 2005

2 Казанская В.Г. Педагогическая психология. – СПб., 2005

3 Выготский Л.С. Психология развития. – М., 1997

4 Божович Л.И. Формирование личности ребенка. – М., 1998

5 Выготский Л.С. Психология развития. – М., 1997

6 Блонский П.П. Психология младшего школьника. – М., 1997

7 Там же, с. 256

8 Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М., 1993

9 Мухина В. С. Шестилетний ребенок в школе: Книга для учителя начальных классов.— М., 1990

10 Возрастная и педагогическая психология/Под ред. М. В. Гамезо и др.— М., 1990

11 Белкин А.С. Основа возрастной педагогики. – М., 1991

12 Выготский Л.С. Психология развития. – М., 1999

13 Давыдов В.В. Учебная деятельность: состояние и проблемы исследования // Вопросы психологии. – 1991. - № 6

14 Блонский П.П. Психология младшего школьника. – М., 1997

15 Там же, с. 300

16 Маркова А.К. Формирование мотивации учения. – М., 1990

17 Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М., 1993

18 Там же, с. 58

19 Амонашвили Ш.А. Здравствуйте дети. – М., 1990

20 Маркова А.К. Формирование мотивации учения. – М., 1990




Информация о работе Роль мотивов в обучении младших школьников