Наглядность в обучении младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2015 в 13:51, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время все больше и большее внимание на начальном этапе обучения отводиться использованию наглядных пособий. Это связано с тем, что они имеют возможность показать развитие явлений, их динамику, сообщать учебную информацию определенными дозами и управлять индивидуальным процессом усвоения знаний. Они стимулируют познавательные интересы учащихся, создают при определенных условиях повышенное эмоциональное отношение учащегося к учебной работе, обеспечивают разностороннее формирование образов, способствуют прочному усвоению знаний, пониманию связи научных знаний в жизни.

Файлы: 1 файл

курслвая 2.doc

— 141.50 Кб (Скачать)

                                                         Введение 

 

     В настоящее время все больше и большее внимание на начальном этапе обучения отводиться использованию наглядных пособий. Это связано с тем, что они имеют возможность показать развитие явлений, их динамику, сообщать учебную информацию определенными дозами и управлять индивидуальным процессом усвоения знаний. Они стимулируют познавательные интересы учащихся, создают при  определенных условиях повышенное эмоциональное отношение учащегося к учебной работе, обеспечивают разностороннее формирование образов, способствуют прочному усвоению знаний, пониманию связи научных знаний в жизни. Область применения наглядности при обучении  еще точно никем не определена. Практика показывает, что наглядность используется как при комплексном, так и при аспектном обучении, все время расширяясь и углубляясь. Проблема наглядности при обучении очень актуальна. Использование наглядности вот уже насколько столетий является одной из основных проблем дидактики. Изучением и применением методов наглядности занимались Жан-Жак Руссо, И.Г Песталоцци,  К.Д Ушинский,  Л.Н.Толстой, В.П. Вахтеров и  др.         

 Учителя иногда слышат и  предостерегающие голоса: нельзя  увлекаться наглядностью, надо быть  осмотрительным в применении наглядных пособий. Так, в учебнике по педагогике можно прочесть следующее: “Признавая ценнейшие достоинства наглядности, учитель должен иметь в виду, что это — острейшее оружие, которое при невнимательном и неумелом использовании может увести учеников от решения главной задачи, подменить цель ярким средством, может стать препятствием на пути к глубокому овладению знаниями, к познанию существенных связей и закономерностей” [Педагогика школы. Под  ред. Щукиной Г. И. М., 1977, с. 298]

 

А советский психолог А. Н. Леонтьев прямо предупреждал, что в некоторых случаях наглядность вообще бесполезна, иногда даже вредна для обучения.

Почему именно наглядность? Для того чтобы ответить на этот вопрос обратимся к идее Л.С. Выгодского о том, что в каждом возрасте развитие опирается на разные функции. «В раннем возрасте ведущей функцией является восприятие, затем - память, мышление. Реально переход от одной функции к другой не проходит по ступеням возрастного развития. Каждый ребенок имеет свои особые доминанты в развитии функций. Так, в условиях школьного обучения, направленного изначально на развитие логического мышления, появляются дети, неготовые на развитие в умственном отношении предложенным путем» [Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. - 500с]

Таким образом, можно сказать, что у детей младшего школьного возраста доминирует конкретно-образное, наглядное мышление. Именно поэтому они нуждаются для решения проблемных ситуаций (от учебных задач до ситуации обыденной жизни) в образных опорах. Следовательно, используя принцип наглядности, развиваем логическое (словесное) мышление.

Я.А Коменский, И.Г Песталоцци, К.Д.Ушинский,  А. Дистервег подчеркивали важную роль наглядности в обучении и даже в какой-то степени абсолютизировали наглядный метод. Так, Я.А. Коменский следующим образом обосновывает свое «золотое правило» принципа наглядности: «все, что только можно, представлять для восприятия чувствами... Если какие-либо предметы сразу можно воспринимать несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами» [5, с. 117]. У К.Д. Ушинского наглядность состоит в основном, в восприятии предметов и явлений или рассмотрении их изображений с целью использования возникших на их основе представлений[+.  Песталоцци придавал огромное значение наглядности обучения, поскольку считал, что чувственное восприятие окружающего мира - исходный момент познания.

Правильное использование наглядности на уроках обучения  в начальной школе способствует формированию четких представлений о правилах и понятиях, содержательных понятий, развивает логическое мышление и речь, помогает на основе рассмотрения и анализа конкретных явлений прийти к обобщению, которые затем применяются на практике.

  Наглядность это один из  компонентов целостной системы обучения, которая может помочь младшему школьнику качественнее усвоить изучаемый материал на более высоком уровне.

 Учитель, используя наглядность  обучения, может организовать процесс  обучения  более эффективно. Исходя  из актуальности  проблемы, нами  сформулирована тема исследования: «Использование наглядности в обучении младших школьников»

Проблема исследования: каковы возможности наиболее эффективного использования наглядных пособий в обучении младших школьников.

     Цель исследования: Теоретически обосновать применение  наиболее эффективного использования наглядности на уроках

Объект исследования – средства наглядности, используемые при формировании знаний в процессе обучения

Предмет исследования –  деятельность учителя по подбору и использованию средств наглядности  на уроках в начальной школе.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования нами сформулированы следующие задачи: проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

Раскрыть историю принципа наглядности в трудах разных авторов.

Рассмотреть сущность принципа наглядности.

Изучить классификацию наглядных методов.

Методы исследования: Анализ, синтез и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования наглядности

Определить роль наглядности в процессе обучения

Дать научное обоснование наглядности

Указать ее роль на уроке

Выяснить влияние средств наглядности на качество усвоения знаний.

Курсовая работа состоит из введения, трех параграфов, заключения и списка литературы.

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определяется научный аппарат исследования.

В первом параграфе «История развития принципа наглядности» рассматривается: Изучение степени научной разработанности проблемы использования в обучении средств наглядности показало, что методологию данного явления определяют труды классиков мировой педагогики. 
В педагогической науке уделяется большое внимание реализации принципа наглядности при обучении различным дисциплинам. 
Занимая колоссальное место в мировой педагогической мысли зарубежные учения о наглядности не исчерпываются аспектами, рассмотренными в нашем историческом обзоре. Явившись основой ряда отечественных исследований проблемы наглядности в обучении они нашли свое продолжение в трудах отечественных ученых-педагогов с 16-й по 20-й век.

Целый исторический пласт в мировой педагогической мысли составляют учения о наглядности отечественной педагогики, представители которой, опираясь на идеи передовых зарубежных педагогов, создали свою теоретическую - практическую основу наглядности.

Во втором параграфе анализируются сущностные характеристики принципа наглядности и закономерности их использования.

В третьем параграфе анализируются виды и классификация наглядности.

В заключении изложены основных выводы по исследованию, намечены направления и перспективы дальнейшего изучения данной проблемы.

Общий объем курсовой работы составляет 30 страниц машинописного текста. Список литературы включает в себя 25 наименований

 

 

                История принципа наглядности в трудах известных педагогов

 

   Первым ученым, кто разработал достаточно стройную теорию наглядности как принципа успешного обучения, был великий чешский педагог Я.А. Коменский (1592–1670). Он обобщил эмпирический опыт предшественников и впервые теоретически обосновал и подробно раскрыл принцип наглядности.

Ян Амос Коменский понимал наглядность как привлечение всех органов чувств к лучшему восприятию вещей и явлений. Исходя из сенсуалистических взглядов («нет ничего в уме, чего раньше не было в ощущении»), Я.А. Коменский в основу познания и обучения поставил чувственный опыт и провозгласил «золотое правило дидактики»: «…пусть будет для учащихся золотым правилом: все, что только можно, представлять для восприятия чувствами, а именно: видимое – для восприятия зрением, слышимость – слухом, запахи – обонянием, подлежащее вкусу – вкусом, доступное осязанию – путем осязания… А поэтому следовало начинать обучение не со словесного толкования о вещах,   с реального наблюдения над ними». В «Великой дидактике» Я.А. Коменский следующим образом определил наглядность, ее задачи и значение: «Если мы желаем привить учащимся истинное и прочное знание вещей, вообще нужно обучать всему через личное наблюдение и чувственное доказательство… Кто сам однажды внимательно наблюдал анатомию человеческого тела, тот поймет и запомнит все вернее, чем если он прочитает обширнейшие объяснения, не видав всего этого своими глазами. Отсюда известное выражение: наблюдение собственными глазами заменяет собой доказательство». Принцип наглядности Я.А. Коменский противопоставлял словесному, пассивному обучению. Для осуществления наглядности он считал необходимым использовать реальные предметы и непосредственное наблюдение за ними, а если это невозможно – модели или копии предметов или явлений. Таким образом, Я.А. Коменский развивает очень ценную мысль о широком применении в школе различных наглядных пособий. В учебниках Я.А. Коменский тоже предлагает использовать принцип наглядности, о чем свидетельствуют составленные им учебные книги, большинство из которых он иллюстрировал лично.

  Принцип наглядного обучения был более подробно рассмотрен в трудах Г. Песталоцци. Отстаивая необходимость наглядности в обучении, он считал, что органы чувств сами по себе доставляют нам в мозг беспорядочные сведения об окружающем мире. Обучение же должно уничтожить беспорядочность в наблюдениях, таким образом сформировать у учащихся понятия. Песталоцци придавал огромное значение наглядности обучения, поскольку считал, что чувственное восприятие окружающего мира - исходный момент познания. Так же как и великий чешский педагог Я.А. Коменский, Песталоцци считал необходимым знакомить ребенка с ранних лет с предметами и явлениями реального мира, привлекая к их восприятию, по возможности, большее число его органов чувств. Но Песталоцци пошел далее Коменского в разработке вопроса о наглядном обучении; он в более значительной мере выявил роль наглядности в развитии у детей логического мышления.

     В работе «Как Гертруда  учит своих детей» и других  произведениях, посвященных «методу», подчеркивается, что исходным моментом природосообразно поставленного обучения является правильная организация наблюдений ребенка над предметами и явлениями окружающего мира. Он пытался в своих работах (особенно в «Лебединой песне») определить, что, собственно, может сделать искусство воспитания, чтобы развить у ребенка способность к наблюдению и обеспечить зрелость чувственных впечатлений, стимулируя таким путем движение дремлющих в человеческой природе сил и задатков.

В педагогических трудах К.Д. Ушинского использование наглядности в обучении связано с  преподаванием  родного языка. «Что такое наглядное обучение? Да это такое ученье, которое строится не на отвлеченных представлениях и словах, а на конкретных образах. Педагог, желающий что-нибудь прочно запечатлеть в юношеской памяти, должен позаботиться о том, чтобы как можно больше органов чувств - ухо, глаз, голос, чувство мускульных движений и даже, если возможно, обоняние и вкус, приняли участие в акте запоминания». Необходимо, чтобы предмет непосредственно воспринимался ребенком и чтобы под руководством учителя «ощущения дитяти превращались в понятия, из понятий составлялась мысль, и мысль облекалась в слово». Обосновывая принцип наглядности обучения, Ушинский указывал, что единственным источником наших знаний может быть «опыт, сообщаемый нам через посредство наших чувств». Формированию у детей в процессе обучения четких понятий о предметах, сущность которых они способны кратко выразить словами, должно предшествовать постепенное, доступное детскому пониманию уяснение этих предметов. Константин Дмитриевич Ушинский исходя из психологических особенностей детского возраста большое значение придавал принципу наглядности. «Дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями, вообще...»; отсюда необходимость для детей наглядного обучения, «которое строится не на отвлеченных представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых ребенком», - писал он. Ушинский значительно расширил и обогатил новыми приемами методику наглядного обучения, которую раньше создали Коменский, Песталоцци, Дистервег. Так, он разработал подробно указания относительно рассказывания детям по картинкам, указал, что использованные для беседы картины следует оставлять вывешенными в классе для закрепления и повторения сведений, полученных путем беседы, и т. д. Много внимания уделил Ушинский осмысливанию, основательности и прочности усвоения детьми учебного материала. В понимание и применение этих принципов он также внес много нового по сравнению с предыдущими педагогами. Так, он подробно разработал методику повторения учебного материала (предупреждение забывания, расширение и углубление учебного материала при его повторении, роль повторения для лучшего понимания нового материала и т. д.). Ушинский подробно разработал методику образования у детей общих представлений и понятий из наглядных единичных представлений, методику развития мышления детей одновременно с развитием у них речи, не впадая при этом в формализм. Наглядное обучение в связи с изучением языка развивает мыслительную способность учащегося и дает возможность ему правильно познавать мир.

Наглядные материалы легко заинтересовывают детей начальных классов, однако наглядность - не самоцель. При наглядном обучении, предупреждал К.Д. Ушинский, знакомство с самим предметом служит развитию мышления и играет вспомогательную роль в этом процессе.

К.Д. Ушинский, в противовес буквослагательному методу обучения грамматике, разработал аналитико-синтетический звуковой метод обучения, чем в огромной мере облегчил путь овладения первоначальным чтением и письмом.

 

Большое значение придал жизненности преподавания, приучая, учащихся к наблюдательности Лев Николаевич Толстой (1828 - 1940), широко практиковал в Яснополянской школе экскурсии и опыты, пользовался таблицами и картинами, хотя предпочитал показывать детям подлинные явления и предметы в их естественном, натуральном виде, отдавая должное принципу наглядности. Вместе с тем он справедливо едко высмеивал те извращения принципа наглядности, которые рекомендовались немецкими методистами в виде так называемых “предметных уроков”.

Сухомлинский В. А. в своей книге «Сто советов учителю» Значительная часть этой работы посвящена умственному воспитанию детей. И вот, знакомясь с книгой, среди весьма полезных, но достаточно хрестоматийных, известных рекомендаций, мы обнаруживаем совет под номером 36: «Наглядность – тропинка познания и свет, озаряющий эту тропинку». Пошёл я по этой тропинке, вслед за Василием Александровичем. По сторонам смотрю, ничего особенного, обо всём уже в предыдущих параграфах мы вам успели сообщить. Сухомлинский как бы подтверждает, подытоживает наши выкладки. «Наглядность – это всеобщий принцип умственного труда младших школьников». «Наглядность – сила, развивающая внимательность, мышление, она придаёт эмоциональную окраску познанию» [Сухомлинский В.А., 1979–1980, т. 2, с. 538].  И далее в таком же, хорошо известном нам духе. Но параллельно начинает разворачиваться новая, абсолютно свежая линия, вырастает мощный побег, высказывается ряд тезисов, стоящих как бы особняком от обычного  понимания функций наглядности в обучении.

«…цель применения наглядности заключается вовсе не в том, чтобы на весь урок приковать внимание ученика, – средство наглядности приносится на урок для того, чтобы на каком-то этапе познания дети отвлеклись от образа, перешли мысленно к обобщающей истине, закономерности».

«…применяя наглядность, надо задумываться над тем, как от конкретного перейти к абстрактному».

«…постепенно надо переходить от натуральных к изобразительным средствам наглядности, а потом к таким, которые дают символическое изображение  предметов и явлений».

«Надо провести ребёнка от ярких образов к их символическим изображениям, от изображений к пониманию отношений, зависимостей».

Информация о работе Наглядность в обучении младших школьников