Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2015 в 13:51, курсовая работа
В настоящее время все больше и большее внимание на начальном этапе обучения отводиться использованию наглядных пособий. Это связано с тем, что они имеют возможность показать развитие явлений, их динамику, сообщать учебную информацию определенными дозами и управлять индивидуальным процессом усвоения знаний. Они стимулируют познавательные интересы учащихся, создают при определенных условиях повышенное эмоциональное отношение учащегося к учебной работе, обеспечивают разностороннее формирование образов, способствуют прочному усвоению знаний, пониманию связи научных знаний в жизни.
В начальных классах применение наглядности имеет цель :
· обогащение и расширение непосредственного чувственного опыта учеников;
· развитие наблюдательности;
· познание конкретных свойств предметов во время практической деятельности;
· создание условий для перехода к абстрактному мышлению;
· опоры для самостоятельной учебы;
· систематизации учебного материала [23, 153-154].
Наглядные пособия при изучении определенного явления могут создать, активизировать представление школьника о нем, быть ли нейтральными к этим представлениям, или даже затормозить формирование обобщенного представления о явлениях или предмете в тех случаях, когда ученик, кроме наглядного пособия, ничего не представляет.
В отечественной педагогике исторический взнос в развитие идеи наглядности сделал Л. В. Занков, который специально исследовал разные формы сочетания слова учителя и наглядность в учебе, основными из которой считал следующие :
І форма. Через слово учитель руководит наблюдениями учеников.
ІІ форма. Через слово учитель на основе осуществленного школьниками наблюдения наглядных объектов ведет учеников к осмыслению и формированию таких связей в явлениях, которые не могут быть увиденными в процессе восприятия.
ІІІ форма. Данные об объекте ученики получают из вербальных сообщений педагога, а языковые средства служат подтверждением или конкретизацией словесных свидетельств, форм. Отталкиваясь от осуществляемого учениками наблюдения, педагог сообщает о таких связках между явлениями, которые непосредственно не воспринимаются учениками [14, 62-63].
Таким образом, существуют разнообразные формы связи слова и наглядности. Отдать преимущество одной из них было бы ошибочным, поскольку в зависимости от особенностей заданий учебы, содержания темы, характера имеющихся наглядных средств, а также уровня подготовленности учеников необходимо в каждом конкретном случае избирать их наиболее рациональное сочетание.
Помните, что с возрастом предметная наглядность должна уступать место символической.
Итак, подводя итог всему вышесказанному, сделаем вывод о том, что наглядность есть свойство, особенность того психического образа объекта или явления, которое создается человеком в результате процессов восприятия, памяти, мышления и воображения; есть показатель простоты и понятности этого образа и зависит от особенностей личности, от уровня развития ее познавательных способностей, от ее интересов и склонностей, от потребности и желания увидеть, услышать, ощутить данный объект, создать у себя яркий, понятный образ данного объекта. Наглядность .должна применятся в совокупности с разными методами обучения.
Таким образом, роль наглядности в обеспечении эффективного усвоения учениками учебного материала чрезвычайно большая. Правильное использование наглядных пособий выплывает из особенностей наглядно-образного мышления учеников. Показ наглядно на уроке активизирует сенсорный опыт младших школьников, актуализирует и уточняет первичные представления, обеспечивает лучшее запоминание учебного материала, помогает лучшему усвоению знаний в целом.
Классификация наглядности
Дидактический принцип наглядности является ведущим в обучении, но его, как и в познании, следует понимать шире, чем возможность зрительного восприятия.
Понятие наглядности требует в процессе обучения специального использования в учебных целях не только различных предметов и явлений или же их изображений, как это толковалось до последнего времени, но и моделей, символов, в том числе знаковых, отражающих в условной форме существенные свойства изучаемых явлений.
Особую роль наглядность играет в обучении детей младшего школьного возраста, так как соответствует особенностям их восприятия и усвоения знаний. Воздействуя на органы чувств (зрительные, слуховые и т. д.), средства наглядности обеспечивают разностороннее, полное формирование какого-либо образа, понятия и тем самым способствуют более прочному усвоению знаний, пониманию связи научных знаний с жизнью.
Наглядность содействует выработке у учащихся эмоционально-оценочного отношения к сообщаемым знаниям. Проводя самостоятельные опыты, ученики могут убедиться в истинности приобретаемых знаний, в реальности тех явлений и процессов, о которых, им рассказывает учитель. А уверенность в истинности полученных сведений, убежденность в знаниях делают их осознанными, прочными. Средства наглядности повышают интерес к знаниям, делают более легким процесс их усвоения, поддерживают внимание ребенка. Наглядность, используется в процессе изучения различных учебных дисциплин, имеет свои конкретные особенности, свои виды. Однако дидактика изучает процесс обучения как таковой, безотносительно к какому-либо учебному предмету, поэтому она изучает наиболее общие виды наглядности:
Натуральная или естественная наглядность (растения, животные, полезные ископаемые); то есть такие, какие встречаются в действительности
Экспериментальная наглядность (явления испарения, таяния льда); функция - знакомство с явлениями и процессами в ходе опытов, наблюдений.
Картинная и картинно-динамическая наглядность (картины, рисунки, фотографии, диапозитивы, кино); функция - познакомить с какими-то фактами, предметами, явлениями через их отображение.
Объемная наглядность (макеты, муляжи,
геометрические фигуры); функция - знакомство с теми предметами, где объемное,
а не плоскостное изображение играет роль
в восприятии.
Звуковая наглядность (грамзаписи, магнитофонные записи, радио); функция - воспроизведение звуковых образов.
Символическая и графическая наглядность
(чертежи, схемы,
карты, таблицы); функция - развитие абстрактного
мышления,
знакомство с условно-обобщенным, символическим
отображением
реального мира.
Смешанная наглядность - учебный звуковой кинофильм; функция - воссоздание наиболее полного живого отображения действительности. Специфическим видом наглядности является словесно-образная наглядность. К этому виду относятся яркие словесные описания или рассказы об интересных случаях, различного рода звуковые средства (видео и магнитофонные записи).
Следующим видом наглядности является практический показ обучающим тех или иных действий: выполнение физических упражнений на уроках физкультуры, выполнение конкретных практических операций при обучении.
Все названные основные виды наглядности очень часто дополняются еще одним своеобразным видом, это так называемая внутренняя наглядность, когда в процессе обучения как бы осуществляется опора на прежний опыт обучающихся, когда им предлагается просто представить какую-либо ситуацию, какое- то явление.
Прежде чем отобрать для урока тот "или иной вид наглядности, необходимо продумать место его применения в зависимости от его дидактических возможностей. При этом следует иметь в виду, в первую очередь, цели и задачи конкретного урока и отбирать такие наглядные пособия, которые четко выражают наиболее существенные стороны изучаемого на уроке явления и позволяют ученику вычленять и группировать те существенные признаки, которые лежат в основе формируемого на данном уроке представления или понятия.
От учебных задач зависит и выбор одной из форм сочетания наглядности и рассказа учителя. В одних случаях источником знания выступает наглядное пособие, а объяснение учителя выполняет функцию руководства восприятием учеников. Наглядные пособия могут служить опорой для осознания связей между фактами, явлениями, недоступных непосредственному наблюдению, а слово учителя побуждает к наблюдению и направляет детей на, осмысливание, истолкование сделанных наблюдений.
При обобщении, повторении изученного, как правило, источником знания о фактах, явлениях или их связях выступает беседа учителя, а наглядность выполняет функцию подтверждения, иллюстрации, конкретизации словесного сообщения или служит отправным пунктом сообщения, содержащего сведения о явлениях и связях, недоступных непосредственному восприятию. В связи с различными дидактическими функциями и возможностями средств наглядности требуется их комплексное применение на уроке. Только в этом случае будет достигнута максимальная эффективность в решении каждой познавательной задачи урока. Комплексное применение различных средств наглядности объясняется тем, что оно обеспечивает совместную работу на уроках различных анализаторов.
Вместе с тем многообразие средств наглядности оправдано лишь в тех случаях, когда требуется раскрыть различные стороны изучаемого явления или предмета, а каждое из этих сторон более убедительно и полно может быть отражена лишь с помощью определенного вида наглядности. Нельзя не согласиться с Ю.К. Бабанским в том, что “чрезмерное увлечение наглядностью ведет к затормаживанию развития абстрактного мышления, без которого невозможно эффективное познание окружающей действительности. Обильное применение наглядности часто рассеивает внимание учащихся, отвлекает от познания главных идей темы, особенно когда речь идет об учащихся не с наглядно-образной, а со словесно-логической памятью”.
Эффективность применения средств наглядности в учебном процессе зависит не только от педагогически оправданного сочетания на уроке разных его видов, но и от правильного соотношения наглядности и других источников знания, в частности слова учителя. Таким образом, наименее эффективным оказывается такое применение средств наглядности, когда оно не используется в качестве одного из источников новых знаний, а служит лишь иллюстрацией к слову учителя. Одна из задач совершенствования учебного процесса состоит в широком использовании на уроках наглядных пособий как самостоятельных источников информации. Это предполагает самостоятельную работу учащихся с различными видами индивидуальных пособий, дидактического материала, проведение предметных уроков, выполнение заданий, основанных на изучении демонстрационных наглядных пособий.
Проанализировав материал по данной главе мы пришли к следующим выводам:
1. Без применения наглядности, нельзя добиться правильных представлений об окружающем мире, развивать мышление и речь. Наглядность облегчает переход от конкретного к абстрактному, помогает организовать восприятие и внимание.
2. Наглядность, как принцип обучения, предлагает создание у обучаемых наглядных представлений в виде психического образа изучаемого объекта или действия с целью формирования у них знаний, умений и навыков.
3. Принцип наглядности выражает необходимость формирования у учащихся представлений и понятий на основе всех чувственных восприятий предметов и явлений.
4. Метод служит для учителя средством побуждения учащихся к учению, является главным, а иногда и единственным стимулятором познавательной деятельности - в этом заключается его побуждающая функция.
5. Применение наглядных и технических средств обучения способствует не только эффективному усвоению соответствующей информации, но и активизируют познавательную деятельность обучающихся; развивает у них способность увязывать теорию с практикой, с жизнью; формирует навыки технической культуры; воспитывает внимание и аккуратность; повышает интерес к учению и делает его более доступным.
6. Педагоги и дидакты по-разному классифицируют виды наглядного материала, но они едины в том, что использование его в процессе обучения способствует более эффективной организации работы учащихся: с помощью наглядного материала идет лучше усвоение знаний младших школьников.
7. Таким образом процесс обучения достаточно сложное явление, и его нельзя представлять как простую передачу знаний учителем ученикам, которые этими знаниями ещё не обладают.
Задача дидактики состоит в том, чтобы на основе знаний об объектном развитии учебного процесса выяснить, как на основе закономерностей его развития разрабатываются принципы, методы и правила обучения, которыми руководствуется в своей практической работе
Наглядность есть такой целенаправленный и специально организованный показ учебного материала, который подсказывает учащимся законы изучаемого явления, в данном случае позволяет творчески открыть эти законы или убедиться в их достоверности. С помощью проведённой экспериментальной работы, можно сделать вывод, что наглядности в обучении присущи следующие характеристики:
-она служит исходным моментом, источником и основой приобретения знаний;
-является средством обучения, обеспечивающим
оптимальное усвоение учебного
материала и его закрепление
в памяти детей младшего
-образует фундамент развития
творческого воображения и
-является критерием достоверности приобретаемых знаний;
-оказывается приемом развития памяти путем ее опоры на различные органы ощущений и впечатлительность;
-соответствует склонности
Информация о работе Наглядность в обучении младших школьников