Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2015 в 13:51, курсовая работа
В настоящее время все больше и большее внимание на начальном этапе обучения отводиться использованию наглядных пособий. Это связано с тем, что они имеют возможность показать развитие явлений, их динамику, сообщать учебную информацию определенными дозами и управлять индивидуальным процессом усвоения знаний. Они стимулируют познавательные интересы учащихся, создают при определенных условиях повышенное эмоциональное отношение учащегося к учебной работе, обеспечивают разностороннее формирование образов, способствуют прочному усвоению знаний, пониманию связи научных знаний в жизни.
«…от изобразительной наглядности постепенно переходите к словесно-образной. Словесный образ – это шаг на пути перехода от мышления "формами, звуками, красками и ощущениями" к мышлению понятиями». «…средство наглядности должно быть таким, чтобы дети обращали внимание на самое главное, самое существенное» [Сухомлинский В.А., 1979–1980, т. 2, с. 538–542]. С момента обнародования взглядов Сухомлинского на роль «символической», «наглядно-образной» наглядности в процессе обучения, генеза теоретических компонентов в мышлении детей не прошло и года, а Василий Александрович вновь возвращается к этой «животрепещущей теме». В статье «Урок и знания» Сухомлинский размышляет над вечной педагогической темой о связи содержания образования с «духовной жизнью школьника», с его «интеллектуальными интересами». Плохо, когда знания «даются ради знаний». Превращаются в самоцель, накапливаются «про запас», становятся «излишним балластом». Знания должны превращаться в «средство овладения новыми знаниями». «Высокое мастерство дидакта» состоит в такой организации учебного процесса, «чтобы знания приобретались с помощью уже накопленного».
Приобретать знания – значит открывать связи событий, явлений, объектов. Высокое мастерство дидакта состоит в том, чтобы сделать эти связи (в первую очередь, теоретические связи) видимыми для ребёнка.
Принцип наглядности остается одним из главных и ведущих принципов дидактики и сегодня.
Особое место отводится принципу наглядного обучения в курсе начального обучения. Большое значение придают наглядному обучению и современные учителя новаторы: С.Н. Лысенков, Ш.А. Амонашвили и другие.
Таким образом, можно говорить о том, что использование наглядных пособий занимало умы ученых и педагогов на протяжении всей истории педагогики. Проблема наглядности остается актуальной и сегодня.
О необходимости применения средств наглядности в обучении школьников указывали знаменитые философы и педагоги: А. Дистерверг, Ж.Ж. Руссо, Ф. Фребель и др., а также русские выдающиеся ученые: В.Г. Белинский, H.A. Добролюбов, H.A. Корф, и др. Общедидактические проблемы применения средств наглядности в обучении детей рассматривали в своих трудах отечественные ученые, психологи и педагоги: А.Г. Асмолов, B.C. Бадаев, Р.Ч. Барциц, JI.K. Веретенникова, H.H. Волков, JI.C. Выготский, О.И. Галкина, В.В. Давыдов, М.А. Данилов, П.Г. Демчев, В.А. Ельчанинов, JI.B. Занков, С.Е. Игнатьев, Б.А. Карев, Ю.Ф. Катханова, A.A. Ковалев, В.И. Козлов, Т.С. Комарова, В.В. Корешков, Е.И. Корзинова, B.C. Кузин, В.К. Лебедко, А.Н. Леонтьев, Б.Т. Лихачев, С.П. Ломов, А.Ф. Лосев, В.М. Межуев, H.A. Менчинская, Ю.А. Огородников, И.П. Павлов, A.A. Прищепа, В.В. Рубцов, М.Н. Скаткин, К.А. Скворцов, В.И. Слободчиков, Н.М. Сокольникова, Д.И. Фельдштейн, A.C. Хворостов, В.Д. Черный Н.К. Шабанов, Е.В. Шорохов, Г.И. Щукина, Д.Б. Эльконин и др. О методологии наглядности обучения в педагогике и научную квалификацию наглядных средств в начальной школе разработал Н.П. Конобеевский.
Подводя итог данного параграфа, мы смеем предположить, что идея наглядности занимала видное место в истории педагогики. На практике она выражалась в реализации дидактического принципа наглядности, который стал научно оформляться одним из первых в истории педагогики. Принцип наглядности является одним из старейших и важнейших принципов дидактики. педагоги прошлого отождествляли наглядность с чувственностью (наблюдаемостью) предметов и явлений. При этом они ссылались на психическую природу человека, в особенности ребенка. Такое толкование принципа наглядности дошло почти до наших дней. Так, в “Педагогическом словаре” наглядность в обучении определяется как “дидактический принцип, согласно которому обучение строится на конкретных образах, непосредственно воспринятых учащимися” (СНОСКА: Педагогический словарь. Т, 1. М., 1960, с. 727).
К наглядности обращались и тогда, когда не существовало письменности и даже самой школы. Издавна философы и педагоги думали о том, как облегчить познавательный труд школьников. Однако не было педагогической теории, принципа использования наглядных средств. Таким образом, суть принципа наглядности состоит в целесообразном и эффективном привлечении органов чувств к восприятию, осознанию и переработке учебного материала.
Целесообразность и эффективность использования цвета объясняются тем, что цвет в два-три раза запоминается легче, чем слово, за счет его восприятия правым полушарием, которое обеспечивает первоначальный синтетический охват информации и появление эмоций. Дальнейшая ее переработка осуществляется левым полушарием, в котором происходит перекодировка цвета в объект. Положительные эмоции являются спутниками успешного обучения . Важность использования наглядных пособий в учебе выплывает и из большого значения чувственного восприятия для изучения свойств предметов и явлений действительности. О существенной роли наглядность в учебно-воспитательном процессе свидетельствует не только повседневные наблюдения, бытовой опыт людей ("Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать"), но и специальные эксперименты [18].
Чувственное восприятие в учебном процессе в начальной школе может выступать как самостоятельная сторона развития личности младшего школьника или быть средством формирования абстракции. Например, если ребенок должен представить птицу в небе, то чувственные обиды в этом случае имеют самостоятельное значение. Если для наглядного показа буквы используют палочки, то чувственные обиды имеют произвольное значение, являются средством усвоения понятий.
Качественная сторона применяемых в обучении чувственных образов заключается в том, чтобы сформировать у школьника тенденцию к представлению реального объекта на основе наглядного пособия, дать ему возможность обобщенно представить те предметы и явления, которые отображении в учебном материале.
Мера чувственного при изучении закономерностей определяется такой совокупностью чувственных образов, которая дает возможность обобщенно представить те группы предметов и явлений или стороны окружающего мира, которые отображении в одной закономерности и больше всего приближают познание к отображению предметов и явлений в реальных условиях их существования.
Наглядное восприятие имеет высокую пропускную способность. Наиболее высокой эффективностью для запоминания владеют не сами наглядные средства, а их сочетания с вещанием и практической деятельностью. Это говорит о необходимости поиска оптимальных сочетаний методов учебы. Не случайно потому принцип наглядности в некоторых дидактичных пособиях трактуют как принцип единства конкретного и абстрактного, подчеркивая органическую связь живого общения и абстрактного мышления в процессе учебно-познавательной деятельности [15, 187].
Индивидуальный путь познания в процессе учебы следует в соответствии с этим планировать и организовывать как единство чувственного и теоретического познания. При этом возникают противоречия разного рода. Например, чувственное познание как опыт или результат наблюдения не всегда может быть теоретически производительным и обобщенным или, напротив, высокая теоретическая абстракция может быть недостаточно подчеркнутая в чувственном отношении. Эти противоречия следует учитывать и решать в познавательном процессе.
На сегодняшний день в основе принципа наглядности рассматривается процесс познания человеком окружающего мира:
Опосредованное познание осуществляется:
моделирование.
При реализации принципа наглядности необходимо помнить, что непроизвольно наглядный образ, как правило, не образуется. Необходима активная работа по его созданию. А также, нужно предусматривать отбор действий, которые должны совершить учащиеся с предъявленным предметом. Эти действия должны обеспечить выделение в предмете (явлении) тех свойств, тех связей и отношений, которые составляют объект усвоения.
Наглядность есть такой целенаправленный и специально организованный показ учебного материала, который подсказывает учащимся законы изучаемого явления, в данном случае языка - позволяет творчески открыть эти законы или убедиться в их достоверности. В системе педагогических принципов принцип наглядности рассматривается как один из ведущих. Хоть известно, что система - это единство, определенная совокупность, потому что все принципы одинаково важны, и все действуют между собой в тесной взаимосвязи. И само изучение природоведения предусматривает широкую реализацию принципа наглядности учебы. Дидактика считает, что наглядность обеспечивает связь между конкретным и абстрактным, содействует развитию логического мышления, во многих случаях является его опорой.
Раскрывая вопрос познавательного интереса, делаем вывод, что познавательный интерес является стимулом к активной учебной деятельности. Но успешное усвоение знаний невозможно без использования наглядных пособий. Ведь именно они развивают познавательный интерес учеников. Многогранное значение и широкое применение средств наглядности позволяет не только активизировать и совершенствовать учебный процесс из природоведения, но и формировать приемы умственной деятельности.
Информация о работе Наглядность в обучении младших школьников