Программа арт-терапии

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 19:36, творческая работа

Краткое описание

Арт-терапия – относительно новый метод психотерапии, который для лечения и психокоррекции задействует творчество и различные художественные приемы. Через напоминающие детские шалости простые упражнения арт-терапия одновременно диагностирует душевное и физическое состояние человека, и лечит на обоих уровнях (большинство болезней имеет психосоматический характер), и просто приносит огромное удовольствие от самовыражения и самоактуализации.

Оглавление

Программа тренинга…………………………………………………………….3
Теоретический аспект программы………………………………………3
Практический аспект программы……………………………………….5

Файлы: 1 файл

программа арт терапии.doc

— 60.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

Оглавление………………………………………………………………………2

Программа тренинга…………………………………………………………….3

  1. Теоретический аспект программы………………………………………3
  2. Практический аспект программы……………………………………….5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа тренинга

1. Теоретический  аспект программы

 

Арт-терапия (от англ. art - искусство; therapy - терапия, лечение, уход, забота) - диагностика и коррекция  нервных расстройств с помощью  рисования, прослушивания музыки и  т.д. Как самостоятельное направление  психологии и психиатрии впервые  появилось на Западе в конце 60-х годов прошлого столетия.

Арт-терапия – относительно новый метод психотерапии, который  для лечения и психокоррекции задействует творчество и различные  художественные приемы. Через напоминающие детские шалости простые упражнения арт-терапия одновременно диагностирует душевное и физическое состояние человека, и лечит на обоих уровнях (большинство болезней имеет психосоматический характер), и просто приносит огромное удовольствие от самовыражения и самоактуализации. В отличие от тщательно организованной и планируемой деятельности по обучению какому-либо искусству, художественную деятельность в контексте арт-терапии можно назвать спонтанной. Чтобы в полной мере ощутить на себе целебное воздействие арттерапевтических техник, совсем не обязательно быть художником, писателем или обладать какими-либо иными способностями и талантами.

 

Виды и методы арт-терапии

Творчество обладает уникальным свойством выносить на поверхность (например, на лист бумаги) все скрытое  и потаенное, все то, что мы не осознаем, но что нас «грызет» и «душит» изнутри. Арттерапевтические упражнения способствуют «прорыву» страхов, комплексов, зажимов в сознание. «Левополушарная цензура сознания» может не пропускать слова, но перед образами и символами, перед спонтанным выбором цветовых пятен и даже перед банальными каракулями она совершенно бессильна. «Правополушарные» творческие виды деятельности – это своеобразный ключик к подлинным переживаниям и к глубинным бессознательным процессам. Еще одно весомое преимущество арт-терапии заключается в том, что она не имеет противопоказаний и дает изумительные результаты как при работе с детьми и подростками, так и при работе со взрослыми.

Все арттерапевтические методы базируются на утверждении, что  всякий раз, когда человек не задумываясь о художественной ценности своих произведений рисует, лепит, пишет стихотворение, сочиняет сказку, танцует, в созданных образах отражается его внутреннее «Я». Творчество включает в себя очень широкий спектр видов деятельности, поэтому в рамках арт-терапии постоянно появляются новые направления, которые позволяют подобрать «ключик», найти свой способ самопознания и самовыражения практически для каждого. К самым популярным видам арт-терапии можно отнести: изотерапию (лечение посредством изобразительных искусств), музыкотерапию, данс-терапию, сказкотерапию, игротерапию, драматерапию, библиотерапию (коррекционное воздействие при помощи чтения специально подобранной литературы), артсинтезтерапию (семь видов искусств, объединенных в единой тренинговой системе: ассоциации, живопись, стихосложение, драматургия, пластика, театр, риторика), песочную терапию, цветотерапию, фототерапию (лечебно-коррекционное применение фотографии), видеотерапию, маскотерапию, анимационную или мульт-терапию.

 

 

Основные принципы и заповеди арт-терапии

Фразы на подобии «Я не умею рисовать», «Я не умею танцевать», «У меня руки не из того места растут», «Нарисованная мною собака больше похожа на слона» не принимаются! Задача «нарисовать, слепить, станцевать красиво» не то что  не ставится, она вообще противопоказана. Главное – выплеснуть, вырисовать, вытанцевать, дать выход накопившимся эмоциям и стрессам, чтобы лучше понять, разобраться, переосмыслить, найти решение, избавиться и улучшить свое психическое и физическое здоровье.

Арттерапевтические методики являются «инсайт-ориентированными», их главная задача – достижение инсайта, т.е. «АГА-эффекта», поэтому в первую очередь работы должны анализироваться не психотерапевтом, а самим автором. Анализируя и просто созерцая свой «шедевр», человек сам начинает осознавать суть своих проблем и пути их решения без чьей-либо помощи, без «костылей». Как правило, происходит это не сразу и очень редко после завершения конкретной работы, поэтому свои творения нужно сохранять и время от времени к ним возвращаться, рассматривая их в разном настроении и с разных ракурсов.

Даже если вам кажется, что вы занимаетесь полной чушью и белибердой, а инсайтом еще и не пахнет, процесс идет! Арт-терапия уникальна тем, что она лечит уже по факту творения, по факту того, что вы что-то создаете и делаете. Чтобы с души упал камень и стало легче, совсем не обязательно понимать все принципы и механизмы работы конкретного метода.

    Образы художественного  творчества отражают все виды  подсознательных процессов, включая  страхи, внутренние конфликты, воспоминания детства, сновидения.

 

 Что дает человеку  арт-терапия?

Рисуя, занимаясь лепкой или описывая в литературной форме  свою проблему или настроение, человек  имеет возможность получить символическое  послание от самого себя, из собственного бессознательного. Помимо этого, работа над рисунками, картинами, скульптурами является безопасным способом "выпустить пар" и разрядить напряжение. Арт-терапия позволяет проработать те мысли и чувства, которые человек привык подавлять. Неосознаваемые внутренние конфликты и переживания бывает легче выразить с помощью зрительных образов, чем высказать их устно. Побочным продуктом арт-терапии является чувство удовлетворения, которое возникает в результате выявления скрытых талантов и их развития.

 

2. Практический  аспект программы

 

В настоящее время  арт-терапевтические методы пользуются большой популярностью и эффективно применяются в работе с персоналом. Обращение к искусству способствует раскрытию творческого потенциала, психологическому оздоровлению и достижению успеха в карьере и личной жизни.

Цели программы: практическое освоение современных арт-терапевтических  методов, позволяющих эффективно решать различные задачи:

- диагностика по продуктам  творчества;

- быстрый способ наладить  контакт даже с неразговорчивым собеседником;

- безопасный вариант  снятия стресса, агрессии, страха;

- мягкая психокоррекция  на этапе занятий прикладным  творчеством;

- поиск ресурсных  возможностей.

 Участники: семинары  рассчитаны на специалистов, студентов,  и всех интересующихся практическими аспектами арттерапии.

Формат программы: . Продолжительность  программы –8 часов (4 дня по 2 часа в день)

Формы работы: лекционные блоки с применением мультимедийных средств (видеомузыкальные презентации, видеоматериалы), групповые дискуссии, арт-терапевтические сессии, групповая и индивидуальная работа над заданиями, супервизия практики.

 

Раздаточные материалы  включают: а) изложение основных материалов семинара-тренинга; б) тесты, опросники, упражнения для саморазвития и работы с персоналом. в)бумага форматом А4,А3; г)цветные карандаши, фломастеры; д) глина или пластилин

Результаты: семинар-тренинг  позволяет участникам получить знания о новых подходах в работе с  клиентами, освоить новые инструменты  для профессиональной деятельности.

Помещение: большой зал

Количество участников: 12-16 человек возрастом от 18-35 лет.

 

 

Программа арт-терапии.

День ПЕРВЫЙ. Изучение базовой техники арт-терапии. На этом занятии участники узнают друг друга, настрой участников на взаимодействие.

1. Индивидуальное рисование 

 

Цель: Этим упражнением  превосходно начинать занятия в  группах терапии искусством. Оно  стимулирует творчество и осознание  чувств, помогает членам группы лучше  познакомиться друг с другом.

Необходимое время: 1 час.

Процедура: Каждый член группы имеет в своем распоряжении много бумаги и цветных карандашей. Используйте одну-две минуты, чтоб осознать ощущения и чувства, которые возникают в этот момент. Забудьте об искусстве и не старайтесь быть художником. Возьмите карандаш и начните наносить какие-нибудь штрихи на бумагу. Рисуйте цветные линии и формы, говорящие о том, как вы себя чувствуете. Попытайтесь символически выразить свое состояние в данный момент. Не заставляйте себя рисовать что-то определенное и высокохудожественное. Рисуйте то, что приходит в голову. Когда все члены группы закончат задание, группа может поделиться впечатлениями о каждом рисунке, никак его не оценивая.

 

2. Упражнение «Групповое рисование по кругу»

Цель:Данная техника может  выявить сильные противоречия в групповом процессе, вызвать агрессивные чувства, обиду. Арт-терапевт должен предупредить участников о бережном отношении к работам друг друг.

На листе бумаги необходимо нарисовать незатейливую картинку или  просто цветовые пятна, а затем передать эстафету следующему участнику для продолжения рисунка. В итоге каждый рисунок возвращается к своему первому автору.

После выполнения этого  задания обсуждается первоначальный замысел. Участники рассказывают о  своих чувствах.

Время: 30 мин

 

3. Упражнение «Путаница»

Цель: выявляет степень групповой сплоченности и настраивает участников на взаимодействие.

Упражнение начинается с работы в парах. Участникам предлагается совместно создать на полу пять точек  опоры, затем -- шесть, семь. Это простое  задание. Решение его, как правило, тривиально: четыре точки опоры -- это ноги двух участников, пятая -- две соединенные руки.

Далее «разогрев» продолжается в малых группах по шесть человек. Им предстоит объединиться и создать  от четырех до пятнадцати и более  точек опоры на полу. После этого всем участникам предлагается встать в центре условного круга, придвинуться как можно ближе друг к другу, закрыть глаза и поднять обе руки вверх. Одной рукой нужно на ощупь найти пару. Другая рука остается свободной. Затем арт-терапевт соединяет свободные руки таким образом, чтобы получилась «путаница». Участникам надо «распутаться» и образовать общий круг, не разрывая спонтанно образованные «связи» друг с другом.

Время:30 мин.

 

День ВТОРОЙ

В этот день упражнения направлены на выявление межличностных конфликтов

 

1. Упражнение  «Рисование  с партнером» 

Цель: Это упражнение превосходно для исследования межличностных  взаимоотношений и конфликтов.

Необходимое время: 1 час. Материалы: Бумага, цветные мелки  или карандаши.

Процедура: Выберите партнера. Положите между собой и партнером большой лист бумаги, возьмите каждый по нескольку цветных мелков. Внимательно посмотрите друг другу в глаза и затем спонтанно начинайте рисовать. Старайтесь выразить свои чувства. Если вы хотите общаться с партнером, делайте это с помощью линий, форм и цветов.

Когда закончите рисовать, обменяйтесь с партнером впечатлениями  о том, что происходило во время  упражнения. Говорите о любых эмоциях, которые у вас вызывает рисунок  партнера. Посмотрите, не можете ли вы провести параллели между тем, как вы рисуете, и тем, как функционируете в группе. Постарайтесь узнать что-то о своем партнере.

 

2. «Автопортрет в натуральную  величину»

Цель: описание самого себя, выявление своих личностных переживаний 

Время:1час 

Для выполнения данного  упражнения понадобится очень большой лист бумаги и партнер. Ложимся на лист, чтобы партнер обвел контуры тела. А теперь приступаем к созданию «образа самого себя»: раскрашиваем и дорисовываем все, что сочтем нужным, чтобы показать, что творится во внутреннем мире, как себя чувствуют разные части тела, какого они цвета и т.п.

 

 

День ТРЕТИЙ

В упражнениях проявляются  компоненты психики человека.

 

1. Упражнение « Каракули»

Цель: проявление подсознательных  компонентов психики участников.

Свободно водя по листу  бумаги карандашом, нарисуйте каракули без какой-либо цели и замысла и передайте партнёру, который должен будет создать из них образ и развить его.

 Варианты:

- затем поменяйтесь  с партнёром трансформированными  каракулями и попытайтесь продолжить  рисунок, не нарушая нарисованное им, затем обсудите вместе ваши ассоциации, связанные с рисунками друг друга,

- выразите в словах  свои чувства и ассоциации, возникшие  при восприятии каракулей партнёра;

- размашистыми движениями  различных частей тела создайте  каракули на большом листе (ватмане, оборотной стороной обоев), можно закрыть глаза. После завершения найдите в изображённом образ и развейте его.

 

Время: 1 час

 

2. Упражнение «Автопортрет»

Цель: Осознание своих  реальных черт.

Материалы: игровые листки по количеству участников. Игровой листок представляет собой лист формата А4, согнутый пополам. Нижняя половина каждого листа согнута на полоски по количеству участников.

Процедура: Каждому участнику  необходимо нарисовать на верхней половине игрового листка (не согнутой на полоски) свой автопортрет, не подписывая его. Время на выполнение – 20 минут.

Правила:

1. По истечении времени  на выполнение, участники сдают  автопортреты ведущему.

2. Ведущий перемешивает  их и раздает участникам в  произвольном порядке.

3. Каждый участник пишет на самой нижней полоске под автопортретом, то, что на его взгляд, присуще этому человеку, нарисованному на портрете или чего бы он хотел ему пожелать. Время – 1 минута.

4. После этого участник  загибает полоску, на которой  писал, на обратную сторону игрового листка и передает его следующему участнику по кругу.

5. Участникам нельзя  смотреть на предыдущие записи.

6. Участник, получивший  свой автопортрет, также заполняет  полоску.

7. Когда портреты «обошли»  весь круг, ведущий собирает их. Затем участники разбирают свои автопортреты.

8. По желанию каждый  участник может высказаться о  надписях под своим автопортретом,  показать их другим участникам.

Время-1 час

 

День ЧЕТВЕРТЫЙ

Раскрытие у участников взаимоотношений в группе.

 

Упражнение Сотворение глиняного мира

Цель: Это упражнение, как и все упражнения в терапии  искусством, стимулирует творчество. Оно также исследует ценностные ориентации, взаимоотношения сотрудничества и соперничества членов группы.

Материалы: Глина или  пластилин.

Информация о работе Программа арт-терапии