Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2015 в 07:49, реферат
В настоящее время терапия искусством используется для оказания психологической помощи более широкому контингенту клиентов и представляет собой лечебное применение изобразительного творчества клиента, предполагающее взаимодействие между автором художественной работы, самой работой и специалистом. Создание визуальных образов рассматривается как важное средство межличностной коммуникации и как форма познавательной деятельности клиента, позволяющая ему выразить ранние либо актуальные переживания, которые ему непросто выразить словами.
Введение …………………………………………………………………………..3
История возникновения арт-терапии……………………………………………4
Основные цели, понятия и структура арт-терапии…………………………….6
Техники арт-терапии………………………………………………………………9
Заключение………………………………………………………………………….18
Список литературы………………………………………………………………..19
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Иркутский государственный университет»
(ФГБОУ ВПО «ИГУ»)
Факультет психологии
Кафедра педагогической и возрастной психологии
Реферат на тему
«Техники арт-терапии»
Выполнила студентка 3-го курса
Гр 13311
Чернышева Е.А.
Проверил преподаватель
Кедярова Елена Александровна
Иркутск 2015
Содержание:
Введение …………………………………………………………………………..
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
Терапия искусством является относительно новым методом психотерапии. В Соединенных Штатах одной из первых начала заниматься терапией искусством Маргарет Наумбург. Термин «арт-терапия» впервые стал использоваться в англоязычных странах примерно в 40-е годы ХХ века. Им обозначались разные по форме и теоретическому обоснованию варианты лечебной и реабилитационной практики. Арт-терапия может рассматриваться как одно из ответвлений психотерапии искусством наряду с музыкальной терапией, драмтерапией и танцедвигательной терапией. Первоначально терапия искусством применялась в больницах и психиатрических клиниках в работе с тяжелобольными пациентами.
В настоящее время терапия
искусством используется для оказания
психологической помощи более широкому
контингенту клиентов и представляет
собой лечебное применение изобразительного
творчества клиента, предполагающее взаимодействие
между автором художественной работы,
самой работой и специалистом. Создание
визуальных образов рассматривается как
важное средство межличностной коммуникации
и как форма познавательной деятельности
клиента, позволяющая ему выразить ранние
либо актуальные переживания, которые
ему непросто выразить словами.
Несмотря на тесную связь с лечебной практикой,
арт-терапия во многих случаях приобретает
преимущественно психопрофилактическую,
социализирующую и развивающую направленность.
Она продолжает активно развиваться и в настоящее время, осваивая новые области практического применения и обогащаясь идеями благодаря объединению с другими научными дисциплинами.
Арт-терапия имеет древнее происхождение.
В определенном смысле ее прототипом являются
различные виды сакрального искусства,
нередко используемого с лечебной целью
и включающего в себя суггестивно-магический,
дидактический, эстетический и иные компоненты
терапевтического воздействия. Утратив
атрибуты сакральности в эпоху господства
ньютоно-картезианской научной парадигмы,
так называемая терапия впечатлениями
или терапия занятостью через различные
формы творческой активности пациентов
была довольно популярной разновидностью
гуманной клинической психотерапии еще
до середины прошлого века. Однако в последующем,
в связи с дифференциацией психотерапевтических
подходов, она была оттеснена на задний
план.
Впервые этот термин был употреблен Адрианом
Хиллом в 1938 году при описании своих занятий
изобразительным творчеством с туберкулезными
больными в санаториях. [] Затем этот термин
стал применяться ко всем видам терапевтических
занятий искусством (музыкотерапия, драматерапия,
танцедвигательная терапия и т.п.). В Соединенных Штатах одной
из первых начала заниматься
терапией искусством Маргарет Наумбург. Она опиралась на идею Фрейда о том, что внутреннее
"Я" человека проявляется в визуальной
форме всякий раз, когда он спонтанно рисует
и лепит, а также на мысли Юнга о персональных
и универсальных символах. Центральная
фигура в арт-терапевтическом процессе
— не пациент (как больной человек), а личность,
стремящаяся к саморазвитию и расширению
диапазона своих возможностей. Продолжательницей работ М.
Наумбург в 1950х гг. стала Эдит Крамер, которая
представляла другое отношение к иарт-терапии,
работая исключительно с детьми. Э. Крамер
утверждала, что художественный процесс
сам по себе имеет оздоравливающее действие
и не требует вербального комментатора.
Большое влияние на развитие арт-терапии
оказала так-же Ханна Якса Квятковска,
включившая ее в процесс диагностики и
лечения семей. [2]
Хотя профессиональное становление арт-терапии началось в некоторых зарубежных странах раньше, чем в России, можно признать, что современная отечественная арт-терапия является во многом уникальным явлением, имеющим свою собственную историю.
Большая заслуга в подготовке почвы для развития российской арт-терапии принадлежит передовым психиатрам и психотерапевтам, занимавшимся изучением творческой деятельности больных. Еще во второй половине XIX в. российский психиатр П.П. Малиновский в своем учебнике по психиатрии писал о «лечении посредством впечатлений» (рукоделием, рисованием, музыкой и т. д.). Разные формы «лечения посредством впечатлений» в дальнейшем, уже в советский период, влились в систему трудотерапии, социально-трудовой реабилитации психически больных. В рамках концепции социально-трудовой реабилитации первые формы арт-терапии стали применяться в СССР в 1970-1980 гг.
Во второй половине 1980-х - начале 1990-х годов формируется и получает распространение оригинальный психотерапевтический метод — терапия творческим самовыражением (Бурно, 1989). Своеобразным историческим рубежом, ознаменовавшим начало активного развития арт-терапии в России, стала вторая половина 1990-х годов. В 1997 г. в Санкт-Петербурге была создана Арт-терапевтическая ассоциация. Задачи деятельности ассоциации и ее печатного органа — международного журнала арт-терапии «Исцеляющее искусство» — включают раскрытие исцеляющих возможностей занятий творчеством, поддержку лечебно-реабилитационных проектов и практических исследований, связанных с арт-терапией, а также разработку и реализацию программ арт-терапевтического образования.
В последние два-три десятилетия арт-терапия, синтезировав в себе достижения большинства психотерапевтических подходов, начинает оформляться в самостоятельный метод с собственной методологией и разнообразным, высокодифференцированным инструментарием. Хотя накопление и обобщение эмпирических данных, связанных с арт-терапией, несколько опережает развитие ее теории, применение некоторых теоретических представлений способствовало выходу арт-терапии на уровень самостоятельного психотерапевтического метода. [4]
Дать исчерпывающее определение арт-терапии довольно трудно, потому что оно в определенной мере зависит от теоретических представлений и области практической деятельности специалиста, от характерных для той или иной страны моделей арт-терапии и степени их «зрелости». Можно привести примеры различного понимания арт-терапии.
Эдит Крамер считала возможным достижение положительных эффектов прежде всего за счет «исцеляющих» возможностей самого процесса художественного творчества, дающего возможность выразить, заново пережить внутренние конфликты и, в конечном счете, разрешить их.
Адриан Хилл связывает исцеляющие возможности изобразительной деятельности, прежде всего с возможностью отвлечения пациента от «болезненных переживаний».
Маргарет Наумбург полагает, что человек в результате художественных занятий преодолевает сомнения в своей способности свободно выражать свои страхи, выступает в соприкосновении со своим бессознательным и «разговаривает» с ним на символическом языке образов. Выражение содержания своего собственного внутреннего мира помогает человеку справиться с проблемой. [6]
Таким образом, можно сказать, что одни из ученых делают акцент на том, что художественное творчество помогает психотерапевту установить с клиентом более тесный контакт и получить доступ к его переживаниям, другие - на том, что исцеляющий эффект художественного творчества достигается, прежде всего, благодаря отвлечению от наболевшего и созданию положительного настроя, третьи - на том, что оно само по себе способно сублимировать его чувства и давать выход деструктивным тенденциям.
В настоящее время под арт-терапией понимают
использование всех видов искусства. Этот
метод позволяет экспериментировать с
чувствами, исследовать и выражать их
насимволическом уровне. Арт-терапия —
это метод развития и
изменения сознательных и бессознательных
сторон психики
личности посредством разных форм и видов
искусства.
Арт-терапия все чаще рассматривается
как инструмент
прогрессивной психологической помощи,
способствующей
формированию здоровой и творческой личности,
а также реализации на практике таких
функций социализации личности, как адаптационная,
коррекционная, мобилизующая, регулятивная,
реабилитационная и профилактическая.
Основная цель арт-терапии — гармонизация внутреннего состояния клиента, то есть восстановление его способности находить оптимальное, способствующее продолжению жизни состояние равновесия.
Задачи арт-терапии таковы:
1) акцентировать внимание клиента на его ощущениях и чувствах;
2) создать оптимальные для клиента условия, способствующие наиболее четкой вербализации и проработке тех мыслей и чувств, которые он привык подавлять;
3)помочь клиенту найти
социально приемлемый выход
как позитивным, так и негативным чувствам.
Основная техника арт-терапевтического воздействия —
это техника активного воображения, открывающая
клиенту
неограниченные возможности для самовыражения
и самореализации в продуктах творчества
при активном познании
своего «Я». [2]
В структуре арт-терапевтического
занятия выделяются две основные части:
- одна — невербальная, творческая, неструктурированная.
Основное средство самовыражения — изобразительная
деятельность (рисунок, живопись). Используются
разнообразные механизмы невербального
самовыражения и визуальной коммуникации
(70% сессии).
- другая часть — вербальная, апперцептивная и формально более структурированная. Она предполагает словесное обсуждение, а также интерпретацию нарисованных объектов и возникших ассоциаций. Используются механизмы невербального самовыражения и визуальной коммуникации (30% сессии).
Сферы анализа, то, что имеет
значение при анализе творчества:
- как человек себя выражает;
- что он выражает;
- в какой форме;
- как это воздействует на человека или
группу. [7]
К сферам применения арт-тарапии
относятся:
1) индивидуальная, групповая
и семейная арт-терапия;
2) арт-терапевтические центры при психиатрических клиниках, консультативные, психотерапевтические, социальные центры и специализированные медицинские центры;
3) в общеобразовательных
школах, детских садах, в специализированных
школах, в домах-интернатах, в центрах
детского творчества – работа
с детьми с ограниченными
4) с престарелыми людьми (в домах престарелых,
в специализированных центрах);
5) с лицами, страдающими различного рода
зависимостями.
6) в медицинских учреждениях общесоматического
и психиатрического назначения. [6]
В настоящее время арт-терапия
получает все большее распространение
как самостоятельное направление в психотерапии.
Однако методы и техники арт-терапии могут
быть использованы в контексте других
подходов и методов психотерапии и в консультировании.
Арт-терапевтические техники дают возможность
относительно безболезненного доступа
к глубинному психологическому материалу,
стимулируют проработку бессознательных
переживаний, обеспечивая дополнительную
защищенность и снижая
сопротивление изменениям.
На сегодняшний день существует множество Арт-терапевтических техник. Рассмотрим некоторые из них.
Цветотерапия – лечение цветом.
Наука цветотерапия зародилась еще в древней Греции. Цветом лечили в Египте, Китае, Индии, Персии. Цвет представляет собой свет, без которого немыслимо наше существование. В основном мы воспринимаем его с помощью зрения, но также мы впитываем его через кожу, мышцы и иногда кости. На сегодняшний день среди ученых существует устойчивое мнение, что цветотерапия является одним из самых перспективных и действенных методов лечения и оздоровления человека. Она представляет собой способ воздействия цветом с целью восстановления деятельности организма. Электромагнитные волны влияют на наши органы, при этом воздействие разных цветов оказывает особое влияние при различных заболеваниях. Этим и обусловлено лечебное воздействие цвета на человека.Для лечения и профилактики заболеваний органов дыхания, опорно-двигательного аппарата, и желудочно-кишечного тракта, при воспалительных заболеваниях и неврозах, даже болезнях суставов используются специальные цвета.
Самое простое упражнение по цвето-терапии: взять цветной картон и держать перед собой лист определенного цвета, на который приятно и хочется смотреть, продолжать в течении 10 минут или до состояния достаточности. На другой день это может быть другой цвет. Организм сам подсказывает, прислушивайтесь и доверяйте себе. Также можно включать лампочку, окрашенную в тот цвет, которого не хватает и насыщаться этим цветом.
Коладж
Коллажи являются одним из самых эффективных методов работы с личностью, который к тому же не вызывает напряжения, которое может быть связано с отсутствием у человека художественных способностей. Коллаж помогает определить психологическое состояние человека в данный момент времени, выявить его переживания и актуальные аспекты самосознания, раскрыть потенциальные возможности.
Материалом для создания
коллажа могут служить не