Техники арт-терапии

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2015 в 07:49, реферат

Краткое описание

В настоящее время терапия искусством используется для оказания психологической помощи более широкому контингенту клиентов и представляет собой лечебное применение изобразительного творчества клиента, предполагающее взаимодействие между автором художественной работы, самой работой и специалистом. Создание визуальных образов рассматривается как важное средство межличностной коммуникации и как форма познавательной деятельности клиента, позволяющая ему выразить ранние либо актуальные переживания, которые ему непросто выразить словами.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………..3
История возникновения арт-терапии……………………………………………4
Основные цели, понятия и структура арт-терапии…………………………….6
Техники арт-терапии………………………………………………………………9
Заключение………………………………………………………………………….18
Список литературы………………………………………………………………..19

Файлы: 1 файл

Техники арт-терапии.docx

— 48.82 Кб (Скачать)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Иркутский государственный университет»

(ФГБОУ  ВПО «ИГУ»)

Факультет психологии

Кафедра педагогической и возрастной психологии

 

Реферат на тему

«Техники арт-терапии»

 

 

 

 

Выполнила студентка 3-го курса

Гр 13311

Чернышева Е.А.

Проверил преподаватель

Кедярова Елена Александровна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Иркутск 2015

Содержание:

Введение …………………………………………………………………………..3

  1. История возникновения арт-терапии……………………………………………4
  2. Основные цели, понятия и структура арт-терапии…………………………….6
  3. Техники арт-терапии………………………………………………………………9

Заключение………………………………………………………………………….18

Список литературы………………………………………………………………..19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Терапия искусством является относительно новым методом психотерапии. В Соединенных Штатах одной из первых  начала  заниматься  терапией  искусством Маргарет Наумбург. Термин «арт-терапия» впервые стал использоваться в англоязычных странах примерно в 40-е годы ХХ века. Им обозначались разные по форме и теоретическому обоснованию варианты лечебной и реабилитационной практики. Арт-терапия может рассматриваться как одно из ответвлений психотерапии искусством наряду с музыкальной терапией, драмтерапией и танцедвигательной терапией. Первоначально терапия искусством  применялась в больницах и психиатрических клиниках в работе с тяжелобольными пациентами.

 В настоящее время терапия искусством используется для оказания психологической помощи более широкому контингенту клиентов и представляет собой лечебное применение изобразительного творчества клиента, предполагающее взаимодействие между автором художественной работы, самой работой и специалистом. Создание визуальных образов рассматривается как важное средство межличностной коммуникации и как форма познавательной деятельности клиента, позволяющая ему выразить ранние либо актуальные переживания, которые ему непросто выразить словами.  
Несмотря на тесную связь с лечебной практикой, арт-терапия во многих случаях приобретает преимущественно психопрофилактическую, социализирующую и развивающую направленность.

Она продолжает активно развиваться и в настоящее время, осваивая новые области практического применения и обогащаясь идеями благодаря объединению с другими научными дисциплинами.

 

 

 

 

  1. История возникновения арт-терапии

Арт-терапия имеет древнее происхождение. В определенном смысле ее прототипом являются различные виды сакрального искусства, нередко используемого с лечебной целью и включающего в себя суггестивно-магический, дидактический, эстетический и иные компоненты терапевтического воздействия. Утратив атрибуты сакральности в эпоху господства ньютоно-картезианской научной парадигмы, так называемая терапия впечатлениями или терапия занятостью через различные формы творческой активности пациентов была довольно популярной разновидностью гуманной клинической психотерапии еще до середины прошлого века. Однако в последующем, в связи с дифференциацией психотерапевтических подходов, она была оттеснена на задний план.  
Впервые этот термин был употреблен Адрианом Хиллом в 1938 году при описании своих занятий изобразительным творчеством с туберкулезными больными в санаториях. [] Затем этот термин стал применяться ко всем видам терапевтических занятий искусством (музыкотерапия, драматерапия, танцедвигательная терапия и т.п.). В Соединенных Штатах одной из первых  начала  заниматься  терапией  искусством Маргарет Наумбург. Она опиралась на идею Фрейда о том, что внутреннее "Я" человека проявляется в визуальной форме всякий раз, когда он спонтанно рисует и лепит, а также на мысли Юнга о персональных и универсальных символах. Центральная фигура в арт-терапевтическом процессе — не пациент (как больной человек), а личность, стремящаяся к саморазвитию и расширению диапазона своих возможностей. Продолжательницей работ М. Наумбург в 1950х гг. стала Эдит Крамер, которая представляла другое отношение к иарт-терапии, работая исключительно с детьми. Э. Крамер утверждала, что художественный процесс сам по себе имеет оздоравливающее действие и не требует вербального комментатора. Большое влияние на развитие арт-терапии оказала так-же Ханна Якса Квятковска, включившая ее в процесс диагностики и лечения семей. [2]

Хотя профессиональное становление арт-терапии началось в некоторых зарубежных странах раньше, чем в России, можно признать, что современная отечественная арт-терапия является во многом уникальным явлением, имеющим свою собственную историю.

Большая заслуга в подготовке почвы для развития российской арт-терапии принадлежит передовым психиатрам и психотерапевтам, занимавшимся изучением творческой деятельности больных. Еще во второй половине XIX в. российский психиатр П.П. Малиновский в своем учебнике по психиатрии писал о «лечении посредством впечатлений» (рукоделием, рисованием, музыкой и т. д.). Разные формы «лечения посредством впечатлений» в дальнейшем, уже в советский период, влились в систему трудотерапии, социально-трудовой реабилитации психически больных. В рамках концепции социально-трудовой реабилитации первые формы арт-терапии стали применяться в СССР в 1970-1980 гг.

Во второй половине 1980-х - начале 1990-х годов формируется и получает распространение оригинальный психотерапевтический метод — терапия творческим самовыражением (Бурно, 1989). Своеобразным историческим рубежом, ознаменовавшим начало активного развития арт-терапии в России, стала вторая половина 1990-х годов. В 1997 г. в Санкт-Петербурге была создана Арт-терапевтическая ассоциация. Задачи деятельности ассоциации и ее печатного органа — международного журнала арт-терапии «Исцеляющее искусство» — включают раскрытие исцеляющих возможностей занятий творчеством, поддержку лечебно-реабилитационных проектов и практических исследований, связанных с арт-терапией, а также разработку и реализацию программ арт-терапевтического образования.

В последние два-три десятилетия арт-терапия, синтезировав в себе достижения большинства психотерапевтических подходов, начинает оформляться в самостоятельный метод с собственной методологией и разнообразным, высокодифференцированным инструментарием. Хотя накопление и обобщение эмпирических данных, связанных с арт-терапией, несколько опережает развитие ее теории, применение некоторых теоретических представлений способствовало выходу арт-терапии на уровень самостоятельного психотерапевтического метода. [4]

 

  1. Понятия, цели и структура арт-терапии

 

Дать исчерпывающее определение арт-терапии довольно трудно, потому что оно в определенной мере зависит от теоретических представлений и области практической деятельности специалиста, от характерных для той или иной страны моделей арт-терапии и степени их «зрелости». Можно привести примеры различного понимания арт-терапии.

Эдит Крамер считала возможным достижение положительных эффектов прежде всего за счет «исцеляющих» возможностей самого процесса художественного творчества, дающего возможность выразить, заново пережить внутренние конфликты и, в конечном счете, разрешить их.

Адриан Хилл связывает исцеляющие возможности изобразительной деятельности, прежде всего с возможностью отвлечения пациента от «болезненных переживаний».

Маргарет Наумбург полагает, что человек в результате художественных занятий преодолевает сомнения в своей способности свободно выражать свои страхи, выступает в соприкосновении со своим бессознательным и «разговаривает» с ним на символическом языке образов. Выражение содержания своего собственного внутреннего мира помогает человеку справиться с проблемой. [6]

Таким образом, можно сказать, что одни из ученых делают акцент на том, что художественное творчество помогает психотерапевту установить с клиентом более тесный контакт и получить доступ к его переживаниям, другие - на том, что исцеляющий эффект художественного творчества достигается, прежде всего, благодаря отвлечению от наболевшего и созданию положительного настроя, третьи - на том, что оно само по себе способно сублимировать его чувства и давать выход деструктивным тенденциям.

В настоящее время под арт-терапией понимают использование всех видов искусства. Этот метод позволяет экспериментировать с чувствами, исследовать и выражать их насимволическом уровне. Арт-терапия — это метод развития и 
изменения сознательных и бессознательных сторон психики 
личности посредством разных форм и видов искусства.

Арт-терапия все чаще рассматривается как инструмент 
прогрессивной психологической помощи, способствующей 
формированию здоровой и творческой личности, а также реализации на практике таких функций социализации личности, как адаптационная, коррекционная, мобилизующая, регулятивная, реабилитационная и профилактическая.

Основная цель арт-терапии — гармонизация внутреннего состояния клиента, то есть восстановление его способности находить оптимальное, способствующее продолжению жизни состояние равновесия.

Задачи арт-терапии таковы:

1) акцентировать внимание клиента на его ощущениях и чувствах;

       2) создать оптимальные для клиента условия, способствующие наиболее четкой вербализации и проработке тех  мыслей и чувств, которые он привык подавлять;

      3)помочь клиенту найти социально приемлемый выход 
как позитивным, так и негативным чувствам.

Основная техника арт-терапевтического воздействия — 
это техника активного воображения, открывающая клиенту 
неограниченные возможности для самовыражения и самореализации в продуктах творчества при активном познании 
своего «Я». [2]

В структуре арт-терапевтического занятия выделяются две основные части:  
 - одна — невербальная, творческая, неструктурированная. Основное средство самовыражения — изобразительная деятельность (рисунок, живопись). Используются разнообразные механизмы невербального самовыражения и визуальной коммуникации (70% сессии).

- другая часть — вербальная, апперцептивная и формально более структурированная. Она предполагает словесное обсуждение, а также интерпретацию нарисованных объектов и возникших ассоциаций. Используются механизмы невербального самовыражения и визуальной коммуникации (30% сессии).

Сферы анализа, то, что имеет значение при анализе творчества:  
- как человек себя выражает;  
- что он выражает;  
- в какой форме;  
- как это воздействует на человека или группу. [7]

К сферам применения арт-тарапии относятся:  
1) индивидуальная, групповая и семейная арт-терапия;

2) арт-терапевтические центры  при психиатрических клиниках, консультативные, психотерапевтические, социальные  центры и специализированные медицинские центры;

3) в общеобразовательных  школах, детских садах, в специализированных  школах, в домах-интернатах, в центрах  детского творчества – работа  с детьми с ограниченными способностями  к обучению, с задержками развития, с эмоциональными проблемами  или живущих в тяжелых социальных  условиях, с педагогически и психологически  запущенными детьми, с детьми, имеющими  нарушения в поведении, личностные  нарушения или акцентуации характера, с одаренными детьми, с детьми, проявляющими интерес к художественному творчеству;  
4) с престарелыми людьми (в домах престарелых, в специализированных центрах);  
5) с лицами, страдающими различного рода зависимостями. 
6) в медицинских учреждениях общесоматического и психиатрического назначения. [6]

  1. Техники Арт – терапии

 

В настоящее время арт-терапия получает все большее распространение как самостоятельное направление в психотерапии. Однако методы и техники арт-терапии могут быть использованы в контексте других подходов и методов психотерапии и в консультировании. Арт-терапевтические техники дают возможность относительно безболезненного доступа к глубинному психологическому материалу, стимулируют проработку бессознательных переживаний,  обеспечивая дополнительную защищенность и снижая  
сопротивление изменениям.

На сегодняшний день существует множество Арт-терапевтических техник. Рассмотрим некоторые из них.

Цветотерапия – лечение цветом.

Наука цветотерапия зародилась еще в древней Греции. Цветом лечили в Египте, Китае, Индии, Персии. Цвет представляет собой свет, без которого немыслимо наше существование. В основном мы воспринимаем его с помощью зрения, но также мы впитываем его через кожу, мышцы и иногда кости.  На сегодняшний день среди ученых существует устойчивое мнение, что цветотерапия является одним из самых перспективных и действенных методов лечения и оздоровления человека. Она представляет собой способ воздействия цветом с целью восстановления деятельности организма. Электромагнитные волны влияют на наши органы, при этом воздействие разных цветов оказывает особое влияние при различных заболеваниях. Этим и обусловлено лечебное воздействие цвета на человека.Для лечения и профилактики заболеваний органов дыхания, опорно-двигательного аппарата, и желудочно-кишечного тракта, при воспалительных заболеваниях и неврозах, даже болезнях суставов используются специальные цвета.

Самое простое упражнение по цвето-терапии: взять цветной картон и держать перед собой лист определенного цвета, на который приятно и хочется смотреть, продолжать  в течении 10 минут или до состояния достаточности. На другой день это может быть другой цвет. Организм сам подсказывает, прислушивайтесь и доверяйте себе. Также можно включать лампочку, окрашенную в тот цвет, которого не хватает и насыщаться этим цветом.

Коладж

Коллажи являются одним из самых эффективных методов работы с личностью, который к тому же не вызывает напряжения, которое может быть связано с отсутствием у человека художественных способностей. Коллаж помогает определить психологическое состояние человека в данный момент времени, выявить его переживания и актуальные аспекты самосознания, раскрыть потенциальные возможности.     

 Материалом для создания  коллажа могут служить не только  иллюстрации из журналов, но также  природные материалы, личные фотографии  и авторские рисунки. Темы выбираются  в зависимости от потребностей  конкретно взятой группы: «я», «семья», «тело», «мужчина и женщина», «прошлое-настоящее-будущее»  и т.д.

Информация о работе Техники арт-терапии