Техники арт-терапии

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2015 в 07:49, реферат

Краткое описание

В настоящее время терапия искусством используется для оказания психологической помощи более широкому контингенту клиентов и представляет собой лечебное применение изобразительного творчества клиента, предполагающее взаимодействие между автором художественной работы, самой работой и специалистом. Создание визуальных образов рассматривается как важное средство межличностной коммуникации и как форма познавательной деятельности клиента, позволяющая ему выразить ранние либо актуальные переживания, которые ему непросто выразить словами.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………..3
История возникновения арт-терапии……………………………………………4
Основные цели, понятия и структура арт-терапии…………………………….6
Техники арт-терапии………………………………………………………………9
Заключение………………………………………………………………………….18
Список литературы………………………………………………………………..19

Файлы: 1 файл

Техники арт-терапии.docx

— 48.82 Кб (Скачать)

 Инструкция: подберите картинки для заданной темы и оформите их в целостную композицию. С элементами разрешается делать абсолютно все, что вздумается, работу можно дополнять комментариями и надписями, дорисовывать элементы, закрашивать и декорировать пустоты.

Анализ: размер элементов и их расположение на листе относительно друг друга, выявление доминирующих элементов, основания выбора конкретных элементов, цветовая палитра, сюжетность и упорядоченность или хаотичность и разрозненность.

Музыкатерапия  

Использование музыки в качестве лечащего средства. Начало  развития этого направления идет с 1930 года. Немецкие терапевты используют музыку в качестве лечащего средства, например, используют музыку для лечения язвы желудка. Швейцарские специалисты - для лечения от туберкулеза. Австрийские акушеры говорили о помощи музыки для обезбаливания родов… 

     Музыка радости согреет любое сердце, веселые произведения Моцарта, Россини и Гайдна избавит от депрессии и отрицательных эмоций, поддержит творческое вдохновение. Сонаты Бетховена навевают радость. Душевное равновесие появляется от музыки Баха. Религиозные чувства вызывают оратории Генделя, Скрябин вызывает восторг, музыка Гайдна ослабляет агрессивность. Существуют техники, когда мы поем: «Опера», «Джибориш» (о них подробнее будет в продолжении)

Танцетерапия-

Импровизация под музыку, это те движения, которые требует само тело, само их выполняет, а Вы тут будто и не причем. Включите музыку, закройте глаза и пусть тело само совершает движения под музыку. Доверьтесь. Ваше тело делает умные движения, разогревая и растягивая те зоны и части, которым жизненно необходимо уже в первую очередь и разогреться, и потянуться, чтобы оставаться молодым и в здоровом тонусе. [9]

«Семейные фотографии» и «семейное пространство»

Данная техника была предложена Р.  Шерманом  и  Н.  Фредманом.

С их точки зрения  семейные фотографии являются средством изучения семейной структуры, характера общения между  членами семьи, их ролей стилей поведения, исследование семейных фотографий может дать богатые данные об истории развития семьи и взаимоотношений ее членов. Фотографии могут поощрять членов семьи подвергать сомнению семейные мифы, правила, системы верований и  роли, которые играет каждый член семьи. Узнавание себя в зеркале семейных фотографий может в психотерапевтическом плане оказаться очень полезным. Фотографии могут также служить средством  
благоприятствующим общению между психологом-консультантом и клиентом. Техника «Семейное пространство», предложенная Coppersmith (1980), обеспечивает семейного терапевта важной информацией по поводу организации семейной системы, с которой он работает, а также эффективным средством терапевтической интервенции. Суть техники состоит в том, что клиентов просят нарисовать план-схему их дома, включая все имеющиеся в нем комнаты и помещения. Техника основывается на паралингвистическом и невербальном уровне коммуникаций, что представляется особенно важным для семейной терапии. Она может быть использована  для выявления материала, связанного с ролевым поведением и мифами в родительских семьях супругов, скрытых правил взаимодействия в данной семье,  а также для прояснения конечных целей семейно-терапевтического процесса. Использование этой техники возможно как при работе с одним членом семьи, так и с полной  
семьей, включая детей[5].

Рисование

Индивидуальное рисование

      Цель: Этим  упражнением превосходно начинать  занятия в группах терапии

искусством. Оно стимулирует творчество и осознание чувств, помогает членам

группы лучше познакомиться друг с другом.

      Необходимое  время: 1 час.

      Материалы: Бумага, цветные карандаши, мел, краски  или глина.

      Подготовка: Специальной подготовки не требуется.

      Процедура: Каждый член группы имеет в  своем распоряжении много бумаг и цветных карандашей. Используйте одну-две минуты, чтоб осознать ощущения и чувства, которые возникают в этот момент. Забудьте об искусстве и не старайтесь быть художником. Возьмите карандаш и начните наносить какие-нибудь штрихи на бумагу. Рисуйте цветные линии и формы, говорящие о том, как вы себя чувствуете. Попытайтесь символически выразить свое состояние в данный момент. Не заставляйте себя рисовать что-то определенное и высокохудожественное. Рисуйте то, что приходит в голову. Когда все члены

группы закончат задание, группа может поделиться впечатлениями о каждом

рисунке, никак его не оценивая.

      В качестве  варианта испробуйте другие материалы, например краски, мел,

глину. В любом случае доверяйте своим внутренним ощущениям и старайтесь в

своей работе обнаружить информацию для себя. Используйте это упражнение,

чтобы стимулировать воображение.

 Рисование с партнером

      Цель: Это  упражнение превосходно для исследования  межличностных

взаимоотношений и конфликтов.

      Необходимое  время: 30 минут - 1 час. Материалы: Бумага, цветные мелки

или карандаши. Подготовка: Специальной подготовки не требуется, но полезно,

чтобы руководитель имел опыт в терапии искусством.

      Процедура: Выберите партнера. Положите между  собой и партнером большой лист бумаги, возьмите каждый по нескольку цветных мелков. Внимательно посмотрите друг другу в глаза и затем спонтанно начинайте рисовать. Старайтесь выразить свои чувства. Если вы хотите общаться с партнером, делайте это с помощью линий, форм и цветов.

      Когда закончите  рисовать, обменяйтесь с партнером  впечатлениями о том,

что происходило во время упражнения. Говорите о любых эмоциях, которые у

вас вызывает рисунок партнера. Посмотрите, не можете ли вы провести параллели между тем, как вы рисуете, и тем, как функционируете в группе. Постарайтесь узнать что-то о своем партнере.

      Групповое рисование

      Цель: Это  упражнение дает возможность  участвовать всей группе. Оно

помогает исследовать ролевые взаимоотношения в группе и влияние членов

группы на индивидуальный опыт. Необходимое время: 1 час.

      Материалы: Бумага, цветные ручки или карандаши.

      Подготовка: Руководитель должен обладать  опытом в терапии искусством  и

групповой динамике.

      Процедура: Все члены группы садятся в  круг в середине комнаты. Перед

каждым лежит лист бумаги и цветные ручки или карандаши. Начинайте рисовать что-нибудь важное для себя. По сигналу руководителя группы передайте свой лист участнику, сидящему от вас слева, и получите начатый рисунок от участника, сидящего справа. Работайте над этим рисунком, изменяйте и добавляйте к нему, что хотите. По сигналу передайте этот рисунок налево и получите рисунок справа. Продолжайте так до тех пор, пока к вам не вернется тот рисунок, который вы начали. Осознайте чувства, возникающие у вас при виде того, что другие изобразили на вашем листе. Изменяйте в рисунке все, что хотите. В заключение обсудите свои впечатления с группой.

      Вариант  этого упражнения: члены группы  по очереди рисуют на общей

картине на стене, добавляя к композиции нечто, выражающее их настроение в

данный момент и сообщающее это настроение группе.[8]

Оригами 
Среди современных средств и направлений в арт-терапии все ярче заявляет о себе относительно новое перспективное направление – оригами. Традиционное японское искусство оригами- конструирование разнообразных бумажных фигурок путем складывания квадрата без вырезания и склеивания. В наше время оригами как метод арт-терапии с успехом используют в лечебной и реабилитационной практике врачи самых разных специализаций. В материалах Первой международной конференции «Оригами в педагогике и арт-терапии» отмечается позитивное влияние занятий оригами в работе с инвалидами слуха, зрения, опорно-двигательной системы, пациентами психоневрологических диспансеров, психиатрических больниц, глухонемыми, онкологическими больными, а также социальной реабилитации наркоманов, алкоголиков и заключенных. Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что занятия оригами улучшают качество жизни больных, уменьшают уровень тревожности, помогают забыть боль и горе, повышают самооценку, способствуют налаживанию дружеских отношений, взаимопомощи в коллективе, помогают установить контакт между врачом и пациентом 
Занимаясь оригами, пациент становится участником захватывающего действия, у него исчезает чувство изолированности, налаживается общение, в том числе и врача с пациентом, что является особенно важным, если пациент – ребенок.. Известны примеры успешного применения оригами даже в случаях аутизма. Врачи из разных стран мира, где уже более 20 лет используется оригами утверждают, что эти занятия значительно улучшают эмоциональное состояние больных, снимают депрессию, повышают уверенность в собственных силах, способствуют установлению дружеских контактов, что в целом улучшает психологическое состояние пациентов и делает лечение более эффективным. Уникальность арт-терапевтического влияния оригами заключается также в том, что человек, даже в условиях полной изоляции, имеет возможность вести диалог с собой, со своим интеллектом. Это приносит огромное удовольствие.  
Причин успеха занятий оригами в атр-терапии и организации досуга больных в больницах и реабилитационных центрах много:  

- во-первых, – это сама  бумага с ее привычным, неагрессивным  статусом. С бумагой можно делать  все, что угодно: смять, разорвать, рисовать на ней, а в оригами бумага выступает в новой необычной роли - из нее можно сложить множество интересных моделей. Появляется мотивация, желание научиться этому;  
- освоить технику оригами очень легко, в любом возрасте, как детям, так и взрослым, (в условиях больницы учителями могут быть и специалисты-психологи, и родители, и медицинский персонал);

-результат достигается  быстро;

- имеет место прогнозируемый  позитивный результат – если  складывать фигурку аккуратно  и точно, она обязательно получится  красивой, и залог этому – сама  природа этой техники конструирования, где царят точность, симметрия  и гармония геометрических линий; 

-есть возможность руководить  процессом», то есть вносить изменения  в фигурку по своему желанию, изобрести много собственных  моделей;  
- устраняется барьер между врачом и пациентом, возникает атмосфера доверия;  
- на занятиях оригами осуществляется невербальный контакт в общении, что в отдельных случаях бывает единственно возможным;

- оригами объединяет в  себе приемы и формы работы  некоторых других арт-терапевтических  направлений: сказкотерапию (сказки оригами); игротерапию (игры с подвижными фигурками); терапию средствами драмы и куклотерапии (разыгрывание сцен с куклами оригами, маскам, и тому подобное); терапию средствами музыки, хорового пения и эвритмии с присущими им гармонией и ритмичностью; терапию цветом (используется разноцветная бумага);

- метод повтора и ритмичность  в складывании модульного оригами уравновешивают психическое состояние человека;  
- сама форма некоторых фигур (кусудам, многогранников, каркасных структур) несет положительный гармонизирующий и оздоровительный эффект.  
Практика использования оригами в арт-терапии дает стойкий положительный эффект, о чем свидетельствует опыт работы врачей разных стран мира в течение почти двух десятков лет. Имеются примеры успешного использования оригами в России (Московский институт детской онкологии и гематологии).  
Оригами обладают следующими психотерапевтическими свойствами:

-повышают активность  правого полушария мозга и  уравновешивают работу обоих  полушарий;  
- повышают уровень интеллекта в целом;  
- активизируют творческое мышление;  
- повышают и стабилизируют на высоком уровне психоэмоциональное состояние;  
 - снижают тревожность и помогают легче адаптироваться к тяжелым ситуациям;  
- улучшают двигательную активность рук, развивают моторику пальцев;  
- улучшают память и глазомер.

Положительный опыт в работе со слепыми и плохо видящими описан Е.Л. Кабачинской (Санкт-Петербургский центр оригами). Она отмечает, что польза оригами состоит не только в развитии мелкой моторики, концентрации внимания, но и в развитии тактильной чувствительности, микроориентировании, возможности одномоментного восприятия целостности образа предмета, стимуляции творческих способностей. Перспективными являются исследования скорости усвоения точечно-рельефного шрифта и пространственного ориентирования в процессе занятий оригами – прекрасного средства реабилитации.  В нашей стране оригами в арт-терапии только начинает свой путь, а в педагогической практике существует уже более, 15 лет. [1]

Помимо вышеперечисленных техник существует множество других техник таких как: сказкотерапия, пескотерапия, работа с глиной, техника «линии чувств», «мост», «дорожные карты», « почтовый ящик», «рисование истории» ит.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Основываясь на изученном материале, можно сказать, что хотя арт – терапия считается, относительно новым направлением, она набирает все большую популярность. Творя и создавая, человек в используемых для творчества материалах высказывает свои опасения, страхи, проблемы, переживания. Посредством арт-терапии человек изменяет свое эмоциональное состояние, снимает психическое напряжение, успокаивается, сосредотачивается и т.д. Для этого не надо быть художником - достаточной взять ручку, карандаш или краски и сделать несколько штрихов на бумаге.

Арт – терапия это обширная область для работы с детьми,  и со взрослыми, как по отдельности, так и в группах, позволяющая решать существующие проблемы, а так же выявлять потенциальные.  Терапия искусством не только полезна, но и интересна и увлекательна.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Кабачинская Е.Л. Преподавание оригами слепым и слабовидящим //Оригами и педагогика: Материалы 1 Всероссийской конференции преподавателей оригами 23-24 апреля 1996 г., Санкт-Петербург,-СПб,1996г.,с.36.
  2. Киселева М.В  «Арт-терапия в практической психологии и социальной работе -изд. Речь,  СПб 2007. 336 стр.
  3.   Копытин А.И. «Системная арт-терапия». - изд. «Питер». - 2001.
  4. Практическая арт-терапия: Лечение, реабилитация, тренинг / Под ред. А.И. Копытина.- М.: «Когито-Центр», 2008.- 288 с.
  5. Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна». 2009. № 3. Кудрина А.В. Методы арт-терапии в практике психологического консультирования http://www.psyanima.ru/.
  6. «Хрестоматия по психологии» под редакцией А.И. Копытина. - изд. «Питер». - 2001.
  7. http://bukvasha.ru/
  8. http://referat.resurs.kz/ref/artterapiya/1/
  9. http://larisa-love.com/category/metody-art-terapii/

Информация о работе Техники арт-терапии