Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 00:49, дипломная работа
Практичне значення дипломной роботи полягає у можливості наукового використання результатів дослідження. Використати дане дослідження можна при розробці шкільної програми для старших класів загальноосвітньої школи, а також використати в роботі шкільного психолога для допомоги учням в складний період становлення особистості і для запобігання проявам девіації.
Вступ
Розділ 1. Характеристика місця проходження практики
1.1. Основні відомості про навчальний заклад І-ІІІ ступенів № 5
1.2. Характеристика особливостей робочого місця і посадових обов’язків психолога школи.
Розділ 2. Девіантна поведінка як психологічна проблема
2.1 Стан досліджуваної проблеми в психологічній теорії
2.2. Фактори, які впливають на девіантну поведінку підлітків
2.3.Форми девіантної поведінки у підлітків
Розділ 3. Методичні засади психологічної діагностики схильності особистості до девіантної поведінки
3.1 Організація й методики дослідження проявів девіантної поведінки у старшокласників
3.2 Аналіз і інтерпретація результатів
2.3 Психологічні умови корекції девіантної поведінки
Висновки
Список використаної літератури:
Додатки
17. Могли бы Вы, чтобы избавиться от затяжной болезни с постельным режимом, пойти на опасную для жизни операцию?
18. Могли бы Вы спрыгнуть с подножки товарного вагона, движущегося со скоростью 50 км/ч?
19. Могли бы Вы в виде исключения вместе с семью другими людьми подняться в лифте, рассчитанном только на шесть человек?
20. Могла бы Вы за большое денежное вознаграждение перейти с завязанными глазами оживленный уличный перекресток?
21. Взялись бы Вы за опасную для жизни работу, если бы за нее хорошо платили?
22. Могли бы Вы после 10 рюмок водки вычислять проценты?
23. Могли бы Вы по указанию Вашего начальника взяться за высоковольтный провод, если бы он заверил Вас, что провод обесточен?
24. Могли бы Вы после некоторых предварительных объяснений управлять вертолетом?
25. Могли бы Вы, имея билет, но без денег и продуктов, доехать из Москвы до Хабаровска?
Ключ к тесту:
Подсчитайте сумму набранных Вами баллов в соответствии с инструкцией.
Общая оценка теста дается по непрерывной шкале как отклонение от среднего значения. Положительные ответы, свидетельствуют о склонности к риску. Значения теста: от -50 до +50 баллов.
Результат:
меньше -30 баллов: слишком осторожны;
от -10 до +10 баллов: средние значения;
свыше +20 баллов: склонны к риску.
Анализ результата:
Высокая готовность к риску сопровождается низкой мотивацией к избеганию неудач (защитой). Готовность к риску прямо пропорционально связана с количеством допускаемых человеком ошибок. Исследования дали также следующие результаты:
- с возрастом готовность к риску падает;
- у более опытных работников готовность к риску ниже, чем у неопытных;
- у женщин готовность к риску реализуется при более определенных условиях, чем у мужчин;
- у военных командиров и руководителей предприятий готовность к риску выше, чем у студентов;
- с ростом отверженности личности, в ситуации внутреннего конфликта растет готовность к риску;
- в условиях группы готовность к риску проявляется сильней, чем при действиях в одиночку, и зависит от групповых ожиданий.
ІІ.
Методика изучения форм отклоняющегося поведения учащихся
Данная методика - многофакторный опросник форм отклоняющегося поведения и рассчитана на решение основной задачи: выделить учащихся с отклоняющимся поведением для оказания своевременного воспитательного воздействия с целью профилактики различного рода правонарушений. Возраст учащихся - 13-18 лет.
Методика представляет собой набор из 34 вопросов-высказываний по поводу нарушений социальных норм поведения в различных ситуациях, состоящий из 7 шкал и шкалы лжи (контрольной), состоящей из 6 вопросов- высказываний. Вопросы касаются характера человека. Время тестирования -30 минут.
Инструкция: Учащимся необходимо ответить на вопросы из 6 ступенчатой шкалы ответов:
1 - совершенно не подходит
2 - в целом не подходит
3 - вряд ли подходит
4 - подходит отчасти
5 - в целом подходит
6 - подходит в полной мере.
Цифра здесь выражает, в какой степени высказывание соответствует Вам (4-6) или не соответствует Вам (1-3). Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных и неправильных ответов не бывает.
Вопросы:
1 .Кажется ли Вам иногда, что люди относятся к Вам пренебрежительно?
2. Бывает ли иногда, что Вы опаздываете на уроки?
3. Кажется ли Вам, что другие Вас только используют?
4. Стремитесь ли Вы без особой надобности возражать окружающим?
5. Случается ли Вам иногда быть недовольным необъективностью школьных оценок?
6. Часто ли Вы так сердитесь, что хочется разбить что-нибудь вдребезги?
7. Если Вам кажется, что в Ваших неудачах кто-то повинен, оставляете ли Вы его безнаказанным?
8. Бывает ли, что Вы не готовы к уроку по какой-либо причине?
9. Считаете ли Вы, что общественная работа класса Вас совершенно не касается?
10. Любите ли Вы приключения, даже опасные, охотно ли идете на риск?
11. Возникает ли у Вас желание все разломать, когда что-то не получается?
12. Возможны ли для Вас самые активные действия, если человек пытается пролезть без очереди?
13. Испытываете ли Вы часто чувство вины - даже тогда, когда как-будто ни в чем не виноваты?
14. Считаете ли Вы виноватым себя в своих неудачах?
15. Случалось ли Вам иногда что-то утаивать от своих родителей?
16. Бывает ли, что когда, какой-либо взрослый несправедлив к Вам, Вы злитесь и протестуете?
17. Бывает ли, что временами Вы не сможете сдержаться, чтобы не вступить с кем-нибудь в конфликт, ссору, драку?
18. Часто ли Вы прогуливаете в школе?
19. Верно ли, что Вы не слушаете возражений и критики и руководствуетесь своим мнением?
20. Верно ли, что Вы презираете себя иногда?
21. Часто ли у Вас бывают минуты, когда Вы ищете новые впечатления и знакомства?
22. Часто ли Вы бываете резким и грубым с раздражающим Вас взрослым?
23. Бывало ли, что Вы портили вещи в порыве ярости?
24. Бывает ли, что иногда Вам не хочется идти в школу из-за возможных насмешек и грубости?
25. Верно ли, что Вы никогда не устаете во время уроков?
26. Верно ли, что Вам неприятно, когда Вас опекают и за Вас все решают?
27. Часто ли Вы ругаете себя за то, что делаете?
28. Верно ли, что у Вас не бывает больших конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обещаний?
29. Верно ли, что товарищи Вас не любят или даже не терпят?
30. Верно ли, что чувство радости и благополучия для Вас самое важное в выпивке?
31. Взялись бы Вы за опасное дело ради сильных впечатлений?
32. Считаете ли Вы, что для интересного и заманчивого дела всякие правила и законы можно обойти?
33. Часто ли Вы делаете все наоборот, если взрослые командуют Вами, даже если они и правы?
34. Верно ли, что Вам нравится рассматривать яркие витрины?
35. Можете ли Вы сказать о себе, что абсолютно удовлетворены существующей школьной программой?
36. Верно ли, что Вы всегда ожидаете упрека со стороны взрослых?
37. Любите ли Вы больше всего волнующие переживания?
38. Верно ли, что Ваши самые тяжелые битвы - с самим собой?
39. Считаете ли Вы, что тот прав, кто пытается взять от жизни все, что можно?
40. Верно ли, что Вы пьете только ради «кайфа»?
Ответы на вопросы необходимо проставить в матрицу:
1- | 9- | 17 | 25- | 33- |
2- | 10- | 18 | 26- | 34- |
3- | 11- | 19 | 27- | 35- |
4- | 12- | 20 | 28- | 36- |
5- | 13- | 21 | 29.- | 37- |
6- | 14- | 22 | 30- | 38- |
7- | 15- | 23 | 31- | 39- |
8- | 16- | 24 | 32- | 40- |
А) Вначале обсчитывается шкала лжи (контрольная), состоящая из 6 вопросов: номера, которых указаны ниже, вместе с соответствующим знаком шкалы: +2; -5; -8; - 15; +25; +35.
Например, в конкретном случае результаты ответов на вопросы по шкале лжи выглядят следующим образом:
№ вопроса | + 2 | -5 | -8 | -15 | +25 | +35 |
Оценка ответа в баллах | 5 | 5 | 6 | 6 | 3 | 3 |
Оценка ответа в баллах, с учетом знака | + 5 | -5 | -6 | -6 | +3 | +3 |
Б) Затем переводят отрицательные показатели в положительные, пользуясь данной таблицей:
+ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
- | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
Информация о работе Девиантное поведение детей и подростков как социально-психологическая проблема