Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 21:21, контрольная работа
В современных условиях вряд ли может существовать общество, в котором все его члены вели бы себя в соответствии с общими нормативными требованиями. Когда человек нарушает нормы, правила поведения, законы, то его поведение в зависимости от характера нарушения называется девиантным, отклоняющимся, криминальным, уголовным и т. п. Такие отклонения отличаются большим разнообразием: от пропусков школьных занятий до кражи, разбоя, убийства.
1. Понятие социальной нормы, социального порядка, социального контроля.
2. Девиации и резкий рост преступности в современной России: состояние, причины, последствия.
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ТЕХНОЛОГИЙ И УПРАВЛЕНИЯ им. К.Г.Разумовского»
Филиал ФГОУ
ВПО «МГУТУ» в г. Тверь
Кафедра: ______________________________
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Тема: «Социальный контроль и девиантное поведение»
по дисциплине:
______________________________
Выполнил(а): ______________________________
Факультет: _________________ Курс ______ Специальность ______________
Консультировал: ______________________________
Подпись преподавателя, принявшего работу: ___________________________
Тверь – 2013 г.
Cодержание:
1. Понятие социальной
нормы, социального порядка,
2. Девиации и резкий
рост преступности в
Введение
В современных условиях вряд ли может
существовать общество, в котором все
его члены вели бы себя в соответствии
с общими нормативными требованиями. Когда
человек нарушает нормы, правила поведения,
законы, то его поведение в зависимости
от характера нарушения называется девиантным,
отклоняющимся, криминальным, уголовным
и т. п. Такие отклонения отличаются большим
разнообразием: от пропусков школьных
занятий до кражи, разбоя, убийства.
Отклонение или несоблюдение этих норм
является социальным отклонением или
девиацией. Девиантное поведение, как
мне кажется, является одной из наиболее
важных проблем любого социального общества.
Оно всегда было, есть и будет присутствовать
в человеческом обществе. И как бы мы не
хотели от этого избавиться, всегда будут
существовать люди, называемые девиантами,
то есть те, которые не могут или не хотят
жить по правилам и нормам, принятым в
том обществе, в котором они живут.
Однако разные социальные общества отличаются
друг от друга степенью социального отклонения,
я имею в виду, что в разных социальных
обществах может быть разное количество
индивидов попадающих под определение
«девианты». Также в разных обществах
может быть разная степень самой девиантности,
то есть средний уровень отклонения от
социальных норм одного общества может
отличаться от другого.
Некоторые акции рассматриваются как
правонарушения только в определенных
обществах, другие — во всех без исключения.
К примеру, не существует общества, прощающего
убийство своих членов или экспроприацию
собственности других людей против их
воли. Однако употребление алкоголя - серьезное
нарушение во многих исламских странах.
А отказ выпить спиртное в определенных
обстоятельствах в России или Франции
считается нарушением принятой нормы
поведения.
Все общества, государства имеют законы,
и везде наказываются их нарушители. Тем
не менее немалая часть людей нарушает
установленные правила и законы. Это уже
вопросы для социологов. Они пытаются
найти общие теории, объясняющие поведение
правонарушителей. Серьезность правонарушения
зависит не только от значимости нарушенной
нормы, но также от частоты такого нарушения.
Если студент выйдет из аудитории задом
наперед, то это вызовет лишь улыбку. Но
если он будет делать это каждый день,
то потребуется вмешательство психиатра.
Человеку, не имевшему ранее дел с милицией,
могут простить даже серьезное нарушение
закона, в то время как тому, у кого судимость
есть, грозит строгое наказание за небольшой
проступок.
1. Понятие социальной нормы, социального порядка, социального контроля.
Эти нормы морали, нормы общественных организаций, нормы традиций, обычаев и ритуалов.
Социальная норма
Важнейшим средством организации общественных отношений являются социальные нормы: нормы права, нормы обеспечивают наиболее целесообразное и гармоничное функционирование общества в соответствии с потребностями его развития.
Социальные нормы — это
Как отмечалось ранее, потребность в социальных нормах возникла на самых ранних ступенях развития человеческого общества в связи с необходимостью урегулировать поведение людей общими правилами. При помощи социальных норм достигается наиболее целесообразное взаимодействие людей, решаются задачи, которые не под силу отдельному человеку.
Социальные нормы характеризуются рядом признаков:
1. Социальные нормы являются правилами поведения
людей. Они указывают, какими должны или могут быть
2. Социальные нормы — это правила поведения
3. Социальные нормы — это не только общие, но и обязательные правила
Благодаря указанным признакам социальные нормы становятся важным регулятором общественных отношений, активно воздействуют на поведение людей и определяют его направление в различных жизненных ситуациях.
Все подразделяются по двум основаниям:
— по способу их у становления (создания);социальные нормы, действующие в современном обществе,
по средствам охраны их от
нарушений.
На основе этого выделяются следующие
виды социальных норм:
1. Нормы права — правила поведения, которые
2. Нормы морали (нравственности) — правила поведения, которые устанавливаются в обществе в соответствии с моральными представлениями людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести, достоинстве и охраняются силой общественного мнения или внутренним убеждением.
3. Нормы общественных организаций представляют
4. Нормы обычаев — это правила поведения,
5. Нормы традиций выступают в виде наиболее обобщенных и стабильных правил поведения, которые возникают в связи с поддержанием выверенных временем прогрессивных устоев определенной сферы жизнедеятельности человека (например, семейные, профессиональные, военные, национальные и другие традиции).
6. Нормы ритуалов представляют собой такую разновидность социальных норм, которая определяет правила поведения людей при совершении обрядов и охраняется мерами морального воздействия. Ритуальные нормы широко используются при проведении национальных праздников, бракосочетании, официальных встречах государственных и общественных деятелей. Особенность реализации норм ритуалов — их красочность и театрализованность.
Деление социальных норм проводится не только по способу их установления и охраны от нарушений, но и по содержанию. По этому признаку выделяются политические, технические, трудовые, семейные нормы, нормы культуры, религии и другие.
Все социальные нормы в их совокупности и взаимосвязи называются правилами человеческого общежития.
Социальный порядок
Социальный порядок - философско-социологическое понятие, представляющее объяснение того, каким образом форма появляется в общественных отношениях, с одной стороны, а с другой - каким образом социальные системы и их элементы связаны во времени и пространстве. В широком смысле концепции "СП." призваны ответить на вопрос: "как возможно общество?". В более узком контексте понятие "СП." используется в философии, социологии, политологии и других социальных науках для обозначения установленных образцов, постоянных структур, процессов и изменений, присущих социуму, отражающихся на поведении и взаимодействии индивидов и на функционировании социальной системы в целом. Часто употребимыми также являются близкие по смыслу "СП." понятия "морального порядка" и "нормативного порядка". Последний представляет собой систему правил и разделяемых ожиданий, которые регулируют частные социальные ситуации. Идея существования некоей всеобщей формы - порядка - бытия социума возникает в философии античности (Платон, Аристотель). Однако в качестве понятия и конструирующих его концепций "СП." формулируется только в эпоху Просвещения в теории общественного договора. Наиболее известные социально-философские концепции ее принадлежат Гобсу, Локку и Руссо. По утверждению Гоббса, безопасность и порядок в обществе могут быть достигнуты только посредством заключения договора, согласно которому каждый гражданин уступает свою индивидуальную Власть в пользу центральной власти (суверена), получая взамен защиту своей жизни и собственности. Альтернативную концепцию предлагал Локк. "Социальный договор", предложенный им, основывается на "природных законах" - стяжательстве и личном интересе. Руссо представлял "социальный контракт" как основанный на выражении "всеобщей воли" и требующий полного равенства индивидов и возможности демократического участия. Теории "социального договора", предложенные эпохой Просвещения, оказались достаточно привлекательными и плодотворными, разрабатываясь впоследствии (хотя и в существенно измененном виде) гораздо более поздними авторами. Так, Спенсер трактовал СП. в индустриальном обществе, как основанный на совместимых личных интересах и договорных отношениях; к анализу проблематики СП. через условия общественного договора подходили Поппер и Хайек. С некоторой степенью условности можно выделить два классических направления анализа СП. Первое связывают с именами Дюркгейма, Парсонса и социально-философской традицией функционализма. Дюркгейм исходил из критики утилитаристских концепций, в том числе концепции социального договора. Он постулирует центральность морали и духовности в объяснении процессов социальной интеграции и порядка. Продолжая данное рассуждение, Парсонс определил СП. в обществе как основанный на поддержании и принятии социальных норм и ценностей. Различие концепций Парсонса и Дюркгейма в том, что последний не отрицает наличия и необходимости конфликтов и других деструктивных элементов, особенно в периоды быстрых социальных изменений. Парсонс, напротив, ставит во главу угла социальную солидарность и гармонию как необходимое условие СП. Само понятие СП. . в теории Парсонса является антитезой "дезинтеграции". Последовательная позиция Парсонса в наделении социального консенсуса и солидарности решающим значением в концепции СП., справедливо подвергалась резкой критике со стороны теоретиков социального конфликта и социальных изменений. Второе направление анализа СП. развивалось в рамках марксистской традиции. Акцентуируя неравенство материального положения и политической власти в капиталистическом обществе как источник постоянного всеобъемлющего конфликта, Маркс определяет СП. как поддерживаемый насильственно, за счет экономического, политического и правового принуждения в обществе. Впоследствии в данную материалистическую трактовку СП. привносится и ценностный нормативный элемент - доминирующая идеология. Наиболее интересные современные концепции СП. не обнаруживают тенденции строгого следования одному из заданных направлений, скорее - напротив. Например, Бурдье основывает теорию С. П. на понятии воспроизводства "современной культуры, которая благоприятствует интересам находящихся у власти через дифференцированную систему дистрибуции знания через образовательные институты", что, по сути, представляет собой оригинальное соединение классических подходов. С критикой обоих направлений выступает в своей работе "Солидарность и раскол" (1992) Д. Локвуд, демонстрируя, что и Маркс, и Дюркгейм оказались не в состоянии удовлетворительно решить поставленную задачу, поскольку использовали в своих доказательствах категории, дополняющие друг друга. Как правило, концепции СП. представляют собой теории макроуровня, но существует ряд социально-философских направлений, анализирующих воспроизводство и реализацию СП. на микроуровне (теория символического интеракционизма, теория социального обмена и т.п.).
Социальный контроль
Социализация касается прежде всего индивида . Это индивидуальный процесс . Но он протекает всегда под бдительным оком общества , окружающих его людей . Они не только обучают детей , но и контролируют правильность усвоенных образцов поведения . Если контроль осуществляется отдельным человеком , то он носит индивидуальный характер , а если целым коллективом — семьей , группой друзей , учреждением или социальным институтом, то приобретает общественный характер и называется социальным контролем .
Основная задача социального контроля — создание условий для устойчивости той или иной социальной системы , сохранение социальной стабильности и в то же время для позитивных изменений . Это требует от контроля большой гибкости , способности распознавать отклонения от социальных норм деятельности : дисфункциональные , приносящие обществу вред , и необходимые для его развития , которые следует поощрять .
Социальный прогресс в развитии общества основан на изменениях , инновациях , привнесениях нового , однако невозможен без сохранения старого , если это старое заслуживает быть сохраненным для потомства . Самое важное в этом старом — нравственные законы , нормы , правила поведения , обычаи , которые составляют содержание культуры и без которых невозможна практика социальных отношений , жизнедеятельность общества . Переселяясь на другое , новое место народ переносит с собой не памятники материальной культуры , а обычаи , нормы , традиции .
Таким образом , социализация , формируя наши привычки , желания и обычаи , является одним из основных факторов социального контроля и установление порядка в обществе . Она облегчает трудности при принятии решений , подсказывая , как одеваться , как вести себя , как действовать в той или иной жизненной ситуации . При этом любое решение , идущее вразрез с тем , которое принимается и усваивается в ходе реализации , кажется нам неуместным , незаконным и опасным . Именно таким путем осуществляется значительная часть внутреннего контроля личности за своим поведением .
2. Девиации и резкий
рост преступности в
Девиантное поведение — это, с одной стороны, поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам или стандартам, а с другой — социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам или стандартам. Социальный контроль — механизм социальной регуляции, совокупность средств и методов социального воздействия, а также социальная практика их использования.
Под девиантным (от лат. deviatio — отклонение) поведением в современной социологии подразумевается, с одной стороны, поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в дан ном обществе нормам иди стандартам, а с другой — социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам или стандартам.
Исходным для понимания девиантного поведения служит понятие социальной нормы, которая понимается как предел, мера допустимого (дозволенного или обязательного) в поведении или деятельности людей, обеспечивающие сохранение социальной системы. Отклонения от социальных норм могут быть:
Девиантное поведение — своего рода социальный выбор: когда цели социального поведения несоизмеримы с реальными возможностями их достижения, индивиды могут использовать иные средства, чтобы добиться своих целей. Например, некоторые индивиды в погоне за иллюзорным успехом, богатством или властью выбирают социально запрещенные средства, а иногда и противозаконные и становятся либо правонарушителями, либо преступниками. Другим видом отклонения от норм является открытое неповиновение и протест, демонстративное неприятие принятых в обществе ценностей и стандартов, свойственные революционерам, террористам, религиозным экстремистам и другим подобным группам людей, активно борющихся против общества, внутри которого находятся.
Во всех этих случаях девиация выступает результатом неспособности или нежелания индивидов адаптироваться к обществу и его требованиям, иначе говоря, свидетельствует о полном или относительном провале социализации.
Формы девиантного поведения. Девиантное поведение относительно, потому что соизмеряется только с культурными нормами данной группы. Например, преступники считают нормальным видом заработка вымогательство, однако большая часть населения считает такое поведение девиантным. Это касается и некоторых видов социального поведения: в одних обществах они считаются девиантными, в других нет. В целом к формам девиантного поведения обычно относят уголовную преступность, алкоголизм, наркоманию, проституцию, азартные игры, психическое расстройство, самоубийство.
Информация о работе Социальный контроль и девиантное поведение