Ценности в подростковом возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 17:44, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: описать динамику ценностей в подростковом возрасте.
Задачи:
• провести анализ теоретических положений, в рамках которых осуществляется исследование;
• подобрать и опробовать методику обнаружения ценностей у подростков;
• проанализировать данные и оформить результаты практического исследования;
• сравнить ценности подростков на различных этапах подросткового возраста;
• выявить взаимосвязь динамики ценностей и ситуаций проб;
• описать динамику ценностей.

Оглавление

Введение
Глава 1. Психологическое содержание подросткового возраста
1.1 Представление о подростковом возрасте различных подходах
1.2 Фазы подросткового возраста и их общая характеристика
Глава 2. Понятие и сущность ценностей в структуре личности
2.1. Характеристика понятия «ценность» в различных психологических подходах
2.2. Роль ценностей в структуре функционирования личности
2.3 Формирование ценностей в подростковом возрасте
Глава 3. Психологическое содержание и значение проб в подростковом возрасте
Глава 4. Исследование динамики ценностей в подростковом возрасте
4.1 Гипотеза, цели и задачи исследования
4.2 Описание процедуры исследования
4.3 Проведение исследования
Глава 5. Основные результаты и их обсуждение
5.1 Схема обработки полученных данных
5.2 Сравнение банков ситуаций проб у подростков
5.3 Качественное и количественное сравнение ценностных ориентаций подростков разных групп
5.4 Обсуждение и интерпретация полученных результатов
Заключения
Список источников
Приложения

Файлы: 1 файл

Курсовая Богданова.docx

— 99.64 Кб (Скачать)

·  У девочек из 7 класса проба «поучаствовать в учебном  конкурсе» (предметная олимпиада) совершается  ради «самоутверждения»- скорее похвалы  со стороны, т.к. опять была названа  с подсказки ассистента, а сами дети долго не могли сказать зачем. Т.е. это говорит о том, что сами дети не могут понять, зачем участвовать  в подобных конкурсах. Ценности, названные  в этом случае: время, «самоутверждение» (скорее это душевный комфорт или самооценка, подростки долго не могли сформулировать название ценности и предложили назвать её так, но вроде как все они понимают, о чем на самом деле речь). Этими ценностями они часто расплачиваются, и они стоят на последних местах при ранжировании. Следовательно, в учебной формальной ситуации проявляются незначимые ценности.

·  Девочки из 9 класса асоциальные пробы («похулганичить», «побег с практики»), связанные с нарушением нормы совершают ради интереса, общения с друзьями, выплеска эмоций. В этих ситуациях обнаруживаются такие ценности как свобода арест (уголовное наказание), репутация. Эти ценности стоят на первых местах при ранжировании и редко выкладываются в качестве платы. Значит, в таких ситуациях можно обнаружить значимые ценности. Асоциальная проба в 9 классе – «побег с практики», на мой взгляд, по сути, проба, связанная с общением в совместной деятельности, т.к. делается она ради того, чтобы вместе сбежать и это время затратить на общение. Проба, которая назвалась девочками 9 класса – «полазить в телефоне брата» – это проба границ возможного в отношениях с другим человеком. Т.е., по сути это то, о чем говорит Д.Б. Эльконин про младших подростков: в общении происходит реализация норм отношений и их усвоение. Подростки примеряют их на себя и на других. В этой пробе обнаруживается такая ценность как отношения с близкими- она редко выкладывается в качестве платы, т.е. значимая. Девочки из 9 класса пробу «устроиться на работу» совершают ради денег и испытания себя, т.е., это проба самовыражения поиска себя. В этой пробе они обнаруживают ценность - время. Время - та ценность, которой девочки из 9 класса расплачиваются в первую очередь, значит она незначимая. В 9 классе экстремальные пробы - «прыжок с парашюта», «смена вида спорта на более экстремальный» - совершаются ради адреналина, смелости (т.е., как проверка своих личностных качеств). Ценности которые здесь назывались - жизнь, здоровье. Здоровье, жизнь – те ценности, которые девочки 9 класса редко выкладывают в качестве платы, жизнь стоит на первых местах при ранжировании, значит они значимые. Экстремальная проба «дайвинг» совершается ради познания чего-то нового (не в плане ощущений, а в плане увидеть подводный мир - это отмечалось самими подростками). Т.е. это проба, связанная с поиском новых интересов. В этой пробе рискуют жизнью.

·  Аддкитивные пробы девочки из 9 класса совершают ради хорошего самочувствия, спокойствия, веселья. Здесь назывались такие ценности как здоровье, деньги, свобода дом (домашний арест). Эти ценности стоят на последних местах при ранжировании, деньги и свобода дом часто выкладываются в качестве платы. Значит, аддиктивные пробы не позволяют обнаружить значимые ценности.

·  Значимые ценности, которые  назвались только в 9 классе, обнаружились в асоциальных, аддиктивных и связанных с нарушениям норм в отношениях с другими людьми ситуациях.

·  Значимые ценности, которые  назвались только в 7 классе, обнаружились в асоциальных пробах и пробах взрослости.

Сравнение 4: мальчики 7 и 9 классов  второй школыГруппа №7 мальчики 7б класса (группа 1 типа) Группа №8 мальчики 9б класса (группа 2 типа)

1. Ценности, стоящие на  первых местах при групповом  ранжировании списка ценных потерь (см. Таблицу №2 для каждой группы в Приложении 3).

Здоровье, доверие родителей, деньги. Жизнь, здоровье.

2. Ценности, стоящие на  последних местах при групповом  ранжировании списка ценных потерь (см. Таблицу №2 каждой группы в Приложении 3).

Стать папой, попасть в  милицию. Положение в обществе.

3. Общие для обеих групп  ценные потери (назывались в обеих  группах).

Здоровье

4. Различные для обеих  групп ценные потери (назывались  только в данной группе).

Стать папой, попасть в  милицию, доверие родителей, деньги Положение в обществе, жизнь.

5. Наиболее часто используемые  подростками ценности в качестве  платы за желаемые приобретения (см. Таблицу №3 и №5 в Приложении 3).

Попасть в милицию, деньги. Положение в обществе.

6. Общие для обеих групп  ценные желаемые приобретения (назывались  в обеих группах) – то ради  чего рискует подросток, что  он получает в результате пробы.

Общение, удовольствие.

7. Различные для обеих  групп ценные желаемые приобретения (назывались только в данной  группе).

Веселье, кайф, хорошее времяпровождение, новые ощущения, популярность среди  девочек, знакомства с девочками, спокойствие, уважение друзей, новые эмоции, почувствовать  себя взрослым. Уверенность в себе, адреналин, время, хороший аттестат, известность, деньги, интерес, новые знакомства.

8. Ценности, стоящие на  первых местах при групповом  ранжировании списка желаемых  ценных приобретений (см. Таблицу №4 каждой группы в Приложении 3).

Веселье, кайф, хорошее времяпровождение, новые ощущения, популярность среди девочек, общение. Уверенность в себе, адреналин, время, хороший аттестат, общение.

9. Ценности, стоящие на  последних местах при групповом  ранжировании списка желаемых  ценных приобретений (см. Таблицу №4 каждой группы в Приложении 3).

Знакомства с девочками, спокойствие, уважение друзей, новые  эмоции, почувствовать себя взрослым, удовольствие. Известность, деньги, интерес, новые знакомства, удовольствие.

10. Количество ценностных  ориентаций: список ценных потерь.

Общее количество: 5 ценностей. Общее количество: 3 ценностей.

11. Количество ценностных  ориентаций: список ценных приобретений.

Общее количество: 12 ценностей. Общее количество: 10 ценностей

·  Количество ценных потерь и приобретений мальчиков 9 класса и 7 класса примерно одинаково.

·  Выделена 1 ценность из списка ценных потерь, общая для  всех групп (назывались во всех группах): здоровье. И 2 ценности из списка желаемых приобретений, также называемых в  двух группах: общение, удовольствие.

·  Общая для обеих  групп ценность здоровье в 7 классе названа в аддиктивных пробах, в 9 - в пробе экстрима, в образовательной пробе, пробе общения в совместной деятельности. Эта ценность у мальчиков из 9 класса стоит на первых местах при ранжировании и редко выкладывается в качестве платы, значит, она значимая и такие пробы позволяют её обнаружить. В 7 классе она стоит на первом месте при ранжировании, не очень часто выкладывается в качестве платы, значит - значимая, но не слишком.

·  Такие ценности как- стать папой, попасть в милицию, доверие родителей, деньги- назвались только в 7 классе, а такие как- положение в обществе, жизнь- только в 9 классе.

·  В 7 классе проба «покурить» совершается ради приятного времяпровождения, для знакомств, чтобы почувствовать  себя взрослым, уважения товарищей, т.е., это проба, связанная с демонстрацией  взрослости, которая совершается  в аддиктивной форме. В этой пробе обнаруживаются ценности: здоровье, деньги, отношения с родителями. Деньги часто выкладывается в качестве платы, и стоят на последних местах при ранжировании, значит, такая проба не позволяет обнаружить ценность денег. Доверие родителей редко выкладывается в качестве платы, и эта ценность обнаруживается. Проба «покурить травку» в 7 классе совершается ради веселья, кайфа, и при этом подростки ничем не рискуют. Значит, такая проба не позволяет обнаружить что-то как ценное. Пробу связанную с алкоголем семиклассники ради новых ощущений и общения с друзьями (не само общение, а алкоголь, как неотъемлемая часть, когда ты с кем-то хочешь пообщаться, это отмечали сами подростки). Т.е., это проба телесности и взрослости. В этой пробе обнаруживаются ценности: здоровье (это значимая ценность). Проба «выпить и убегать от ментов» является как бы продолжением предыдущей пробы, её семиклассники совершают ради интереса. Эта проба связанна с нарушением норм. В ней так же обнаруживается такая ценность - попасть в милицию. Попасть в милицию- это вовсе не ценность, а распредметить, что значит попасть в милицию и что они теряют, подростки не могут. Т.е., такая проба не дает обнаружить такую ценность как свобода. Пробу «поссорится» семиклассники осуществляют ради новых ощущений, т.е., по сути это то, о чем говорит Д.Б. Эльконин про младших подростков: в общении происходит реализация норм отношений и их усвоение. Подростки примеряют их на себя и на других. Но в этой пробе они ничего не обнаруживают как ценное. У мальчиков 7 класса проба «секса» совершается ради популярности среди девочек (вроде как ты становишься крутым), видимо секс для них это признак взрослости. Теряют они при этом деньги и могут стать папой. Что значит стать папой, они не могут сказать, и эта ценность стоит на последних местах при ранжировании. Деньги они часто выкладывают в качестве платы. Т.е., такая проба не даёт обнаружить что-то как ценное.

·  У мальчиков из 9 класса проба «прыгнуть с тарзанки» осуществляется ради интереса и новых ощущений (видимо это проба телесности). В этой пробе они ничего не обнаруживают как ценное. Проба «сдать на оливковый берет» (получить разряд в какой-то спортивной секции)) совершается ради уверенности в себе, т.е., это проба, связанная с саморазвитием, самовыражением, поиском себя. Рискуют они при этом здоровьем, которое редко выкладывается в качестве платы. Значит, такая проба позволяет обнаружить ценное. У мальчиков 9 класса проба «прыгнуть с парашютом» совершается ради адреналина, и рискуют они при этом здоровьем, жизнью, т.е., теми ценностями, которые редко выкладываются в качестве платы. Пробы: «лично сесть за руль», «изобрести петарду», «сдать экзамен хорошо» - совершаются ради того, чтобы сэкономить время, получить удовольствие, известность, хороший аттестат (ценность не распредмечена - значить они не понимают, зачем нужен хороший аттестат). Эти пробы образовательные, творческие, связаны с самовыражением, поиском себя. В этих пробах они ничего не обнаруживают как ценное. Пробу «пожить в лагере» мальчики из 9 класса совершают в первую очередь ради общения, новых знакомств, т.е., это проба общения в совместной деятельности. В этом случае они рискуют только здоровьем. Т.е., видимо проба не позволяет обнаружить новые ценности.

·  Девятиклассники пробу, связанную с нарушением формальной нормы - не сдать экзамен, совершают  ради чего-то, чего они сами не знают, но при этом понимают, что рискуют положением в обществе. Такая ценность как положение в обществе чаще всего выкладывается в качестве платы. Все это говорит о том, что подростки либо не понимают ради чего они действую либо этого не удалось обнаружить входе интервью.

·  Значимые ценности, которые  назвались только в 9 были выделены в экстремальных пробах, пробе нарушения норм. Ценности, назвались только в 7 классе, были обнаружены в аддиктивных пробах и в пробах с нарушением норм.

5.4 Обсуждение  и интерпретация полученных результатов

В ходе исследования обнаружились различия в ситуациях проб и ценностях  между подростками различных  школ. Это можно объяснить различными социокультурными условиями, в которых находятся подростки из разных школ.

·  У девочек 7 класса значимые ценности, которые не назвались старшими классами, обнаруживались в пробах телесности, взрослости, самостоятельности. Эти пробы совершаются в основном в экстремальных, образовательных  личностно-значимых социально приемлемых ситуациях (есть она асоциальная  у девочек второй школы).

·  У мальчиков 7 класса ценности, которые не назывались в  старших классах, обнаружились в  пробах телесности, взрослости совершаются  в асоциальных ситуациях, аддиктивных пробах. Но обнаруженные ценности не очень значимые.

Полученные результаты относительно младших подростков можно объяснить  тем, что в начале подросткового  возраста физиологическое взросление, половое созревание вызывает бурный рост, диспропорции тела, неуклюжесть, неловкость, поэтому у подростков возникают пробы, связанные с  ловкостью. Эти пробы совершаются  в основном в экстремальных ситуациях, у девочек из первой школы ещё  в аддиктивной пробе. У мальчиков эти пробы совершаются в основном в аддиктивных ситуациях, у мальчиков первой школы была названа одна проба в экстремальных условиях. В этих пробах обнаруживаются значимые ценности, которые не назвали старшие девочки. Психологический эффект этих изменений усиливается тем, что окружающие подчеркивают, что ребенок вырос выше мамы или стал неловкий, делают замечания по поводу внешности. Сравнивая себя с взрослым, подросток приходит к заключению, что между ним и взрослым никакой разницы нет. Он начинает требовать от окружающих, чтобы его больше не считали маленьким, осознает, что также обладает правами. Центральное новообразование переходного возраста - возникновение представления о себе как «не о ребенке»; подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть и считаться взрослым, он отвергает свою принадлежность к детям, но у него еще нет ощущения подлинной, полноценной взрослости, зато есть огромная потребность в признании его взрослости окружающими. Важный момент его развития – осознание своих индивидуальных качеств, оценка которых происходит с точки зрения степени взрослости, подросток выделяет эталон и смотрит на себя через него. Поэтому у подростков возникают пробы, связанные с демонстрацией своей взрослости, самостоятельности. Эти пробы у девочек совершаются в основном в образовательных личностно-значимых ситуациях (есть одна асоциальная у девочек второй школы). В таких пробах девочки так же обнаруживают значимые ценности. У мальчиков такие пробы совершаются в асоциальных ситуациях, но обнаруженные в них ценности, которые не назвались старшими подростками не очень значимые. Формирование взрослости происходит в ходе отношения с взрослыми, с друзьями и одновременно и с теми и с другими [6]. Главным содержанием этого чувства выступают морально-этические нормы поведения, усвоение которых происходит в общении со сверстниками и с взрослыми. Поэтому у подростков есть пробы связанные с нарушением норм в отношениях с другими людьми. В этих пробах мальчики из 7 класса для себя ничего как ценное не обнаружили, а у девочек 9 класса обнаружилась значимая ценность. Эти пробы совершались в социально- приемлемых ситуациях.

·  У девочек старших  классов значимые ценности, которые  не назвались в 7 классе, обнаруживались в пробах самовыражения, поиска себя, пробы общения в совместной деятельности. Пробы самовыражения поиска себя совершаются у девочек старших  подростков из первой школы в асоциальных  пробах. Пробы общения в совместной деятельности у девочек из второй школы в асоциальных пробах, у  девочек из первой школы в образовательных  личностно-значимых ситуациях, аддиктивных пробах.

Информация о работе Ценности в подростковом возрасте