Ценности в подростковом возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 17:44, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: описать динамику ценностей в подростковом возрасте.
Задачи:
• провести анализ теоретических положений, в рамках которых осуществляется исследование;
• подобрать и опробовать методику обнаружения ценностей у подростков;
• проанализировать данные и оформить результаты практического исследования;
• сравнить ценности подростков на различных этапах подросткового возраста;
• выявить взаимосвязь динамики ценностей и ситуаций проб;
• описать динамику ценностей.

Оглавление

Введение
Глава 1. Психологическое содержание подросткового возраста
1.1 Представление о подростковом возрасте различных подходах
1.2 Фазы подросткового возраста и их общая характеристика
Глава 2. Понятие и сущность ценностей в структуре личности
2.1. Характеристика понятия «ценность» в различных психологических подходах
2.2. Роль ценностей в структуре функционирования личности
2.3 Формирование ценностей в подростковом возрасте
Глава 3. Психологическое содержание и значение проб в подростковом возрасте
Глава 4. Исследование динамики ценностей в подростковом возрасте
4.1 Гипотеза, цели и задачи исследования
4.2 Описание процедуры исследования
4.3 Проведение исследования
Глава 5. Основные результаты и их обсуждение
5.1 Схема обработки полученных данных
5.2 Сравнение банков ситуаций проб у подростков
5.3 Качественное и количественное сравнение ценностных ориентаций подростков разных групп
5.4 Обсуждение и интерпретация полученных результатов
Заключения
Список источников
Приложения

Файлы: 1 файл

Курсовая Богданова.docx

— 99.64 Кб (Скачать)

2.2 Роль ценностей  в структуре функционирования  личности

В структуре личности Д.А.Леонтьев [14] отводит ценностям следующее  место. Он выделяет три иерархических  уровня структуры личности.

Высший уровень – это  уровень ядерных структур личности, психологический скелет, на который  наслаивается все остальное. Сюда, по Д. А. Леонтьеву, относятся свобода, ответственность и духовность.

Второй уровень – это  отношения личности с миром; этот уровень также можно обозначить понятием «внутренний мир человека». Сюда он относит потребности, ценности, отношения и конструкты.

Третий, нижний уровень –  это типичные для личности формы  и способы внешнего проявления, «внешняя оболочка» личности. К этому уровню он относит характер, способности  и роли.

Личностные ценности связывают  внутренний мир отдельной личности с жизнедеятельностью общества и  отдельных социальных групп. Усваивая от окружающих взгляды на нечто как  на ценность, человек закладывает  в себя новые, независимые от потребностей регуляторы поведения.

Б. В. Зейгарник и Б. С. Братусь считают, ценности играют ведущую роль в формировании личности. Обретение ценности есть обретение личностью самой себя. Ценность закрепляет единство и самотождество личности, определяет главные характеристики личности, ее стержень, мораль нравственность [41].

Усваиваемые в ходе формирования личности ценностные представления  служат для человека своеобразным эталоном, с которым он постоянно сопоставляет свои собственные интересы и личные склонности, испытываемые потребности  и актуальное поведение.

Социальные институты, в  рамках которых живут люди, выражают определенные ценностные приоритеты в  отношении целей и способов действия. Например, в обществах, где индивидуальная амбиция и успех высоко ценятся, экономическая и правовая системы, вероятно, будут соревновательными (например, сформируются капиталистический  рынок и состязательная процедура  судопроизводства). По контрасту, культурный акцент на групповое благополучие, скорее всего, будет выражаться в  кооперативных системах (например, социализм и посредничество). Выполняя свои роли в социальных институтах, люди используют ценности, принятые в  культуре, для того чтобы решить, какое поведение является приемлемым и затем обосновать свой выбор  другим.

Е. И. Головаха [7] считает, что, планируя свое будущее, намечая планы и цели, человек исходит, прежде всего, из определенной иерархии ценностей, представленной в его сознании. Ориентируясь в широком спектре социальных ценностей, индивид выбирает те их них, которые наиболее тесно увязаны с его доминирующими потребностями. Если намеченные цели достигнуты, ценностные ориентации стимулируют к постановке новых целей. При недостаточно сформированной иерархии ценностных ориентаций равные по значимости ценности конкурируют в сознании человека. Конкуренция ценностных ориентаций порождает, в первую очередь, ситуацию неопределенности жизненного выбора. Следует добавить, что не всегда равнозначные ценности порождают неопределенность жизненного выбора, а только в том случае, когда они противоречивы.

В соответствии с усвоенной  ценностной ориентацией личность осуществляет выбор определенных социальных установок: в качестве целей и мотивов  конкретной деятельности в связи  с особенностями конкретных ситуаций. Таким образом, психологическое  содержание ценностных ориентаций тесно  связано с мотивационно - потребностной сферой личности. Следовательно, можно сказать, что ценностные ориентации являются очень важным регулятором поведения, одним из факторов, определяющих поведение личности в ситуациях риска, проб или ситуациях принятия решения. Человек в различных жизненных ситуациях, так или иначе, опирается на систему ценностных ориентаций, благодаря которой способен взвешивать ситуации, для того чтобы впоследствии принять решение - действовать или нет. Поэтому процесс формирования ценностей является очень важным для успешной жизнедеятельности личности.

2.3 Формирование  ценностей в подростковом возрасте

Подростковый возраст  является критическим с точки  зрения формирования личности. На его  протяжении последовательно формируется  ряд сложных механизмов, знаменующих  переход от внешней детерминации жизни к личностной саморегуляции и самодетерминации. Источник и движущие силы развития в ходе этих изменений смещаются внутрь самой личности, которая обретает способность преодолевать обусловленность ее жизнедеятельности ее жизненным миром [14].

Подростковый возраст  является периодом интенсивного формирования ценностей личности. Формирование ценностей  опирается на ряд предпосылок: во-первых определенный уровень умственного развития, способность воспринимать, применять и оценивать соответствующие нормы и поступки; во-вторых, эмоциональное развитие, включая способность к сопереживанию; в-третьих, накопление личного опыта более или менее самостоятельных моральных поступков и последующей их самооценки; в-четвертых, влияние социальной среды, дающей ребенку конкретные примеры нравственного и безнравственного поведения, поощряющей его поступать так или иначе. Именно в подростковом возрасте достигается необходимый уровень интеллектуального развития, развивается самосознание и накапливается необходимый жизненный опыт [11].

Многие авторы [11, 14, 15, 5, 25, 10] указывают на то, что ценности раскрываются в поступках и формируется  поступками. Например, по словам И.С. Кона «Человек, не бывавший в сложных  жизненных переделках, еще не знает  ни силы своего «Я», ни реальной иерархии исповедуемых им идей и принципов» [11]. Поэтому, справедливо говорить о  том, что именно в пробах складывается система ценностей подростка. В  отличие от ребенка, принимающего данные ему правила поведения на веру, подросток начинает осознавать их относительность, но еще не всегда знает, как их можно  соподчинить друг другу. Простая  ссылка на авторитеты его уже не удовлетворяет. Более того, «разрушение» авторитетов становится психологической  потребностью, предпосылкой собственного морального и интеллектуального  поиска.

Л.И. Божович говорит о том, что «с мотивационной сферой тесно связано нравственное развитие школьника, которое существенным образом изменяется именно в переходном возрасте. Усвоение ребенком нравственного образца происходит тогда, когда он совершает реальные нравственные поступки в значимых для него ситуациях. Процессы эти весьма глубинные, поэтому часто изменения, происходящие в области нравственности, остаются не замеченными ни родителями, ни учителями. Но именно в этот период существует возможность оказать нужное педагогическое влияние, потому что вследствие «недостаточной обобщенности нравственного опыта» нравственные убеждения подростка находятся еще в неустойчивом состоянии» [25].

В первые годы своей жизни ребенок устанавливает контакт с внешним миром практически только через родителей, и их представления и оценки влияют на восприятие ребенка. Позднее определенное влияние оказывают школа и сверстники. Однако с ростом самосознания подросток начинает понимать, что его личный социальный опыт не является единственным критерием окружающего. Он присматривается к другим ценностям и правилам, постигая их в процессе общения со сверстниками. Подросток стремится расширить свои социальные горизонты, познакомиться с альтернативным социальным опытом, получить представления о системах ценностей, на которые ориентируются его ровесники, и обрести собственное видение мира. Именно в этот период ценности, привитые ребенку в детстве, проверяются на прочность: выдержат ли они испытание, достаточно ли надежно они укоренились в его сознании.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Психологическое  содержание и значение проб в подростковом возрасте

В подростковом возрасте активно  развивается самосознание, центром  внимания для самого подростка оказывается его собственное Я. Кризис подросткового возраста состоит в том, что нет готового ответа на вопрос «Кто я?». Его нужно найти. Решение вопроса может быть найдено только путем столкновения с действительностью, и подросток пробует себя, пробует границы своих возможностей.

Подростки стремятся почувствовать  границы своего Я, пробуют свою самостоятельность, свои возможности, ищут разные формы  самовыражения. Подросток, как правило, испытывает огромную потребность в  ощущении себя, в самочувствии. Для  того чтобы почувствовать себя, нужно  почувствовать сопротивление среды, попробовать себя в разных новых  видах деятельности и разных ситуациях (например, чтобы освоить запрет, нужно сначала его нарушить). Таким  образом, это возраст проб и возникающих  в связи с этим специфических  переживаний.

Такие ситуации сопровождаются субъективным ощущением риска, поскольку  каждая несет в себе частицу неизведанности и опасности [42]. Психологическим  содержанием такой ситуации является формирующаяся способность к  различению разных смыслов, стоящих  за собственными действиями подростка, открывающих ценности, позволяющих  на основании этого принимать  осознанное (свободное) решение о  действовании или недействовании. Здесь мы сталкиваемся со своеобразным экспериментированием с собственными действиями. Результат действия интересует ребенка в этой ситуации лишь как условие самоощущения, эксперимента с самим собой. Иными словами, в ситуациях подростковых проб происходит преодоление ситуационного детерминизма. Здесь речь идет о пробах, которые совершаются в рамках возрастного развития («возвращающих» самочувствие, являющих понятия самостоятельности, ответственности).

Можно выделить ситуации риска, связанные с телесностью («физический» риск, риск своим телом). К таким  ситуациям риска относят ситуации «лазанья, прыганья откуда-нибудь», драки, спорт, экстрим. Ситуации «физического»  риска лучше, чем, что бы то ни было, снабжают бурно развивающееся Я  подростка чувственной тканью этого  Я: если я могу умереть, значит, Я  есть. Вот крайняя формула самоутверждения (утверждения основ существования  своего Я). Рискованные игры (физический риск), которым добровольно подвергает себя подросток, становятся той ценой, какую он платит за «строительство»  своего Я. Кроме ситуаций риска связанных  с телестностью, выделяют ситуации, в которых подросток подвергает себя риску в сфере социальных отношений. Это риск через пробы себя, своих качеств, умений, способностей в системе межличностных отношений. «Физический» риск, несомненно, связан с социальным риском, поскольку подросток находится в системе социальных отношений. Если в рамках социальных институтов подросток не находит адекватных форм получения самочувствия, он начинает искать их за рамками, и часто бывает, что эти новые способы носят аддиктивный характер Для взрослых людей, окружающих подростка, главное – осуществить грамотную профилактику зависимых форм поведения, связанных с употреблением наркотиков, алкоголя, табака, поскольку главная опасность, связанная с пробой, заключается в том, что под воздействием каких-то факторов может возникнуть зависимость от употребляемого вещества.

Гипотетически в результате проб подросток может обнаружить для себя что-то как ценное. Данное предположение возникло на основе того, что, во-первых ценности связаны с мотивационно-потребностной сферой, во-вторых многие авторы указывают на то, что ценности формируются в поступках и в-третьих на определение Т. В. Корниловой, согласно которому, «ситуации риска всегда тесно связаны с возможностью потери чего-то значимого, ради получения еще более ценного». Т.е. возможно в результате такой потери человек может оценить значимость, ценность чего-то для себя. Гипотетически психологическое содержание ситуаций проб у младших и старших подростков будет различаться, т.к. перед ними стоят разные задачи на развитие, разная социальная ситуация, ведущая деятельности. Следовательно, ценности, которые обнаруживаются в результате проб, тоже будут различаться.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 4. Исследование динамики ценностей в подростковом возрасте

В своём исследовании мы обращаемся к ценностям в подростковом возрасте. Мы предполагаем, что в  течение подросткового возраста изменяются ценности подростков, т.к. в  результате проб подросток может  обнаружить для себя что-то как ценное.

4.1  Гипотеза, цели  и задачи исследования

Гипотеза №1: можно обнаружить изменение ценностей у подростков.

Гипотеза №2: динамика ценностей  зависит от динамики содержания ситуаций проб.

Объект исследования: подростки 13-14, 15-17 лет (7, 9, 11 классов).

Предмет исследования: динамика ценностей (ценностных ориентаций) подростков

Цель исследования: описать  динамику ценностей подростков.

Задачи исследования:

·  провести анализ теоретических  положений, в рамках которых осуществляется исследование;

·  подобрать и опробовать методику обнаружения ценностей  у подростков;

·  проанализировать данные и оформить результаты практического  исследования;

·  сравнить ценности подростков на различных этапах подросткового  возраста;

·  проверить, есть ли взаимосвязь  ценностей и ситуаций проб;

·  описать динамику ценностей  подростков.

4.2 Описание процедуры  исследования

Данная методика изучения ценностей в подростковом возрасте «Влияние ценностных ориентаций на представление  о риске в подростковом возрасте». Исследование проводится в виде группового интервью, с элементами игровой процедуры.

Процедура включает в себя:

1.  формирование банка  ситуаций проб (риска) адекватных  данному возрасту в данное  время;

2.  формирование банка  желаемого, то есть, возможных  ценных приобретений, ради которых  совершаются пробы;

3.  выяснение ценных  потенциальных «потерь» в ситуации  пробы (того, что можно потерять  в ситуациях риска, выложить  в качестве платы за желаемое  приобретение);

4.  групповое ранжирование  списка желаемых приобретений  при подсчете средних рангов  за каждое приобретение.

5.  индивидуальное ранжирование  ценных потенциальных потерь  на карточках по принципу: самый  высокий ранг (балл) соответствует  самой значимой ценности, самый  низкий ранг - самой незначительной;

6.  проведение «аукциона»: индивидуальное выкладывание ранжированных  карточек за желаемые приобретения, фиксация индивидуальных «плат»  за желаемое в специальном  бланке, подсчет баллов за каждое  приобретение.

Подробные вопросы группового интервью для исследования ценностных ориентаций см. в Приложении 1.

Преимущества нашего метода исследования по сравнению с другими  методами исследования ценностных ориентаций состоит в следующем:

1. Методика позволяет  выявить ценностные ориентации  через исследование представлений  о риске, тем самым мы получаем  возможность исследовать не только  ценностные ориентации, но и представление  о риске постара

2. Набор ценностей в  нашей методике не задан заранее  в отличие от других методик  исследования ценностных ориентаций. Распредмечивая ситуации проб (риска), раскрывая содержание этих ситуаций, мы получаем набор ценностей, характерный для определенной группы подростков.

Информация о работе Ценности в подростковом возрасте