Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 17:44, курсовая работа
Цель исследования: описать динамику ценностей в подростковом возрасте.
Задачи:
• провести анализ теоретических положений, в рамках которых осуществляется исследование;
• подобрать и опробовать методику обнаружения ценностей у подростков;
• проанализировать данные и оформить результаты практического исследования;
• сравнить ценности подростков на различных этапах подросткового возраста;
• выявить взаимосвязь динамики ценностей и ситуаций проб;
• описать динамику ценностей.
Введение
Глава 1. Психологическое содержание подросткового возраста
1.1 Представление о подростковом возрасте различных подходах
1.2 Фазы подросткового возраста и их общая характеристика
Глава 2. Понятие и сущность ценностей в структуре личности
2.1. Характеристика понятия «ценность» в различных психологических подходах
2.2. Роль ценностей в структуре функционирования личности
2.3 Формирование ценностей в подростковом возрасте
Глава 3. Психологическое содержание и значение проб в подростковом возрасте
Глава 4. Исследование динамики ценностей в подростковом возрасте
4.1 Гипотеза, цели и задачи исследования
4.2 Описание процедуры исследования
4.3 Проведение исследования
Глава 5. Основные результаты и их обсуждение
5.1 Схема обработки полученных данных
5.2 Сравнение банков ситуаций проб у подростков
5.3 Качественное и количественное сравнение ценностных ориентаций подростков разных групп
5.4 Обсуждение и интерпретация полученных результатов
Заключения
Список источников
Приложения
· У всех старших подростков были отмечены ситуации, связанные с общением в совместной деятельности - «заниматься скалолазанием», «стритовать», «поехать в лагерь» и т.д. То есть, эта деятельность, в которой главным является для подростка то, что он строит отношения с другими в совместной деятельности. Этот вывод основан на том, что подростки в качестве приобретения в таких ситуациях проб назвали, прежде всего, общение, новые знакомства. Так же такие пробы совершались в аддиктивных ситуациях: выпить алкоголь, покурить травку совместно для развлечения, веселья.
· Аддиктивные пробы назывались во всех группах в первой школы. Во второй школе аддитивные пробы встречаются у девочек из 9 класса и мальчиков из 7, причем у мальчиков таких проб больше и они более опасные.
· У девочек старших подростков увеличивается количество асоциальных проб, по сравнению с девочками помладше.
· У мальчиков старших подростков, наоборот, количество асоциальных проб уменьшается по сравнению с мальчиками помладше.
· Во всех группах подростков второй школы (кроме мальчиков 7 класса) называлась проба, связанная с прыжком с парашюта, возможно, это можно объяснить тем, что в школе развиты занятия парашютным спортом.
· У всех подростков из второй школы есть пробы направленные на нарушение какой-то социальной (формальной) нормы («убежать с практики», «не сделать домашнее задание», «попробовать не сдать экзамен», «напиться и убегать от ментов»). В первой школе подобные пробы назвались только мальчиками 7 класса. Поэтому можно предположить, что подростки из второй школы в рамках социальных институтов не находят адекватных форм получения самочувствия.
· У девочек из 7 класса второй школы почти все ситуации связаны с телесностью, а у девочек из первой школы такая ситуация всего одна.
· Пробы, связанные с нарушением норм в отношениях с другими людьми совершаются девочками из 9 класса и мальчиками из 7 класса второй школы.
Вывод:
Таким образом, можно сказать, что:
1. У мальчиков младшего
подросткового возраста
2. У всех групп подростков
7 класса выделяются пробы,
3. Девочки 9 класса
второй школы пробы общения
в совместной деятельности
4. У всех подростков 9 класса второй школы есть пробы телесности.
5. То, что пробы, связанные
с учебной деятельностью
Можно выделить следующую динамику проб у подростков: от проб телесности, взрослости, самостоятельности к пробам самовыражения, поиска себя, общения в совместной деятельности, пробам построения отношений с противоположным полом.
Есть различия в пробах у подростков из разных школ. У старших подростков второй школы есть пробы связанные с телесностью. Так же у подростков из второй школы есть пробы связанные с нарушением норм в отношениях с другими людьми (у мальчиков 7 и девочек 9 класса).
Пробы телесности у младших подростков девочек из обеих школ совершаются в экстремальных ситуациях (у девочек из первой школы ещё и в аддиктивной пробе), у мальчиков в основном в аддиктивных пробах, но встречаются и экстремальные пробы.
Пробы взрослости, самостоятельности
у девочек совершаются в
Пробы самовыражения, поиска
себя совершаются у девочек старших
подростков из первой школы в асоциальных
пробах, у девочек из второй школы
в образовательной личностно-
Пробы границ норм у мальчиков из 7 класса и девочек 9 класса второй школы совершаются в социально приемлемых ситуациях.
5.3 Качественное
и количественное сравнение
(см. Таблицу № 1-5 в Приложении 3).
Группы №1 - № 4 подростки первой школы.
Группы №5- № 8 , подростки второй школы.
(см. выше «Набор респондентов для группового интервью»).
Сравнение 1: девочки 7 и 11 классов первой школы.Группа №1 девочки 7а класса (группа 1 типа) Группа №2 девочки 11б класса (группа 2 типа)
1. Ценности, стоящие на
первых местах при групповом
ранжировании списка ценных
Доверие родителей, здоровье, безопасность. Здоровье, свобода, интеллект, отношения с родителями.
2. Ценности, стоящие на
последних местах при
Уважение окружающих, самоуважение, самооценка, душевный комфорт. Деньги, отношение, мнение окружающих, успеваемость в школе, девственность.
3. Общие для обеих групп ценные потери (назывались в обеих группах).
Здоровье, отношения с родителями, уважение окружающих
4. Различные для обеих групп ценные потери (назывались только в данной группе).
Безопасность, самоуважение, душевный комфорт, самооценка Успеваемость в школе, девственность, деньги, свобода, интеллект
5. Наиболее часто используемые
подростками ценности в
Уважение окружающих, душевный комфорт Успеваемость в школе, деньги, отношение мнение окружающих, девственность.
6. Общие для обеих групп
ценные желаемые приобретения (назывались
в обеих группах) – то ради
чего рискует подросток, что
он получает в результате
Деньги, адреналин, новые ощущения, уверенность в себе, слава (мнение окружающих)
7. Различные для обеих
групп ценные желаемые
Внимание мальчиков, самостоятельность, взрослость Опыт, веселье, польза для здоровья, удовольствие, общение, узнать свои возможности, отношения с друзьями, развлечение.
8. Ценности, стоящие на первых местах при групповом ранжировании списка желаемых ценных приобретений (см. Таблицу №4 каждой группы в Приложении 3).
Самостоятельность, уверенность в себе, новые ощущения, внимание мальчиков. Отношения с друзьями, узнать свою меру, уверенность в себе, веселье, общение, опыт
9. Ценности, стоящие на
последних местах при
Деньги, адреналин, взрослость, слава Удовольствие, польза для здоровья, новые ощущения, мнение окружающих, адреналин деньги
10. Количество ценностных ориентаций: список ценных потерь.
Общее количество: 7 ценностей. Общее количество: 8 ценностей.
11. Количество ценностных ориентаций: список ценных приобретений.
Общее количество: 8 ценностей. Общее количество: 12 ценностей
· Количество ценных потерь у девочек 11 класса и 7 класса примерно одинаково. У девочек из 11 класса было выделено значительно больше ценных приобретений (на 4).
· В обеих группах ценности, которые подростки готовы выложить в качестве платы, оказывались в основном на последних местах по значимости при групповом ранжировании. Фактически, подростки готовы рисковать тем, что не значимо.
· Выделено 3 ценности из списка ценных потерь, общих для всех групп (назывались во всех группах): уважение окружающих, здоровье, отношения с родителями. И 4 желаемых приобретения, также называемых в двух группах: адреналин, новые ощущения, уверенность в себе, деньги.
· Такие ценности как здоровье и отношения с родителями стоят в обеих группах при ранжировании на первых местах. И эти же ценности в обеих группах редко отдают в качестве платы. Эти ценные потери были выделены в группах в аддиктивных пробах и в 11 классе ещё в пробе «общения в совместной деятельности». Это может означать, что в этих пробах они могут обнаружить для себя что-то как ценное. Такая ценность как здоровье редко встречается в обеих группах среди выложенных плат.
· Такая ценность как уважение окружающих стоит в обеих группах при ранжировании на последних местах и часто выкладывается в качестве платы за желаемое приобретение. В 11-ом классе эта ценность была выделена в аддиктивных пробах, в 7-ом - в ситуации, связанной с демонстрацией взрослости. Т.е. в 11 классе эта ценность обнаруживается в асоциальных ситуациях, а в 7 - в социально приемлемой ситуации.
· Ценное приобретение уверенность в себе стоит при групповом ранжировании в обеих группах на первых местах, а деньги и адреналин на последних.
· Адреналин в 7 классе назывался в пробе связанной с ловкостью, телесностью, а в 11 - в ситуации самовыражения, несущей в себе частицу риска, неизвестности, опасности. Т.е. в 7 классе рискованными считаются ситуации связанные с телесностью, а в 11 - связанные с самовыражением.
· Новые ощущения у девочек седьмого класса имеют высокую оценку при групповом ранжировании, а у девочек 11 класса низкую. Это может означать, что для девочек 11 класса проблема познания новых ощущений на уровне телесности не актуальна, а в 7 классе девочкам интересно познать границы своего тела.
· Такие ценные потери как безопасность, самоуважение, душевный комфорт, самооценка назывались только в 7 классе.
· Такие ценные потери как успеваемость в школе, девственность, деньги, свобода, интеллект назывались только в 11 классе.
· В пробах «по-новому
одеться», «пожить без родителей»,
«поработать» девочки из 7 класса действуют
ради того, чтобы обратить внимание
мальчиков, обрести самостоятельность,
взрослость, т.е. в этих ситуациях
они пробуют себя на самостоятельность
взрослость. У девочек 11 класса не было
замечено подобных проб. На мой взгляд,
это связанно с тем, что девочки
из 7 класса активней демонстрируют
свою взрослость, т.к. взрослые к ним
относятся как к маленьким, в
отличие от девочек из 11 класса, к
которым родители уже относятся
более серьёзно. У подростков из
7 класса ценные потери, которые называются
в пробах самостоятельности, взрослости
- самооценка, самоуважение, доверие
родителей, безопасность, уважение окружающих,-
стоят на первых местах при ранжировании
и редко выкладываются в
· В пробах «скалолазания» и «стритования» девочки из 11 класса действовали в первую очередь ради общения с другими, т.е. это пробы связанные с ситуациями общения в совместной деятельности. В пробах «рисования граффити» они действовали ради уверенности в себе, т.е. это ситуация самовыражения. Ценные потери из этих ситуаций - свобода, деньги, отношения с родителями, успеваемость в школе, мнение окружающих- эти ценности стоят на первых местах при ранжировании, в итоге реже всего выкладываются в качестве платы, т.е. можно сказать, что ценности, которые обнаруживаются в результате таких проб, являются наиболее значимыми.
· . В ситуации, связанной с отношениями с противоположным полом были выделены такие ценности как здоровье и девственность. Девственность называлась только в группе девочек 11 класса, при групповом ранжировании эта ценность стоит на последних местах и часто выкладывается в качестве платы, а здоровье- редко т.е. в такой пробе обнаруживаются значимые и незначимые ценности.
· Значимые ценности, которые назвались только в 11 классе были обнаружены в пробах отношения с противоположным полом, самовыражения. общения в совместной деятельности.
· Значимые ценности, которые назвались только в 7 классе, были обнаружены в пробах телесности, взрослости, самостоятельности.