Ценности в подростковом возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 17:44, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: описать динамику ценностей в подростковом возрасте.
Задачи:
• провести анализ теоретических положений, в рамках которых осуществляется исследование;
• подобрать и опробовать методику обнаружения ценностей у подростков;
• проанализировать данные и оформить результаты практического исследования;
• сравнить ценности подростков на различных этапах подросткового возраста;
• выявить взаимосвязь динамики ценностей и ситуаций проб;
• описать динамику ценностей.

Оглавление

Введение
Глава 1. Психологическое содержание подросткового возраста
1.1 Представление о подростковом возрасте различных подходах
1.2 Фазы подросткового возраста и их общая характеристика
Глава 2. Понятие и сущность ценностей в структуре личности
2.1. Характеристика понятия «ценность» в различных психологических подходах
2.2. Роль ценностей в структуре функционирования личности
2.3 Формирование ценностей в подростковом возрасте
Глава 3. Психологическое содержание и значение проб в подростковом возрасте
Глава 4. Исследование динамики ценностей в подростковом возрасте
4.1 Гипотеза, цели и задачи исследования
4.2 Описание процедуры исследования
4.3 Проведение исследования
Глава 5. Основные результаты и их обсуждение
5.1 Схема обработки полученных данных
5.2 Сравнение банков ситуаций проб у подростков
5.3 Качественное и количественное сравнение ценностных ориентаций подростков разных групп
5.4 Обсуждение и интерпретация полученных результатов
Заключения
Список источников
Приложения

Файлы: 1 файл

Курсовая Богданова.docx

— 99.64 Кб (Скачать)

·  У всех старших подростков были отмечены ситуации, связанные  с общением в совместной деятельности - «заниматься скалолазанием», «стритовать», «поехать в лагерь» и т.д. То есть, эта деятельность, в которой главным является для подростка то, что он строит отношения с другими в совместной деятельности. Этот вывод основан на том, что подростки в качестве приобретения в таких ситуациях проб назвали, прежде всего, общение, новые знакомства. Так же такие пробы совершались в аддиктивных ситуациях: выпить алкоголь, покурить травку совместно для развлечения, веселья.

·  Аддиктивные пробы назывались во всех группах в первой школы. Во второй школе аддитивные пробы встречаются у девочек из 9 класса и мальчиков из 7, причем у мальчиков таких проб больше и они более опасные.

·  У девочек старших  подростков увеличивается количество асоциальных проб, по сравнению с  девочками помладше.

·  У мальчиков старших  подростков, наоборот, количество асоциальных  проб уменьшается по сравнению с  мальчиками помладше.

·  Во всех группах подростков второй школы (кроме мальчиков 7 класса) называлась проба, связанная с прыжком  с парашюта, возможно, это можно  объяснить тем, что в школе  развиты занятия парашютным спортом.

·  У всех подростков из второй школы есть пробы направленные на нарушение какой-то социальной (формальной) нормы («убежать с практики», «не  сделать домашнее задание», «попробовать не сдать экзамен», «напиться и  убегать от ментов»). В первой школе подобные пробы назвались только мальчиками 7 класса. Поэтому можно предположить, что подростки из второй школы в рамках социальных институтов не находят адекватных форм получения самочувствия.

·  У девочек из 7 класса второй школы почти все ситуации связаны с телесностью, а у  девочек из первой школы такая  ситуация всего одна.

·  Пробы, связанные с  нарушением норм в отношениях с другими  людьми совершаются девочками из 9 класса и мальчиками из 7 класса второй школы.

Вывод:

Таким образом, можно сказать, что:

1.  У мальчиков младшего  подросткового возраста выделяются  практически одни асоциальные  пробы, а уже у мальчиков  старших подростков таких проб  становится гораздо меньше. У  девочек в этом плане, наоборот - в начале подросткового возраста  таких проб почти нет, а в  старших классах их количество  значительно уменьшается. Это  можно объяснить на основании  статьи Б.И. Хасана, Ю.А. Тюменевой «Особенности присвоения норм детьми разного пола». В статье говориться о взаимообратном характере динамики нормативного становления в разнополых группах подростков, что объясняется различными социокультурными требованиями по отношению к мальчикам и девочкам.

2.  У всех групп подростков 7 класса выделяются пробы, связанные  с телесностью, ловкостью. Далее  девочками 7 класса отмечались  пробы, связанные с демонстрацией  взрослости. У старших подростков  есть другие пробы- пробы, связанные  с отношениями с противоположным полом, пробы самовыражения и поиска себя, пробы общения в совместной деятельности.

3.  Девочки 9 класса  второй школы пробы общения  в совместной деятельности носят  асоциальный характер.

4.  У всех подростков 9 класса второй школы есть  пробы телесности.

5.  То, что пробы, связанные  с учебной деятельностью назывались  только в группах старших мальчиков-подростков  и в группах младших девочек-подростков, это достаточно интересно, и  я пока не знаю чем это  можно объяснить. Такие пробы  не назывались девочками из 11 класса, они поясняли это тем,  что они просто не хотят  обсуждать эту тему - возможно это симптом. Симптом того, что для них эта тема является очень актуальной, они находятся на пороге выбора будущей профессии. Наверняка, они испытывают давление со стороны родителей, учителей, эта тема часто обсуждается, поэтому говорить об этом подростки не хотят.

Можно выделить следующую  динамику проб у подростков: от проб телесности, взрослости, самостоятельности  к пробам самовыражения, поиска себя, общения в совместной деятельности, пробам построения отношений с противоположным  полом.

Есть различия в пробах у подростков из разных школ. У старших  подростков второй школы есть пробы  связанные с телесностью. Так  же у подростков из второй школы  есть пробы связанные с нарушением норм в отношениях с другими людьми (у мальчиков 7 и девочек 9 класса).

Пробы телесности у младших  подростков девочек из обеих школ совершаются в экстремальных  ситуациях (у девочек из первой школы  ещё и в аддиктивной пробе), у мальчиков в основном в аддиктивных пробах, но встречаются и экстремальные пробы.

Пробы взрослости, самостоятельности  у девочек совершаются в учебной  формальной ситуации, образовательных  личностно-значимых ситуациях (есть только одна асоциальная ситуация у девочек  из второй школы - «не сделать домашнее задание»). У мальчиков пробы взрослости и самостоятельности совершаются  в асоциальных пробах.

Пробы самовыражения, поиска себя совершаются у девочек старших  подростков из первой школы в асоциальных  пробах, у девочек из второй школы  в образовательной личностно-значимой ситуации. Пробы общения в совместной деятельности у девочек из второй школы - в асоциальных пробах, у  девочек из первой школы - в образовательных  личностно-значимых ситуациях, аддиктивных пробах. У всех мальчиков пробы самовыражения поиска себя совершаются в образовательных личностно-значимых, творческих ситуациях. Пробы общения - в совместной деятельности в образовательных личностно-значимых ситуациях, у мальчиков первой школы - в аддиктивных пробах. Пробы телесности у старших подростков второй школы - в экстремальных ситуациях.

Пробы границ норм у мальчиков из 7 класса и девочек 9 класса второй школы совершаются в социально приемлемых ситуациях.

5.3  Качественное  и количественное сравнение ценностных  ориентаций подростков разных  групп

(см. Таблицу № 1-5 в Приложении 3).

Группы №1 - № 4 подростки  первой школы.

Группы №5- № 8 , подростки  второй школы.

(см. выше «Набор респондентов для группового интервью»).

Сравнение 1: девочки 7 и 11 классов  первой школы.Группа №1 девочки 7а класса (группа 1 типа) Группа №2 девочки 11б класса (группа 2 типа)

1. Ценности, стоящие на  первых местах при групповом  ранжировании списка ценных потерь (см. Таблицу №2 для каждой группы в Приложении 3).

Доверие родителей, здоровье, безопасность. Здоровье, свобода, интеллект, отношения с родителями.

2. Ценности, стоящие на  последних местах при групповом  ранжировании списка ценных потерь (см. Таблицу №2 каждой группы в Приложении 3).

Уважение окружающих, самоуважение, самооценка, душевный комфорт. Деньги, отношение, мнение окружающих, успеваемость в школе, девственность.

3. Общие для обеих групп  ценные потери (назывались в обеих  группах).

Здоровье, отношения с  родителями, уважение окружающих

4. Различные для обеих  групп ценные потери (назывались  только в данной группе).

Безопасность, самоуважение, душевный комфорт, самооценка Успеваемость в школе, девственность, деньги, свобода, интеллект

5. Наиболее часто используемые  подростками ценности в качестве  платы за желаемые приобретения (см. Таблицу №3 и №5 в Приложении 3).

Уважение окружающих, душевный комфорт Успеваемость в школе, деньги, отношение мнение окружающих, девственность.

6. Общие для обеих групп  ценные желаемые приобретения (назывались  в обеих группах) – то ради  чего рискует подросток, что  он получает в результате пробы.

Деньги, адреналин, новые  ощущения, уверенность в себе, слава (мнение окружающих)

7. Различные для обеих  групп ценные желаемые приобретения (назывались только в данной  группе).

Внимание мальчиков, самостоятельность, взрослость Опыт, веселье, польза для здоровья, удовольствие, общение, узнать свои возможности, отношения с друзьями, развлечение.

8. Ценности, стоящие на  первых местах при групповом  ранжировании списка желаемых  ценных приобретений (см. Таблицу №4 каждой группы в Приложении 3).

Самостоятельность, уверенность  в себе, новые ощущения, внимание мальчиков. Отношения с друзьями, узнать свою меру, уверенность в себе, веселье, общение, опыт

9. Ценности, стоящие на  последних местах при групповом  ранжировании списка желаемых  ценных приобретений (см. Таблицу №4 каждой группы в Приложении 3).

Деньги, адреналин, взрослость, слава Удовольствие, польза для здоровья, новые ощущения, мнение окружающих, адреналин деньги

10. Количество ценностных  ориентаций: список ценных потерь.

Общее количество: 7 ценностей. Общее количество: 8 ценностей.

11. Количество ценностных  ориентаций: список ценных приобретений.

Общее количество: 8 ценностей. Общее количество: 12 ценностей

 

 

·  Количество ценных потерь у девочек 11 класса и 7 класса примерно одинаково. У девочек из 11 класса было выделено значительно больше ценных приобретений (на 4).

·  В обеих группах  ценности, которые подростки готовы выложить в качестве платы, оказывались  в основном на последних местах по значимости при групповом ранжировании. Фактически, подростки готовы рисковать  тем, что не значимо.

 

·  Выделено 3 ценности из списка ценных потерь, общих для  всех групп (назывались во всех группах): уважение окружающих, здоровье, отношения  с родителями. И 4 желаемых приобретения, также называемых в двух группах: адреналин, новые ощущения, уверенность  в себе, деньги.

·  Такие ценности как  здоровье и отношения с родителями стоят в обеих группах при  ранжировании на первых местах. И эти  же ценности в обеих группах редко  отдают в качестве платы. Эти ценные потери были выделены в группах в  аддиктивных пробах и в 11 классе ещё в пробе «общения в совместной деятельности». Это может означать, что в этих пробах они могут обнаружить для себя что-то как ценное. Такая ценность как здоровье редко встречается в обеих группах среди выложенных плат.

·  Такая ценность как  уважение окружающих стоит в обеих  группах при ранжировании на последних  местах и часто выкладывается  в качестве платы за желаемое приобретение. В 11-ом классе эта ценность была выделена в аддиктивных пробах, в 7-ом - в ситуации, связанной с демонстрацией взрослости. Т.е. в 11 классе эта ценность обнаруживается в асоциальных ситуациях, а в 7 - в социально приемлемой ситуации.

·  Ценное приобретение уверенность  в себе стоит при групповом  ранжировании в обеих группах  на первых местах, а деньги и адреналин  на последних.

·  Адреналин в 7 классе назывался в пробе связанной  с ловкостью, телесностью, а в 11 - в ситуации самовыражения, несущей  в себе частицу риска, неизвестности, опасности. Т.е. в 7 классе рискованными считаются ситуации связанные с  телесностью, а в 11 - связанные с  самовыражением.

·  Новые ощущения у  девочек седьмого класса имеют высокую  оценку при групповом ранжировании, а у девочек 11 класса низкую. Это  может означать, что для девочек 11 класса проблема познания новых ощущений на уровне телесности не актуальна, а  в 7 классе девочкам интересно познать  границы своего тела.

·  Такие ценные потери как безопасность, самоуважение, душевный комфорт, самооценка назывались только в 7 классе.

·  Такие ценные потери как успеваемость в школе, девственность, деньги, свобода, интеллект назывались только в 11 классе.

·  В пробах «по-новому одеться», «пожить без родителей», «поработать» девочки из 7 класса действуют  ради того, чтобы обратить внимание мальчиков, обрести самостоятельность, взрослость, т.е. в этих ситуациях  они пробуют себя на самостоятельность  взрослость. У девочек 11 класса не было замечено подобных проб. На мой взгляд, это связанно с тем, что девочки  из 7 класса активней демонстрируют  свою взрослость, т.к. взрослые к ним  относятся как к маленьким, в  отличие от девочек из 11 класса, к  которым родители уже относятся  более серьёзно. У подростков из 7 класса ценные потери, которые называются в пробах самостоятельности, взрослости - самооценка, самоуважение, доверие  родителей, безопасность, уважение окружающих,- стоят на первых местах при ранжировании и редко выкладываются в качестве платы, т.е. такие пробы позволяют  обнаружить для себя что-то как ценное. Такая ценность как душевный комфорт  называлась в ситуации связанной  с формальной учебной деятельностью (поучаствовать в конкурсе рисунков), в итоге эта ценность имела  низкий ранг и часто выкладывалась  в качестве платы. Т.е. это говорит  о том, что ценности, которые обнаруживаются в результате такой пробы, являются менее значимыми.

·  В пробах «скалолазания» и «стритования» девочки из 11 класса действовали в первую очередь ради общения с другими, т.е. это пробы связанные с ситуациями общения в совместной деятельности. В пробах «рисования граффити» они действовали ради уверенности в себе, т.е. это ситуация самовыражения. Ценные потери из этих ситуаций - свобода, деньги, отношения с родителями, успеваемость в школе, мнение окружающих- эти ценности стоят на первых местах при ранжировании, в итоге реже всего выкладываются в качестве платы, т.е. можно сказать, что ценности, которые обнаруживаются в результате таких проб, являются наиболее значимыми.

·  . В ситуации, связанной с отношениями с противоположным полом были выделены такие ценности как здоровье и девственность. Девственность называлась только в группе девочек 11 класса, при групповом ранжировании эта ценность стоит на последних местах и часто выкладывается в качестве платы, а здоровье- редко т.е. в такой пробе обнаруживаются значимые и незначимые ценности.

·  Значимые ценности, которые  назвались только в 11 классе были обнаружены в пробах отношения с противоположным  полом, самовыражения. общения в совместной деятельности.

·  Значимые ценности, которые  назвались только в 7 классе, были обнаружены в пробах телесности, взрослости, самостоятельности.

Информация о работе Ценности в подростковом возрасте