Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 17:44, курсовая работа
Цель исследования: описать динамику ценностей в подростковом возрасте.
Задачи:
• провести анализ теоретических положений, в рамках которых осуществляется исследование;
• подобрать и опробовать методику обнаружения ценностей у подростков;
• проанализировать данные и оформить результаты практического исследования;
• сравнить ценности подростков на различных этапах подросткового возраста;
• выявить взаимосвязь динамики ценностей и ситуаций проб;
• описать динамику ценностей.
Введение
Глава 1. Психологическое содержание подросткового возраста
1.1 Представление о подростковом возрасте различных подходах
1.2 Фазы подросткового возраста и их общая характеристика
Глава 2. Понятие и сущность ценностей в структуре личности
2.1. Характеристика понятия «ценность» в различных психологических подходах
2.2. Роль ценностей в структуре функционирования личности
2.3 Формирование ценностей в подростковом возрасте
Глава 3. Психологическое содержание и значение проб в подростковом возрасте
Глава 4. Исследование динамики ценностей в подростковом возрасте
4.1 Гипотеза, цели и задачи исследования
4.2 Описание процедуры исследования
4.3 Проведение исследования
Глава 5. Основные результаты и их обсуждение
5.1 Схема обработки полученных данных
5.2 Сравнение банков ситуаций проб у подростков
5.3 Качественное и количественное сравнение ценностных ориентаций подростков разных групп
5.4 Обсуждение и интерпретация полученных результатов
Заключения
Список источников
Приложения
· Подростки из 11 класса в аддиктивных пробах назвали больше приобретений, чем подростки из 7. Т.е. для них такие пробы более привлекательны чем, для семиклассниц.
· В каждой пробе одинадцатиклассницы называли больше ценных приобретений и потерь (2-4), чем семиклассницы (1-2).
Сравнение 2: мальчики 7, 11 классов первой школы
Группа №3 мальчики 7а
(группа 1 типа)
Группа №4 мальчики 11в
(группа 2 типа)
1. Ценности, стоящие на
первых местах при групповом
ранжировании списка ценных
Отношения с родителями, уважение учителя, свобода Здоровье, друзья, свобода, отношения с родителями, личная свобода
2. Ценности, стоящие на
последних местах при
Здоровье, исключение из школы, безопасность. Время, память, спокойствие, успеваемость в школе, деньги
3. Общие для обеих групп ценные потери (назывались в обеих группах).
Отношения с родителями, здоровье, свобода.
4. Различные для обеих групп ценные потери (назывались только в данной группе).
Безопасность, исключение из школы, уважение учителя Время, память, спокойствие, успеваемость в школе, друзья, деньги, личная свобода
5. Наиболее часто используемые
подростками ценности в
Безопасность, исключение из школы, уважение учителя, свобода Деньги, здоровье, время, память, спокойствие
6. Общие для обеих групп
ценные желаемые приобретения (назывались
в обеих группах) – то ради
чего рискует подросток, что
он получает в результате
Адреналин, развлечение, хорошее настроение
7. Различные для обеих
групп ценные желаемые
Уважение окружающих, отдых, внимание девочек, веселье. Удовольствие, наслаждение природой, новые знакомства, романтика, интеллект, благополучие, самоутверждение
8. Ценности, стоящие на первых местах при групповом ранжировании списка желаемых ценных приобретений (см. Таблицу №4 каждой группы в Приложении 3).
Адреналин, уважение окружающих, внимание девочек. Хорошее настроение, развлечение, адреналин, романтика, новые знакомства
9. Ценности, стоящие на
последних местах при
Отдых, развлечение, хорошее настроение, веселье Благополучие, удовольствие, интеллект, наслаждение природой, самоутверждение
10. Количество ценностных ориентаций: список ценных потерь.
Общее количество: 6 ценностей. Общее количество:10 ценностей.
11. Количество ценностных ориентаций: список ценных приобретений.
Общее количество:7 ценностей. Общее количество:10 ценностей
· Количество ценных потерь и приобретений у мальчиков 11 класса больше, чем у мальчиков 7 класса. Отсюда следует, что диапазон ценностей у мальчиков 11 класса шире.
· Выделено 3 ценности из списка ценных потерь, общих для всех групп (назывались во всех группах): отношения с родителями, здоровье, свобода. И 4 ценности из списка желаемых приобретений, также называемых в двух группах: адреналин, развлечения, хорошее настроение.
· Такие ценности как отношения с родителями и свобода стоят на первых местах при ранжировании в обеих группах. В обеих группах эти ценности назвались в аддиктивных пробах. Т.е. аддиктивные пробы позволяют обнаружить данные ценности. Такой ценностью как отношения с родителями практически не готовы расплачиваться ни в одной из групп.
· Здоровье стоит на последних местах при ранжировании у мальчиков из 7 класса и на первых местах у мальчиков из 11 класса. Но при этом у подростков из 11 класса эта ценность является одной из наиболее часто используемых в качестве платы за желаемые приобретения, а в 7 классе наоборот. Т.е. семиклассники не слишком ценят здоровье, но рисковать им не хотят, а в 11 классе вроде ценят, но если надо, готовы им легко пожертвовать. Эта ценность так же была выделена в аддиктивных пробах.
· При сравнении наиболее
часто используемых в группах
ценностей в качестве платы за
желаемые приобретения были замечены
следующие отличительные
· Такие ценности как - безопасность, исключение из школы, уважение учителя- назвались только подростками 7 класса, а такие как- время, память, спокойствие, успеваемость в школе, друзья, деньги, личная свобода- назвались только подростками 11 класса.
· Во многих асоциальных, аддиктивных пробах, которые назвали семиклассники они, на мой взгляд, действовали ради проявления взрослости, чтобы показать, что они уже не маленькие. Но сами подростки толком сказать ради чего они действуют, что приобретают, могли с трудом, в основном все у них делалось ради веселья, развлечения (которые потом при ранжировании стояли на последних местах). Но то, что они сами не могут распредметить эти ситуации говорит о том, что они плохо понимают смысл своих действий. В этих ситуациях были выделены ценности, которые назывались только в этой группе: безопасность, исключение из школы, уважение учителя - эти ценности чаще всего выкладываются в качестве платы, и общие для обеих групп: отношения с родителями, здоровье - эти ценности редко выкладываются в качестве платы. Т.е. можно сказать, что хотя количество асоциальных проб у младших подростков намного больше, чем у старших, они не могут в них обнаружить больше значимых ценностей.
· В пробе ловкости, телесности («рыбалка в опасном месте») называлась ценность здоровья, которая так же называлась и в других пробах. А действовали они в этом случае ради адреналина, хотя, и здесь то, ради чего действовали, называли с трудом.
· У мальчиков из 11
класса проба «читать реп» совершается
ради самоутверждения, т.е. это пробы
самовыражения, поиска себя. Ценность,
которая обнаруживается в этой пробе:
успеваемость в школе, время, причем
она называлась только в этой группе.
Успеваемость в школе редко выкладывается
в качестве платы, т.е. это говорит
о том, что такая проба позволяет
обнаружить такую ценность. Время -
выкладывается часто, значит это
незначимая ценность, но в этой пробе
она обнаруживается. У мальчиков
из 11 класса проба «скалолазания», «пения
под гитару» совершается в
первую очередь ради общения, новых
знакомств и т.д., т.е. это пробы
общения в совместной деятельности.
Ценности, которые назывались в этих
пробах: отношение с друзьями, успеваемость
в школе (в 7 классе - не назывались).
Эти ценности редко выкладываются
в качестве платы, значит, ситуации
позволяют обнаружить что-то как
ценное. В пробах, связанных с
учебной формальной деятельностью
(«хорошо учится»), подростки из 11
класса действовали ради интеллекта,
благополучия и теряли время, спокойствие,
т.е. те ценности, которые не имели
высоких ранговых оценок и часто
выкладывались в качестве платы.
Это говорит о том, что такие
ситуации позволяют обнаружить ценности,
но они не слишком значимые. В
пробах, связанных с отношениями
с противоположным полом они
действовали ради хорошего настроения
и теряли при этом личную свободу,
которая имела высокий ранг и
редко выкладывалась в качестве
платы. Это говорит о том, что
такие пробы позволяют
· В аддиктивных пробах мальчики из 11 класса выделили больше ценностей. Кроме свободы, здоровья и отношений с родителями, они ещё назвали отношения с друзьями, память, деньги. Причем друзьями они почти не готовы жертвовать, а вот с деньгами расстаются очень легко, т.е. такие пробы позволяют обнаружить значимую ценность друзья, и почти ненужную - деньги. Насчет памяти, что-то определённое сказать сложно, на мой взгляд, это не сама по себе ценность а просто формальная формулировка и распредметить в интервью с подростками её нам не удалось.
· Значимые ценности, которые назвались только в 11 классе, были названы в аддиктивных пробах, пробах самовыражения и поиска себя и в пробах общения в совместной деятельности.
· Значимые ценности, которые назвались только в 7 классе, были обнаружены в пробах телесности, ловкости.
· В каждой пробе подростки из 11 класса называли больше ценных приобретений и потерь (2-5), чем подростки из 7 (1-2).
Сравнение 3: девочки 7 и 9 классов второй школыГруппа №5 девочки 7б класса (группа 1 типа) Группа №6 девочки 9б класса (группа 2 типа)
1. Ценности, стоящие на
первых местах при групповом
ранжировании списка ценных
Жизнь, здоровье. Жизнь, свобода (арест), время, репутация, отношения с близкими
2. Ценности, стоящие на
последних местах при
Успеваемость в школе, время, самоутверждение. Здоровье, свобода ( дом), деньги
3. Общие для обеих групп ценные потери (назывались в обеих группах).
Здоровье, жизнь, время
4. Различные для обеих групп ценные потери (назывались только в данной группе).
Успеваемость в школе, самоутверждение. Свобода (арест), репутация, свобода ( дом), деньги, отношения с близкими
5. Наиболее часто используемые
подростками ценности в
Здоровье, время. Время, свобода (дом), деньги.
6. Общие для обеих групп
ценные желаемые приобретения (назывались
в обеих группах) – то ради
чего рискует подросток, что
он получает в результате
Новые ощущения, любопытство(интерес), адреналин, веселье ( развлечение).
7. Различные для обеих
групп ценные желаемые
Самоопределение, самоутверждение, новые друзья, ловкость, время, эстетическое наслаждение. Испытать себя, узнать что-то новое, смелость, деньги, хорошее самочувствие, выплеск эмоций, спокойствие.
8. Ценности, стоящие на первых местах при групповом ранжировании списка желаемых ценных приобретений (см. Таблицу №4 каждой группы в Приложении 3).
Новые ощущения, самоутверждение, время, веселье (развлечение). Общение с друзьями, новые ощущения, испытать себя, узнать что-то новое, адреналин, деньги.
9. Ценности, стоящие на
последних местах при
Любопытство(интерес), адреналин,
самоопределение, новые друзья, ловкость,
эстетическое наслаждение. Любопытство(
10. Количество ценностных ориентаций: список ценных потерь.
Общее количество: 5 ценностей. Общее количество: 8 ценностей.
11. Количество ценностных ориентаций: список ценных приобретений.
Общее количество: 10 ценностей. Общее количество: 12 ценностей
· Количество ценных потерь и приобретений у девочек 9 класса больше, чем у девочек 7 класса. Отсюда следует, что диапазон ценностей у девочек 9 класса шире.
· Выделено 3 ценности из списка ценных потерь, общих для всех групп (назывались во всех группах): время, здоровье, жизнь. И 4 ценности из списка желаемых приобретений, также называемых в двух группах: адреналин, развлечения, новые ощущения, любопытство.
· Здоровье, жизнь в 7 классе назывались в пробах ловкости, телесности («новый аттракцион», «прыжок с парашюта»), в 9 классе в аддиктивных пробах, пробах ловкости, телесности . Время называлось в 7 классе в пробе взрослости («стать журналистом»), в 9 классе в пробе самовыражения, поиска себя( «устроится на работу»). Таким образом, можно сказать, что пробы телесности ловкости, взрослости в 7 классе позволяют обнаружить такие ценности как время, здоровье, жизнь; в 9 классе эти ценности обнаруживаются в аддиктивных пробах, пробах телесности, ловкости, пробах самовыражения, поиска себя. Здоровье, жизнь – те ценности, которые девочки 9 класса редко выкладывают в качестве платы, жизнь стоит на первых местах при ранжировании, значит они значимые. Время - та ценность, которой девочки из 9 класса расплачиваются в первую очередь, значит она не значимая.
· Такие ценности как - успеваемость в школе, самоутверждение- назвались только в 7 классе, а такие как- свобода (арест), репутация, свобода ( дом), деньги, отношения с близкими- только в 9 классе.
· В пробах «новый аттракцион», «покататься на скейте» и т.д., девочки из 7 класса действовали ради адреналина, новых ощущений, испытания себя на ловкость, развлечения - т.е., это пробы своей телесности ловкости и связанных с этим экстра-переживаний. В этих пробах обнаруживаются только ценности жизнь и здоровье. Эти ценности стоят на первых местах при ранжировании, но затем здоровье часто выкладывается в качестве платы, т.е., это не слишком значимая ценность. Пробу «стать журналистом», которая назвалась у этой группе подростков, я отношу к пробе взрослости, т.к. подростки, назвав эту пробу, долго не могли сказать ради чего, потом сказали что-то вроде: журналистом быть здорово, это новые знакомства, друзья; т.е., журналист представляет образ взрослости. Эту пробу нельзя отнести к с пробе профессионального самоопределения, т.к. в этом случае подростки действовали бы, скорее всего, ради самоопределения, поиска своего места в жизни и т.д. (в данном случае приобретение самоопределения выделилось с подсказки ассистента, а подростки вроде - бы как просто с этим согласились, но затем ради этого приобретения почти ничем не готовы были жертвовать). В этой пробе была названа ценность время, затем подростки в первую очередь выкладывали её в качестве платы. Это говорит о том, что такая проба не позволяет обнаружить значимых ценностей. У девочек 7 класса в асоциальная проба, связанная с нарушением формальных норм («не сделать домашнее задание»), совершается ради приобретения свободного времени, при этом обнаруживается, что потерять можно успеваемость - ту ценность, которую они выкладывают в качестве платы редко. Значит, в асоциальной пробе семиклассницы могут обнаружить значимую ценность. Мы считаем, что сама по себе эта проба относится к пробе взрослости («взрослые нарушают правила, и я могу»), а совершается - в асоциальной ситуации.