Ценности в подростковом возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 17:44, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: описать динамику ценностей в подростковом возрасте.
Задачи:
• провести анализ теоретических положений, в рамках которых осуществляется исследование;
• подобрать и опробовать методику обнаружения ценностей у подростков;
• проанализировать данные и оформить результаты практического исследования;
• сравнить ценности подростков на различных этапах подросткового возраста;
• выявить взаимосвязь динамики ценностей и ситуаций проб;
• описать динамику ценностей.

Оглавление

Введение
Глава 1. Психологическое содержание подросткового возраста
1.1 Представление о подростковом возрасте различных подходах
1.2 Фазы подросткового возраста и их общая характеристика
Глава 2. Понятие и сущность ценностей в структуре личности
2.1. Характеристика понятия «ценность» в различных психологических подходах
2.2. Роль ценностей в структуре функционирования личности
2.3 Формирование ценностей в подростковом возрасте
Глава 3. Психологическое содержание и значение проб в подростковом возрасте
Глава 4. Исследование динамики ценностей в подростковом возрасте
4.1 Гипотеза, цели и задачи исследования
4.2 Описание процедуры исследования
4.3 Проведение исследования
Глава 5. Основные результаты и их обсуждение
5.1 Схема обработки полученных данных
5.2 Сравнение банков ситуаций проб у подростков
5.3 Качественное и количественное сравнение ценностных ориентаций подростков разных групп
5.4 Обсуждение и интерпретация полученных результатов
Заключения
Список источников
Приложения

Файлы: 1 файл

Курсовая Богданова.docx

— 99.64 Кб (Скачать)

3. Процедура позволяет  выявить два набора ценностей:  ценные желаемые приобретения, ради  которых совершается проба, и  ценные потери, возможные в ситуациях  проб.

4. С помощью группового  интервью, то есть, при непосредственном  общении с подростками, мы получаем  возможность описать ценности  и представление о риске на  «языке» подростков.

4.3 Проведение  исследования

1 этап. Набор респондентов  для группового интервью

На первом этапе нашей  работы предстояло отобрать участников для группового интервью. Участники  групп отбирались по возрасту и полу.

В исследовании принимали  участие ученики 13-14,15-17 лет (7, 9, 11 классов) двух школ г.Венева. Одна школа (в данном исследовании назевается первой) Советского района №7. Вторая школа (в данном исследовании называется вторая школа) мр-н. «Черёмушки» №89. Обе школы занимаются по традиционной программе.

Выборка: Группы для исследования, составом 8-12 человек, формировались по половому признаку (всего 74 человек; из них - 35 мальчиков, 39 девочек) и возрасту (всего 74; из них 36- подростки 13-14 лет, 38-поростки 15-17 лет.

В группы 1 типа - подростки 13-14 (ученики 7 класса) обеих школ.

В группы 2 типа – подростки 15-17 лет (ученики 9, 11 классов) обеих школ.

Подростки, входящие в группы 1 типа:

Было проведено 4 группы – 2 группы девочек (13-14 лет) по одной группе из каждой школы, 2 группы мальчиков (13-14 лет) по одной группе из каждой школы.

Подростки, входящие в группы 2 типа:

Было проведено 4 группы – 1 группа девочек (16-17 лет) из первой школы, одна группа мальчиков (16-17 лет) из первой школы, 1 группа девочек (15-16 лет) из второй школы, 1 группа мальчиков (15-16 лет) из второй школы.

Итого: исследование было проведено  в 8 группах подростков.

2 этап. Проведение интервью  с элементами игровой процедуры  в выделенных группах

Техническое обеспечение  групп: необходимо наличие помещения  с поставленными в центре столами  так, чтобы участники сидели кругом и могли видеть друг друга. Также  необходима школьная доска и мел, для фиксации сказанного, конверты с карточками и бланками для фиксации индивидуальных результатов, карточки для написания имен участников, ручки  и небольшие призы за участие (раздаются в конце интервью).

Порядок проведения исследования:

1.  Представление модератора  и ассистента (модератор ведет  группу, ассистент раздает конверты, карточки для имен, фиксирует  сказанное на доске).

2.  Обозначение темы  исследования: «Мы исследуем представление  о риске в подростковом возрасте, а также ценности подросткового  возраста, поэтому обращаемся к  вам как к экспертам. Вы очень  поможете нам, если ответите  на наши вопросы, поделитесь  своим мнением. Заранее большое  спасибо».

3.  Введение норм группового  интервью: «Для нас важно, чтобы  вы говорили искренне и то, что считаете нужным, для нас  важно мнение каждого участника,  при этом нет мнений правильных  или неправильных, плохих или  хороших. Важно, чтобы в ходе  интервью вы не перебивали  друг друга, а давали каждому  возможность высказаться. Все,  что будет сказано в группе, запрещается выносить за ее  пределы, можно это обсуждать,  но только в обезличенной форме, не называя имен и того, что именно говорит тот или иной человек. Все ли согласны с этими правилами? Если ли добавления, пожелания? Сейчас есть возможность покинуть группу тех, кто не согласен с правилами или не собирается давать искренних ответов».

После этого, как правило, некоторые покидают группу, с остальными проводится исследование.

4.  Представление участников  группы модератору и ассистенту, прикрепление табличек с именами  (это помогает сделать ассистент).

5.  Проведение интервью (последовательно задаются необходимые  вопросы, которые можно посмотреть  в Приложении 1). Сказанное участниками  фиксируется ассистентом на доске  в три столбика – тем самым,  формируются три банка (списка):

·  банк ситуаций пробы;

·  банк желаемого (возможных  ценных приобретений, ради которых  совершается проба);

·  банк ценных потенциальных  потерь в ситуации пробы (того, что  можно потерять в ситуации пробы).

6.  Ранжирование списка  желаемого и списка ценных  потенциальных потерь.

Каждое приобретение из списка желаемого, после подсчета ассистентом, получает средний групповой балл. Самый высший средний балл говорит  о высшей ценности приобретения (желаемого) среди участников. Это приобретение стоит на 1 месте в этой группе. Напротив него ставим цифру. Так определяем места всех приобретений из списка.

7.  Ранжирование списка  ценных потерь.

Всем участникам раздаются  конверты с карточками. На карточках  участники должны написать те ценные потенциальные потери, которые мы выделили выше (на одной карточке –  одна ценность). Далее участникам нужно  проранжировать эти ценности по такой схеме: высшей ценности приписывается самый большой номер карточки (самый высший ранг или балл), низшей – самый маленький номер карточки, то есть единица (низший ранг или балл).

Например, количество ценностей  в банке составляет 10 штук. Итого  получается – 10 карточек, на которых  пишутся ценности. Самой высшей ценности приписывается №10 (10 баллов = первое место), самой низшей - №1 (1 балл = последнее  место).

Важно помнить, что в нашем  исследовании ранжирование идет в обратной последовательности, отличной от последовательности привычного ранжирования, где первый ранг соответствует самой важной ценности, а последний ранг –  наименее важной из списка. В нашем  ранжировании самый высокий ранг означает самую высокую значимость этой ценности для испытуемого, эта  ценность стоит на 1 месте в списке значимого для подростка. Например, 10 ранг означает, что данную ценность подросток оценивает в 10 баллов и  данная ценность занимает 1 место. Соответственно, самый низкий 1 ранг означает самую  низкую значимость ценности, которая  занимает последнее 10 место для испытуемого  в списке значимого и оценивается  в 1 балл.

8.  Проведение игры  «Аукцион».

Участникам дается задание: «Давайте теперь представим, что мы можем получить что-то из списка желаемого. Начнем по порядку. Итак, вы можете получить …. (адреналин, деньги, удовольствие и  т. д.). Что вы готовы отдать за это? Вам  нужно из тех карточек, которые  есть выложить перед собой те, которые  вы готовы отдать в качестве платы  за то, что можете приобрести. Можно  выкладывать несколько карточек, можно ни одной (Например, за удовольствие я готова отдать время и деньги – эти карточки я и выкладываю). Далее каждому из вас следует суммировать баллы на карточках, которые вы выложили и поочередно называть их ассистенту. Ассистент будет подсчитывать средний групповой балл за каждое желаемое приобретение, и писать его напротив того приобретения, о котором идет речь. Если вы не выкладываете ни одной карточки, называете ноль. Так будет рассмотрен весь список желаемых приобретений».

(Например, из списка желаемого  можно получить «удовольствие». Один участник выложил карточку «деньги», ранг у которой, равен 5. Другой участник выложил карточку «здоровье», ранг у которой равен 11 (ранг = количеству баллов). Сумма рангов (баллов) двух участников равна 11+5=16. Средний балл = 16:2=8).

Дополнительно в распоряжении каждого участника будет находиться чистый бланк для фиксации индивидуальных результатов (см. Приложение 1).

9.  Окончание интервью. Модератор благодарит участников  за то, что уделили время, дарит  небольшие сувениры, отвечает на  интересующие участников вопросы  и т. д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 5. Основные результаты и их обсуждение

5.1 Схема обработки полученных  данных

После обработки все данные были занесены в специальные таблицы, которые можно посмотреть в Приложении 3 (см. Таблицы № 1-5 для каждого  группового интервью).

Обработка данных проходила  по следующей схеме:

a)  Подсчет средних групповых рангов списка ценных потенциальных потерь (см. Таблицу №1 и №2).

По каждой ценности из списка потенциальных потерь складываются индивидуальные ранги, определяемые каждым участником для этой ценности при  индивидуальном ранжировании карточек. Полученная сумма делится на количество участников группового интервью –  получаем средне-групповой ранг. Таким образом, можно посмотреть, какие ценности в среднем наиболее значимы в каждой группе, а какие наименее значимы. Самый высокий средний ранг означает, что ценность наиболее значима в данной группе, что большинство участников определяли для этой ценности самый высокий ранг при индивидуальном ранжировании, а значит, эту ценность можно поставить на первое место при групповом ранжировании (см. Таблицу №2). Индивидуальный порядок ранжирования можно посмотреть в Таблице №1.

b)  Подсчет результатов индивидуальных плат за желаемые приобретения у каждого участника в группе (см. Таблицу №3).

В Таблице №3 указан список желаемых приобретений, список того, что  подросток получает в ходе проб (или  желает получить), ради чего совершает  пробу. Также в таблице указано, что каждый подросток готов отдать в качестве платы из списка ценных потерь за желаемое приобретение. Например, за адреналин подросток готов  отдать деньги и здоровье. Напротив слова «адреналин» для этого  подростка будут написаны слова  «деньги» и «здоровье», а в скобках  рядом с этими словами указано, какой ранг занимают деньги и здоровье при индивидуальном ранжировании подростка. Внизу сразу после слов «деньги» и «здоровье» жирным шрифтом написана сумма их рангов.

c)  Подсчет средних баллов желаемых приобретений в каждой группе, ранжирование списка желаемых приобретений (см. Таблицу №4).

По каждому желаемому  приобретению дополнительно складываются подсчитанные суммы рангов (указаны  жирным шрифтом в ячейках Таблицы  №3) тех ценностей, которые участники  готовы отдать за соответствующее желаемое приобретение. После сложения сумм, итоговая сумма делится на количество участников группы. Получаем средний  групповой ранг каждой ценности из списка желаемого. Самый высший средний  ранг (балл) говорит о высшей ценности желаемого приобретения среди участников. Это приобретение стоит на 1 месте  в этой группе. Напротив него ставим цифру 1. Так определяем места всех приобретений из списка (см. Таблицу №4).

d)  Подсчет частоты использования в ответах тех ценностей, которые участники каждой группы готовы выкладывать в качестве платы за желаемые приобретения (см. Таблицу №5).

Подсчитывается, сколько  раз каждая ценность из списка ценных потерь встретилась в таблице. Смотрим, какая ценность встречается чаще, какая реже; чем готовы охотно рисковать  участники (выкладывают чаще всего), чем не готовы (выкладывают реже всего или не выкладывают вовсе).

 

 

5.2. Сравнение банков  ситуаций проб у подростков

Группы №1 - № 4 - подростки  первой школы.

Группы №5- № 8 - подростки  второй школы.

(см. выше «Набор респондентов для группового интервью»).

Анализ ситуаций проб показал  следующее:

·  Пробы, связанные с  алкоголем встречаются у всех подростков групп первой школы и  только в двух группах второй школы (у мальчиков 7 класса и у девочек 9 класса).

·  Общие ситуации, называемые подростками мальчиками и девочками 7 класса в обеих школах - пробы, связанные  с телом, телесностью, пробы собственной  ловкости, границ своего тела и с  испытываемыми при этом экстра-переживаниями («стрельба из оружия», «рыбалка в опасном месте», «прыгнуть с большой высоты», «покататься на скейте» и т.д.). Такие пробы так же есть у всех подростков 9 класса второй школы.

·  У девочек и мальчиков 11 класса из первой школе и группы мальчиков 7 класса второй школы встречаются  ситуации, связанные с пробой легких наркотиков.

·  Старшие подростки  из первой школы называли ситуации, связанные с отношениями с  противоположным полом – это  их пробы общения, привлечения внимания и т. д., а так же подобную пробу  назвали мальчики 7 класса из второй школы, для них - это была проба  взрослости, а в 11 классе - скорее проба  построения отношений с противоположным  полом.

·  Проба «работать» называлась только в двух группах девочек, причем в первой школе у девочек 7 класса, а во второй школе у девочек 9 класса. Скорее всего, эта проба в 7 классе относится к пробе самостоятельности, независимости, а в 9 классе связанна с поиском своего места в жизни.

·  У мальчиков 7 класса в обеих школах среди выделенных ситуаций проб нет ситуаций, связанных  с образованием, учебной деятельностью, а напротив, больше встречаются ситуации асоциального характера («курить при  датчиках (противопожарных), «воровать  яблоки в чужом огороде», «выпить  и пойти на школьную дискотеку», «напиться и убегать от ментов» и т. п.). У девочек 7 класса такие ситуации встречаются по одному разу: у девочек из первой школы - аддиктивная проба (покурить), у девочек из второй школы - нарушение нормы (не сделать домашнее задание).

·  У мальчиков старших  классов в обеих школах практически  все ситуации пробы носят просоциальный характер, они связаны с образованием, освоением новой деятельности («хорошо учиться», «сдать экзамен хорошо» «сесть за руль», «сдать на оливковый берет» и т. п.).

·  Пробы, связанные с  самовыражением назывались у всех мальчиков  старших классов и у девочек 11 класса первой школы (в таких пробах главное для них показать свои способности, особенности, выразить свое мнение, получить признание, уважение окружающих) - «читать реп», «изобрести особую петарду», «рисовать граффити».

·  У девочек из 7 класса первой школы появляются ситуации, связанные с пробами самостоятельности («поработать», «пожить отдельно без  родителей»). Так же у них были отмечены ситуации, связанные с демонстрацией  взрослости окружающим, что характерно для подросткового возраста («надеть  туфли на каблуках»). У девочек  из 11 класса этой же школы не было обнаружено подобных ситуаций.

·  Интересно, что проба, связанная с будущей профессиональной деятельностью названа в группе девочек 7 класса второй школы. Возможно, это связанно с представлением о  взрослости, т.е. девочка, которая назвала эту пробу, видит идеал взрослости в будущей профессии.

·  У девочек из 7 класса в обеих школах есть ситуации, связанные  с учебной, творческой, продуктивной деятельностью, например, «участвовать в конкурсе рисунков», «учебный конкурс» (имеется ввиду предметная олимпиада). Но ценности, которые обнаруживаются в этих пробах незначимые.

Информация о работе Ценности в подростковом возрасте