Ценности в подростковом возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 17:44, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: описать динамику ценностей в подростковом возрасте.
Задачи:
• провести анализ теоретических положений, в рамках которых осуществляется исследование;
• подобрать и опробовать методику обнаружения ценностей у подростков;
• проанализировать данные и оформить результаты практического исследования;
• сравнить ценности подростков на различных этапах подросткового возраста;
• выявить взаимосвязь динамики ценностей и ситуаций проб;
• описать динамику ценностей.

Оглавление

Введение
Глава 1. Психологическое содержание подросткового возраста
1.1 Представление о подростковом возрасте различных подходах
1.2 Фазы подросткового возраста и их общая характеристика
Глава 2. Понятие и сущность ценностей в структуре личности
2.1. Характеристика понятия «ценность» в различных психологических подходах
2.2. Роль ценностей в структуре функционирования личности
2.3 Формирование ценностей в подростковом возрасте
Глава 3. Психологическое содержание и значение проб в подростковом возрасте
Глава 4. Исследование динамики ценностей в подростковом возрасте
4.1 Гипотеза, цели и задачи исследования
4.2 Описание процедуры исследования
4.3 Проведение исследования
Глава 5. Основные результаты и их обсуждение
5.1 Схема обработки полученных данных
5.2 Сравнение банков ситуаций проб у подростков
5.3 Качественное и количественное сравнение ценностных ориентаций подростков разных групп
5.4 Обсуждение и интерпретация полученных результатов
Заключения
Список источников
Приложения

Файлы: 1 файл

Курсовая Богданова.docx

— 99.64 Кб (Скачать)

30.  Сергоманов П.А., Васильева Н.П. Становление образовательных интересов в старшем школьном возрасте.

31.  Новопашина Л.А. Особенности проявления мотивации учения и девиантного поведения у подростков из разных школ.

32.  Драгунова Т.В. Проблема  конфликта в подростковом возрасте.(Из золотого фонда исследования конфликтов). Бюллетень клуба конфликтологов №6, г. Красноярск, 1997г.

33.  Кухаренко И.А., Федоренко  Е.Ю. Исследование образа идеального  взрослого у старшеклассников. Бюллетень  клуба конфликтологов, №7, 1999 г.

34.  Джексон С., .Босма Г., Исследования подросткового периода: обзор европейских исследований 90-х годов и их перспективы. Бюллетень клуба конфликтологов №5, г. Красноярск, 1996г.

35.  Курганов С.Ю. Некоторые  особенности учебной деятельности  на переходе от подросткового  возраста к юношескому. Бюллетень клуба конфликтологов №4, г. Красноярск, 1995г

36.  Тюменева Ю. А. Особенности социальной ситуации развития детей разного пола и нормативная регуляция поведения. Бюллетень клуба конфликтологов №5, г. Красноярск, 1996г.

37.  Ньюмен Ю., Ньюмен Б., Различия между детством и взрослостью: идентификационная граница*. Бюллетень клуба конфликтологов №5, . Красноярск, 1996г.

38.  Дюндик Н.Н., Федоренко Е. Ю., Возрастная специфика изучения и профилактики зависимости в школьных условиях. Бюллетень клуба конфликтологов №6, г. Красноярск, 1997г

39.  Курышева О.А., Динамика  представлений о взрослости у  детей младшего подросткового  возраста. Бюллетень клуба конфликтологов, №7, 1999 7.

40.  Цукерман Н.В., Психология саморазвития. Задачи для подростков и их педагогов.- М., 2000.

41.  Братусь Б.С. Психологические аспекты нравственного развития личности. - М., 1977.

42.  Филькова Т.В., Влияние  ценностных ориентаций на представление  о риске в подростковом возрасте/ дипломная работа.- Красноярск 2005.

43.  http://www.altruism.ru/sengine.cgi/5/7/8/1/6

44.  http://bestreferat.com.ua/referat/detail-22423.html

45.  http://lib.socio.msu.ru/l/library?e=d-000-00---0lomon--00-0-0-0prompt-10---4------0-1l--1-ru-50---20-help---00031-001-1-0windowsZz-1251-00&a=d

46.  http://www.geocities.com/gazetka/ii-uman.html

47.  http://kursowiki.ru/kursovie/54/86844.html

48.  http://www.childpsy.ru/index.php/item/732

49.  http://kursowiki.ru/kursovie/54/86844.html

50.  http://nveresov.narod.ru/VD.htm

51.  http://gly.ru/?tid=70

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

 

 

 

Приложение 1

Вопросы группового интервью

1. Формирование банка  ситуаций пробы.

·  Встречаются ли в  вашей жизни ситуации, когда вы что-то пробуйте или пробуйте что-то новое?

·  А что это за ситуации, или какие это ситуации? Вы можете их описать, назвать?

Уточним: речь идет о ситуациях, которые позволяют узнать о себе что-то новое, почувствовать какие-то свои возможности, либо узнать о тех  своих качествах, о которых до этого не знал. Таким образом, речь идет о ситуациях, которые меняют ваше представление о самом себе.

Формируется банк ситуаций пробы, который фиксируется на доске  ассистентом.

Дополнительный вопрос: А  какие ситуации еще встречаются  в вашей жизни, в которых вы что-то пробуйте или пробовали что-то новое за последнее время?

2. «Распредмечивание» ситуаций пробы, формирование банка желаемых

приобретений, ради которых  совершается проба.

А теперь давайте поговорим  по поводу каждой ситуации.

·  Что в каждой ситуации можно приобрести?

 

·  Ради чего в этих ситуациях  можно действовать или что  бы вы хотели получить в этих ситуациях (когда пробуйте что-то)?

 

·  Как вы считаете, что  такое риск?

 

·  Как вы считаете, а  попробовать что-то новое в жизни  – это риск (или рискованно, рискованная  ситуация, связано с риском)?

 

Формируется список ценных приобретений.

 

3. Формирование банка  потенциальных потерь в ситуации  пробы.

 

·  Итак, мы выяснили, что  пробы несут в себе определенную частицу риска. И те ситуации пробы, которые вы перечислили так или  иначе связаны с какой-то степенью риска, поскольку в этих ситуациях  есть вероятность что-то потерять. (Например, если я первый раз в жизни пробую покататься на горных лыжах, есть вероятность, что может так или иначе  пострадать мое здоровье, если я  неудачно покатаюсь). Сейчас вы пробовали  перечислить то, что можно было приобрести в этих ситуациях, перечислить  то, ради чего совершалась проба.

 

·  Давайте теперь попробуем  перечислить и то, что можно  было потерять в этих ситуациях (чем  рискуешь, когда пробуешь что-то новое)?

 

·  А есть ли примеры  из вашей жизни, когда потери были на самом деле?

 

Дополнительные (наводящие) вопросы:

 

То, что можно потерять, можно также положить и в качестве платы.

 

·  А есть ли что-то такое, что может быть положено в качестве платы в ситуациях риска?

 

·  Что может быть еще  положено в качестве платы в ситуациях  пробы (или ситуациях риска), что  еще не перечислили?

 

·  Что еще у вас  есть такого, чем вы готовы платить  в ситуациях проб (риска) или можете заплатить? То есть, нужно подумать, что у меня есть такого, что я  могу положить в качестве платы.

 

·  А теперь подумайте, есть ли у вас что-то такое, что  вы никогда не готовы выкладывать  как плату, ни в какой ситуации пробы (риска), когда есть риск потерять это.

 

Банк пополняется и  приводится в удобный для работы с ним вид. В итоге получаем определенное фиксированное количество ценных потерь (ценностей).

 

 

 

 

Бланк индивидуальных результатов

 

Ф. И. О. _______________________________________

 

Класс___________

 

 Список желаемого (что  я хочу получить, ради чего  я готов рискнуть) Что я готов отдать в качестве платы за желаемое в ситуации риска (чем я готов рискнуть) 

Сумма

 

баллов

1. Адреналин 1, 2, 5 8

2. Удовольствие 3, 2, 7 12

3. ………. ……….. ….

 

  

  

 

 

  

  

 

 

  

  

 

 

  

  

 

 

  

  

 

 

  

  

 

 

  

  

 

 

  

  

 

 

  

  

 

 

  

  

 

 

  

  

 

 

  

  

 

 

  

  

 

 

  

  

 

 

  

  

 

 

  

  

 

 

  

  

 

 

  

  

 

 

  

  

 

 

  

  

 

 

  

  

 

 

 

 

 

ü  Чтобы можно было расшифровать, что каждый участник подразумевал под теми или иными цифрами, бланк и карточки он должен будет положить в отдельный конверт.

 

 

 

 

Приложение 2

 

 

 

Ситуации проб, которые  называли подростки.

 

 

 

Таблица №1.

Группа №1

 

(девочки 7а класс) 

Группа №2

 

(девочки 11б класса) 

Группа №3

 

(мальчики 7а класса) 

Группа №4

 

(мальчики 11а класса)

Попробовать надеть новую  одежду, которую ни разу не одевала 1. Первый раз попробовать секс 1. Пробовать алкоголь 1. Покурить ганджубас

2. Попробовать первый  раз курить 2. Попробовать легкие наркотики 2. Попробовать не ходить в школу неделю 2. Пробовал выпить много алкоголя

3. Попробовать пострелять  на занятиях в специальном  кружке 3. Попробовать заняться скалолазанием 3. Пробовать взорвать петарды в школе 3. Пробовать заниматься скалолазанием

4. Пробовать участвовать  в конкурсе рисунков в художественной  школе 4. Пробовать сильно напиться 4. Первый раз тушить пожар 4. Петь песни под гитару

5. Попробовать пожить  без родителей 5. Пробовать стритовать ( на улице петь песни за деньги.) 5. Попробовать кидать пакеты с водой с крыши дома 5. Пробовать учиться хорошо

6. Попробовать работать 6. Пробовать рисовать граффити 6. Пробовал воровать яблоки в чужом огороде 6. Пробую читать реп

7. Пробовал рыбачить в  опасном месте 7. Пробовать общаться, дружить, встречаться с девушками

8. Попробовал напугать  соседа тыквой на голове 

9. Первый раз выпили  и пошли на школьную дискотеку 

10. Курили при противопожарных  датчиках 

 

 

Группа №5

 

(девочки 7б класс) 

Группа №6

 

(девочки 9б класса) 

Группа №7

 

(мальчики 7б класса) 

Группа №8

 

(мальчики 9б класса)

Попробовать новый аттракцион 1. Устроится на работу 1. Пробовать сигареты 1. Прыгнуть с тарзанки

2. Попробовать прыжок  с парашютом 2. Попробовать заняться экстремальным видом спорта 2. Попробовать «травку» 2. Сдать на оливковый берет

3. Поучаствовать в учебном  конкурсе 3. Заняться дайвингом. 3. Пробовать поссорится ( с другом, подругой) 3. Пробовать прыгнуть с парашютом

4. Пробовать стать журналистом 4. Пробовать успокоительное 4. Пробовать алкоголь 4. Лично сесть за руль

5. Попробовать покататься  на корабле 5. Пробовать прыгнуть с парашюта 5. Попробовать спрыгнуть с большой высоты 5. Пробовать изобрести особую питарду

6. Попробовать покататься  на самолете 6. Пробовать выпить 6. Пробовать секс 6. Пробую пожить в лагере

7. Попробовать покататься  на скейте 7. Попробовать похулиганичить 7. Пробовал напиться и убегать от ментов 7. Пробовать сдать экзамен хорошо

Попробовать не сделать домашнее задание 8. Полазить в телефоне старшего брата  8. Попробовать не сдать экзамен

9. Пробовала убежать с  практики


Информация о работе Ценности в подростковом возрасте