Ценности в подростковом возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 17:44, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: описать динамику ценностей в подростковом возрасте.
Задачи:
• провести анализ теоретических положений, в рамках которых осуществляется исследование;
• подобрать и опробовать методику обнаружения ценностей у подростков;
• проанализировать данные и оформить результаты практического исследования;
• сравнить ценности подростков на различных этапах подросткового возраста;
• выявить взаимосвязь динамики ценностей и ситуаций проб;
• описать динамику ценностей.

Оглавление

Введение
Глава 1. Психологическое содержание подросткового возраста
1.1 Представление о подростковом возрасте различных подходах
1.2 Фазы подросткового возраста и их общая характеристика
Глава 2. Понятие и сущность ценностей в структуре личности
2.1. Характеристика понятия «ценность» в различных психологических подходах
2.2. Роль ценностей в структуре функционирования личности
2.3 Формирование ценностей в подростковом возрасте
Глава 3. Психологическое содержание и значение проб в подростковом возрасте
Глава 4. Исследование динамики ценностей в подростковом возрасте
4.1 Гипотеза, цели и задачи исследования
4.2 Описание процедуры исследования
4.3 Проведение исследования
Глава 5. Основные результаты и их обсуждение
5.1 Схема обработки полученных данных
5.2 Сравнение банков ситуаций проб у подростков
5.3 Качественное и количественное сравнение ценностных ориентаций подростков разных групп
5.4 Обсуждение и интерпретация полученных результатов
Заключения
Список источников
Приложения

Файлы: 1 файл

Курсовая Богданова.docx

— 99.64 Кб (Скачать)

1.2 Фазы подросткового  возраста и их общая характеристика

В отечественной литературе существует различение предподросткового кризиса и стабильного подросткового возраста [19]. Относительно данного исследования, мы так же будем придерживаться этой трактовки. Мы согласны c мнением К.Н. Поливановой, которая пишет, «... нельзя не признать переходными, кризисными типичные характеристики поведения детей на протяжении всего подросткового возраста, но это противоречие снимается следующим образом: подростковый возраст, возникший лишь около ста лет назад, не нашел в современной культуре способов своего разрешения, подобно более древним возрастам. Поэтому в жизни мы имеем дело с кризисом, не находящим своего разрешения» [19] .

В литературе [24, 28, 19, 25, 29] существует различение младшего (12-13 лет) и старшего (14-16) подросткового возраста, некоторые  авторы относят последний период к юности.

В начале подросткового возраста физиологическое взросление - половое  созревание - вызывает бурный рост, диспропорции тела, неуклюжесть, неловкость. Психологический  эффект этих изменений усиливается  тем, что окружающие подчеркивают, что  ребенок вырос выше мамы или стал неловкий, делают замечания по поводу внешности. И подросток начинает рассматривать себя в зеркало  и ему начинает казаться, что между  ним и взрослым нет никакой  разницы. В этом возрасте происходит возникновение и формирование чувства  взрослости. Как считает Д. Б. Эльконин, «чувство взрослости есть новообразование сознания»[22], через которое подросток сравнивает себя с другими, находит образцы для усвоения, строит свои отношения с другими людьми, перестраивает свою деятельность». Согласно Л. С. Выготскому, самосознание подростка – это «социальное сознание, перенесенное внутрь». Важный момент его развития – осознание своих индивидуальных качеств, оценка которых происходит с точки зрения степени взрослости, подросток выделяет эталон и смотрит на себя через него. Формирование взрослости происходит в ходе общения с взрослыми, с друзьями и одновременно и с теми и с другими [6]. Главным содержанием этого чувства выступают морально-этические нормы поведения, усвоение которых происходит в общении со сверстниками и с взрослыми. А выделение в этот период общения со сверстниками как самостоятельной сферы жизни подростка - важный этап развития ребенка как социального существа.

В общении происходит реализация норм отношений и их усвоение. Особая роль в формировании чувства взрослости принадлежит взрослому человеку. Важно, чтобы отношения взрослого  к ребенку не было непоследовательным (то как к маленькому, то как к взрослому). Тогда можно будет избежать многих трудностей. При отсутствии условий для позитивной реализации своих потенциалов процессы самоутверждения могут проявляться в искаженных формах, приводить к неблагоприятным реакциям и последствиям. Кризисные периоды отличаются значительным прорывом в психику подсознательных, трудно контролируемых или вовсе не поддающихся контролю импульсов. Этому способствует утрата чувства безопасности и комфорта, нарушение внутреннего равновесия, возрастание тревожности и усиление экзистенциальных страхов, порой нерациональных.

Старший школьный возраст (14-16 лет) одни авторы относят к юности, скорее к ее началу, другие к подростковому  возрасту, скорее к его окончанию [28]. В психолого-педагогической литературе нет более или менее общепринятого  мнения ни о социальной ситуации развития юноши, ни о новообразованиях, ни о  ведущей деятельности.

Практика и наблюдения показывают различия между детьми 12-13 и 14-16 лет [28]. Прежде всего, особенности детей старше 14 лет состоят в относительной стабилизации культурных интересов (интерес для себя к какой-либо культурной форме и содержанию, интерес к предмету, занятию и т.п.) и складывания их ядра; внешней половой оформленности (вторичные половые признаки и нормы отношений с противоположным полом); появление первых ответственных размышлений о жизненных планах [28]. Отношения с родителями изменяются. С одной стороны, все еще актуально стремление отделиться, самостоятельно решать свои проблемы, уйти из-под опеки. С другой - нарастает стремление к отождествлению со взрослыми. Подросток начинает осознание себя на пороге самостоятельной жизни, выбор будущей сферы деятельности. Главные новообразования юности - готовность к самоопределению, появление жизненных планов. Уже в 9-м классе ученик выбирает, оставаться ли в школе или переходить в лицей, колледж, осваивать профессию на курсах. Начинается проектирование будущего, а вместе с этим появляются вопросы «кем быть?», «каким быть?» - социальное и личностное самоопределение. Ведущая деятельность данного периода учебно-профессиональная (Д.Б. Эльконин) или деятельность планирования (П. А. Сергоманов). Появляется стремление к самообразованию. Юноши и девушки записываются на курсы вождения автомобилей, изучения иностранного языка, подготовительные курсы вузов и т. п. Особенно характерно это для предвыпускного класса. Молодой человек, не сделав еще окончательного выбора, как бы примеривает различные роли, занятия, знакомится с реальностью, приобретает знания и навыки «про запас». Личностное развитие в ранней юности связано с определением ценностных ориентиров. В познании себя, в общении с другими люди в этом возрасте оценивают себя и других с позиций усвоенных норм, уточняя и обобщая эти критерии. Несмотря на зависимость от родителей, от школы, духовных стандартов и культурных запретов, в этом возрасте вырабатывается личность как нечто единственное и неповторимое, как собственный взгляд на мир, религию, моральные нормы и социальное устройство общества. Это период формирования установки на взрослую и серьезную жизнь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Понятие  и сущность ценностей в структуре  личности

2.1 Характеристика  понятия «ценность» в различных  психологических подходах

У понятия "ценность" в  гуманитарных науках странная, во многом парадоксальная судьба. Оно не имеет  своего четко определенного места. Психологи до сих пор не могут  прийти к согласию относительно того, что такое ценность и нужно  ли психологии вообще это понятие.

В отечественной психологии ценностные ориентации определяются, как правило, через понятия отношения, отражения, установки (А. Г. Здравомыслов, Д. Н. Узнадзе, В. В. Сусленко, В. А. Ядов). Причем, являясь одним из базовых личностных оснований, ценностные ориентации заключаются внутрь более широкого синтетического понятия направленности личности, которая содержит в себе доминирующие ценностные ориентации и установки, проявляющиеся в любой ситуации (Б. Е. Ананьев, Л. Э. Пробст, С.Л. Рубенштейн и др.) [10].

Ю.М. Жуков пишет, что понятие  ценности применяется при характеристике отношения человека к миру, взятого  не столько с интеллектуальной, сколько  с аффективной стороны в широком  смысле этого слова. Ценность как бы распределена между человеком и окружающими миром, она существует только в их отношении. Ценности личности являются конкретизацией ценностей общества. Под конкретизацией понимается менее абстрактная форма существования ценностных отношений [9].

А. В. Битуева предлагает определение, отражающее внеситуативность и обобщенность ценностных ориентаций. Ценностные ориентации – широкая система ценностных отношений личности, поэтому они проявляются как предпочтительное отношение к отдельным предметам и явлениям, так и к их совокупности, т. е. выражают общую направленность индивида на те или иные виды социальных ценностей [1] .

Г.Л. Будинайте и Т.В. Корнилова пишут, что личностными ценностями становятся те личностные смыслы, по отношению к которым субъект самоопределился, т.е. произошло принятие данных смыслов как значимых для собственного Я. Таким образом, личностные ценности функционируют как определенный уровень развития смысловых образований личности [5].

В социальной психологии проблема ценностей рассматривается в  контексте исследования социализации индивида, его адаптации к групповым  нормам и требованиям. Ценности рассматриваются  как абстрактные цели, которые  нужны человеку для того, чтобы  иметь некоторую «точку отсчета», для конкретного оценивания тех  или иных событий. Ценности выступают  как регуляторы социального поведения  личности и группы. Понимание ценностей  в социальной психологии тесно связано  с проблемой установки (установка  – предрасположенность к определенному  восприятию условий деятельности и  определенному поведению) [16].

С точки зрения Д.А. Леонтьева, понятие ценности относится к  структуре мотивации. Ценности являются источниками смыслов, определяющими, что для человека значимо, а что  нет, и почему, какое место те или  иные объекты или явления занимают в его жизни, являются потребности  и личностные ценности человека. По функциональному месту и роли в структуре мотивации личностные ценности достаточно очевидным образом  относятся к классу устойчивых мотивационных  образований или источников мотивации. Их мотивирующее действие не ограничивается конкретной деятельностью, конкретной ситуацией, они соотносятся с  жизнедеятельностью человека в целом  и обладают высокой степенью стабильности; изменение в системе ценностей представляет собой чрезвычайное, кризисное событие в жизни личности [14, 15].

Б. И. Додонов [8] определяет ценность как то, в чем можно оценить (необходимость, значимость, потребность, нравственность и т.п.) и то, что  оценивают, тем самым, выделяя две  позиции по отношению к ним:

•Когда не отделяют ценность от оценок, и тогда ценность выступает  как шкала “внутри” (субъективна);

•Когда ценность рассматривают  как объективно существующую в мире, “вовне”.

Далее, говорит Б. И. Додонов, ценности можно разделить с помощью  критерия статусности на два вида: фактические и признаваемые. Признаваемые ценности – это те предметы или явления, которые “возводятся” в ценности самими людьми, обществом или всем человечеством. Такие ценности выполняют функции ориентиров при формировании человеком своего поведения. Только признанная ценность может выступать в качестве мотива поведения. Под мотивом в данном случае следует понимать “ценность, по отношению к которой деятельность направлена на утверждение этой ценности или на овладение ею.

Б. В. Зейгарник и Б. С. Братусь считают, что для личности «основная плоскость движения – нравственно-ценностная» [41]. Область смыслов и ценностей есть та область, в которой и происходит взаимодействие личности и общества; ценности и смыслы есть язык этого взаимодействия. Они также отмечали ведущую роль ценностей для формирования личности. В. Франкл вводит представление о ценностях как “смысловых универсалиях, возникших в результате обобщения типичных ситуаций, с которыми обществу или человечеству пришлось сталкиваться в истории» [21].

И.С. Кон подразделяет ценностные аспекты на общественные (осознание  социальной ценности) и личные (система  личных ценностей, то, чего индивид  хочет для себя). Психическая жизнь человека крайне подвижна. Поэтому «ценности непостоянны: они изменяются во времени в результате творческой деятельности людей, как изменяются и сами люди» [11].

М.Рокич рассматривает ценности как разновидность убеждения, определяя ее как “…устойчивое убеждение в том, что определенный способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее личной или социальной точек зрения, чем противоположный способ поведения, либо конечная цель существования” [11].

По Дж. Равенну [11], ценности являются предпочитаемыми стилями  поведения (например, силовое поведение, поведение достижения), а не предпочитаемыми  объектами (как, например, церковь, картины  и пр.).

К.Клакхон характеризует ценности как "аспект мотивации, соотносящийся с личными или культурными стандартами, не связанными исключительно с актуальным напряжением или сиюминутной ситуацией" [15]. Соответственно побудительная сила потребностей постоянно меняется, их система характеризуется "динамической иерархией" [15]. Иерархия личностных ценностей неизменна. Изменение иерархии личностных ценностей - это кризис в развитии личности.

Обобщая определения ценностей  многих зарубежных теоретиков, Шварц  и Бияски [10] выделяют следующие основные их характеристики:

1.Ценности — это убеждения  (мнения). Но это не объективные,  холодные идеи. Наоборот, когда ценности  активируются, они смешиваются с  чувством и окрашиваются им.

2.Ценности — желаемые  человеком цели (например, равенство)  и образ поведения, который  способствует достижению этих  целей (например, честность, склонность  к помощи).

3.Ценности не ограничены  определенными действиями и ситуациями (то есть трансцендентны). Послушание, например, относится к работе  или школе, спорту или бизнесу,  семье, друзьям или посторонним  людям,

4.Ценности выступают как  стандарты, которые руководят  выбором или оценкой поступков,  людей, событий.

5.Ценности упорядочены  по важности относительно друг  друга. Упорядоченный набор ценностей  формирует систему ценностных  приоритетов. Разные культуры  и личности могут быть охарактеризованы  системой их ценностных приоритетов.

В социальных, психологических  и педагогических исследованиях  используются как понятие ценности, так и понятие ценностных ориентаций. Однозначного различения этих понятий  в литературе не прослеживается. Часто  они употребляются как равнозначные. При изучении характеристик общества, культуры и отдельных социальных групп используется термин «ценность». При изучении отдельных индивидов  употребимы как понятие ценностная ориентация, так и понятие ценность. Под ценностными ориентациями понимается отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров. Ценностные ориентации - это интериоризированные личностью ценности социальных групп. Таким образом, оказывается вполне оправданным говорить о ценностях личности как о ее ценностных ориентациях.

В контексте данной работы под ценностями или ценностными  ориентациями будут пониматься те ценности, которые являются как бы ориентирами, которыми руководствуется подросток  в реальных жизненных ситуациях.

Информация о работе Ценности в подростковом возрасте