Дружба в подростковом возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 18:34, контрольная работа

Краткое описание

Развитие всех сторон личности и интеллекта подростка предполагает сотрудничество ребенка и взрослого в процессе осуществления собственной деятельности, игры, учения, общения, труда. Такое сотрудничество в школе нередко отсутствует.
Именно в этот период формируются нравственные ценности, жизненные перспективы, происходит осознание самого себя, своих возможностей, способностей, интересов, стремление ощутить себя и стать взрослым, тяга к общению со сверстниками, оформляются общие взгляды на жизнь, на отношения между людьми, на свое будущее, иными словами - формируются личностные смыслы жизни.

Оглавление

Введение.
I. Возрастные особенности подросткового периода.
II. Общая характеристика общения подростка со сверстниками.
III. Общение со сверстниками противоположного пола.
Заключение.
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

к.р по психосексологии.docx

— 32.44 Кб (Скачать)

          

Контрольная работа по дисциплине:     Психосексология.

На тему:  « Дружба в подростковом возрасте. » 
 
 
 
 

План.  

Введение.

    1. Возрастные  особенности  подросткового  периода.
    2. Общая  характеристика  общения  подростка  со  сверстниками.
    3. Общение  со  сверстниками  противоположного  пола.

Заключение.

Список  использованной  литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 

    В настоящее время считается, что  подростковый период охватывает возраста от 10-11 до 14-15 лет, совпадая в целом  с обучением детей в средних классах школы.             Психологические особенности подросткового возраста рассматриваются как кризисные и связаны с перестройкой в трех основных сферах: телесной, психологической и социальной. На телесном уровне происходят существенные гормональные изменения, на социальном уровне подросток занимает промежуточное положение между ребенком и взрослым, на психологическом подростковый возраст характеризуется формированием самосознания. Каждый возрастной период является переходным, подготавливающим человека к переходу на более высокую возрастную ступень.

    Развитие  всех сторон личности и интеллекта подростка предполагает сотрудничество ребенка и взрослого в процессе осуществления собственной деятельности, игры, учения, общения, труда. Такое  сотрудничество в школе нередко  отсутствует.

    Именно  в этот период формируются нравственные ценности, жизненные перспективы, происходит осознание самого себя, своих возможностей, способностей, интересов, стремление ощутить  себя и стать взрослым, тяга к  общению со сверстниками, оформляются  общие взгляды на жизнь, на отношения  между людьми, на свое будущее, иными  словами - формируются личностные смыслы жизни.

     В психическом развитии ребенка определяющим является не только характер его ведущей  деятельности, но и характер той  системы взаимоотношений с окружающими  его людьми, в которую он вступает на различных этапах своего развития.

     Одним из новообразований юношеского возраста в общении со сверстниками является освоение и дифференциация чувств дружбы и любви. То как они объективно складываются, и как субъективно переживаются – это показатель возрастного развития.

            Поэтому общение подростков со сверстниками и взрослыми необходимо считать важнейшим условием их личностного развития. Неудачи в общении ведут к внутреннему дискомфорту, компенсировать который не могут никакие объективные высокие показатели в других сферах их жизни и деятельности.

    1. Возрастные особенности  подросткового  периода.

    Дети  в возрасте 10-12 лет в основном уравновешены, им свойственно открытое и доверчивое отношение к взрослым. Они ждут от учителей, родителей, других взрослых помощи и поддержки. Однако постепенно особую роль в их жизни начинает играть коллектив сверстников и складывающиеся в нем отношения. В этот период детям свойственна повышенная активность, стремление к деятельности, происходит уточнение границ и сфер интересов, увлечений. Дети данного возраста активно начинают интересоваться своим собственным внутренним миром и оценкой самого себя.

    В этот период подростку становится интересно  многое, далеко выходящее за рамки  его повседневной жизни. Его начинают интересовать вопросы прошлого и  будущего, проблемы войны и мира, жизни и смерти, экологические  и социальные темы, возможности познания мира, инопланетяне, ведьмы и гороскопы. Многие исследователи рассматривают  этот возраст как период “зенита  любознательности”, по сравнению с  младшими и старшими детьми. Однако эта любознательность весьма поверхностна, разностороння, а также практически  полностью не связана со школьной программой. Недаром среди психологов распространена шутка, что подросток  знает все и интересуется всем, что не входит в школьную программу.

    На  каждом этапе онтогенетического  развития человек приобретает ряд  личностных качеств и свойств, которые  в дальнейшем являются фундаментом  для возникновения новых образований  личности. Младший школьный возраст  играет особую роль в личностном становлении. Начало систематического обучения обусловливает  серию изменений в развитии индивида. Эти изменения во многом связаны  с тем, что ведущей деятельностью  для детей становится учебная. С поступлением в школу для младшего школьника усиливается значение окружающих его взрослых. Ребенок доверяет старшим, эта вера, по сути, безгранична.

    Центральной фигурой для ученика зачастую становится учитель. Учитель, как носитель знаний, определенных норм и правил, в глазах ребенка является кумиром, своего рода ''культовым'' лицом. На первых порах преподаватель чрезвычайно  авторитетен для младших школьников. Они безоговорочно подчиняются  ему и во многом подражают (копирование  проявляется в попытках быть похожим  на любимого учителя внешне, в заимствовании  определенных манер и т.д.). Дети в  этом возрасте весьма чувствительны  к оценкам взрослых. Оценка собственной  личности нередко бывает отражением мнений взрослых о ребенке.

    Подростковый  период - особый период в развитии личности. Этот период характеризуется резко  проходящими качественными изменениями, связанными с половым созреванием  и вхождением во взрослую жизнь.

    Прохождение через этап полового созревания нередко  бывает очень болезненным. Подростки  чрезвычайно критически настроены  по отношению к собственной внешности; их переживания связаны с недостаточностью развития или с быстрыми его темпами.

    Подростки очень импульсивны, вспыльчивы, легко возбудимы, они подвержены колебаниям настроения и аффективным вспышкам, на которые накладывается, часто неосознанное, половое влечение.

    Возрастная  трансформация зачастую происходит рывками, неравномерно, в нем выявляются различные тенденции, проявляется  стремление подростков к самоутверждению, самоопределению и самореализации. Одни подростки развиваются быстрее, другие отстают от своих ровесников. Индивидуальное развитие также может  проходить неровно: интеллектуальное формирование опережает личностное и наоборот.

    Основным  лейтмотивом психического развития в подростковом возрасте является становление  нового, еще достаточно неустойчивого, самосознания, изменение Я - концепции, попытки понять самого себя и свои возможности. В этом возрасте происходит становление сложных форм аналитико-синтетической  деятельности, формирование абстрактного, теоретического мышления. Очень важное значение имеет возникающее у подростка чувство принадлежности к особой „подростковой" общности, ценности которой являются основой для собственных нравственных оценок.

    Подросток начинает ''дистанцироваться'' от взрослых. При этом ожидает от взрослых понимания  своих стремлений и желаний, поддержки, доверия. Для подростка важно  признание старшими его равноправия  с ними. В противоположном случае возникают конфликтные ситуации.

    Для подростков ведущей деятельностью  становится общение со сверстниками. Желая занять в группе ровесников достойное место, подросток делается более конформным к действиям  и ценностям членов группы.

    Подростковый  период - время перехода на качественно  новый уровень самосознания и  Я - концепции. Подросток активно  ищет себя, сопоставляя себя со взрослыми и сверстниками. Он начинает понимать собственную ценность, уникальность и неповторимость. Происходит изменение формирования самооценки: с ориентации на оценки взрослых подросток переходит к собственным критериям оценивания своих поступков, поведения, личности в целом. Психологи считают, что именно в подростковом возрасте происходит подменное становление самосознания и Я - концепции. В юношеском она закрепляется. Важным условием для развития Я - концепции является взаимное сотрудничество всех участников образовательного процесса и нахождения гибкого подхода в решении каждого конкретного проблемного случая в жизни подростков. 

    1. Общая  характеристика  общения  подростка  со  сверстниками.

    Особенно  интенсивное развитие общения детей  со сверстниками  получает в подростковом возрасте. Вовлечение подростка в  орбиту уже не детских интересов  побуждает его к инициативной перестройке взаимоотношения с  окружающими людьми. Он сам начинает предъявлять повышенные требования к себе и к взрослым, сопротивляется и протестует против обращения с ним как с маленьким.

    В подростковом возрасте у детей складываются две разные по своему значению для  психического развития системы взаимоотношений: одна со взрослыми, другая со сверстниками. Обе они продолжают формироваться в средних классах школы.

    Выполняя  одну и туже общую социализированную роль, эти две системы взаимоотношений нередко входят в противоречие друг с другом по содержанию и по регулирующим их нормам. Отношения со сверстниками обычно строятся как равно партнерские и управляются нормами равноправия, в то время как отношения с родителями и учителями остаются неравноправными. Поскольку общение с товарищами начинает приносить подростку больше пользы в удовлетворении его актуальных интересов и потребностей, он отходит от школы и от семьи, начинает больше времени проводить со сверстниками.

    В содержании общения происходят изменения. Если младшего подростка интересовали вопросы учения и поведения, то старшего подростка интересуют вопросы личностного  общения, развития индивидуальности.

    В отрочестве, как хорошо известно, общение  со сверстниками приобретает исключительную значимость. В отношениях исходного  возрастного равенства подростки  отрабатывают способы взаимоотношений, проходят особую школу социальных отношений.

    Свои  дела, планы, тайны подросток доверяет уже не родителям, а обретенному другу. При этом в категорической форме отстаивает право на дружбу со своим сверстником, не терпит никаких обсуждений и комментариев по поводу не только недостатков, но и достоинств друга. Обсуждение личности друга в любой форме даже похвалы воспринимается как покушение на его право выбора, его свободу. В отношениях со сверстниками подросток стремится реализовать свою личность, определить свои возможности в общении. Чтобы осуществлять эти стремления, ему нужны личная свобода и личная ответственность. И он отстаивает эту личную свободу как право на взрослость. При этом по отношению к родителям подросток, как правило, занимает негативную позицию.

    Обособленные  группы сверстников в подростковом возрасте становятся более устойчивыми, отношения в них между детьми начинают подчиняться более строгим  правилам. Сходство интересов и проблем, которые волнуют подростков, возможность  открыто их обсуждать, не опасаясь быть осмеянным и находясь в равных отношениях с товарищами, - вот что делает атмосферу в таких группах более привлекательной для детей, чем сообщества взрослых людей. Наряду с непосредственным интересом друг к другу, который характерен для общения младших школьников, у подростков появляются два других вида отношений слабо или почти не представленные в ранние периоды их развития: товарищеские (начало подросткового возраста) и дружеские (конец подросткового возраста). В старшем подростковом возрасте у детей встречаются уже три разных вида взаимоотношений, отличающихся друг от друга по степени близости, содержанию и тем функциям, которые они выполняют в жизни.

    В группах подростков обычно устанавливаются  отношения лидерства. Личное внимание со стороны лидера особенно ценно  для подростка, который не находится  в центре внимания сверстников. Личной дружбой с лидером он всегда особенно дорожит и во что бы то ни стало  стремится ее завоевать. Не менее интересными для подростков становятся близкие друзья, для которых они сами могут выступать в качестве равноправных партнеров или лидеров. 

    При всей ориентации на утверждение себя среди сверстников  подростки  отличаются крайним конформизмом в  подростковой группе. Один зависит  от всех, стремиться к сверстникам  и подчас готов выполнить то, на что его подталкивает группа. Группа создает чувство «Мы», которое  поддерживает подростка и укрепляет  его внутренние позиции. Очень часто  подростки для усиления этого  «Мы» прибегают к автономной групповой речи, к автономным невербальным знакам; в этом возрасте подростки начинают носить одного стиля и вида одежду, чтобы подчеркнуть свою причастность друг к другу.

Информация о работе Дружба в подростковом возрасте