Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 18:34, контрольная работа
Развитие всех сторон личности и интеллекта подростка предполагает сотрудничество ребенка и взрослого в процессе осуществления собственной деятельности, игры, учения, общения, труда. Такое сотрудничество в школе нередко отсутствует.
Именно в этот период формируются нравственные ценности, жизненные перспективы, происходит осознание самого себя, своих возможностей, способностей, интересов, стремление ощутить себя и стать взрослым, тяга к общению со сверстниками, оформляются общие взгляды на жизнь, на отношения между людьми, на свое будущее, иными словами - формируются личностные смыслы жизни.
Введение.
I. Возрастные особенности подросткового периода.
II. Общая характеристика общения подростка со сверстниками.
III. Общение со сверстниками противоположного пола.
Заключение.
Список использованной литературы
С
переходом во вторую половину подросткового
возраста общение подростков превращается
в самостоятельный вид
Неблагополучные личные взаимоотношения с товарищами воспринимаются и переживаются подростками очень тяжело, и в этом мы можем убедиться, знакомясь с акцентуациями характера, свойственными подросткам. Многими детьми этого возраста разрыв личностных отношений с товарищами воспринимается как персональная драма. Для того, чтобы завоевать друзей, привлечь к себе внимание товарищей, подросток старается сделать все возможное; иногда ради этого он идет на прямое нарушение сложившихся социальных норм, на открытый конфликт со взрослыми.
Для
отрочества, большое значение имеет
обретение друга. Друг в подростковом
возрасте обретает особую ценность. Общение
по нормативам возрастного статуса
отрочества сочетается здесь с нежной
привязанностью и обожанием. Не только
девочки – подростки выражают
свои чувства объятиями и
Сходство
в интересах и делах является
важнейшим фактором дружеского сближения
подростков. Иногда симпатия к товарищу,
желание дружить с ним являются
причинами возникновения
Позднее,
к концу подросткового
Подростковая дружба, начавшись в 11, 12, 13 лет постепенно переходит в юношескую, уже с другими особенностями взаимной идентификации. По большей части следы возвышенных отношений и совместных стремлений к совершенствованию остаются в душе взрослого на всю жизнь.
Г.С.
Салливэн полагает, что психологическая
интимность, подтверждение и одобрение
со стороны близкого человека открывает
личности её истинную сущность и позволяет
обрести устойчивое «Я». Поэтому он придаёт
особое значение, близкой дружбе юношей,
видя в ней средство формирования отзывчивости
к переживаниям другого и общей альтруистической
установки. Таким образом, именно друг
позволяет человеку построить своё
«Я».
Проявляющееся в отрочестве чувство взрослости толкает подростка к тому, чтобы освоить для себя «взрослые» виды взаимодействий. Этому способствует бурное телесное развитие и идентификация подростка со взрослыми.
Отношения между мальчиками и девочками в подростковом возрасте претерпевают существенные изменения.
К
концу подросткового возраста возникает
интерес к другу
Вначале интерес к человеку другого пола приобретает характерное для подростков необычайное внешнее выражение. Мальчики начинают задирать девчонок, они в свою очередь жалуются на мальчишек, сами доставляют им неприятности, однако такое повышенное взаимное «внимание» со стороны сверстников тем и другим доставляет, по-видимому, явное удовольствие. Позднее характер межполовых отношений меняется, появляется застенчивость, скованность и робость, иногда сопровождаемые сохранением «странной внешности» атрибутики в поведении: равнодушие, презрительное отношение к сверстнику противоположного пола и т.п. В это время девочек, которые в подростковом возрасте начинают ускоренно физически развиваться, уже волнует, кто и кому нравиться, кто на кого и как смотрит, кто с кем дружит.
Диспропорции
в развитии между мальчиками и
девочками могут служить
Возникающий интерес к другому полу у младших подростков проявляется вначале в неадекватных формах. Так, для мальчиков характерны такие формы обращения на себя внимания, как приставание и даже болезненные действия. Девочки обычно осознают причины таких действий и серьезно не обижаются, в свою очередь, демонстрируя, что не замечают, игнорируют мальчиков.
Позднее отношения усложняются. Исчезает непосредственность в общении. Часто это выражается либо в демонстрации безразличного отношения к другому полу, либо в стеснительности при общении. В то же время отроки испытывают чувство напряжения от смутного чувства влюбленности к представителям противоположного пола.
Наступает
этап, когда интерес к другому
полу еще более усиливается, однако
внешне во взаимоотношениях мальчиков
и девочек возникает большая
изолированность. На этом фоне проявляется
интерес к установившимся отношениям,
к тому, кто кому нравится. У девочек
этот интерес обычно возникает раньше,
чем у мальчиков: о собственных
симпатиях таинственно
У старших подростков общение между мальчиками и девочками становится более открытым: в круг общения включаются подростки обоего пола. Привязанность к сверстнику другого пола может быть интенсивной, как правило, ей придается очень большое значение. Отсутствие взаимности иногда становится причиной сильных негативных реакций.
Интерес отрока к сверстникам другого пола ведет к увеличению возможности выделять и оценивать переживания и поступки другого, к развитию рефлексии и способности к идентификации. Первоначальный интерес к другому, стремление к пониманию сверстника дают начало развитию восприятия людей вообще. Поставленное увеличение выделяемых в других личностных качеств и переживаний, способность к их оценке повышают возможность оценить самого себя. Непосредственной причиной для оценки своих переживаний может являться общение с привлекательным для себя сверстником другого пола.
В VII – VIII классах между мальчиками и девочками появляются более романтические отношения, они начинают писать друг другу записки, назначают свидания. На основе таких взаимоотношений у подростков возникает желание становиться лучше, появляется потребность к самосовершенствованию. В этом возрасте большинство детей начинают заниматься самовоспитанием.
Романтические
отношения могут возникать при
совместном проведении времени: на прогулках,
при посещении театров, музеев, кино
и т.д. Подростки нередко
Стремление
нравиться становится одним из значимых
стремлений. Взгляд обретает особую цену:
«Он на меня так смотрит! Я ему
нравлюсь». Взаимные взгляды и улыбки
уже ко многому обязывают. Если ответных
взглядов нет, то подросток сильно и
остро страдает. У девочек переживания
прорываются в слезы и
Особую
цену приобретают прикосновения. Руки
становятся проводниками внутренней напряженности,
связанной с физическим и психическим
обретением тела. Романтическое отношение
к представителю
Первые
чувства оказывают на юную душу столь
сильное воздействие, что многие
люди уже в зрелые годы вспоминают
именно эти чувства и предмет
сердечной склонности, давно растворившийся
в реальной жизни в течение
лет.
Заключение.
Одна из главных особенностей подросткового и раннего юношеского возраста – смена значимых лиц и перестройка взаимоотношений со взрослыми. Одной из самых важных потребностей переходного возраста становится потребность в освобождении от контроля и опеки родителей, учителей, старших, а также от установленных ими правил и порядков. Как реакция на недопонимание со стороны взрослого человека у подростка возникают разные виды протеста, неподчинения, непослушания. Если взрослый осознает причину протеста со стороны подростка; то он берет на себя инициативу в перестройке взаимоотношений, и эта перестройка проходит бесконфликтно. В противном случае возникает серьезный внутренний и внешний конфликт.
В подростковом возрасте общение со сверстниками активизируется и углубляется, при этом для мальчиков особенно важна групповая принадлежность, членство в какой-то группе или компании, тогда как девочки дружат парами, ценя в подруге, прежде всего возможность делится своими тайнами. Дружба в этом возрасте отличается искренностью, и, одновременно полна неосознаваемых функций, таких как, поддержание самоуважения личности. Позднее появляется потребность в близком друге противоположного пола, желание нравится друг другу.
Эмоциональные переживания взаимоотношений в подростковом возрасте носят яркую эмоциональную окраску и редко забываются во взрослой жизни. Любовь и дружба в этом возрасте оставляют неизгладимое впечатление.
Воспоминания сохраняются так долго еще и благодаря тому, что яркие, значимые отношения строят, прежде всего, самосознание, «Я»-концепцию самого молодого человека. В этом возрасте появляется новый тип общения, предметом которого является сам молодой человек как субъект отношений.
Трудности
подросткового возраста – это
преимущественно трудности
Список
использованной
литературы.
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М., 2000
2. Асеев В.Г. Возрастная психология. – Иркутск, 1989
3. Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования
личности. – М., 1995
4. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского.
- М.,1979
5. Волков Б.С. Психология подростка. – М., 2002
6. Выготский Л.С. Педология подростка. – М., 1994
7. Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Карпова С.Н. Актуальные проблемы
возрастной психологии. – М., 1978
8. Дубровина И.В. Формирование личности в переходный период:
от подросткового к юношескому возрасту. – М., 1987
9. Драгунова Т.В. Подросток. – М., 1976;
10. Кон И.С. Введение в сексологию. – М., 1990;
11. Кон И.С. Психология ранней юности. – М., 1989;
12. Кон И.С. Психосексуальное развитие и взаимоотношения полов. Психология
подростка. Хрестоматия / сост. Фролов Ю.И. – М., 1997;
13. Кон И.С. Психология дружбы. – М., 1973