Дружба в подростковом возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 18:34, контрольная работа

Краткое описание

Развитие всех сторон личности и интеллекта подростка предполагает сотрудничество ребенка и взрослого в процессе осуществления собственной деятельности, игры, учения, общения, труда. Такое сотрудничество в школе нередко отсутствует.
Именно в этот период формируются нравственные ценности, жизненные перспективы, происходит осознание самого себя, своих возможностей, способностей, интересов, стремление ощутить себя и стать взрослым, тяга к общению со сверстниками, оформляются общие взгляды на жизнь, на отношения между людьми, на свое будущее, иными словами - формируются личностные смыслы жизни.

Оглавление

Введение.
I. Возрастные особенности подросткового периода.
II. Общая характеристика общения подростка со сверстниками.
III. Общение со сверстниками противоположного пола.
Заключение.
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

к.р по психосексологии.docx

— 32.44 Кб (Скачать)

    С переходом во вторую половину подросткового  возраста общение подростков превращается в самостоятельный вид деятельности, занимающий достаточно много времени  и выполняющий важную жизненную  роль, причем значение общения со сверстниками для подростка, как правило, не меньше чем все остальные его дела.

    Неблагополучные личные взаимоотношения с товарищами воспринимаются и переживаются подростками  очень тяжело, и в этом мы можем  убедиться, знакомясь с акцентуациями  характера, свойственными подросткам. Многими детьми этого возраста разрыв личностных отношений с товарищами воспринимается как персональная драма. Для того, чтобы завоевать друзей, привлечь к себе внимание товарищей, подросток старается сделать  все возможное; иногда ради этого  он идет на прямое нарушение сложившихся  социальных норм, на открытый конфликт со взрослыми.  

    Для отрочества, большое значение имеет  обретение друга. Друг в подростковом возрасте обретает особую ценность. Общение  по нормативам возрастного статуса  отрочества сочетается здесь с нежной привязанностью и обожанием. Не только девочки – подростки выражают свои чувства объятиями и стремлениями прикасаться друг к другу, это  становится свойственно и мальчикам  – подросткам. Наряду с дружескими потасовками и борьбой мальчики  так же, как и девочки, выражают свою приязнь друг к другу через  объятия и рукопожатия. Все –  и мальчики и девочки – подростки  – озаряют своего друга сиянием  восхищенных любящих глаз.

    Сходство  в интересах и делах является важнейшим фактором дружеского сближения  подростков. Иногда симпатия к товарищу, желание дружить с ним являются причинами возникновения интереса к делу, которым занимается товарищ. В результате у подростка могут  появляться новые познавательные интересы. Товарищ становится для подростка  образцом для подражания, у него появляется желание стать таким  же, приобрести те же личностные качества, значения, умения и навыки. Дружба активирует общение подростков, за разговорами  на разные темы у них проходит много  времени. Они обсуждают события  в жизни их класса, личные взаимоотношения, поступки сверстников и взрослых, в содержании их разговора бывает немало разнообразных «тайн».

    Позднее, к концу подросткового возраста, появляется потребность в близком  друге, возникают особые нравственные требования к дружеским взаимоотношениям: взаимная откровенность, взаимопонимание, отзывчивость и чуткость, умение хранить  тайну. «Родство душ» становится с возрастом  все более значимым фактором, определяющим личные взаимоотношения подростков. Овладение нравственными нормами  составляет важнейшее личностное приобретение подросткового возраста.

    Подростковая  дружба, начавшись в 11, 12, 13 лет постепенно переходит в юношескую, уже с другими особенностями взаимной идентификации. По большей части следы возвышенных отношений и совместных стремлений к совершенствованию остаются в душе взрослого на всю жизнь.

    Г.С. Салливэн полагает, что психологическая интимность, подтверждение и одобрение со стороны близкого человека открывает личности её истинную сущность и позволяет обрести устойчивое «Я». Поэтому он придаёт особое значение, близкой дружбе юношей, видя в ней средство формирования отзывчивости к переживаниям другого и общей альтруистической установки. Таким образом, именно друг позволяет человеку построить своё  «Я». 

    1. Общение  со  сверстниками  противоположного  пола.

    Проявляющееся в отрочестве чувство взрослости толкает подростка к тому, чтобы  освоить для себя «взрослые» виды взаимодействий. Этому способствует бурное телесное развитие и идентификация  подростка со взрослыми.

    Отношения между мальчиками и девочками  в подростковом возрасте претерпевают существенные изменения.

    К концу подросткового возраста возникает  интерес к другу противоположного пола, стремление нравиться, и как  следствие этого появляется повышенное внимание к своей внешности, одежде, манере поведения, соответствуют половой  идентификации: «Я как мужчина, Я  как женщина». Особое значение в  этой связи придается личной привлекательности  – это имеет первостепенное значение в глазах сверстников.

    Вначале интерес к человеку другого пола приобретает характерное для  подростков необычайное внешнее  выражение. Мальчики начинают задирать девчонок, они в свою очередь жалуются на мальчишек, сами доставляют им неприятности, однако такое повышенное взаимное «внимание» со стороны сверстников  тем и другим доставляет, по-видимому, явное удовольствие. Позднее характер межполовых отношений меняется, появляется застенчивость, скованность и робость, иногда сопровождаемые сохранением «странной внешности» атрибутики  в поведении: равнодушие, презрительное отношение к сверстнику противоположного пола и т.п. В это время девочек, которые в подростковом возрасте начинают ускоренно физически развиваться, уже волнует, кто и кому нравиться, кто на кого и как смотрит, кто с кем дружит.

    Диспропорции  в развитии между мальчиками и  девочками могут служить источником переживаний. Так, в физическом развитии девочки опережают мальчиков, они  могут быть крупнее и выше. Девочка, опережающая других в росте, может  переживать это как неполноценность. Низкий рост у мальчиков вызывает аналогичные чувства. Особенно тяжело  переживаются рост, полнота, худоба.

    Возникающий интерес к другому полу у младших  подростков проявляется вначале  в неадекватных формах. Так, для мальчиков  характерны такие формы обращения  на себя внимания, как приставание и даже болезненные действия. Девочки обычно осознают причины таких действий и серьезно не обижаются, в свою очередь, демонстрируя, что не замечают, игнорируют мальчиков.

    Позднее отношения усложняются. Исчезает непосредственность в общении. Часто это выражается либо в демонстрации безразличного  отношения к другому полу, либо в стеснительности при общении. В то же время отроки испытывают чувство напряжения от смутного чувства  влюбленности к представителям противоположного пола.

    Наступает этап, когда интерес к другому  полу еще более усиливается, однако внешне во взаимоотношениях мальчиков  и девочек возникает большая  изолированность. На этом фоне проявляется  интерес к установившимся отношениям, к тому, кто кому нравится. У девочек  этот интерес обычно возникает раньше, чем у мальчиков: о собственных  симпатиях таинственно сообщается единственной подруге, но часто и  группе сверстниц. Даже при взаимных симпатиях открытые дружеские отношения  проявляются редко, так как для  этого подросткам необходимо не только преодолеть собственную скованность, но и быть готовым противостоять  насмешкам и поддразниванию со стороны  сверстников.

    У старших подростков общение между  мальчиками и девочками становится более открытым: в круг общения  включаются подростки обоего пола. Привязанность к сверстнику другого  пола может быть интенсивной, как  правило, ей придается очень большое значение. Отсутствие взаимности иногда становится причиной сильных негативных реакций.

    Интерес отрока к сверстникам другого  пола ведет к увеличению возможности  выделять и оценивать переживания  и поступки другого, к развитию рефлексии  и способности к идентификации. Первоначальный интерес к другому, стремление к пониманию сверстника дают начало развитию восприятия людей  вообще. Поставленное увеличение выделяемых в других личностных качеств и  переживаний, способность к их оценке повышают возможность оценить самого себя. Непосредственной причиной для  оценки своих переживаний может  являться общение с привлекательным  для себя сверстником другого  пола.

    В VII – VIII классах между мальчиками и девочками появляются более романтические отношения, они начинают писать  друг другу записки, назначают свидания. На основе таких взаимоотношений у подростков возникает желание становиться лучше, появляется потребность к самосовершенствованию. В этом возрасте большинство детей начинают заниматься самовоспитанием.

    Романтические отношения могут возникать при  совместном проведении времени: на прогулках, при посещении театров, музеев, кино и т.д. Подростки нередко отождествляют  себя с популярными персонажами  и стремятся соответствовать  внешним формам их поведения.

    Стремление  нравиться становится одним из значимых стремлений. Взгляд обретает особую цену: «Он на меня так смотрит! Я ему  нравлюсь». Взаимные взгляды и улыбки уже ко многому обязывают. Если ответных взглядов нет, то подросток сильно и  остро страдает. У девочек переживания  прорываются в слезы и отчаянные  возгласы: «Он не любит меня!».

    Особую  цену приобретают прикосновения. Руки становятся проводниками внутренней напряженности, связанной с физическим и психическим  обретением тела. Романтическое отношение  к представителю противоположного пола побуждают к мечте, фантазии, где осуществляются самые невероятные  замыслы и сбываются надежды. Мечты и фантазии развивают рефлексию  и смелость в решении вымышленных  или реальных иллюзий. Отрок учится действовать в своих фантазиях, но отрабатывает свои действия и поступки по-настоящему, переживая их и рефлексируя на все возможные ситуации.

    Первые  чувства оказывают на юную душу столь  сильное воздействие, что многие люди уже в зрелые годы вспоминают именно эти чувства и предмет  сердечной склонности, давно растворившийся в реальной жизни в течение  лет. 

    Заключение.

    Одна  из главных особенностей подросткового  и раннего юношеского возраста –  смена значимых лиц и перестройка  взаимоотношений со взрослыми. Одной из самых важных потребностей переходного возраста становится потребность в освобождении от контроля и опеки родителей, учителей, старших, а также от установленных ими правил и порядков. Как реакция на недопонимание со стороны взрослого человека у подростка возникают разные виды протеста, неподчинения, непослушания. Если взрослый осознает причину протеста со стороны подростка; то он берет на себя инициативу в перестройке взаимоотношений, и эта перестройка проходит бесконфликтно. В противном случае возникает серьезный внутренний и внешний конфликт.

    В подростковом возрасте общение со сверстниками активизируется и углубляется, при  этом для мальчиков особенно важна  групповая принадлежность, членство в какой-то группе или компании, тогда  как девочки дружат парами, ценя в подруге, прежде всего возможность  делится своими тайнами. Дружба в этом возрасте отличается искренностью, и, одновременно полна неосознаваемых функций, таких как, поддержание самоуважения личности. Позднее появляется потребность в близком друге противоположного пола, желание нравится друг другу.

    Эмоциональные переживания взаимоотношений в  подростковом  возрасте носят яркую  эмоциональную окраску и редко  забываются во взрослой жизни. Любовь и дружба в этом возрасте оставляют неизгладимое впечатление.

    Воспоминания  сохраняются так долго еще  и благодаря тому, что яркие, значимые отношения строят, прежде всего, самосознание, «Я»-концепцию самого молодого человека. В этом возрасте появляется новый тип общения, предметом которого является сам молодой человек как субъект отношений.

    Трудности подросткового возраста – это  преимущественно трудности полового созревания и расставания с детством, которые прорываются в серии  внешних конфликтов, в частности, с родителями и вообще со старшими. Задача родителей понять изменения  своих детей и по возможности  перейти на новый стиль общения  с подростком, то есть относиться к нему как взрослому человеку.

    Список    использованной  литературы. 

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М., 2000

2. Асеев В.Г. Возрастная психология. – Иркутск, 1989

3. Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования  

           личности. – М., 1995

4. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского.

          - М.,1979

5. Волков Б.С. Психология подростка. – М., 2002

6. Выготский Л.С. Педология подростка. – М., 1994

7. Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Карпова С.Н. Актуальные проблемы

          возрастной психологии. – М., 1978

8. Дубровина И.В. Формирование личности в переходный период:

           от подросткового к юношескому возрасту. – М., 1987

9.        Драгунова Т.В. Подросток. – М., 1976;

10. Кон И.С. Введение в сексологию. – М., 1990;

11. Кон И.С. Психология ранней юности. – М., 1989;

12. Кон И.С. Психосексуальное развитие и взаимоотношения полов. Психология

          подростка. Хрестоматия / сост. Фролов Ю.И. – М., 1997;

13.  Кон И.С. Психология дружбы. – М., 1973

Информация о работе Дружба в подростковом возрасте