Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 18:34, контрольная работа
Развитие всех сторон личности и интеллекта подростка предполагает сотрудничество ребенка и взрослого в процессе осуществления собственной деятельности, игры, учения, общения, труда. Такое сотрудничество в школе нередко отсутствует.
Именно в этот период формируются нравственные ценности, жизненные перспективы, происходит осознание самого себя, своих возможностей, способностей, интересов, стремление ощутить себя и стать взрослым, тяга к общению со сверстниками, оформляются общие взгляды на жизнь, на отношения между людьми, на свое будущее, иными словами - формируются личностные смыслы жизни.
Введение.
I.	Возрастные  особенности  подросткового  периода.
II.	Общая  характеристика  общения  подростка  со  сверстниками.
III.	Общение  со  сверстниками  противоположного  пола.
Заключение.
Список  использованной  литературы
    С 
переходом во вторую половину подросткового 
возраста общение подростков превращается 
в самостоятельный вид 
Неблагополучные личные взаимоотношения с товарищами воспринимаются и переживаются подростками очень тяжело, и в этом мы можем убедиться, знакомясь с акцентуациями характера, свойственными подросткам. Многими детьми этого возраста разрыв личностных отношений с товарищами воспринимается как персональная драма. Для того, чтобы завоевать друзей, привлечь к себе внимание товарищей, подросток старается сделать все возможное; иногда ради этого он идет на прямое нарушение сложившихся социальных норм, на открытый конфликт со взрослыми.
    Для 
отрочества, большое значение имеет 
обретение друга. Друг в подростковом 
возрасте обретает особую ценность. Общение 
по нормативам возрастного статуса 
отрочества сочетается здесь с нежной 
привязанностью и обожанием. Не только 
девочки – подростки выражают 
свои чувства объятиями и 
    Сходство 
в интересах и делах является 
важнейшим фактором дружеского сближения 
подростков. Иногда симпатия к товарищу, 
желание дружить с ним являются 
причинами возникновения 
    Позднее, 
к концу подросткового 
Подростковая дружба, начавшись в 11, 12, 13 лет постепенно переходит в юношескую, уже с другими особенностями взаимной идентификации. По большей части следы возвышенных отношений и совместных стремлений к совершенствованию остаются в душе взрослого на всю жизнь.
    Г.С. 
Салливэн полагает, что психологическая 
интимность, подтверждение и одобрение 
со стороны близкого человека открывает 
личности её истинную сущность и позволяет 
обрести устойчивое «Я». Поэтому он придаёт 
особое значение, близкой дружбе юношей, 
видя в ней средство формирования отзывчивости 
к переживаниям другого и общей альтруистической 
установки. Таким образом, именно друг 
позволяет человеку построить своё  
«Я». 
Проявляющееся в отрочестве чувство взрослости толкает подростка к тому, чтобы освоить для себя «взрослые» виды взаимодействий. Этому способствует бурное телесное развитие и идентификация подростка со взрослыми.
Отношения между мальчиками и девочками в подростковом возрасте претерпевают существенные изменения.
    К 
концу подросткового возраста возникает 
интерес к другу 
Вначале интерес к человеку другого пола приобретает характерное для подростков необычайное внешнее выражение. Мальчики начинают задирать девчонок, они в свою очередь жалуются на мальчишек, сами доставляют им неприятности, однако такое повышенное взаимное «внимание» со стороны сверстников тем и другим доставляет, по-видимому, явное удовольствие. Позднее характер межполовых отношений меняется, появляется застенчивость, скованность и робость, иногда сопровождаемые сохранением «странной внешности» атрибутики в поведении: равнодушие, презрительное отношение к сверстнику противоположного пола и т.п. В это время девочек, которые в подростковом возрасте начинают ускоренно физически развиваться, уже волнует, кто и кому нравиться, кто на кого и как смотрит, кто с кем дружит.
    Диспропорции  
в развитии между мальчиками и 
девочками могут служить 
Возникающий интерес к другому полу у младших подростков проявляется вначале в неадекватных формах. Так, для мальчиков характерны такие формы обращения на себя внимания, как приставание и даже болезненные действия. Девочки обычно осознают причины таких действий и серьезно не обижаются, в свою очередь, демонстрируя, что не замечают, игнорируют мальчиков.
Позднее отношения усложняются. Исчезает непосредственность в общении. Часто это выражается либо в демонстрации безразличного отношения к другому полу, либо в стеснительности при общении. В то же время отроки испытывают чувство напряжения от смутного чувства влюбленности к представителям противоположного пола.
    Наступает 
этап, когда интерес к другому 
полу еще более усиливается, однако 
внешне во взаимоотношениях мальчиков 
и девочек возникает большая 
изолированность. На этом фоне проявляется 
интерес к установившимся отношениям, 
к тому, кто кому нравится. У девочек 
этот интерес обычно возникает раньше, 
чем у мальчиков: о собственных 
симпатиях таинственно 
У старших подростков общение между мальчиками и девочками становится более открытым: в круг общения включаются подростки обоего пола. Привязанность к сверстнику другого пола может быть интенсивной, как правило, ей придается очень большое значение. Отсутствие взаимности иногда становится причиной сильных негативных реакций.
Интерес отрока к сверстникам другого пола ведет к увеличению возможности выделять и оценивать переживания и поступки другого, к развитию рефлексии и способности к идентификации. Первоначальный интерес к другому, стремление к пониманию сверстника дают начало развитию восприятия людей вообще. Поставленное увеличение выделяемых в других личностных качеств и переживаний, способность к их оценке повышают возможность оценить самого себя. Непосредственной причиной для оценки своих переживаний может являться общение с привлекательным для себя сверстником другого пола.
В VII – VIII классах между мальчиками и девочками появляются более романтические отношения, они начинают писать друг другу записки, назначают свидания. На основе таких взаимоотношений у подростков возникает желание становиться лучше, появляется потребность к самосовершенствованию. В этом возрасте большинство детей начинают заниматься самовоспитанием.
    Романтические 
отношения могут возникать при 
совместном проведении времени: на прогулках, 
при посещении театров, музеев, кино 
и т.д. Подростки нередко 
    Стремление 
нравиться становится одним из значимых 
стремлений. Взгляд обретает особую цену: 
«Он на меня так смотрит! Я ему 
нравлюсь». Взаимные взгляды и улыбки 
уже ко многому обязывают. Если ответных 
взглядов нет, то подросток сильно и 
остро страдает. У девочек переживания 
прорываются в слезы и 
    Особую 
цену приобретают прикосновения. Руки 
становятся проводниками внутренней напряженности, 
связанной с физическим и психическим 
обретением тела. Романтическое отношение 
к представителю 
    Первые 
чувства оказывают на юную душу столь 
сильное воздействие, что многие 
люди уже в зрелые годы вспоминают 
именно эти чувства и предмет 
сердечной склонности, давно растворившийся 
в реальной жизни в течение 
лет. 
Заключение.
Одна из главных особенностей подросткового и раннего юношеского возраста – смена значимых лиц и перестройка взаимоотношений со взрослыми. Одной из самых важных потребностей переходного возраста становится потребность в освобождении от контроля и опеки родителей, учителей, старших, а также от установленных ими правил и порядков. Как реакция на недопонимание со стороны взрослого человека у подростка возникают разные виды протеста, неподчинения, непослушания. Если взрослый осознает причину протеста со стороны подростка; то он берет на себя инициативу в перестройке взаимоотношений, и эта перестройка проходит бесконфликтно. В противном случае возникает серьезный внутренний и внешний конфликт.
В подростковом возрасте общение со сверстниками активизируется и углубляется, при этом для мальчиков особенно важна групповая принадлежность, членство в какой-то группе или компании, тогда как девочки дружат парами, ценя в подруге, прежде всего возможность делится своими тайнами. Дружба в этом возрасте отличается искренностью, и, одновременно полна неосознаваемых функций, таких как, поддержание самоуважения личности. Позднее появляется потребность в близком друге противоположного пола, желание нравится друг другу.
Эмоциональные переживания взаимоотношений в подростковом возрасте носят яркую эмоциональную окраску и редко забываются во взрослой жизни. Любовь и дружба в этом возрасте оставляют неизгладимое впечатление.
Воспоминания сохраняются так долго еще и благодаря тому, что яркие, значимые отношения строят, прежде всего, самосознание, «Я»-концепцию самого молодого человека. В этом возрасте появляется новый тип общения, предметом которого является сам молодой человек как субъект отношений.
    Трудности 
подросткового возраста – это 
преимущественно трудности 
    Список    
использованной  
литературы. 
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М., 2000
2. Асеев В.Г. Возрастная психология. – Иркутск, 1989
3. Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования
личности. – М., 1995
4. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского.
- М.,1979
5. Волков Б.С. Психология подростка. – М., 2002
6. Выготский Л.С. Педология подростка. – М., 1994
7. Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Карпова С.Н. Актуальные проблемы
возрастной психологии. – М., 1978
8. Дубровина И.В. Формирование личности в переходный период:
от подросткового к юношескому возрасту. – М., 1987
9. Драгунова Т.В. Подросток. – М., 1976;
10. Кон И.С. Введение в сексологию. – М., 1990;
11. Кон И.С. Психология ранней юности. – М., 1989;
12. Кон И.С. Психосексуальное развитие и взаимоотношения полов. Психология
подростка. Хрестоматия / сост. Фролов Ю.И. – М., 1997;
13. Кон И.С. Психология дружбы. – М., 1973