Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2015 в 18:18, курсовая работа
Цель работы: изучение акцентуаций характера в подростковом возрасте
В соответствии с целью определены следующие задачи:
Провести обзор литературных источников по изучаемой проблеме.
Дать общее представление об акцентуации.
Рассмотреть виды акцентуации, их особенности.
Изучить основные психологические особенности подросткового возраста.
Введение 3
Глава 1 5
1.1 Характер как психологическая категория 5
1.2 Понятие акцентуации 6
1.3 Отличие психопатий от патологий характера. 6
Вывод по главе 1 7
Глава 2 8
2.1 Психологические характеристики подростков 8
2.2 Чувство взрослости 10
Выводы по главе 2 12
Глава 3 13
3.1 Классификация акцентуаций по А.Е. Личко. 13
Заключение 23
Список используемой литературы 25
ИНСТИТУТ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ
КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
КУРСОВАЯ РАБОТА № 1
АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
ВЫПОЛНИЛ:
Крылова Анастасия Николаевна
ПРОВЕРИЛ:
Полтавцева Наталья Сергеевна
Санкт – Петербург
2014
Содержание:
Введение 3
Глава 1 5
Вывод по главе 1 7
Глава 2 8
Выводы по главе 2 12
Глава 3 13
Заключение 23
Список используемой литературы 25
Введение
Актуальность темы.
Исследование акцентуаций характера является сложнейшей социально – психологической и медицинской проблемой. Многие подростки имеют аномальные проявления характера, что, безусловно, сказывается на их поведении в обществе, взаимодействие с окружающими, успеваемости в учебной деятельности и др.
Актуальность данного вопроса заключается в том, что в период становления характера, его типологические особенности, не будучи еще сглажены и затушеваны жизненным опытом в подростковом возрасте, выявляются очень ярко. Со временем черты акцентуаций обычно сглаживаются. Это позволяет говорить о «преходящих подростковых акцентуациях характера» (4).
«Акцентуация всегда, в общем, предполагает усиление степени определенной черты. Эта черта личности, таким образом, становится акцентуированной»(5). Изучение и выявление акцентуаций характера помогают определить «слабые места» в характере и регулировать поведение человека.
Цель работы: изучение акцентуаций характера в подростковом возрасте
В соответствии с целью определены следующие задачи:
Объект: подростки
Предмет: акцентуации характера
Гипотеза работы: подростковый возраст наиболее актуальный для определения акцентуаций характера.
Глава 1.
1.1. Характер как психологическая категория
Людей отличают друг от друга не только врожденные индивидуальные черты, но также и разница в развитии, связанная с течением их жизни. Поведение человека зависит от того, в какой семье он вырос, в какой школе учился, кто он по профессии, в каком кругу вращается. Два человека с натурами первоначально сходными, могут впоследствии иметь весьма мало общего между собой, а с другой стороны, сходство жизненных обстоятельств может выработать сходные черты, реакции у людей в корне различных.
Люди отличаются друг от друга независимо от того, каким путем такое отличие возникает. Точно так же как по внешности один человек отличается от другого, так и психика каждого человека отлична от психики других людей. Основой для отличительных черт для человека служит характер. Но это слово многозначно. Каждый человек имеет свое представление о данном понятии.
Характер (от греч. charakter -- отпечаток, признак, отличительная черта) -- совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности человека, его "нрав", проявляющийся в деятельности, общении, поведении, а также в его манерах, привычках, складе ума и свойственном ему круге эмоциональной жизни.
Характер - качество личности, обобщающее наиболее выраженные, тесно взаимосвязанные и поэтому отчетливо проявляющиеся в различных видах деятельности свойства личности. Характер - "каркас" и подструктура личности, наложенная на ее основные подструктуры (2)
1.2. Понятие акцентуации
Термин «акцентуация» впервые был введен в 1964 году немецким психиатром и психологом, профессором неврологии неврологической клиники Берлинского университета Карлом Леонгардом (1904–1988).
К. Леонгард разработал известную классификацию акцентуированных личностей. Кроме того, широкое распространение имеет классификация акцентуаций характера известного отечественного психиатра, основоположника подростковой психиатрии, профессора Александра Евгеньевича Личко (1926–1994). Несмотря на некоторые различия, и в том, и другом подходе сохраняется общее понимание смысла акцентуаций.
В наиболее лаконичном виде акцентуацию можно определить как дисгармоничное развитие характера, сильную выраженность его отдельных черт, что затрудняет адаптацию личности в некоторых специфичных ситуациях. При этом важно подчеркнуть, что адаптационные затруднения личности в некоторых специфичных ситуациях могут сочетаться с хорошими способностями к социальной адаптации в других ситуациях (1)
Отличия между акцентуациями характера и психопатиями основываются на диагностических критериях П. Б. Ганнушкина (1933)— О. В. Кербикова (1962). При акцентуациях характера может не быть ни одного из этих признаков: ни относительной стабильности характера на протяжении жизни, ни тотальности его проявлений во всех ситуациях, ни социальной дезадаптации с следствия тяжести аномалии характера. Во всяком случае никогда не бывает соответствия всем этим трем признакам психопатии сразу. Как указывалось, обычно акцентуации развиваются в период становления характера и сглаживаются с повзрослением. Особенности характера при акцентуациях могут проявляться не постоянно, а лишь в некоторых ситуациях, в определенной обстановке, и почти не обнаруживаться в обычных условиях. Социальная дезадаптация при акцентуациях либо вовсе отсутствует, либо бывает непродолжительной. (3)
В добавление к критериям П. Б. Ганнушкина, О. В. Кербикова можно отметить еще один важный признак, отличающий акцентуации и психопатии При психопатиях декомпенсации, острые аффективные и психопатические реакции, социальная дизадаптация возникают от любых психических травм, и самых разнообразных трудных ситуациях, от всевозможных поводов и даже без видимой причины. При акцентуациях нарушения возникают только при определенного рода психических травмах, в некоторых трудных ситуациях, а именно: лишь тогда, когда они адресуются к “месту наименьшего сопротивления”, к “слабому звену” данного типа характера. Иные трудности и потрясения, не задевающие этой ахиллесовой пяты, не приводят к нарушениям и переносятся стойко. При каждом типе акцентуации имеются свойственные ему отличные от других типов, “слабые места”. (4)
Вывод по главе 1.
Были сделаны следующие выводы:
- Характер - качество личности, обобщающее наиболее выраженные, тесно взаимосвязанные и поэтому отчетливо проявляющиеся в различных видах деятельности свойства личности.
-Акцентуацию можно определить как дисгармоничное развитие характера, сильную выраженность его отдельных черт, что затрудняет адаптацию личности в некоторых специфичных ситуациях (1).
- Особенности характера при акцентуациях могут проявляться не постоянно, а лишь в некоторых ситуациях, в определенной обстановке, и почти не обнаруживаться в обычных условиях.
Глава 2.
2.1. Психологические характеристики подростков
Подростковый возраст — это возраст от 10—11 до 15 лет, что соответствует возрасту учащихся IV—VIII классов.
Подростковый возраст называют переходным возрастом, потому что в течение этого периода происходит своеобразный переход от детского к взрослому состоянию, от незрелости к зрелости. В этом смысле подросток — полуребенок и полувзрослый: детство уже ушло, но зрелость еще не наступила. Переход от детства к взрослости пронизывает все стороны развития подростка: и его анатомо - физиологическое, и интеллектуальное, и нравственное развитие — и все виды его деятельности.
В подростковом возрасте серьезно изменяются условия жизни и деятельности школьника, что приводит к перестройке психики, ломке старых, сложившихся форм взаимоотношений с людьми. В IV классе школьники переходят к систематическому изучению основ наук. А это требует от их психической деятельности более высокого уровня: глубоких обобщений и доказательств, понимания более сложных абстрактных отношений между объектами, формирования отвлеченных понятий. У школьника существенно меняется его общественная позиция, его положение в коллективе. Из «маленького», октябренка, он превращается в «старшего», пионера, а потом и комсомольца, ученик начинает играть значительно большую роль в школе, семье, ему начинают предъявлять более серьезные требования со стороны общества и коллектива, со стороны взрослых (7).
Этот возраст считается
кризисным, поскольку происходят резкие
качественные изменения, затрагивающие
все стороны развития и жизни. Кризис подросткового
возраста связан с изменением социальной
ситуации развития и ведущей деятельности
(8).
Социальная
ситуация развития - это особое положение
ребенка в системе принятых в данном обществе
отношений. В подростковом возрасте она
представляет собой переход от зависимого
детства к самостоятельной и ответственной
взрослости. Подросток занимает промежуточное
положение между детством и взрослостью
(9).
Ведущая
деятельность - эта та деятельность,
которая определяет возникновение основных
изменений в психическом развитии ребенка
на каждом отдельном этапе. Если у младших
школьников такой деятельностью является
учебная, то в подростковом возрасте она
сменяется на интимно-личностное общение.
Именно в процессе общения со сверстниками
происходит становление нового уровня
самосознания ребенка, формируются навыки
социального взаимодействия, умение подчиняться
и в тоже время отстаивать свои права.
Кроме того, общение является для подростков
очень важным информационным каналом.
В результате такой
резкой смены интересов в подростковом
возрасте часто страдает учебная деятельность,
снижается школьная мотивация. Пытаясь
вернуть прежние школьные успехи, родители
стараются ограничить детей в общении
со сверстниками. Однако важно помнить,
что именно общение со сверстниками является
наиболее важной для подростков деятельностью
и оно необходимо для полноценного психического
развития ребенка.
Многие особенности
поведения подростка связаны не только
с психологическими изменениями, но и
с изменениями, происходящими в организме
ребенка. Половое созревание
и неравномерное физиологическое развитие подростка
обуславливают многие его поведенческие
реакции в этот период. Подростковый возраст
характеризуется эмоциональной неустойчивостью
и резкими колебаниями настроения (от
экзальтации до депрессии). Поведение
подростков зачастую бывает непредсказуемым,
за короткий период они могут продемонстрировать
абсолютно противоположные реакции:
Наиболее бурные аффективные
реакции возникают при попытке кого-либо
из окружающих ущемить самолюбие подростка.
Пик эмоциональной неустойчивости приходится
у мальчиков на возраст 11-13 лет, у девочек - на 13-15 лет (10)
2.2. Чувство взрослости
Важная особенность подросткового возраста — формирование центрального новообразования этого возраста, (своеобразного чувства взрослости, когда подросток начинает считать, что он уже не ребенок, а становится взрослым, когда он осознает свою готовность жить в коллективе взрослых в качестве полноценного и равноправного участника этой жизни (7).
«Сознание собственной взрослости возникает у подростка не случайно. Он замечает, как быстро увеличиваются его рост, вес, физическая сила и выносливость, замечает у себя признаки наступающей половой зрелости. Подросток начинает осознавать, что его знания, навыки и умения значительно расширяются, что кое в чем в этом отношении он превосходит многих взрослых, например своих родителей, а порой (в частных вопросах) и отдельных учителей. Наконец, подросток чувствует, что его участие в жизни взрослых людей становится значительно большим, он активно чувствует в школьной общественной жизни. Переоценивая свои возросшие возможности, подростки нередко приходят к убеждению, что они уже мало чем отличаются от взрослых людей, и претендуют, чтобы и взрослые относились к ним как к равным. Возникает противоречие между потребностью подростков участвовать в жизни взрослых в качестве полноправных членов и — соответствие этому их реальных возможностей.
Чувство взрослости вызывает стремление подростков к самостоятельности и известной независимости. Отсюда их чувствительность к оценке взрослых, их обидчивость, острая реакция нa попытки взрослых (действительные или кажущиеся) умалить их достоинство, принизить их взрослость. Подросток добивается того, чтобы взрослые считались с его мыслями, уважали их.
Информация о работе Акцентуация характера в подростковом возрасте