Конфликты в подростковом возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 18:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучить особенности конфликтного поведения в подростковом возрасте.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ литературных источников по исследуемой проблеме.
2. Изучить особенности конфликтного поведения у подростков
3. Сформулировать рекомендации по воспитательной и психокоррекционной работе с конфликтными подростками.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретико-методологический анализ проблемы
конфликтов в подростковом возрасте……………………………………..5

1.1. Понятие конфликтов и конфликтного поведения……………………5

1.2. Психологические особенности подросткового
возраста……………………………………………………………………...20

1.3. Конфликтность, как особенность протекания подросткового

возраста………………………………………………………………………25

Глава 2. Переходный возраст: особенности контакта с
подростками………………………………………………………………….32

2.1.Способы урегулирования конфликтов в подростковом
возрасте…………………………………………………………………….....32

2.2.Памятки для родителей о воспитании подростков…………………….37

Заключение…………………………………………………………………...41

Библиографический список…………………………………………………44

Файлы: 1 файл

Введение.docx-1.docx

— 93.81 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

           МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

               ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

                    ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

                    «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ

                          СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ» 

                                

                                                   Кафедра психологии 
 
 
 

                                                Курсовая работа на тему:

                                   «Конфликты в подростковом возрасте» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                                                Выполнила:

                                                                                           студентка очной формы обучения

                                                                               социально-психологического факультета,

                                                                                         4курса  Лазуткина  Анна  Олеговна 
 
 

                                                                                                           

                                                                                                                            Руководитель:

                                                                                             к.псх.н, доцент Саломатина О.В. 
 
 
 
 
 
 

                                                         Коломна  2011г.

                      Содержание теоретической курсовой работы 

                    на тему: «Конфликты в подростковом  возрасте»: 

Введение…………………………………………………………………….3

 
Глава 1. Теоретико-методологический анализ проблемы

конфликтов в  подростковом возрасте……………………………………..5

  
1.1. Понятие конфликтов и конфликтного поведения……………………5

 
1.2. Психологические особенности подросткового

 возраста……………………………………………………………………...20

 
1.3. Конфликтность, как особенность  протекания подросткового
 

возраста………………………………………………………………………25

 

Глава 2. Переходный возраст: особенности контакта с

подростками………………………………………………………………….32 

2.1.Способы урегулирования  конфликтов в подростковом 

возрасте…………………………………………………………………….....32 

2.2.Памятки для родителей о воспитании подростков…………………….37 
 
Заключение…………………………………………………………………...41

 
Библиографический список…………………………………………………44 
 

Введение

Актуальность  исследования. Одной из актуальных проблем современного общества является рост агрессивных тенденций в подростковой среде. За последние годы резко возросла молодежная преступность, особенно преступность подростков. В этих условиях особенно актуализируется анализ проблемы агрессивного поведения детей подросткового возраста. 
Подростковый возраст – это возраст серьезного кризиса, затрагивающего и физиологическое, и психическое здоровье ребенка. Кризис этот напрямую связан с периодом полового созревания. В этот период не только происходит коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур, но и возникают новые образования, закладываются основы сознательного поведения. Для этого сложного этапа показательны негативные проявления ребенка, дисгармоничность в строении личности, протестующий характер поведения по отношению к взрослым, а также агрессивность, повышенная тревожность, жестокость. То есть в подростковом возрасте в силу сложности и противоречивости особенностей растущих людей, внутренних и внешних условий их развития могут возникать ситуации, которые нарушают нормальный ход личностного становления, создавая объективные предпосылки для возникновения и проявления агрессивности и конфликтности. 
В последнее время взрослые все чаще оказываются в тупике, будучи не в силах прекратить агрессивные выходки детей, происходящие на их глазах. Сегодня учителя и родители нуждаются в самых разнообразных психологических знаниях, чтобы быть компетентными при встрече с детской агрессией. Чтобы сделать менее острыми те трудности, которые испытывает сам подросток, а также его родители и школа, необходимо заранее знать, каковы могут быть проявления асоциальности в этом возрасте. Анализ причин отклонений в личностном развитии и поведении подростка позволяет наметить конкретные приемы воспитательной работы.

Цель  работы: изучить особенности конфликтного поведения в подростковом возрасте.

Объект  исследования – подростки, у которых возникают конфликты.

Предмет исследования конфликтные ситуации в подростковом возрасте и пути их решения.

Гипотеза  исследования: в подростковом возрасте наблюдается повышенная конфликтность.

Методы  исследования:  
I.   Теоретический анализ литературных источников. 
Методологической основой исследования явились работы Д.И.Фельдштейна, А.Бандура и Р. Уолтерс, которые исследовали влияние линии воспитания в семье и школе на конфликтность детей. Ряд ученых, таких как П.П.Бельский, И.А.Невский, С.А.Беличева, Хевитт, Дженкинс предложили в своих работах типологию агрессивного поведения подростков, принимая за основу классификации различные факторы. 
Задачи исследования:  
1. Провести теоретический анализ литературных источников по исследуемой проблеме. 
2. Изучить особенности конфликтного поведения у подростков 
3. Сформулировать рекомендации по воспитательной и психокоррекционной работе с конфликтными подростками. 
Структура работы

Работа состоит  из введения, 2 глав, заключения, библиографического списка(20 источников). Общий объем 45 страниц. 
 
 

Глава 1. Теоретико-методологический анализ проблемы конфликтов в подростковом возрасте

     1.1. Понятие конфликтов и конфликтного поведения

Один из возможных  вариантов определения конфликта  основан на его философском понимании, в соответствии с которым он описывается  как «предельный случай обострения противоречия» (Философская энциклопедия, 1964, с. 55). 
Тогда, например, социальный конфликт может быть определен как «предельный случай обострения социальных противоречий, выражающийся в столкновении различных социальных общностей – классов, наций, государств, социальных групп, социальных институтов и т.п., обусловленном противоположностью или существенным различием их интересов, целей, тенденций развития» (Социологический словарь, 1991, с. 80). А.Г. Здравомыслов, автор наиболее фундаментальной отечественной монографии по проблемам социологии конфликта, пишет, что «конфликт – это важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточка социального бытия. Это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями» (Здравомыслов, 1995, с. 94). Р. Дарендорф, наиболее известный западный исследователь социального конфликта, определяет его как «любое отношение между элементами, которое можно охарактеризовать через объективные («латентные») или субъективные («явные») противоположности». 
«Психологический словарь» определяет конфликт как «трудно разрешимое противоречие, связанное с острыми эмоциональными переживаниями» (Психологический словарь, 1983, с. 161). А.Я Анцупов и А.И. Шипилов предлагают следующее определение: «Под конфликтом понимается наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями» (Анцупов А.Я., Шипилов А.И., 2004). 
Б.И. Хасан, один из известных отечественных исследователей конфликта, предлагает следующее понимание конфликта: «Конфликт – это такая характеристика взаимодействия, в которой не могущие сосуществовать в неизменном виде действия взаимодетерминируют и взаимозаменяют друг друга, требуя для этого специальной организации». 
Вместе с тем любой конфликт представляет собой актуализировавшееся противоречие, т.е. воплощенные во взаимодействии противостоящие ценности, установки, мотивы. Можно считать достаточно очевидным, что для своего разрешения противоречие непременно должно воплотиться в действиях в их столкновении. Только через столкновение действий, буквальное или мыслимое, противоречие себя и являет» (Хасан, 1996, с. 33). 
Если исходить из психологической сущности конфликта, то он может быть рассмотрен как один из типов трудных ситуаций, возникающих в процессе жизнедеятельности человека и социальной группы. 
Ситуация может быть рассмотрена как сложная субъективно-объективная реальность, где объективные составляющие представлены в виде субъективного восприятия и личностной значимости для участников ситуации. 
По мнению Б. Шведина, трудная ситуация – это «взаимодействие личности со сложной обстановкой в процессе деятельности». Трудная ситуация характеризуется наличием сложной обстановки, активностью мотивов личности, нарушением соответствия между требованиями деятельности и профессиональными возможностями человека. 
Общие признаки трудной ситуации:  
- наличие трудности, осознание личностью угрозы, препятствия на пути реализации каких-либо целей, мотивов; 
- состояние психической напряженности как реакция личности на трудность, преодоление которой значимо для субъекта; 
- заметное изменение привычных параметров деятельности, поведения, общения, выход за рамки «обыкновенности». 
Основными видами трудных ситуаций являются трудные ситуации деятельности, бытийные, социального взаимодействия и внутриличностного плана. 
Одним из основных признаков трудной ситуации служат препятствия, которые рассматриваются как угроза реализации мотивов, поставленных целей. 
В зависимости от того, как воспринимается угроза, трудные ситуации могут иметь три уровня: 
1) трудность как потенциальная угроза (проблемные ситуации деятельности, бытийные ситуации неизвестности, проблемные ситуации социального взаимодействия, внутриличностные затруднения); 
2) трудность как непосредственная, уже готовая реализоваться угроза (критические, аварийные ситуации деятельности, бытийные ситуации опасности, предконфликтные ситуации взаимодействия и внутриличностные конфликты); потерь. (Анцупов А.Я, Шипилов А.И.,2004) 
В трудной ситуации социального взаимодействия другой человек (его присутствие, действия или бездействие) рассматривается как препятствие для реализации моего «Я» (желаний, стремлений, интересов, ценностей, целей). Это вызывает психическую напряженность. 
Рассмотрим основные трудные ситуации социального взаимодействия. Проблемная ситуация характеризуется наличием противоречия и положительным или нейтральным отношением субъектов взаимодействия друг к другу. Межличностная напряженность невелика. Рациональная составляющая является основой поведения и общения. Угроза со стороны другого оценивается как потенциальная. (Андреев В.И. Основы педагогической конфликтологии. - М., 1995.) 
Предконфликтная ситуация отличается от проблемной более высокой степенью психической напряженности. Сторонами или одной из сторон допущены действия, которые рассматриваются оппонентом как нанесение морального или физического ущерба. Характеризуется началом формирования негативного отношения к другому, готовностью противодействовать. Высока вероятность перерастания в конфликт. 
Для конфликтной ситуации свойственны противодействие в виде общения, поведения или деятельности, направленных на защиту своих интересов путем ограничения активности оппонента, нанесения ему морального или материального ущерба, а также негативное отношение друг к другу (негативные эмоции и формирование «образа врага»). Преобладает мотивация «на себя». Эмоции доминируют в определении поведения и манеры общения. В результате стресса все ресурсы индивида мобилизуются для достижения победы над оппонентом. (Здравомыслов А.Г. Социология конфликтов – М., Аспект-Пресс,1996) 
Трудные ситуации внутриличностного плана
 
Они представляют собой психические состояния различной интенсивности, вызванные противоречивостью чувств, затянувшейся борьбой различных сторон внутреннего мира личности, и задерживающие принятие решения. Основные из них – внутриличностные затруднения, конфликты и кризисы. 
Внутриличностные затруднения – относительно несложные проблемы внутренней жизни человека. Представляют собой психические состояния сомнения, нерешительности, ненайденного выхода, отсутствия решения проблемы. 
Внутриличностные конфликты – наиболее обширный тип внутриличностных трудных ситуаций. Острота протекания внутриличностного конфликта зависит от восприятия личностью значимости трудной ситуации, ее психологической устойчивости. 
Внутриличностные (жизненные) кризисы выступают как особые относительно продолжительные периоды жизни личности, характеризующиеся заметными психологическими изменениями. 
Человек, находящийся в трудной ситуации, получает информацию о разных ее элементах: о внешних условиях; о своих внутренних состояниях; о результатах своих собственных действий. Обработка этой информации осуществляется посредством познавательных и эмоциональных процессов. Результаты обработки этой информации влияют на поведение личности в трудной ситуации. По мнению В. Мерлина, когда человек стремится удовлетворить какой-либо мотив, он нередко сталкивается с противодействием. В результате различных внешний и внутренних противодействий возникает трудная ситуация. Если в стремления личности включено собственное «Я», то такая угроза воспринимается как личная. 
По мнению некоторых специалистов (например, Н. Наенко), трудная ситуация порождается преимущественно объективными обстоятельствами. (Анцупов А.Я., Шипилов А.И., 2004).

Типы  поведенческого реагирования субъекта на трудную  ситуацию 
Активный тип реагирования на трудную ситуацию рассматривается как деятельная форма адаптации субъекта к трудной ситуации, активное преобразование среды. Однако эта активность может носить как конструктивный характер (повышение уровня поисковой деятельности, расширение возможных вариантов решения проблемы, мобилизация сил на решение задачи – в целом повышение эффективности деятельности и общения), так и деструктивный (дезорганизация деятельности, спонтанные и импульсивные поиски выхода, разрушительные действия по отношению к другому или самому себе, ухудшение функционирования и т.д., нервные вспышки, истерические реакции). 
Пассивный тип поведения, деятельности и общения в трудной ситуации может быть реализован также в двух формах: как приспособление и как уход из ситуации. Приспособление рассматривается как отказ от отстаивания интересов и целей, снижение уровня претензий, уступка обстоятельствам, снижение эффективности деятельности до уровня, который соответствует изменившимся условиям, и др. 
Уход из ситуации реализуется в таких поведенческих проявлениях, как: избегание взаимодействия, отказ от выполнения задачи, уход в фантазии, употребление алкоголя, наркотиков и т.д. (Гришина Н.В.,2005).

Основные  виды классификации  конфликтов 
Один из существенных признаков конфликта – характер и особенности участвующих в нем сторон. От того, кем представлены конфликтующие стороны, решающим образом зависят характеристики конфликта. 
Важнейшей особенностью конфликта является характер потребности человека, за удовлетворение которой он борется. Согласно теории А. Маслоу, потребности можно сгруппировать, выделив в них, пять иерархически связанных уровней. К ним относятся потребности: физиологические; в безопасности и защищенности; социальные; потребности в уважении; потребности самовыражения. В случае неудовлетворения любой из этих потребностей человек может идти на конфликт. Если использовать более обобщенную градацию блокированных потребностей и представить их в виде материальных, социальных и духовных, то классификация конфликтов будет иметь вид (рис.1.)

 
 

Рис.1.

Важной характеристикой  конфликта является острота противодействия  участвующих в нем сторон. В  западной конфликтологии эта характеристика называется интенсивностью конфликта. По этому основанию выделают конфликты низкой, средней и высокой интенсивности. Конфликт низкой интенсивности протекает в форме спора между оппонентами. Конфликт наивысшей интенсивности завершается физическим уничтожением одной из сторон. (Андреев В.И. Основы педагогической конфликтологии. - М., 1995.) В зависимости от сфер жизнедеятельности человека, в которой происходят конфликты, их делят на семейные, бытовые, производственные, трудовые, политические и др. 
Существенной количественной характеристикой конфликтов, часто приводящей к качественным различиям, выступает их длительность. В общественном транспорте конфликт может длиться десятки секунд. 
Каждый конфликт имеет конструктивные и деструктивные функции. В зависимости от соотношения позитивных и негативных элементов в конфликтах их делят на конструктивные, имеющие позитивные и негативные последствия одновременно, и деструктивные. 
Конфликты можно классифицировать в зависимости от степени разработанности нормативных способов их разрешения (Анцупов А.Я., Шипилов А.И., 2004).

Причины возникновения конфликтов 
Возникновение и развитие конфликтов обусловлено действием четырех групп факторов и причин: объективных, организационно-управленческих, социально-психологических и личностных. Первые две группы факторов носят в основном объективный характер, третья и четвертая – главным образом субъективный. 
К числу объективных причин конфликтов можно отнести главным образом те обстоятельства социального взаимодействия людей, которые привели к столкновению их интересов, мнений, установок. Объективные причины приводят к созданию предконфликтной обстановки – объективного компонента предконфликтной ситуации. 
Субъективные причины конфликтов в основном связаны с теми индивидуальными психологическими особенностями оппонентов, которые приводят к тому, что они выбирают именно конфликтный, а не какой-либо другой способ разрешения создавшегося объективного противоречия. Человек не идет на компромиссное решение проблемы, не уступает, не избегает конфликта, не пытается совместно с оппонентом обоюдовыгодно разрешить возникшее противоречие, а выбирает стратегию противодействия. Практически в любой предконфликтной ситуации есть возможность выбора конфликтного или одного из неконфликтных способов ее разрешения. Причины, в силу действия которых человек выбирает конфликт, в контексте сказанного выше носят главным образом субъективный характер. 
Вторая группа объективных причин конфликтов носит организационно-управленческий характер. Этим причинам элемент субъективизма присущ в несколько большей степени по сравнению с объективными причинами. Организационно-управленческие причины конфликтов связаны с созданием и функционированием организаций, коллективов, групп. 
Структурно-организационнные причины конфликтов заключаются в несоответствии структуры организации требованиям деятельности, которой она занимается. 
Чем больше структура организации не соответствует требованиям деятельности, которой она занимается, тем менее эффективно функционирование организации, тем больше межличностных и межгрупповых конфликтов возникает в ее коллективах. 
Функционально-организационные причины конфликтов вызваны неоптимальностью функциональных связей организации с внешней средой; между структурными элементами организации; между отдельными работниками. Внешние функциональные связи организации должны максимально соответствовать решаемым задачам и обеспечивать их выполнение. Любая организация является элементом системы более высокого порядка. Эффективная работа организации невозможна без отлаженных функциональных связей с внешней средой. Нарушение этих связей приводит к конфликтам. 
Личностно-функциональные причины конфликтов связаны с неполным соответствие работника по профессиональным, нравственным и другим качествам требованиям занимаемой должности. 
Ситуационно-управленческие причины конфликтов обусловлены ошибками, допускаемыми руководителями и подчиненными в процессе решения управленческих и других задач. (Анцупов А.Я., Шипилов А.И., 2004).

Информация о работе Конфликты в подростковом возрасте