Конфликты в подростковом возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 18:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучить особенности конфликтного поведения в подростковом возрасте.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ литературных источников по исследуемой проблеме.
2. Изучить особенности конфликтного поведения у подростков
3. Сформулировать рекомендации по воспитательной и психокоррекционной работе с конфликтными подростками.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретико-методологический анализ проблемы
конфликтов в подростковом возрасте……………………………………..5

1.1. Понятие конфликтов и конфликтного поведения……………………5

1.2. Психологические особенности подросткового
возраста……………………………………………………………………...20

1.3. Конфликтность, как особенность протекания подросткового

возраста………………………………………………………………………25

Глава 2. Переходный возраст: особенности контакта с
подростками………………………………………………………………….32

2.1.Способы урегулирования конфликтов в подростковом
возрасте…………………………………………………………………….....32

2.2.Памятки для родителей о воспитании подростков…………………….37

Заключение…………………………………………………………………...41

Библиографический список…………………………………………………44

Файлы: 1 файл

Введение.docx-1.docx

— 93.81 Кб (Скачать)

· Очень пристальный, немигающий взгляд, изучающий Вашу реакцию на его слова.

 · Жест, прикрывающий  рот рукой, как будто не хочет,  чтобы лживые слова вылетели  из его рта. 

· Неточность, путаность  речи.

 · Многословие, отсутствие четких формулировок. 

· Говорит много  и ни о чем, не отвечает на вопрос конкретно. 

· Многократное повторение одной и той же мысли.  

· Излишняя эмоциональность, когда ребенок кричит, нервничает.

   Причины лживого поведения

  Лжет: · для того, чтобы избежать наказания;  

· потому что  у ребенка такая вредная привычка;  

· потому что  родился лгуном; 

· потому что  хочет получить какую-то выгоду; 

· потому что  считает других глупее себя; 

· хочет сэкономить время на ненужных объяснениях; 

· потому что  боится, что о нем плохо подумают;  

· потому что  говорит не то, что думает, а то, что от него хотят услышать; 

· потому что  хочет казаться лучше, чем на самом  деле; 

· от бессилия изменить что-то в своей жизни. 

   

        2.2.Памятки для родителей о воспитании подростков 

Памятка №1 

Родителям нужно  знать, что детская ложь не проявляется  неожиданно и сама по себе. Ребенок  учится лгать так же, как всему  остальному. То есть у нас, взрослых. И воспитывают, убеждают ребенка  не только слова, сколько модели поведения, демонстрируемые взрослыми. Задуматься о том, как воспитать ребенка правдивым, лучше до того, как появились первые проявления лжи. Предотвратить и искоренить – задачи разные. Воспитать правдивого ребенка помогут следующие рекомендации. 

1. Будьте единодушны  в требованиях к ребенку. Самые  опытные манипуляторы вырастают  в семьях, где нет единых требований, и родители соревнуются между  собой. Ребенок в такой семье  уже к пяти годам знает, что  сказать маме, если что-то запретил  папа, чтобы получить желаемое. Единые  требования к ребенку должны  быть у семьи и школы. 

2. Сдерживайте  свои обещания. Как в отношении  поощрений, так и в отношении  наказаний. Чтобы выполнить этот  пункт, нужно быть внимательными  к своим словам и обещаниям,  не бросаться словами и обещать  только, то, что, Вы действительно  сможете выполнить. 

3. Старайтесь  быть честными и искренними  при ребенке даже в мелочах.  Ребенок копирует Вас, и в  подавляющем большинстве случаев  причины негативного поведения  – это слепок с поведения  одного из родителей или значимого  для ребенка взрослого человека.   

4. Постарайтесь  понять, почему ребенок солгал. Работать  нужно не с самим фактом  лжи, а с мотивом, причиной, по которой ребенок солгал. В  10% случаев Вы обнаружите, что  это не ложь, а недоразумение.  В 20% ситуаций лежит стремление  ребенка получить или продолжить  запретное удовольствие. В 30% - это  страх, стремление избежать наказания.  И если вы будете ругать  и запугивать ребенка, произойдет  усугубление: ребенок не перестанет  бояться, а следовательно лгать.  В оставшихся 40% случаях лежат  причины, описанные в памятке  «Причины лживого поведения».   

5. Следует проговаривать  с ребенком эту ситуацию, не  акцентируя внимания на его  лжи. Не следует уличать ребенка  во лжи, приписывать ему «плохие  мысли», «коварные планы», «наличие  дурных генов». От Вас зависит,  какая жизненная стратегия у  него закрепится. 

6. Пересмотрите  систему запретов в семье или  в школе. Может быть, в жизни  ребенка слишком много «нельзя». И здесь снова следует поговорить  и в доступных выражениях объяснить,  почему существуют все эти  «нельзя». 

7. Если ребенок  признался во лжи, ни в коем  случае нельзя его наказывать. Каким бы ни был проступок,  или Вы рискуете больше никогда  не услышать правды. 

8. Не подыгрывайте ребенку в его первых хитростях, не умиляйтесь проявлениям лукавства. Показывайте, что Вы поняли, что за этим стоит. 

9. Пусть ребенок сам устраняет результаты лжи. Возвращает взятую без спроса вещь, просит прощения, извиняется перед учителем за то, что списал и пр. Если Вы наказали ребенка за вранье, но он успел получить удовольствие – съесть сладкое, получить пятерку, нагуляться и пр., Вы закрепили привычку. Задача взрослых – не позволить ребенку получить психологическое и физическое удовольствие от результатов собственной лжи. Укоры совести, которые он испытает при ликвидации последствий своего обмана, не позволят ему поступать так в следующий раз 

10. Наказание должно быть эквивалентно проступку. Еще доктор Б.Спок говорил, что, если ребенок провинился на рубль, ему полагается наказание на рубль. Но если он провинился на пять копеек, и наказание должно быть соответствующим.  

Памятка №2 

1. Не ставьте  на подростке «крест», ведь  его обостренное самолюбие и  социальная позиция – это результат  «трудного возраста». 

2. Любите подростка  и принимайте его таким, как  он есть – со всеми его  достоинствами и недостатками.

3. Опирайтесь  на лучшее в подростке, верьте  в его возможности.

4. Стремитесь  понять подростка, заглянуть в  его мысли и чувства, ставьте  себя на его место.

5. Создайте условия  для успеха ребенка-подростка,  дайте ему возможность почувствовать  себя сильным, умелым, удачливым.

6. Не сравнивайте  подростка с другими детьми. Помните,  что каждый ребенок уникален  и неповторим.

7. Не унижайте  и не оскорбляйте подростка  (особенно в присутствии сверстников).

8. Будьте самокритичными, принципиальными, старайтесь настолько  укрепить доверие подростка, чтобы  он делился с Вами своими  возможными неприятностями и  переживаниями. 

Станьте ему  «добрым другом и советником». 

Причины детской неуправляемости

1. Борьба за  внимание родителей. Непослушание  – это тоже возможность привлечь  к себе внимание, заявить о  себе, если о тебе забыли взрослые. Внимание необходимо любому человеку  для эмоционального благополучия, а тем более – ребёнку. 

2. Борьба за  самоутверждение. Ребёнок объявляет  войну бесконечным указаниям,  замечаниям и опасениям взрослых. Он ждёт доверия к себе. Он  хочет решать сам, это заложено  в его природе – нельзя прожить  жизнь на опыте старших. 

3. Жажда мщения  окружающему миру, взрослым. Ребёнок мстит за: неверие в его способности и возможности; сравнение не в его пользу со старшими или младшими братьями и сёстрами; за унижение друг друга в кругу семьи; за потерю одного из родителей в результате развода; за появление в доме нового члена семьи, который становится более значимым, чем сам ребёнок; за несправедливость по отношению к себе и невыполнение взрослыми обещания; за родительскую ложь; за чрезмерное проявление взрослыми любви друг к другу.

4. Неверие в  свой успех. Причинами неверия  в собственный успех могут  стать: низкие школьные результаты  вне зависимости от приложенных  ребёнком усилий, низкая самооценка, поощряемая родителями, плохие взаимоотношения  в классе со сверстниками, откровенная  изоляция ребёнка, отсутствие  возможности проявить себя, свои  способности и умения. 

Заключение

Одной из проблем для родителей и учителей является повышенная конфликтность и агрессивность детей подросткового возраста. Подростковый возраст – это один из кризисов, с которым сталкивается ребенок на протяжении периода своего взросления. Кризис связан с половым созреванием. Дети начинают интенсивно расти, все системы в организме соответственно функционируют как у взрослых. Такая резкая перестройка вызывает дискомфорт у детей, и соответственно это сказывается на всех психических функциях. Для того чтобы компенсировать внутреннюю дисгармоничность, ребенок старается выплеснуть это наружу. Именно поэтому в этом сложном возрасте у детей проявляется протестующий характер по отношению к окружающим, дисгармоничность в строении личности, а также агрессивность, повышенная тревожность, жестокость. То есть в подростковом возрасте в силу сложности и противоречивости особенностей растущих людей, внутренних и внешних условий их развития могут возникать ситуации, которые нарушают нормальный ход личностного становления, создавая объективные предпосылки для возникновения и проявления агрессивности и конфликтности. 
Конфликт – это такая характеристика взаимодействия, в которой не могущие сосуществовать в неизменном виде действия взаимодетерминируют и взаимозаменяют друг друга, требуя для этого специальной организации. Вместе с тем любой конфликт представляет собой актуализировавшееся противоречие, то есть воплощенные во взаимодействии противостоящие ценности, установки, мотивы. Можно считать достаточно очевидным, что для своего разрешения противоречие непременно должно воплотиться в действиях в их столкновении. Только через столкновение действий, буквальное или мыслимое, противоречие себя и являет. Для конфликта свойственны противодействие в виде общения, поведения или деятельности, направленных на защиту своих интересов путем ограничения активности оппонента, нанесения ему морального или материального ущерба, а также негативное отношение друг к другу. Эмоции доминируют в определении поведения и манеры общения. В результате стресса все ресурсы инцидива мобилизуются для достижения победы над оппонентом. Конфликт состоит из противоположно направленных действий его участников. Этими действиями реализуются скрытые от внешнего восприятия процессы в мыслительной, эмоциональной и волевой сферах оппонентов. Чередование взаимных реакций, направленных на реализацию интересов каждой стороны и ограничение интересов оппонента, составляет видимую социальную реальность конфликта. 
Подростковый возраст отличается конфликтностью. Все физиологические особенности подросткового возраста тесно взаимосвязаны с развитием психики. Появление психических новообразований сопряжено со сложностями его перехода из состояния детскости во взрослую жизнь. Подростковый возраст характеризуется повышенной возбудимостью, неустойчивостью эмоций и поведения, подростки плохо контролируют себя, эмоциональны и нестабильны, что приводит к повышению агрессивности и конфликтности, что связано со спецификой протекания данного возрастного периода. Протекание этого периода имеет различные варианты и зависит от внешне средовых условий. В связи с этим актуальным является изучение существующего уровня конфликтности и разработки индивидуальных и групповых мер по снижению конфликтности и агрессивности в подростковом звене. 
В связи с этим в учебно-воспитательном процессе в школе особое внимание при работе с подростками должно уделяться предотвращению, профилактике и урегулировании конфликтов. Учителя и родители нуждаются в самых разнообразных психологических знаниях, чтобы быть компетентными при встрече с детской агрессией. Чтобы сделать менее острыми те трудности, которые испытывает сам подросток, а также его родители и школа, необходимо заранее знать, каковы могут быть проявления конфликтности в этом возрасте. В соответствии с этими знаниями должен строиться воспитательный процесс, который должен быть направлен на уменьшение агрессивности и конфликтности. В школе этот процесс должен быть связан с работой школьного психолога, который обязан проводить коррекционные тренинги с учащимися. Также от учителей требуется включение таких подростков в социально значимую, общественно оцениваемую деятельность, которая побуждает их критически оценивать, пересматривать свое поведение, отношение к себе и другим людям, создавая объективные предпосылки для нормального личностного становления, нивелируя проявления агрессивности. Эта деятельность становится интересной и значимой для подростка, если она приносит эмоциональное удовлетворение чувству достижения намеченной цели, при этом необходимо включать ребенка в позицию активного участника. Учителя должны таким образом организовывать воспитательную работу, чтобы предоставить подросткам возможность удовлетворить свои интересы, реализовать свои потребности, проявить свои способности, оценить самого себя и быть оцененным другими, и наконец, попытаться найти оптимальный вариант взаимоотношений со сверстниками и учителями и выбрать приемлемую форму поведения. Кроме этого, необходимо включать подростков в общественно полезную и трудовую деятельность, которая решает задачи развития познавательного интереса к различным видам труда, формирования основ культуры умственного и физического труда, воспитания высоких моральных качеств, целеустремленности, долга и ответственности.
 
 
 
 
 
 

Библиографический список

    1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М.,2001.

    2.   Андреев В.И. Основы педагогической конфликтологии. - М., 1995.

          3.    Анцупов А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. М., Владос, 2003.

          4.   Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. – М.,2004.

          5.    Белопольская А.М. Самосознание проблемных подростков – М.,2007

          6.    Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт.- М., 1989.

          7.    Волков Б.С. Психология подростка. – М.,1994.

          8.    Гришина Н.В. Конфликтология. СПб., Питер, 2000.

          9.    Гришина Н.В. Психология подростка. – СПб.,2005.

        10.   Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии. – М.,1994.

        11.    Зайцев А. Социальный конфликт – М., 2001.

        12.    Здравомыслов А.Г. Социология конфликтов–М., 1996.

        13.    Катаева – Венгер А.А Трудный возраст: подростки сегодня - М.,2002.

        14.    Конфликтология / Под ред. А.С. Карилина – СПб., 1999.

        15.    Коринкова Т.В. Подростки групп риска – СПб.,2005.

        16.    Корчагина Ю.И. Агрессивные дети// Здоровье детей. Приложение к газете «1 сентября» №2 2008.

        17.     Крутецкий В.А. Психология подростка. – М., 1965.

        18.     Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. – М., 2003.

       19.      Мухина В.С. Возрастная психология. – М.,2001.

       20.      Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков. – М., 1996.

Информация о работе Конфликты в подростковом возрасте