Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 18:02, курсовая работа
Цель работы: изучить особенности конфликтного поведения в подростковом возрасте.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ литературных источников по исследуемой проблеме.
2. Изучить особенности конфликтного поведения у подростков
3. Сформулировать рекомендации по воспитательной и психокоррекционной работе с конфликтными подростками.
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретико-методологический анализ проблемы
конфликтов в подростковом возрасте……………………………………..5
1.1. Понятие конфликтов и конфликтного поведения……………………5
1.2. Психологические особенности подросткового
возраста……………………………………………………………………...20
1.3. Конфликтность, как особенность протекания подросткового
возраста………………………………………………………………………25
Глава 2. Переходный возраст: особенности контакта с
подростками………………………………………………………………….32
2.1.Способы урегулирования конфликтов в подростковом
возрасте…………………………………………………………………….....32
2.2.Памятки для родителей о воспитании подростков…………………….37
Заключение…………………………………………………………………...41
Библиографический список…………………………………………………44
Склонность к
раздражению – готовность к проявлению
при малейшем возбуждении вспыльчивости,
резкости, грубости.
Негативизм – оппозиционная манера
поведения, обычно направленная против
авторитета или руководства.
Обида – зависть и ненависть к окружающим,
обусловленные чувством горечи, гнева
на весь мир за действительные или мнимые
страдания.
Подозрительность
– недоверие и осторожность по отношению
к людям, основанные на убеждении, что
окружающие намерены причинить вред.
(А. Басс, А. Дарки)
Агрессивные подростки, как правило, имеют
некоторые общие черты. Они обладают низким
уровнем интеллектуального развития,
неустойчивыми интересами, повышенной
внушаемостью, подражательностью, недоразвитостью
нравственных представлений и бедностью
ценностных ориентаций. Они эмоционально
грубы, озлобленны против сверстников
и окружающих взрослых. У таких подростков
наблюдается крайняя самооценка, она может
быть как максимально положительной, так
и максимально отрицательной. Их отличают
повышенная тревожность, эгоцентризм,
неумение находить выход из трудных ситуаций.
Защитные механизмы преобладают над другими
механизмами, регулирующими поведение.
Но среди агрессивных подростков встречаются
и дети, интеллектуально и социально развитые,
у которых агрессивность является средством
поднятия престижа, демонстрации своей
самостоятельности, взрослости. Часто
такие подростки находятся в некоторой
оппозиции по отношению к взрослым. Возле
них собираются не очень разборчивые в
целях и средствах компании подростков.
Личность подростка формируется не сама
по себе, а в окружающей его среде. Особенно
важна роль малых групп, в которой подросток
взаимодействует с другими людьми. Прежде
всего, это касается семьи. На становление
агрессивного поведения ребенка влияют
степень сплоченности семьи, близость
между родителями и детьми, характер взаимоотношений
между братьями и сестрами, стиль семейного
руководства. Сегодня в нашем обществе
имеется серьезный дефицит позитивного
воздействия на растущих детей. (Корчагина
Ю.И. Агрессивные дети//
Здоровье детей.)
Семья не выполняет такие важнейшие функции,
как формирование у детей чувства психологического
комфорта, защищенности. Здесь нередко
имеет место жестокое обращение с подростками,
связанное с различными видами наказаний,
в том числе физическими. Часть родителей
принуждают детей к послушанию; другая
часть не интересуется потребностями
ребенка; третья – переоценивает ребенка
и недостаточно его контролирует. Подростки,
которые встречаются с насилием у себя
дома и которые сами становятся жертвами
насилия, в большей степени склонны к агрессивному
поведению. В результате для многих подростков
характерна неразвитость нравственных
представлений, потребительная ориентация,
эмоциональная грубость, агрессивный
способ самоутверждения, что связано с
повышенной внушаемостью, подражательностью.
Следует отметить, что для многих подростков
типично умышленное подражание определенным
манерам, как конкретных людей, так и тех
стереотипов, которые предлагаются различными
средствами информации. Отсюда обилие
«боевиков», «детективов» и т.п. провоцирует
агрессивные формы поведения подростка,
делая его взрослым в собственных глазах
и являясь средством демонстрации своей
значимости. Это проявляется и в желании
занять определенное место в референтной
группе, добиться самоутверждения, осознания
себя человеком, которого нельзя унижать,
подавлять. При этом референтными группами
для части подростков становятся различные
компании с асоциальной направленностью,
где задиристость, агрессивность часто
рассматриваются как доказательства «бывалости»,
«мужественности». (Андреев
В.И. Основы педагогической
конфликтологии)
Имеющий место отрицательный микроклимат
во многих семьях, как и системе формальных
и неформальных отношений с миром взрослых,
обусловливает возникновение отчужденности,
грубости, неприязни определенной части
подростков, стремления делать все назло,
вопреки воли окружающих, что создает
объективные предпосылки для появления
агрессивности, демонстративного неповиновения,
разрушительных действий.
Интенсивное развитие самосознания и
критического мышления приводит к тому,
что ребенок в подростковом возрасте обнаруживает
противоречия не только в окружающем его
мире, но и внутри собственного представления
о себе, что является основанием для изменения
эмоционально – ценностного отношения
к себе, проявляясь в резком всплеске недовольства
собой и в сочетании таких полярных качеств,
как самоуверенность и робость, черствость
и повышенная чувствительность, развязность
и застенчивость. (Семенюк
Л.М. Психологические
особенности агрессивного
поведения подростков.)
Мальчики и девочки по – разному проявляют
агрессивность. Наибольшей агрессивностью
отличаются 12-15 летние подростки – мальчики.
У них преобладает физическая агрессия,
которая с возрастом затухает, а у девочек
с возрастом наблюдается рост этой формы
агрессии. К 15-18 годам у мальчиков происходит
всплеск вербальной агрессии. При спаде
косвенной агрессии у мальчиков идет значительное
увеличение ее у девочек. Негативизм значительно
проявляют мальчики во все возрастные
периоды. (Корчагина
Ю.И. Агрессивные дети//
Здоровье детей.)
Таким образом, проведенный анализ литературных
источников показал, что в подростковом
возрасте наблюдается повышенная агрессивность
и конфликтность, вторые обусловлены спецификой
протекания данного возрастного периода.
Однако данное утверждение не означает,
что это неизменное явление, не подлежащее
коррекции. Большинство авторов указывают
на высокую вариативность протекания
подросткового кризиса и его зависимость
от внешне средовых условий таких как,
психолого-педагогическое сопровождение,
характер идентификации, климат в семье,
отношения со сверстниками и учителями
и др. В связи с этим актуальным является
изучение существующего уровня конфликтности
и разработки индивидуальных и групповых
мер по снижению конфликтности и агрессивности
в подростковом звене.
Глава2.
Переходный возраст:
особенности контакта
с подростками
2.1.Способы
урегулирования конфликтов в
подростковом возрасте
Взрослым, для того чтобы быть успешными родителями, необходимо знать основы возрастной психологии, уметь выстраивать систему воспитания в семье, владеть технологиями взаимодействия с ребенком, а также широким арсеналом средств действия в конкретных ситуациях. Психологическая грамотность родителя во многом выступает залогом успешности ребенка и гармоничности отношений в семье. Вместе с тем, незнание родителями технологий и методов общения с ребенком зачастую приводит к серьезным трудностям детей – они становятся тревожными, агрессивными, перестают слушаться родителей, начинают конфликтовать с ними, а порой даже уходят из дома. Особенно это бывает в подростковом возрасте. Поэтому эффективная работа психолога невозможна без привлечения к ней родителей подростков. По сравнению с начальной школой, здесь возникает ряд сложностей, связанных, прежде всего, с тем, что родители тех подростков, которые действительно нуждаются в помощи психолога, по собственной инициативе обращаются к нему достаточно редко. Это связано и с большой занятостью родителей на работе, и с неверием в результативность психологической помощи, но наиболее частой причиной является неблагополучие в семье (которое чаще всего и служит прямой или косвенной причиной проблем подростка). Нередки также случаи, когда обращению мешают чувства стыда и вины, переживание себя как «неудачного, плохого, неумелого» родителя. Для родителей подростков мною разработаны советы, памятки, рекомендации.
Особенности подросткового возраста
1. Подростков
более всего интересует
2. Подростки более всего заняты выяснением и построением своих отношений с другими людьми. Дружба – главное, что их интересует.
3. Подростки
– искатели смысла жизни. Их
начинает волновать главный
4. Подростки
настолько поглощены своим
5. Подростки
постоянно конфликтуют с
6. Подростки
чувствуют недостаток уважения
к ним со стороны взрослых.
Они хотят равноправных
7. Подростки постоянно думают о том, как их оценивают другие люди.
8. Подростки – существа безответственные. Они хотят иметь все права (как взрослые), и никаких обязанностей (как дети).
9. Подростки
перенимают вкусы, взгляды,
10. Подростки
ищут свой жизненный стиль,
оригинальничают, подчеркивают
11. У подростков появляется способность менять самих себя, заниматься самовоспитанием. Они становятся творцами, хозяевами, авторами собственной жизни.
Как помочь подростку?
Если Вы стали замечать, что Ваш ребенок стал излишне раздражительным, замкнутым и даже слегка агрессивным. Если он избегает под любым предлогом совместного с Вами времяпровождения, старается больше времени проводить в одиночестве. Если у ребенка снизилась успеваемость и появились проблемы в поведении в школе – это значит, у Вашего ребенка начались подростковые проблемы. Как же помочь подростку справиться со своим состоянием?
· Прежде всего, у него необходимо сформировать четкое убеждение, что его любят в семье и принимают таким, какой он есть, со всеми его проблемами и ошибками.
· Необходимо показать своими поступками, что Вам можно доверять.
· Создать комфортные условия и поддерживать его положительные начинания и поступки.
· Попытаться превратить свои требования в его желания.
· Культивировать значимость образования.
· Стараться вкладывать в его сознание приоритеты.
· Научиться
задавать вопросы так, чтобы
у подростка не возникло
· Ребенок не должен бояться ошибиться или сказать Вам правду, какая бы она ни была.
· Никогда не ругайте ребенка обидными словами и не оскорбляйте его достоинства.
· Не ставьте ему в пример его друзей или знакомых.
· Всегда старайтесь положительно оценивать своего ребенка, даже если Вам кажется, что он в чем-то некомпетентен. Замечания должны звучать не как обвинения.
· Хвалить надо исполнителя, а критиковать только исполнение. Хвалить надо персонально, а критиковать – безлично.
· Живите во имя своего ребенка.
· Проявляйте к нему максимум внимания, переживайте за каждую его неудачу вместе с ним и радуйтесь даже незначительным его успехам.
· Объединяйтесь с ребенком против его трудностей. Он должен видеть в Вас союзников, а не противников или сторонних наблюдателей.
· Верьте в своего
ребенка, и тогда он точно почувствует,
что дома ему лучше, чем во дворе,
ведь дома его любят, принимают и
уважают.
Каждый возрастной период важен для человека. Но психологи единодушны в том, что подростковый возраст является особым для становления личности. От того, как подросток преодолеет этот период, какие психические новообразования приобретет, во многом будет зависеть дальнейшая судьба человека. И поэтому очень ответственная задача ложиться на взрослых, которые окружают подростка: на родителей и педагогов. Они должны помочь ребенку благополучно преодолеть «трудный возраст», дать возможность развернуться в его личности необходимым потенциям, помешать возникновению деструктивных приобретений и внутренних барьеров. Для подростков характерны такие проявления, как агрессивность, конфликтность, негативизм, раздражительность, замкнутость, отстраненность от взрослых. Но все это временно, если Вы – взрослые будем правильно себя вести, правильно строить общение с подростком.
Агрессивный подросток
Как часто мы слышим это словосочетание. К нему можно относиться
по-разному, но, к сожалению, такая проблема имеет место быть. Нередко, защищая себя или самоутверждаясь, подросток проявляет агрессию. Конечно, прежде всего, необходимо выяснить причину агрессивности. Их может быть достаточно много. Часто она возникает из-за чрезмерных требований взрослых. Это происходит, когда в семье культ запретов. Еще агрессия может быть следствием невыполненных желаний ребенка. Поэтому необходимо требования ребенка мягко, но решительно ограничивать в разумных пределах. А чтобы избежать конфликта можно попробовать перевести его активность в мирное русло. И естественно, агрессия может быть следствием обиды или ущемленным самолюбием. И необходимо заметить, что чаще всего у агрессивных взрослых бывают агрессивные дети.
Как
вести себя с агрессивным
подростком?
· Ни в коем случае не позволять себе разговаривать с подростком на повышенных тонах.
· Если вы видите,
что ребенку трудно себя сдерживать,
то дайте ему возможность
· Показывайте ребенку пример эффективного поведения, старайтесь не допускать при нем вспышек гнева и не стройте планы мести.
· Сделайте все, чтобы ваш ребенок в каждый момент времени чувствовал, что вы его любите, цените и принимаете, не стесняйтесь лишний раз его приласкать и пожалеть.
Если Ваш ребенок конфликтный
Прежде всего, необходимо выявить причину конфликтности ребенка. Возможно, у Вас в семье Ваш ребенок – центр Вселенной. И поэтому требует и от посторонних взрослых и своих сверстников такого же отношения к своей персоне. А не получив этого, начинает конфликтовать. Или напротив, ему не хватает внимания в семье. Он не окружен должной заботой по ряду разных причин и обстоятельств. Он живет с постоянным чувством обиды и накопившейся злости. И его конфликтность – это один из способов привлечения внимания к себе. А возможно он живет в семье, где является наблюдателем конфликтов. Конфликтное поведение ребенка – это повод задуматься Вам и над своим поведением.
Как вести себя с конфликтным ребенком?
· Контролируйте приступы гнева у ребенка. Пытайтесь сдерживать его желание вступить в конфликт.
· По возможности старайтесь уйти от конфликта, тем самым Вы покажете пример ребенку.
· Если конфликт уже произошел, постарайтесь разобраться в его причинах. Не оправдывайте поведение своего ребенка, если на это нет повода.
· Обязательно обсудите с ребенком причины возникновения ссоры и пути бесконфликтного выхода из нее.
· Собственным примером учите ребенка не провоцировать конфликты.
· Не обсуждайте поведение ребенка ни с кем посторонним в его присутствии.
Как распознать, что ребенок лжет?
Можно определить, что ребенок лжет по следующим признакам:
· Нервозность. Ребенок совершает лишние движения, суетится без причины
· Особенности взгляда: ускользающий взор, не смотрит в глаза.