Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2014 в 22:17, курсовая работа
Конфликт является неотъемлемым элементом функционирования любого общества. В современном обществе, в условиях когда ежедневно увеличивается «скорость жизни», когда стрессы знакомы почти любому не понаслышке, когда каждый к чему-то стремится и чего-то боится, проблемы, поставленные конфликтологией – предотвращение, анализ, прекращение конфликтов – стали особенно актуальны. Эти проблемы актуальны, прежде всего, потому, что конфликты могут присутствовать в любой сфере жизнедеятельности общества, а конфликт, пущенный на самотек, может привести к нежелательным последствия как для отдельных индивидов, так и для общества.
Сейчас, как никогда, важно с детских лет воспитывать у детей внимательное отношение к окружающим, подготавливать их к доброжелательному отношению к людям, учить к сотрудничеству.
Введение……………………………………………………………………….…..3
Глава 1. Теоретические основы конфликтов и их конструктивного разрешения в подростковом возрасте…………………………………………...6
1.1. Проблема конфликтов в философских, психолого-педагогических и социологических исследованиях………………………………………………...6
1.2 Психологические особенности подросткового возраста…………………18
1.3. Механизм разрешения конфликтов в подростковой среде...…………….30
Выводы по первой главе………………………………………………………...45
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по изучению подростковых конфликтов……………………………………………………………………….48
2. 1. Диагностика уровня конфликтности учащихся подросткового возраста……………………………………………………………..…………….48
2.2. Пути решения конфликтных ситуаций…………………………………….61
Выводы по второй главе…………………………………………………………73
Заключение ……………………………………………………………………….76
Список источников и литературы………………………...………………………80
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические основы конфликтов и их конструктивного разрешения в подростковом возрасте…………………………………………...6
1.1. Проблема конфликтов
в философских, психолого-педагогических
и социологических
1.2 Психологические особенности
подросткового возраста…………………
1.3. Механизм разрешения
конфликтов в подростковой
Выводы по первой главе………………………………………………………...
Глава II. Опытно-экспериментальная
работа по изучению подростковых конфликтов……………………………………………………
2. 1. Диагностика уровня
конфликтности учащихся
2.2. Пути решения
конфликтных ситуаций…………………………
Выводы по второй главе…………………………………………………………73
Заключение ……………………………………………………………………….76
Список источников
и литературы………………………...……………………
Приложение ……………………………………………………………………….83
Введение
В связи с огромной определяющей ролью общения в формировании личности, в нашей науке за последние годы обнаружился интерес к его изучению, который в свою очередь породил большое количество подходов к проблеме общения в области философии, социологии, социальной психологии.
Конфликт является неотъемлемым элементом функционирования любого общества. В современном обществе, в условиях когда ежедневно увеличивается «скорость жизни», когда стрессы знакомы почти любому не понаслышке, когда каждый к чему-то стремится и чего-то боится, проблемы, поставленные конфликтологией – предотвращение, анализ, прекращение конфликтов – стали особенно актуальны. Эти проблемы актуальны, прежде всего, потому, что конфликты могут присутствовать в любой сфере жизнедеятельности общества, а конфликт, пущенный на самотек, может привести к нежелательным последствия как для отдельных индивидов, так и для общества.
Сейчас, как никогда, важно с детских лет воспитывать у детей внимательное отношение к окружающим, подготавливать их к доброжелательному отношению к людям, учить к сотрудничеству.
Агрессивность – помеха при формировании отношений, морали, общественной деятельности людей. Административными мерами данную проблему не решить.
Для этого педагогу надо хорошо овладеть умениями и навыками предупреждения и разрешения конфликтных ситуаций, так как проблема взаимодействия участников педагогического процесса приобретает все большую остроту для современной школы.
Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от подростка к взрослости. Все стороны развития продолжают подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются новые психологические образования. Этот процесс преобразования и определяет все основные особенности личности детей среднего школьного возраста.
Таким образом, отношения с другими людьми важны и актуальны для человека любого возраста. Однако их значимость усиливается именно в среднем школьном возрасте. По данной тематике из зарубежных авторов выделяются работы А. Гезела, А. Моля, В. Штерна, Э. Шпрангера, Ст. Холла, но с учетом специфических отличий российской культуры для нас наиболее значимы труды отечественных авторов, таких как Р. С. Немов, Л. С. Выготский, К. М. Гуревич, И. С. Кон, Г. С. Абрамов, А. В. Петровский, К. Т. Кузнечикова. Их труды посвящены изучению уровня конфликтности подростков.
Тема исследования: «Психолого-педагогические условия снижения уровня конфликтности на занятиях физической культуры».
Цель исследовательской работы: изучить особенности конфликтных отношений подростков и условия его снижения.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. Изучить и проанализировать
психолого-педагогическую
2. Выявить уровень конфликтного
3. Обосновать и апробировать
психолого-педагогические
Объект исследования: межличностные отношения подростков.
Предмет исследования: влияние физической культуры на снижение уровня конфликтности у подростков.
Гипотеза исследования: На занятиях по физической культуре происходит снижение уровня конфликтности среди подростков.
Решая перечисленные задачи, мы предполагаем использование как теоретических (изучение педагогической литературы, анализ работы), так и эмпирических методов исследования: (наблюдение, беседа, социометрия, ролевая игра).
По структуре работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы и приложений. Общий объем работы составил 94 страницы.
База исследования: МБОУ СОШ №2, г. Михайловка, 9 Б и 9 В классы.
Практическая значимость результатов исследования заключается в более высокой эффективности учебного взаимодействия детей среднего школьного возраста, вызванной применением разработанной системы работы по профилактике и устранению конфликтного поведения. Полученные результаты могут быть использованы в учебном процессе детей подросткового возраста.
Глава 1. Теоретические основы конфликтов и пути их конструктивного разрешения в подростковом возрасте.
1.1. Проблема конфликтов в философских, психолого-педагогических и социологических исследованиях.
Конфликты существуют столько, сколько существует человек. Проблема конфликтов и конфликтного взаимодействия отражена во множестве работ: от технического направления (теории катастроф) до социально-философского.
Изучению данной проблемы посвящены исследования ряд выдающихся философов, общественных деятелей, психологов, педагогов, социологов таких, как: 3.Фрейд, У. Мак-Дуглас, К. Лоренс, К. Левин, Г. Спенсер, К. Маркс, Г. Зиммель, Л. Козер, К. Боулдинг, И. Ф. Смолянинов, П. О. Гриффин, М. И. Могилевский, О. В. Левин, В. А. Кременюк, Л. С. Выготский, А. С. Залужский, Б. Т. Лихачев, Л. А. Петровская, Р. Л. Кричевский, Д. П. Зеркин, Е. М. Дубовская, О. Н. Громова, М. М. Лебедева, А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов и другие.
Первые попытки рационального осмысления конфликтов были предприняты древнегреческими философами. Так, Анаксимандр (ок. 610 – 547 гг. до н. э.) утверждал, что вещи возникают из постоянного движения “апейрона” – единого материального начала, приводящего к выделению из него противоположностей. Античный философ – диалектик Гераклит (ок. 530-ок. 470 гг. до н. э.) стремился связать свои рассуждения о войнах и социальных конфликтах с общей системой взглядов на природу мироздания. Гераклит считал, что в мире все рождается через вражду и распри, что единственный закон, царящий в Космосе, – это война – отец всего и царь всего. Одним она определила быть богами, а другим – людьми, одних она сделала рабами, других – свободными. Эти слова явились одной из первых попыток рационального обоснования позитивной роли борьбы в процессе общественного развития [13, 50].
В средние века Фома Аквинский (1225 – 1274 гг.) развивал мысль о том, что войны допустимы в жизни общества, и определил еще одно условие справедливой войны – санкция, данная государством. В период эпохи Возрождения известные гуманисты Т. Мор, Э. Роттердамский, Ф. Рабле, Ф. Бекон выступили с резким осуждением социальных столкновений и социальных конфликтов.
Эразм Роттердамский (1469 – 1536 гг.) указывал на наличие собственной логики начавшегося конфликта, который, разрастаясь подобно цепной реакции, вовлекает в орбиту своего влияния все новые и новые силы, слои населения и страны. Э. Роттердамский обращал внимание на сложность примирения противостоящих в конфликте сторон даже в тех случаях, когда обе они стоят на единых идеологических позициях. Английский философ Фрэнсис Бекон (1561-1626 гг.) впервые подверг основательному теоретическому анализу совокупность причин социальных конфликтов внутри страны, подробно рассмотрел материальные, политические и психологические условия социальных беспорядков, а также возможные способы их преодоления.
Иммануил Кант (1724 – 1804 гг.) считал, что состояние мира между людьми, живущими по соседству, не есть естественное состояние… последнее, наоборот, есть состояние войны, т. е. если и не беспрерывные враждебные действия, то постоянная их угроза. Следовательно, состояние мира должно быть установлено. По мнению немецкого философа Георга Гегеля (1770 – 1831 гг.), главная причина конфликтов кроется в социальной поляризации между накопленным богатством, с одной стороны, и привязанным к труду классом, – с другой. Он считал, что государство должно представлять интересы всего общества и регулировать конфликты.
Проблеме борьбы за существование посвящены исследования английского биолога Чарльза Дарвина (1809 – 1902 гг.), который предложил теорию эволюции. Главная идея Ч. Дарвина, изложенная в его работе “Происхождение видов путем естественного отбора, или сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь”, состояла в том, что развитие живой природы происходит в условиях постоянной борьбы за выживание. Ч. Дарвин выявил и обосновал механизм развития живой природы в виде естественного отбора наиболее приспособленных видов для продолжения жизни. В дальнейшем взгляды Ч. Дарвина получили развитие в различных областях научных исследований, в том числе, в некоторых социологических и психологических теориях конфликта. Так, Людвиг Гумплович (1838 – 1909 гг.) один из основоположников теории социального дарвинизма, выдвигал следующие взгляды на природу социальных конфликтов:
- конфликты являются сущностью исторического прогресса;
- дифференциация общества
на господствующих и
- конфликты способствуют единству общества, возникновению более
широких объединений.
Хотя в настоящее время идеи Л. Гумпловича находят мало последователей, отдельные из вышеуказанных положений оказываются продуктивными при решении современных проблем.
Изучение работ советских философов, позволяет сделать вывод, что категория конфликта либо вообще не упоминается, либо ее раскрытию уделено слишком мало внимания. Считалось, что в социалистическом обществе есть только неантагонистические противоречия. Такая форма их разрешения, как конфликт, имела место, в основном, в виде внутриличностного или межличностного конфликтов, иногда в виде конфликта “личность – группа”. Изучение конфликта в философских исследованиях [12; 127] идет по следующим направлениям:
1. Моральный конфликт в современном обществе. Это наиболее разработанное направление представлено трудами общего содержания и классифицируется по конкретным областям человеческой деятельности:
- нравственные конфликты в педагогическом процессе;
- причины нравственных
конфликтов в трудовых коллекти
- моральные конфликты в воинских коллективах;
- профессионально-нравственные конфликты.
2. Методологические аспекты
этнополитических конфликтов. В
связи с возникновением и
3. Художественный конфликт
как эстетическая категория. В
работах этого направления
4. Разработка собственно
философской концепции
Разработка проблем конфликтов в западной социологии осуществлялась в различных направлениях. На первом этапе – в русле социал-дарвинизма и марксисткой теории, далее – функциональная теория конфликта Г. Зиммеля и структурный функционализм Т. Парсонда. В последнее десятилетие – теория позитивно – функционального конфликта Л. Козера, конфликтная модель общества Р. Дарендорфа и общая теория конфликта К. Боулдинга. Не все ученые признавали конфликт исходной категорией социологических концепций, но все были едины в том, что конфликты занимают значительное место в жизни общества и проведение теоретических исследований в этой области необходимо для разрешения конфликтных ситуаций.