Теоретические основы конфликтов и их конструктивного разрешения в подростковом возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2014 в 22:17, курсовая работа

Краткое описание

Конфликт является неотъемлемым элементом функционирования любого общества. В современном обществе, в условиях когда ежедневно увеличивается «скорость жизни», когда стрессы знакомы почти любому не понаслышке, когда каждый к чему-то стремится и чего-то боится, проблемы, поставленные конфликтологией – предотвращение, анализ, прекращение конфликтов – стали особенно актуальны. Эти проблемы актуальны, прежде всего, потому, что конфликты могут присутствовать в любой сфере жизнедеятельности общества, а конфликт, пущенный на самотек, может привести к нежелательным последствия как для отдельных индивидов, так и для общества.
Сейчас, как никогда, важно с детских лет воспитывать у детей внимательное отношение к окружающим, подготавливать их к доброжелательному отношению к людям, учить к сотрудничеству.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….…..3
Глава 1. Теоретические основы конфликтов и их конструктивного разрешения в подростковом возрасте…………………………………………...6
1.1. Проблема конфликтов в философских, психолого-педагогических и социологических исследованиях………………………………………………...6
1.2 Психологические особенности подросткового возраста…………………18
1.3. Механизм разрешения конфликтов в подростковой среде...…………….30
Выводы по первой главе………………………………………………………...45
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по изучению подростковых конфликтов……………………………………………………………………….48
2. 1. Диагностика уровня конфликтности учащихся подросткового возраста……………………………………………………………..…………….48
2.2. Пути решения конфликтных ситуаций…………………………………….61
Выводы по второй главе…………………………………………………………73
Заключение ……………………………………………………………………….76
Список источников и литературы………………………...………………………80

Файлы: 1 файл

диплом Психолого-педагогическиу условия снижения уровня конфликтности на уроках ф.к..doc

— 612.00 Кб (Скачать)

Все вышесказанное, на наш взгляд, дает основания полагать, что

возрастные психолого-педагогические особенности подростка такие, как импульсивность, вспыльчивость, критическое отношение к взрослым, чувствительность к критике, ранимость, восприимчивость к вредным влияниям, избирательность в дружбе и т. д. играют важную роль в процессе разрешения конфликтов. И именно это будет отличительным фактором конфликтов в подростковых группах от конфликтов вообще. Важно подчеркнуть индивидуальные особенности ученика, не задеть его самолюбия, иначе педагог может потерять доверие ребенка и конструктивно урегулировать конфликт будет очень сложно. У регулирующего конфликт педагога нет права на ошибку. Организация здорового, единого, целеустремленного коллектива – важный путь формирования полноценной личности в подростковом возрасте.

Индивидуально – психологические особенности личности, как правило, характеризуются степенью выраженности таких характеристик, как: тревожность, агрессивность, темперамент, интеллект, эмпатические способности, самооценка, уровень притязаний и т. д.

Знание возможной реакции индивида на происходящие события, исходя из его индивидуальных особенностей, может позволить опираясь на положительные черты преодолеть отрицательные, снизив таким образом угрозу возникновения конфликта.

Э. Берн выделяет в структуре человеческой личности три составляющих: Дитя (Д), Родитель (Р) и Взрослый (В).

У каждого человека в процессе общения актуализируется то одна, то другая из этих “частей” его личности в зависимости от ситуации и ее участников. В транзактной модели человеческих отношений возникновение конфликта связывается с тем, что в процессе общения у людей вступают во взаимодействие несоответствующие друг другу “части” их личностей. Это одна из наиболее известных и используемых в практике разрешения конфликтов система, разработанная в транзактном анализе.

Второй характеристикой личности является ее система потребностей, мотивов, интересов, т. е. то, что объясняет причины поведения личности,

помогает понять принимаемые решения, участие или неучастие в конфликте.

Следующей составляющей, которая характеризует поведение личности в конфликте, является внутреннее представление личности о себе, ее “Я – образ” (“Я – концепция”).

Суть данной концепции, применительно к конфликтологии наиболее полно раскрыла О. Н. Громова. Она по ее мнению, состоит в осознании каждым человеком своей индивидуальности, неповторимости, своего “Я”, того, каким индивид видит себя в прошлом, настоящем и будущем [50].

Стабильность “Я – образа” является предпосылкой последовательности и устойчивости поведения человека. Индивид стремится к установлению и постоянному поддержанию определенного набора свойств, характеризующих, то, как он думает, его сущность. В соответствии с набором этих представлений индивид строит свои отношения с окружающими, делает самооценку и дает оценку другим людям. В ряде случаев люди могу игнорировать объективную информацию, если она не соответствует их представлениям, и соглашаться с ошибочными или даже ложными данными, если они соответствуют “Я – образу”.

Например, если индивид объективно оценивает свои способности и в процессе работы допустил неточность или ошибку, то при обнаружении этой ошибки он правильно отреагирует (при прочих равных условиях) и воспримет замечание. При завышенной самооценке замечание будет воспринято либо как оскорбление, либо не будет услышано. При заниженной самооценке будут долгие переживания, вплоть до отказа работать дальше над полученным заданием. Кратко остановимся на составляющих этой концепции, отмеченных О. Н. Громовой.

Я – реальное – это я в настоящем, оно является синтезом установок самовосприятия и самоотношения. Этот элемент отражает меру принятия себя в настоящем, степень самоуважения или неуважения себя.

Я – идеальное – некоторая совокупность качеств и характеристик, которые индивид хотел бы видеть у себя, Я – идеальное может подменять Я-

реальное, тогда человек живет иллюзией самолюбования, самовлюбленности, общаться с ним крайне сложно, его надо все время хвалить, возражения против он не слышит. Противоречие между реальным и идеальным – Я составляет одно из важных условий саморазвития личности.

Я – конструктивное – наше видение своего будущего, оно трансформирует элементы нашего идеального Я в цель деятельности: выучить иностранный язык, чтобы в будущем быть конкурентоспособным на рынке труда, получить интересную работу.

Каждое из этих “Я” включает в себя несколько составляющих.

Я – физическое фиксирует общее представление о телесных параметрах личности, ее привлекательности. Оно распространяется на наши вещи, дом, жилище и т. д.

Я – социальное – это отношение к себе в настоящем с точки зрения места в социальных отношениях.

Я – эмоциональное и умственное – насколько мы довольны собой, насколько мы считаем себя умными, развитыми. Сформировавшееся самовосприятие личности лежит в основе взаимоотношений этой личности с окружающими.

В человеческом сознании заложены психологические механизмы защиты своего образа, своего реального “Я”, они необходимы для поддержания психологического равновесия и психологического “комфорта” личности. Вместе с тем эти же механизмы могут затруднить восприятие, например, критические замечания, так как они нарушают единство созданного внутреннего образа – представления о себе.

Неадекватное представление  себе создает многие психологические барьеры (общения, игнорирования информации, чужого мнения) и конфликтность поведения. Каждый подросток вырабатывает свои формы защитных механизмов личности, которые действуют иногда на бессознательном уровне (приложение 1).

Существует несколько типов внутригрупповых противоречий. Это противоречия: между возрастающими потенциальными возможностями группы и ее актуальной деятельностью; между растущим стремлением членов группы к самореализации и самоутверждению и, одновременно, усиливающимися тенденциями включения личности в групповую структуру и интеграции ее с группой.

Конструктивное урегулирование противоречий между личностью и группой приводит к развитию группы, дает возможность избежать острого конфликта. Ф. Шамбо, основывающий свой анализ на материалах большого числа исследований психоаналитического толка, считает, что развитие группы есть результат столкновения противоречивых тенденций, периодически возникающих в группе вследствие рассогласования поведения личности (лидера) с ожиданиями, связываемыми последователями с его действиями. Подобное рассогласование приводит группу к дестабилизации и конфликту. Урегулирование конфликта заканчивается наступлением “фазы гармонии”, характеризующейся стабилизацией отношений и оптимистической направленностью межличностного восприятия между личностью (лидером) и другими членами группы.

В отличие от конструктивного деструктивное разрешение противоречий, приводит к острому конфликту, такое решение конфликта ведет:

- большинство конфликтов  оказывает выраженное негативное  воздействие на психическое состояние  его участников. В нашем случае  наиболее значимые последствия  будут для личности;

- неблагополучно развивающийся  конфликт может сопровождаться

психологическим и физическим насилием;

- конфликт, как трудная  ситуация, всегда сопровождается  стрессом;

- конфликт – это деструкция  системы межличностных отношений, которые сложились между субъектами  взаимодействия до его начала;

- конфликт формирует негативный образ другого – образ врага, который способствует формированию негативной установки по отношению к оппоненту;

- конфликт может негативно  отражаться на индивидуальной  и групповой деятельности сторон. Конфликт закрепляет в социальном  опыте личности и группы насильственные способы решения проблемы;

- конфликт зачастую отрицательно влияет на развитие личности и группы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Механизм разрешения  конфликтов в подростковой среде

 

До сих пор нет однозначного ответа специалистов на вопрос о том, что понимать под управлением и разрешением конфликтов. В настоящее время признается, что разрешение конфликта – это, прежде всего, его локализация или устранение, а управление не обязательно означает уменьшение величины конфликта, а скорее связано с его урегулированием и контролем, пресекающим враждебность, агрессию путем достижения взаимоприемлемых соглашений. Понятно, что эти градации, учитывая специфику конкретных конфликтных ситуаций независимо от их масштаба и уровня, достаточно условны.

Подростки учатся разрешать конфликты в процессе общения со взрослыми, особенно – с педагогами. Подражая, они воспроизводят способы разрешения конфликтов без осознания самого конфликта. Занимаясь исследованием данной проблемы, мы неоднократно имели возможность убедиться в рассудительности и находчивости подростков в конфликтной ситуации.

И тем не менее существует необходимость в механизме, с помощью которого можно разрешить если не любой, то многие конфликты. Подготовка подростков к использованию данного механизма, на наш взгляд, должна осуществляется по нескольким направлениям:

1. Постоянная и неуклонная  ориентация подростков на интересы  окружающих.

2. Игровая деятельность, инициирующая активную работу  учеников по осмыслению взаимоотношений  людей, содействует лучшей подготовке подростка к столкновению его интересов с интересами другого человека.

3. Беседы о том, что  между людьми возникают противоречия  потому, что внутренние миры людей непохожи, всегда плодотворен.

Нельзя не признать, что в профессиональной работе педагога проблема конфликта приобретает особую сложность, потому что воспитание уже содержит в себе противоречие, а значит, педагогический конфликт развивается весьма противоречиво.

Обобщение результатов ряда исследований, в том числе и нашего, позволяет определить, что разрешение конфликта это процесс полного или частичного устранения причин, породивших конфликт, либо деятельность его участников, направленная на прекращение противодействия и разрешение проблемы.

Разрешение конфликта предполагает, что участники полностью снимают существующие между ними противоречия и переводят свои отношения на качественно новый уровень.

Важен вопрос о критериях разрешенности конфликта. По мнению американского конфликтолога М. Дойча, основным критерием разрешения конфликта является удовлетворенность сторон его результатами. Отечественный педагог В. М. Афонькова выделила следующие критерии разрешения конфликта:

- прекращение противодействия;

- устранение травмирующих  факторов;

- достижение цели одной  из конфликтующих сторон;

- изменение позиции индивида;

- формирование навыка  активного поведения индивида  в аналогичных ситуациях в  будущем.

Критериями конструктивного разрешения конфликта являются степень разрешения противоречия, лежащего в основе конфликта, и победа в нем правого оппонента [12, 258]. Важно, чтобы при урегулировании конфликта было найдено решение проблемы, из-за которой он возник. Чем полнее разрешено противоречие, тем больше шансов для нормализации отношений между участниками, меньше вероятность перерастания конфликта в новое противоборство. Не менее существенной является победа правой стороны. Утверждение истины, победа справедливости благоприятно сказываются на социально-психологическом климате ученического коллектива, эффективности совместной деятельности, служат предупреждением учащимся, которые потенциально могут стремиться достичь сомнительной с правовой или нравственной точки зрения цели с помощью конфликта. Необходимо помнить, что у неправой стороны тоже есть свои интересы. Если их вообще игнорировать, не стремиться переориентировать мотивацию неправого оппонента, то это в дальнейшем чревато новыми конфликтами.

Механизм разрешения любого конфликта складывается, как минимум, из трех блоков. Первый – подготовительный – это диагностика конфликта. Второй – разработка стратегии разрешения, представленная ниже. Третий – непосредственная практическая деятельность по разрешению конфликта – реализация комплекса методов и средств.

По нашему мнению, механизм разрешения конфликтов, должен:

- обеспечить стабилизацию  и интеграцию внутригрупповых отношений, снизить социальное напряжение;

- создать благоприятный  социально-психологический климат  в ученическом коллективе;

- дать базовую подготовку  учащимся в оснащении их теоретическими  знаниями и практическими умениями  конструктивного разрешения конфликтов;

- помочь школьникам познать  себя, изучить свои интересы, склонности, возможности, потребности и выработать  умения управлять своим поведением;

- научить обретать, изменять  и развивать собственное “Я”;

- стимулировать активность и актуализировать потребность учащихся в развитии личностных качеств, начинающихся с “само”, путем включения в общение и основные сферы жизнедеятельности: познания, практической деятельности, отношений, игры и творческой деятельности, физического развития и т. д.;

Информация о работе Теоретические основы конфликтов и их конструктивного разрешения в подростковом возрасте