Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2014 в 22:17, курсовая работа
Конфликт является неотъемлемым элементом функционирования любого общества. В современном обществе, в условиях когда ежедневно увеличивается «скорость жизни», когда стрессы знакомы почти любому не понаслышке, когда каждый к чему-то стремится и чего-то боится, проблемы, поставленные конфликтологией – предотвращение, анализ, прекращение конфликтов – стали особенно актуальны. Эти проблемы актуальны, прежде всего, потому, что конфликты могут присутствовать в любой сфере жизнедеятельности общества, а конфликт, пущенный на самотек, может привести к нежелательным последствия как для отдельных индивидов, так и для общества.
Сейчас, как никогда, важно с детских лет воспитывать у детей внимательное отношение к окружающим, подготавливать их к доброжелательному отношению к людям, учить к сотрудничеству.
Введение……………………………………………………………………….…..3
Глава 1. Теоретические основы конфликтов и их конструктивного разрешения в подростковом возрасте…………………………………………...6
1.1. Проблема конфликтов в философских, психолого-педагогических и социологических исследованиях………………………………………………...6
1.2 Психологические особенности подросткового возраста…………………18
1.3. Механизм разрешения конфликтов в подростковой среде...…………….30
Выводы по первой главе………………………………………………………...45
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по изучению подростковых конфликтов……………………………………………………………………….48
2. 1. Диагностика уровня конфликтности учащихся подросткового возраста……………………………………………………………..…………….48
2.2. Пути решения конфликтных ситуаций…………………………………….61
Выводы по второй главе…………………………………………………………73
Заключение ……………………………………………………………………….76
Список источников и литературы………………………...………………………80
В связи с огромной определяющей ролью общения в формировании личности, в нашей науке за последние годы обнаружился интерес к его изучению, который в свою очередь породил большое количество подходов к проблеме общения в области философии, социологии, социальной психологии.
Конфликт является неотъемлемым элементом функционирования любого общества. В современном обществе, в условиях когда ежедневно увеличивается «скорость жизни», когда стрессы знакомы почти любому не понаслышке, когда каждый к чему-то стремится и чего-то боится, проблемы, поставленные конфликтологией – предотвращение, анализ, прекращение конфликтов – стали особенно актуальны.
Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от подростка к взрослости. Все стороны развития продолжают подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются новые психологические образования.
На сегодняшний день проблема, отношения с другими людьми важны и актуальны для человека любого возраста. Однако их значимость усиливается именно в среднем школьном возрасте. По данной тематике из зарубежных авторов выделяются работы А. Гезела, А. Моля, В. Штерна, Э. Шпрангера, Ст. Холла, но с учетом специфических отличий российской культуры для нас наиболее значимы труды отечественных авторов, таких как Р. С. Немов, Л. С. Выготский, К. М. Гуревич, И. С. Кон, Г. С. Абрамов, А. В. Петровский, К. Т. Кузнечикова. Их труды посвящены изучению уровня конфликтности подростков, что и послужило выбором темы исследования: «Психолого-педагогические условия снижения уровня конфликтности на занятиях физической культуры».
Целью нашего исследования было изучить особенности конфликтных отношений подростков и условия его снижения.
Логика работы построена таким образом, что первая глава посвящена теоретическим основам конфликтов и путям их конструктивного разрешения в подростковом возрасте, вторая опытно-экспериментальной работе по изучению подростковых конфликтов.
Конфликт рассматривается нами как:
- один из видов социального взаимодействия, отличающийся наличием отрицательных эмоций и деятельностью более примитивных пластов психики;
- сложное комплексное
явление, имеющее вторичные социально-
- результат сопротивления существующим в обществе отношениям господства и подчинения;
- результат столкновения
противоборствующих тенденций
- реакция человека на препятствия к достижению целей, на поведение другого, не соответствующее ожиданиям, на несовместимость характеров, культурных основ поведения и потребностей;
- в межличностных действиях индивидов или групп людей, связанное, с острыми эмоциональными переживаниями и д.р.
Подростки учатся разрешать конфликты в процессе общения со взрослыми, особенно – с педагогами. Подражая, они воспроизводят способы разрешения конфликтов без осознания самого конфликта. Занимаясь исследованием данной проблемы, мы неоднократно имели возможность убедиться в рассудительности и находчивости подростков в конфликтной ситуации.
Механизм урегулирования конфликта в подростковой группе включает в себя:
- прекращение конфликтного взаимодействия;
- готовность к разрешению конфликта;
- объективное обсуждение проблемы;
- выбор оптимальной стратегии поведения;
- разработку правил
В нашем исследовании принимали участие учащиеся из 9 Б и 9 В класса МБОУ СОШ № 2, г. Михайловка, они были протестированы по следующим методикам:
Опросник А. Басса – А. Дарки для диагностики состояния агрессии (адаптация А.К. Осницкого).
Тест предназначен для изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению человека.
По результатам исследования выявлено, что у подростков наблюдается высокий уровень вербальной агрессии. Вербальная агрессия – выражение негативных чувств, как через форму, так и через содержание словесных ответов.
Таким образом, по результатам исследования выявлено, что у подростков наблюдается достаточно высокий уровень агрессивности, который и служит причиной возникновения конфликтов. Практически не выражены в поведение такие виды агрессивного поведения как обида и негативизм.
Полученные результаты свидетельствует о том, что проведенное исследование показало, что у подростков наиболее часто представлены стратегии сотрудничества и соперничества, и практически не встречаются стратегии избегания и компромисса.
Управление конфликтами - это целенаправленное воздействие по устранению (минимизация) причин, породивших конфликт, или на коррекцию поведения участников конфликта.
Разработаны основные наиболее приемлемые стратегии поведения в конфликтной ситуации. Они указывают, что существуют пять основных стилей поведения при конфликте: приспособление, компромисс, сотрудничество, игнорирование, соперничество или конкуренция.
Существует несколько эффективных способов управления конфликтной ситуацией. Их можно разделить на две категории: - структурные и межличностные.
Общие рекомендации по решению конфликтной ситуации:
Признать существование конфликта
Определить возможность переговоров.
Согласовать процедуру переговоров.
Выявить круг вопросов, составляющих предмет конфликта
Разработать варианты решений. Стороны при совместной работе предлагают несколько вариантов
Принять согласованное решение.
Реализовать принятое решение на практике.
Проведенная опытно-экспериментальная работа позволяет утверждать, что гипотеза истинна или, во всяком случае, она не противоречит полученным в исследовании фактам.
Список источников и литературы
1. Абульханова-Славская К.А.
Деятельность и психология
2. Алескандровский Ю.А. Пограничные психические расстройства. М.:Феникс, 2007
3. Анастази А. Психологическое тестирование .- М.,: Педагогика, 2001.
4. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. - М., 2002
5 .Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: М.: ЮНИТИ, 2001
6. Ахутина Т.В. Нейропсихологический
подход к диагностике и
7. Байярд Р., Байярд Дж. Ваш беспокойный подросток. - М.: Просвещение, 2006
8. Барсукова А. Формирование профессионального самосознания личности: Актуализация генедерного аспекта // Материалы VI региональной научно - конференции "наука - Северо - кавказскому региону". Ставрополь: СевКавГТУ,2002.
9. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. -М, 2003
10. Бернс Р.С., Кауфман С.Х. Кинетический рисунок семьи: введение в понимание детей через кинетические рисунки семьи. -М.: Смысл, 2008
11. Бодина Е. Ащеулов К.
Педагогическая ситуация//
12. Боев И.В. Пограничная аномальная личность. - Ставрополь, 2004
13. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 2009
14. Божович Л.И. Социальная
ситуация и движущие силы
15. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе. 2003
16. Борисова Л.Г., Солодова Г.С., Фадеева О.П., Харченко И.И. Неформальный сектор: экономическое поведение детей и взрослых. Новосибирск, 2007
17. Бородкин Ф.М. Внимание: конфликт! Новосибирск., 2003
18. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт. - М., 2005.
19. Братусь Б.С. Аномалии личности. -М.: Мысль, 2005
20. Василюк Ф.Е. Психология переживания. М., 2004
21. Вассерман Л.И., Дорофеева С.А., Меерсон Я.А. Методы нейропсихологической диагностики. -СПб.: Стройлеспечать, 2008
22. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В.Петровского. - М.: Просвещение, 2009.
23. Воронин Г.Л. Конфликты
в школе//Социологические
24. Выготский Л.С. Психология. -М.: ЭКСМО-Пресс, 2007.
25. Галкина Т.П., Социология управления: от группы к команде: учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2008.
26. Ганнушкин П.Б. Клиника психопатий, их статика, динамика, систематика., -Н.Новгород: НГМА, 2005
27. Гиндикин В.Я. Лексикон малой психиатрии.-М.2006.
28. Гинзбург М.Р. Личностное
самоопределение как
29.Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. -М.: ЧеРо, 2005.
30. Глозман Ж.М. и др. Возрастные
особенности
31. Глозман Ж.М. Культурно
- исторический подход как
32. Глозман Ж.М. Личность и нарушения общения. -М.: Изд-во МГУ, 2004
33. Головаха Е.И. Жизненная
перспектива и
34.Головаха Е.И., Кроник
А.А. Психологическое время
35.Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение у подростков. - Минск, 2000
36.Коэн А. Содержание делинквентной субкультуры // Социология преступности. - М., 2007
37.Краткий словарь
38.Кречмер Э. Строение тела и характер. - М., 2005.
39.Крысько В.Г. Социальная психология. - М., 2008.
40.Кэмбелл Р. Как справляться с гневом ребенка. – СПб., 2007.
41.Ланцова Л.А., Шурупова М.Ф. Социологическая теория девиантного поведения // Социально-политический журнал. – 2003. - № 4.
42.Леонгард К. Акцентуированные личности.- Киев, 2008.
43.Личко А.Е. Психопатии и акцентуации у детей и подростков. – Л.,2003.
44.Льюис К.С. Христианское поведение // Иностранная литература. 2008. № 5.
45. Майсак Н.В. Личностные
особенности младшего
47.Невский И.А. Учителю о детях с отклонениями в поведении. - М., 2006.
48.Нравственность, агрессия, справедливость // Вопросы психологии. 2006, №1-2
49.Психологический словарь /Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Сещерякова. – М., 2007.
50. Попов М.С. Работа над собой. Пермь 2008
Приложение 1.