Теоретические основы конфликтов и их конструктивного разрешения в подростковом возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2014 в 22:17, курсовая работа

Краткое описание

Конфликт является неотъемлемым элементом функционирования любого общества. В современном обществе, в условиях когда ежедневно увеличивается «скорость жизни», когда стрессы знакомы почти любому не понаслышке, когда каждый к чему-то стремится и чего-то боится, проблемы, поставленные конфликтологией – предотвращение, анализ, прекращение конфликтов – стали особенно актуальны. Эти проблемы актуальны, прежде всего, потому, что конфликты могут присутствовать в любой сфере жизнедеятельности общества, а конфликт, пущенный на самотек, может привести к нежелательным последствия как для отдельных индивидов, так и для общества.
Сейчас, как никогда, важно с детских лет воспитывать у детей внимательное отношение к окружающим, подготавливать их к доброжелательному отношению к людям, учить к сотрудничеству.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….…..3
Глава 1. Теоретические основы конфликтов и их конструктивного разрешения в подростковом возрасте…………………………………………...6
1.1. Проблема конфликтов в философских, психолого-педагогических и социологических исследованиях………………………………………………...6
1.2 Психологические особенности подросткового возраста…………………18
1.3. Механизм разрешения конфликтов в подростковой среде...…………….30
Выводы по первой главе………………………………………………………...45
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по изучению подростковых конфликтов……………………………………………………………………….48
2. 1. Диагностика уровня конфликтности учащихся подросткового возраста……………………………………………………………..…………….48
2.2. Пути решения конфликтных ситуаций…………………………………….61
Выводы по второй главе…………………………………………………………73
Заключение ……………………………………………………………………….76
Список источников и литературы………………………...………………………80

Файлы: 1 файл

диплом Психолого-педагогическиу условия снижения уровня конфликтности на уроках ф.к..doc

— 612.00 Кб (Скачать)

В связи с огромной определяющей ролью общения в формировании личности, в нашей науке за последние годы обнаружился интерес к его изучению, который в свою очередь породил большое количество подходов к проблеме общения в области философии, социологии, социальной психологии.

Конфликт является неотъемлемым элементом функционирования любого общества. В современном обществе, в условиях когда ежедневно увеличивается «скорость жизни», когда стрессы знакомы почти любому не понаслышке, когда каждый к чему-то стремится и чего-то боится, проблемы, поставленные конфликтологией – предотвращение, анализ, прекращение конфликтов – стали особенно актуальны.

Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от подростка к взрослости. Все стороны развития продолжают подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются новые психологические образования.

На сегодняшний день проблема, отношения с другими людьми важны и актуальны для человека любого возраста. Однако их значимость усиливается именно в среднем школьном возрасте. По данной тематике из зарубежных авторов выделяются работы А. Гезела, А. Моля, В. Штерна, Э. Шпрангера, Ст. Холла, но с учетом специфических отличий российской культуры для нас наиболее значимы труды отечественных авторов, таких как Р. С. Немов, Л. С. Выготский, К. М. Гуревич, И. С. Кон, Г. С. Абрамов, А. В. Петровский, К. Т. Кузнечикова. Их труды посвящены изучению уровня конфликтности подростков, что и послужило выбором темы исследования: «Психолого-педагогические условия снижения уровня конфликтности на занятиях физической культуры».

Целью нашего исследования было изучить особенности конфликтных отношений подростков и условия его снижения.

Логика работы построена таким образом, что первая глава посвящена теоретическим основам конфликтов и путям их конструктивного разрешения в подростковом возрасте, вторая опытно-экспериментальной работе по изучению подростковых конфликтов.

Конфликт ( от лат. столкновение) - столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, имений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая в себя либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, либо противоположные цели или средства их достижения их в данных обстоятельствах, либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов. Конфликтная ситуация, таким образом, содержит субъектов возможного конфликта и его объект. Однако чтобы конфликт начал развиваться, необходим инцидент, когда одна из сторон начинает действовать, ущемляя интересы другой стороны. Если противоположная сторона отвечает тем же, то конфликт из потенциального переходит в актуальный.

 Конфликт рассматривается  нами как:

- один из видов социального взаимодействия, отличающийся наличием отрицательных эмоций и деятельностью более примитивных пластов психики;

- сложное комплексное  явление, имеющее вторичные социально-психологические  аспекты;

- результат сопротивления  существующим в обществе отношениям господства и подчинения;

- результат столкновения  противоборствующих тенденций деятельностного, поведенческого, характерологического, мотивационно-потребностного, целевого, эмоционально-волевого и личностного  аспектов взаимодействия;

- реакция человека на препятствия к достижению целей, на поведение другого, не соответствующее ожиданиям, на несовместимость характеров, культурных основ поведения и потребностей;

- в межличностных действиях  индивидов или групп людей, связанное, с острыми эмоциональными переживаниями  и д.р.

Подростки учатся разрешать конфликты в процессе общения со взрослыми, особенно – с педагогами. Подражая, они воспроизводят способы разрешения конфликтов без осознания самого конфликта. Занимаясь исследованием данной проблемы, мы неоднократно имели возможность убедиться в рассудительности и находчивости подростков в конфликтной ситуации.

Механизм урегулирования конфликта в подростковой группе включает в себя:

- прекращение конфликтного  взаимодействия;

- готовность к разрешению  конфликта;

- объективное обсуждение  проблемы;

- выбор оптимальной стратегии  поведения;

- разработку правил послеконфликтного  взаимодействия.

В нашем исследовании принимали участие учащиеся из 9 Б и 9 В класса МБОУ СОШ № 2, г. Михайловка, они были протестированы по следующим методикам:

Опросник А. Басса – А. Дарки для диагностики состояния агрессии (адаптация А.К. Осницкого).

Методика социально-психологической диагностики конфликтов К. Томаса

Тест предназначен для изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению человека.

По результатам исследования выявлено, что у подростков наблюдается высокий уровень вербальной агрессии. Вербальная агрессия – выражение негативных чувств, как через форму, так и через содержание словесных ответов.

Таким образом, по результатам исследования выявлено, что у подростков наблюдается достаточно высокий уровень агрессивности, который и служит причиной возникновения конфликтов. Практически не выражены в поведение такие виды агрессивного поведения как обида и негативизм.

Полученные результаты свидетельствует о том, что проведенное исследование показало, что у подростков наиболее часто представлены стратегии сотрудничества и соперничества, и практически не встречаются стратегии избегания и компромисса.

Управление конфликтами - это целенаправленное воздействие по устранению (минимизация) причин, породивших конфликт, или на коррекцию поведения участников конфликта.

Разработаны основные наиболее приемлемые стратегии поведения в конфликтной ситуации. Они указывают, что существуют пять основных стилей поведения при конфликте: приспособление, компромисс, сотрудничество, игнорирование, соперничество или конкуренция.

Существует несколько эффективных способов управления конфликтной ситуацией. Их можно разделить на две категории: - структурные и межличностные.

Общие рекомендации по решению конфликтной ситуации:

Признать существование конфликта

Определить возможность переговоров.

Согласовать процедуру переговоров.

Выявить круг вопросов, составляющих предмет конфликта

Разработать варианты решений. Стороны при совместной работе предлагают несколько вариантов

Принять согласованное решение.

Реализовать принятое решение на практике.

Проведенная опытно-экспериментальная работа позволяет утверждать, что гипотеза истинна или, во всяком случае, она не противоречит полученным в исследовании фактам. 

 

Список источников и литературы

1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М., 2000.

2. Алескандровский Ю.А. Пограничные  психические расстройства. М.:Феникс, 2007

3. Анастази А. Психологическое тестирование .- М.,: Педагогика, 2001.

4. Аникеева Н.П. Психологический  климат в коллективе. - М., 2002

5 .Анцупов А.Я., Шипилов  А.И. Конфликтология: М.: ЮНИТИ, 2001

6. Ахутина Т.В. Нейропсихологический  подход к диагностике и коррекции  трудностей обучения письму // Современные подходы к диагностике и коррекции речевых расстройств. -СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 2007.

7. Байярд Р., Байярд Дж. Ваш беспокойный подросток. - М.: Просвещение, 2006

8.  Барсукова А. Формирование  профессионального самосознания личности: Актуализация генедерного аспекта // Материалы VI региональной научно - конференции "наука - Северо - кавказскому региону". Ставрополь: СевКавГТУ,2002.

9. Бернс Р. Развитие Я-концепции  и воспитание. -М, 2003

10. Бернс Р.С., Кауфман С.Х. Кинетический рисунок семьи: введение в понимание детей через кинетические рисунки семьи. -М.: Смысл, 2008

11. Бодина Е. Ащеулов К. Педагогическая ситуация//Воспитание  школьников.-2004

12. Боев И.В. Пограничная  аномальная личность. - Ставрополь, 2004

13. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 2009

14. Божович Л.И. Социальная  ситуация и движущие силы развития  ребёнка. Тексты.М.,2007

15. Божович Л.И. Этапы формирования  личности в онтогенезе. 2003

16. Борисова Л.Г., Солодова  Г.С., Фадеева О.П., Харченко И.И. Неформальный сектор: экономическое поведение детей и взрослых. Новосибирск, 2007

17. Бородкин Ф.М. Внимание: конфликт! Новосибирск., 2003

18. Бородкин Ф.М., Коряк  Н.М. Внимание: конфликт. - М., 2005.

19. Братусь Б.С. Аномалии  личности. -М.: Мысль, 2005

20. Василюк Ф.Е. Психология  переживания. М., 2004

21. Вассерман Л.И., Дорофеева  С.А., Меерсон Я.А. Методы нейропсихологической  диагностики. -СПб.: Стройлеспечать, 2008

22. Возрастная и педагогическая  психология / Под ред. А.В.Петровского. - М.: Просвещение, 2009.

23. Воронин Г.Л. Конфликты  в школе//Социологические исследования. - 2006. - №3

24. Выготский Л.С. Психология. -М.: ЭКСМО-Пресс, 2007.

25. Галкина Т.П., Социология  управления: от группы к команде: учебное пособие. - М.: Финансы и  статистика, 2008.

26. Ганнушкин П.Б. Клиника  психопатий, их статика, динамика, систематика., -Н.Новгород: НГМА, 2005

27. Гиндикин В.Я. Лексикон  малой психиатрии.-М.2006.

28. Гинзбург М.Р. Личностное  самоопределение как психологическая  проблема // Вопросы психологии. 2008. №2

29.Гиппенрейтер Ю.Б. Введение  в общую психологию. Курс лекций. -М.: ЧеРо, 2005.

30. Глозман Ж.М. и др. Возрастные  особенности нейропсихологических  расстройств при болезни Паркинсона // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 2004. № 3.

31. Глозман Ж.М. Культурно - исторический подход как основа  нейропсихологии ХХI века. // Вопросы  психологии, 2002, № 4

32. Глозман Ж.М. Личность  и нарушения общения. -М.: Изд-во  МГУ, 2004

33. Головаха Е.И. Жизненная  перспектива и профориентационное  самоопределение молодежи. Киев, 2003

34.Головаха Е.И., Кроник  А.А. Психологическое время личности. М., 2005

35.Кондрашенко В.Т. Девиантное  поведение у подростков. - Минск, 2000

36.Коэн А. Содержание делинквентной  субкультуры // Социология преступности. - М., 2007

37.Краткий словарь современных  понятий и терминов. - М., 2005.

38.Кречмер Э. Строение  тела и характер. - М., 2005.

39.Крысько В.Г. Социальная  психология. - М., 2008.

40.Кэмбелл Р. Как справляться  с гневом ребенка. – СПб., 2007.

41.Ланцова Л.А., Шурупова М.Ф. Социологическая теория девиантного поведения // Социально-политический журнал. – 2003. - № 4.

42.Леонгард К. Акцентуированные  личности.- Киев, 2008.

43.Личко А.Е. Психопатии  и акцентуации у детей и  подростков. – Л.,2003.

44.Льюис К.С. Христианское поведение // Иностранная литература. 2008. № 5.

45. Майсак Н.В. Личностные  особенности младшего подростка  с девиантным поведением. – диссертация  на соискание … - М., 2002.

46.Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. - М., 2007.

47.Невский И.А. Учителю о детях с отклонениями в поведении. - М., 2006.

48.Нравственность, агрессия, справедливость // Вопросы психологии. 2006, №1-2

49.Психологический словарь /Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Сещерякова. – М., 2007.

50. Попов М.С. Работа над  собой. Пермь 2008

 

Приложение 1.

                                        Опросник Басса-Дарки

  1. Временами не могу справиться с желанием навредить кому-либо.
  2. Иногда могу посплетничать о людях, которых не люблю.
  3. Легко раздражаюсь, но легко и успокаиваюсь.
  4. Если меня не попросить по-хорошему, просьбу не выполню.
  5. Не всегда получаю то, что мне положено.
  6. Знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной.
  7. Если не одобряю поступки других людей, даю им это почувствовать.
  8. Если случается обмануть кого-либо, испытываю угрызения совести.
  9. Мне кажется, что я не способен ударить человека.
  10. Никогда не раздражаюсь настолько, чтобы разбрасывать вещи.
  11. Всегда снисходителен к чужим недостаткам.
  12. Когда установленное правило не нравится мне, хочется нарушить его.
  13. Другие почти всегда умеют использовать благоприятные обстоятельства.
  14. Меня настораживают люди, которые относятся ко мне более дружелюбно, чем я этого ожидаю.
  15. Часто бываю не согласен с людьми.
  16. Иногда на ум приходят мысли, которых я стыжусь.
  17. Если кто-нибудь ударит меня, я не отвечу ему тем же.
  18. В раздражении хлопаю дверьми.
  19. Я более раздражителен, чем кажется со стороны.
  20. Если кто-то корчит из себя начальника, я поступаю ему наперекор.
  21. Меня немного огорчает моя судьба.
  22. Думаю, что многие люди не любят меня.
  23. Не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной.
  24. Увиливающие от работы должны испытывать чувство вины.
  25. Кто оскорбляет меня или мою семью, напрашивается на драку.
  26. Я не способен на грубые шутки.
  27. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются.
  28. Когда люди строят из себя начальников, я делаю все чтобы они не зазнавались.
  29. Почти каждую неделю вижу кого-нибудь из тех, кто мне не нравится.
  30. Довольно многие завидуют мне.
  31. Требую, чтобы люди уважали мои права.
  32. Меня огорчает, что я мало делаю для своих родителей.
  33. Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их щелкнули по носу.
  34. От злости иногда бываю мрачным.
  35. Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не огорчаюсь.
  36. Если кто-то пытается вывести меня из себя, я не обращаю на него внимания.
  37. Хотя я и не показываю этого, иногда меня гложет зависть.
  38. Иногда мне кажется, что надо мной смеются.
  39. Даже если злюсь, не прибегаю к сильным выражениям.
  40. Хочется, чтобы мои грехи были прощены.
  41. Редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня.
  42. Обижаюсь, когда иногда получается не по-моему.
  43. Иногда люди раздражают меня своим присутствием.
  44. Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел.
  45. Мой принцип: «Никогда не доверять чужакам».
  46. Если кто-то раздражает меня, готов сказать ему все, что о нем думаю.
  47. Делаю много такого, о чем впоследствии сожалею.
  48. Если разозлюсь, могу ударить кого-нибудь.
  49. С десяти лет у меня не было вспышек гнева.
  50. Часто чувствую себя, как пороховая бочка, готовая взорваться.
  51. Если бы знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко ладить.
  52. Всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня.
  53. Когда кричат на меня, кричу в ответ.
  54. Неудачи огорчают меня.
  55. Дерусь не реже и не чаще других.
  56. Могу вспомнить случаи, когда был настолько зол, что хватал первую попавшуюся под руку вещь и ломал ее.
  57. Иногда чувствую, что готов первым начать драку.
  58. Иногда чувствую, что жизнь со мной поступает несправедливо.
  59. Раньше думал, что большинство людей говорит правду, но теперь этому не верю.
  60. Ругаюсь только от злости.
  61. Когда поступаю неправильно, меня мучает совесть.
  62. Если для защиты своих прав нужно применить физическую силу, я применяю ее.
  63. Иногда выражаю свой гнев тем, что стучу по столу.
  64. Бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся.
  65. У меня нет врагов, которые хотели бы мне навредить.
  66. Не умею поставить человека на место, даже если он этого заслуживает.
  67. Часто думаю, что живу неправильно.
  68. Знаю людей, которые способны довести меня до драки.
  69. Не огорчаюсь из-за мелочей.
  70. Мне редко приходит в голову мысль о том, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня.
  71. Часто просто угрожаю людям, не собираясь приводить угрозы в исполнение.
  72. В последнее время я стал занудой.
  73. В споре часто повышаю голос.
  74. Стараюсь скрывать плохое отношение к людям.
  75. Лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить.

Информация о работе Теоретические основы конфликтов и их конструктивного разрешения в подростковом возрасте