Теоретические основы конфликтов и их конструктивного разрешения в подростковом возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2014 в 22:17, курсовая работа

Краткое описание

Конфликт является неотъемлемым элементом функционирования любого общества. В современном обществе, в условиях когда ежедневно увеличивается «скорость жизни», когда стрессы знакомы почти любому не понаслышке, когда каждый к чему-то стремится и чего-то боится, проблемы, поставленные конфликтологией – предотвращение, анализ, прекращение конфликтов – стали особенно актуальны. Эти проблемы актуальны, прежде всего, потому, что конфликты могут присутствовать в любой сфере жизнедеятельности общества, а конфликт, пущенный на самотек, может привести к нежелательным последствия как для отдельных индивидов, так и для общества.
Сейчас, как никогда, важно с детских лет воспитывать у детей внимательное отношение к окружающим, подготавливать их к доброжелательному отношению к людям, учить к сотрудничеству.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….…..3
Глава 1. Теоретические основы конфликтов и их конструктивного разрешения в подростковом возрасте…………………………………………...6
1.1. Проблема конфликтов в философских, психолого-педагогических и социологических исследованиях………………………………………………...6
1.2 Психологические особенности подросткового возраста…………………18
1.3. Механизм разрешения конфликтов в подростковой среде...…………….30
Выводы по первой главе………………………………………………………...45
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по изучению подростковых конфликтов……………………………………………………………………….48
2. 1. Диагностика уровня конфликтности учащихся подросткового возраста……………………………………………………………..…………….48
2.2. Пути решения конфликтных ситуаций…………………………………….61
Выводы по второй главе…………………………………………………………73
Заключение ……………………………………………………………………….76
Список источников и литературы………………………...………………………80

Файлы: 1 файл

диплом Психолого-педагогическиу условия снижения уровня конфликтности на уроках ф.к..doc

— 612.00 Кб (Скачать)

Обработка результатов и интерпретация

Ответы оцениваются по 8 шкалам.

1. Физическая агрессия (k=11):

"да" = 1, "нет" = 0

вопросы: 1, 25, 31, 41, 48, 55, 62, 68

"нет" = 1, "да" = 0

вопросы: 9, 7

2. Вербальная агрессия(k=8):

"да" = 1, "нет" = 0

вопросы: 7, 15, 23, 31, 46, 53, 60, 71, 73

"нет" = 1, "да" = 0

вопросы: 33, 66, 74, 75

3. Косвенная агрессия (k=13):

"да" = 1, "нет" = 0

вопросы: 2, 10, 18, 34, 42, 56, 63

"нет" = 1, "да" = 0

вопросы: 26, 49

4. Негативизм (k=20):

"да"= 1, "нет" = 0

вопросы: 4,12,20,28,

"нет" = 1, "да" = 0

вопросы: 36

5. Раздражение (k=9):

"да"= 1, "нет" = 0

вопросы: 3, 19, 27, 43, 50, 57, 64, 72

"нет" = 1, "да" = 0

вопросы: 11, 35, 69

6. Подозрительность (k=11):

"да"= 1, "нет" = 0

вопросы: 6, 14, 22, 30, 38, 45, 52, 59

"нет" = 1, "да" = 0

вопросы: 33, 66, 74, 75

7. Обида (k=13):

"да"= 1, "нет" = 0

вопросы: 5, 13, 21, 29, 37, 44, 51, 58

8. Чувство вины (k=11):

"да"= 1, "нет" = 0

вопросы: 8, 16, 24, 32, 40, 47, 54,61,67


Индекс агрессивности включает в себя 1, 2 и 3 шкалу; индекс враждебности включает в себя 6 и 7 шкалу.

Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 ± 4, а враждебности – 6-7 ± 3. При этом обращается внимание на возможность достижения определенной величины, показывающей степень проявления агрессивности.

Пользуясь данной методикой, необходимо помнить, что агрессивность, как свойство личности, и агрессия, как акт поведения, могут быть поняты в контексте психологического анализа мотивационно-потребностной сферы личности. Поэтому опрос-ником Басса-Дарки следует пользоваться в совокупности с другими методиками: личностными тестами психических состояний (Кэттелл, Спилберг), проективными методиками (Люшер) и т.д.

 

 

 

 

 

 

Приложение 2.

Методика социально-психологической диагностики конфликтов К. Томаса

 

1. А) Иногда я предоставляю  другим возможность взять на  себя ответственность за решение  спорного вопроса.

Б) Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.

2. А) Я стараюсь найти  компромиссное решение.

Б) Я пытаюсь уладить дело с учетом интересов другого и моих собственных.

3. А) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б) Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.

4. А) Я стараюсь найти  компромиссное решение.

Б) Я иногда жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.

5. А) Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого.

Б) Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

6. А) Я пытаюсь избежать  возникновения неприятностей для  себя.

Б) Я стараюсь добиться своего.

7. А) Я стараюсь отложить  решение спорного вопроса, с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

Б) Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.

8. А) Обычно я настойчиво  стремлюсь добиться своего.

Б) Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

9. А) Я думаю, что не  всегда стоит волноваться из-за  каких-либо возникающих разногласий.

Б) Я предпринимаю все усилия, чтобы добиться своего.

10. А) Я твердо стараюсь  достичь своего.

Б) Я пытаюсь найти компромиссное решение.

11. А) Первым делом я  стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые  интересы и спорные вопросы.

Б) Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.

12. А) Зачастую я избегаю  занимать позицию, которая может  вызвать споры.

Б) Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.

13. А) Я предлагаю среднюю  позицию.

Б) Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.

14. А) Я сообщаю другому  свою точку зрения и спрашиваю  о его взглядах.

Б) Я пытаюсь показать другому логику и преимущество моих взглядов.

15. А) Я стараюсь успокоить  другого и, главным образом, сохранить  наши отношения.

Б) Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности.

16. А) Я стараюсь не задеть  чувств другого.

Б) Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.

17. А) Обычно я настойчиво  пытаюсь добиться своего.

Б) Я стараюсь сделать все, чтобы избежать болезненной напряженности.

18. А) Если это сделает  другого счастливым, я дам ему  возможность настоять на своем.

Б) Я даю другому возможность остаться при своем мнении, если он идет мне навстречу.

19. А) Первым делом я  стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые  интересы и спорные вопросы.

Б) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, с тем чтобы со временем решить его окончательно.

20. А) Я пытаюсь немедленно  преодолеть наши разногласия.

Б) Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.

21. А) Ведя переговоры, я  стараюсь быть внимательным к  желаниям другого.

Б) Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.

22. А) Я пытаюсь отыскать  решение, которое находится посередине  между моей позицией и точкой  зрения другого человека.

Б) Я отстаиваю свои желания.

23. А) Как правило, я озабочен  тем, чтобы удовлетворить желание каждого из нас.

Б) Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

24. А) Если позиция другого  кажется ему важной, я постараюсь  пойти навстречу его желаниям.

Б) Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.

25. А) Я пытаюсь показать  другому логику и преимущество  моих взглядов.

Б) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

26. А) Я предлагаю среднюю  позицию. 
Б) Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желание каждого из нас.

27. А) Зачастую я избегаю  занимать позицию, которая может  вызвать споры.

Б) Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

28. А) Обычно я настойчиво  стремлюсь добиться своего.

Б) Улаживая ситуацию, я обычно стараюсь найти поддержку у другого.

29. А) Я предлагаю среднюю  позицию.

Б) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-либо возникающих разногласий.

30. А) Я стараюсь не задеть  чувств другого.

Б) Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы совместно с другим заинтересованным человеком могли добиться успеха.

Ключ:

№ 
п/п

Противо- 
борство

Сотрудни-чество

Компромисс

Избегание

Уступчивость

1

     

А

Б

2

 

Б

А

   

3

А

     

Б

4

   

А

 

Б

5

 

А

 

Б

 

6

Б

   

А

 

7

   

Б

А

 

8

А

Б

     

9

Б

   

А

 

10

А

 

Б

   

11

 

А

   

Б

12

   

Б

А

 

13

Б

 

А

   

14

Б

А

     

15

     

Б

А

16

Б

     

А

17

А

   

Б

 

18

   

Б

 

А

19

 

А

 

Б

 

20

 

А

Б

   

21

 

Б

   

А

22

Б

 

А

   

23

 

А

 

Б

 

24

   

Б

 

А

25

А

     

Б

26

 

Б

А

   

27

     

А

Б

28

А

Б

     

29

   

А

Б

 

30

 

Б

 

А

 

Обработка данных: Вы пишете в столбиках названия стратегий (можно сокращенно, по первой букве) в следующем порядке:

П(противоборство)

С (сотрудничество)

К (компромисс)

И (избегание)

У (уступчивость)

 

Приложение 3

 

Общие рекомендации по решению конфликтной ситуации:

  1. Признать существование конфликта, т.е. признать наличие противоположных целей, методов у оппонентов, определить самих этих участников. Практически эти вопросы не так просто решить, бывает достаточно сложно сознаться и заявить вслух, что ты находишься в состоянии конфликта с сотрудником по какому-то вопросу. Иногда конфликт существует уже давно, люди страдают, а открытого признания его нет, каждый выбирает свою форму поведения и воздействия на другого, однако совместного обсуждения и выхода из создавшейся ситуации не происходит.
  2. Определить возможность переговоров. После признания наличия конфликта и невозможности его решить “с ходу” целесообразно договориться о возможности проведения переговоров и уточнить, каких именно переговоров: с посредником или без него и кто может быть посредником, равно устраивающим обе стороны.
  3. Согласовать процедуру переговоров. Определить, где, когда и как начнутся переговоры, т.е. оговорить сроки, место, процедуру ведения переговоров, время начала совместной деятельности.
  4. Выявить круг вопросов, составляющих предмет конфликта. Основная проблема состоит в том, чтобы определить в совместно используемых терминах, что является предметом конфликта, а что нет. Уже на этом этапе вырабатываются совместные подходы к проблеме, выявляются позиции сторон, определяются точки наибольшего разногласия и точки возможного сближения позиций.
  5. Разработать варианты решений. Стороны при совместной работе предлагают несколько вариантов решений с расчетом затрат по каждому из них, с учетом возможных последствий.
  6. Принять согласованное решение. После рассмотрения ряда возможных вариантов, при взаимном обсуждении и при условии, что стороны приходят к соглашению, целесообразно это общее решение представить в письменном виде: коммюнике, резолюции, договоре о сотрудничестве и т.д. В особо сложных или ответственных случаях письменные документы составляются после каждого этапа переговоров.
  7. Реализовать принятое решение на практике. Если процесс совместных действий заканчивается только принятием проработанного и согласованного решения, а дальше ничего не происходит и не меняется, то такое положение может явиться детонатором других, более сильных и продолжительных конфликтов. Причины, вызвавшие первый конфликт, не исчезли, а только усилились невыполненными обещаниями. Повторные переговоры проводить будет намного сложнее.

Информация о работе Теоретические основы конфликтов и их конструктивного разрешения в подростковом возрасте