Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2014 в 22:17, курсовая работа
Конфликт является неотъемлемым элементом функционирования любого общества. В современном обществе, в условиях когда ежедневно увеличивается «скорость жизни», когда стрессы знакомы почти любому не понаслышке, когда каждый к чему-то стремится и чего-то боится, проблемы, поставленные конфликтологией – предотвращение, анализ, прекращение конфликтов – стали особенно актуальны. Эти проблемы актуальны, прежде всего, потому, что конфликты могут присутствовать в любой сфере жизнедеятельности общества, а конфликт, пущенный на самотек, может привести к нежелательным последствия как для отдельных индивидов, так и для общества.
Сейчас, как никогда, важно с детских лет воспитывать у детей внимательное отношение к окружающим, подготавливать их к доброжелательному отношению к людям, учить к сотрудничеству.
Введение……………………………………………………………………….…..3
Глава 1. Теоретические основы конфликтов и их конструктивного разрешения в подростковом возрасте…………………………………………...6
1.1. Проблема конфликтов в философских, психолого-педагогических и социологических исследованиях………………………………………………...6
1.2 Психологические особенности подросткового возраста…………………18
1.3. Механизм разрешения конфликтов в подростковой среде...…………….30
Выводы по первой главе………………………………………………………...45
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по изучению подростковых конфликтов……………………………………………………………………….48
2. 1. Диагностика уровня конфликтности учащихся подросткового возраста……………………………………………………………..…………….48
2.2. Пути решения конфликтных ситуаций…………………………………….61
Выводы по второй главе…………………………………………………………73
Заключение ……………………………………………………………………….76
Список источников и литературы………………………...………………………80
- инициировать педагогов
и родителей и направлять их
усилия на интеграцию
Ниже приводится разработанный нами механизм конструктивного разрешения конфликтов.
Первоначальным этапом – основой процесса конструктивного разрешения конфликта в малой подростковой группе является прекращение конфликтного взаимодействия. До тех пор, пока с одной или другой стороны будут предприниматься какие-либо меры по усилению своих позиций или ослаблению позиций оппонента с помощью насилия, речи об урегулировании конфликта идти не может [13, 457].
Именно конфликтное взаимодействие наносит наибольший вред межличностным отношениям, даже очень сильные личности могут не вынести эмоционального напряжения, вызванного конфликтом. Кроме того, продолжительность конфликтного взаимодействия способствует сплочению группы против оппонента, если конфликт происходит между личностью и группой, что вредит полному разрешению конфликта.
На следующем этапе нужно сформировать у ученика готовность к разрешению конфликта.Следует заметить, что подготовка к разрешению конфликтов – процесс длительный. Например, в ходе беседы можно убедить подростка в необходимости разрешить конфликт конструктивно, но следующий конфликт, который возникнет, разрешить будет гораздо сложней. Готовность к конструктивному разрешению конфликта означает наличие у подростков развитых способностей самостоятельно оценивать на основе полученных знаний свои индивидуальные особенности и возможности, уровень собственной конфликтности, степень проявления своих личностных качеств и умение взять на себя ответственность за разрешение конфликта. Для этого, на наш взгляд, и нужен факультативный курс, разработанный в рамках данного исследования.
Состав, внутренние и внешние связи системы формирования готовности к конструктивному разрешению конфликта и иерархию ее элементов отражены в таблице 1.
Таблица 1
Система формирования готовности подростков к конструктивному
разрешению конфликта
Цели |
1. Формирование знаний о конфликте и его последствиях 2. Формирование умений предупреждать и конструктивно разрешать конфликт 3. Формирование опыта по выработке индивидуального стиля поведения в конфликте 4. Закрепление и дальнейшее развитие знаний, умений и опыта поведения в конфликте |
Содержание |
1. Теоретические основы
конфликта и его 2. Организация и осуществление
психолого-педагогической 3. Методика проведения факультативных занятий по конфликтологии 4. Практическое применение полученных знаний, умений и опыта |
Методы |
1. Организации и осуществления воспитательной деятельности |
2. Стимулирования и мотивации
конструктивного разрешения | |
3. Контроль и самоконтроль в формировании разрешения конфликтов | |
Организационные формы |
1. Личностно ориентированное воспитание |
2. Индивидуальное воспитание | |
3. Коллективное воспитание | |
4. Самовоспитание | |
Средства |
1. Программы по воспитанию личности |
2. Теоретическая информация о проблеме конфликта, формах и методах его разрешения | |
3. База данных о практике разрешения и предупреждения конфликтов | |
Контроль |
1. Предварительный |
2. Текущий | |
3. Итоговый | |
Планируемые результаты |
1. Расширение системы знаний, умений, навыков о конфликте и его разрешении |
2. Повышение уровня овладения
способами бесконфликтных | |
3. Совершенствование личностных качеств учащихся | |
4. Основы самовоспитания и саморегуляции в конфликте |
Как известно, любой педагогический процесс обусловлен четкостью определения его целей. Цель формирования системы готовности учащихся к конструктивному разрешению конфликта заключается:
1. В формировании знаний
о конфликте и его
2. В формировании умений
конструктивно разрешать и
3. В закреплении и дальнейшем развитии знаний, умений, опыта поведения в конфликте: формировании навыков самоанализа, самоконтроля, самокоррекции поведения; выработке стратегии поведения в конфликте на базе опыта и теоретических знаний.
Подготовка учащихся к конструктивному разрешению конфликта является новым направлением в педагогическом процессе, в связи с чем в рамках нашего исследования возникла необходимость в разработке требований к содержанию конфликтологического образования. Сюда нами отнесены:
1. Теоретические основы
конфликта и его
2. Организация и осуществление
психолого-педагогической
3. Методика проведения
факультативных занятий по
4. Применение на практике полученных знаний, умений, опыта.
5. Основополагающая роль
в экспериментальной работе по
формированию готовности
- адекватное понимание конфликта, его структуры, динамики, функций, а также путей выхода из него;
- активное усвоение учащимися знаний о конфликте;
- освоение методов его конструктивного разрешения;
- овладение навыками предупрежде
Один из главных вопросов образования “как учить” побудил нас обратиться к категории методов обучения.
При отборе методов воспитания для формирующего эксперимента мы исходили из следующего [14, 5]:
- ни один отдельно взятый метод воспитания не может обеспечить необходимых результатов в полном объеме, поскольку каждый из методов позволяет получить лишь специфические результаты воспитания;
- ни один из методов
воспитания не является
- наибольшего эффекта
можно достичь лишь при
Если методы воспитания в эксперименте отражали внутреннюю сторону воспитательного процесса, то внешнюю сторону его организации отражали формы воспитания.
В результате подготовки учащихся к разрешению конфликта мы планировали получить:
1. Расширение теоретических
знаний, умений, навыков о конфликте
и его последствиях. Ребенок должен
понимать, к чему может привести
конфликт, насколько важно его
своевременное разрешение, как можно
выйти из конфликтной ситуации
2. Повышение уровня овладения
способами бесконфликтных
При разрешении конфликта сохраняется устойчивое негативное отношение сторон друг к другу. Оно выражается в отрицательном мнении об оппоненте и в негативных эмоциях по отношению к нему. Учащийся, чтобы приступить к разрешению конфликта, должен научиться смягчать это негативное отношение, снижать интенсивность негативных эмоций, переживаемых по отношению к нему. Среди приемов выделяют такие, как: положительная оценка некоторых действий оппонента, готовность идти на сближение позиций, обращение к третьей стороне, которая авторитетна для оппонента, критическое отношение к самому себе, уравновешенное собственное поведение и др.
Одновременно целесообразно позаботиться, чтобы стороны перестали видеть в оппоненте врага, противника. Важно, чтобы они поняли, что проблему, из-за которой возник конфликт, лучше решать сообща, объединив усилия.
Этому способствует, во-первых, критический анализ собственной позиции и действий, выявление и признание ошибок, что снижает негативное восприятие. Во-вторых, необходимо постараться, чтобы стороны поняли интересы друг друга. Понять – не значит принять или оправдать. Однако это расширит представление об оппоненте, сделает его более объективным. В-третьих, целесообразно выделить конструктивное начало в поведении или даже в намерениях оппонента. Не бывает абсолютно плохих или абсолютно хороших людей или социальных групп. В каждом есть что-то положительное, на него и необходимо опереться при урегулировании или разрешении конфликта [13, 136].
Совершенствование личных качеств учащихся предполагает, что ребенок становится терпимее, внимательнее с остальными членами коллектива, менее агрессивным, более последовательным и т. д. Закладываются основы самовоспитания и саморегуляции.
Подготовка подростков к конструктивному разрешению конфликтов – вопрос небыстрый, когда подростки готовы к разрешению конфликта, они могут разрешить или даже урегулировать его сами. В качестве выхода из ситуации, когда существует необходимость в немедленном разрешении конфликта, важно убедить подростка рядом педагогических методов (беседа, диалог, убеждение и т. д.) в целесообразности этого процесса. Только после этого можно начать объективное обсуждение проблемы. Выяснение сути конфликта, умение сторон видеть главное способствуют успешному поиску решения противоречия. Акцентирование внимания на второстепенных вопросах, забота только о своих интересах снижают шансы конструктивного решения проблемы.
Еще одно немаловажное условие – выбор оптимальных стратегий разрешения,соответствующих данным обстоятельствам. Среди них выделяются стратегии:
- связанные с оказанием
помощи в поиске решения
- направленные на обеспечение
взаимодействия сторон и
- направленные на
Следующим аспектом урегулирования конфликта является разработка правил взаимодействия сторон. Кроме того, педагог должен проследить выполнение достигнутых договоренностей.
Когда стороны объединяют усилия по завершению конфликта, необходим учет статусов (положения в ученическом коллективе) оппонентов. Участники конфликта должны осознавать пределы уступок, которые может себе позволить другая сторона. Радикальные требования могут спровоцировать другую сторону на возврат к конфликтному противоборству. Педагог должен обратить на это особое внимание.
Следует учитывать две основные группы проблем, которые могут возникнуть у педагога. Первая заключается в том, что разрешение конфликта требует значительного времени. Конфликт же находится в постоянной динамике и иногда развивается быстрее, чем мы могли бы предположить. Второе – педагог должен быть компетентным в вопросах урегулирования и разрешения конфликтов и иметь авторитет у всех участников конфликта.
Успешность завершения конфликтов зависит и от того, как педагог и конфликтующие стороны учитывают факторы, оказывающие влияние на этот процесс. К ним относятся:
- наличие времени для обсуждения проблемы, выяснения позиций и интересов, выработки решений. Сокращение времени вдвое от имеющегося в распоряжении для достижения согласия ведет к повышению вероятности выбора альтернативы, отличающейся большей агрессивностью;
- участие в завершении конфликта нейтральных лиц (третьей стороны), которые помогают оппонентам решить проблему. Ряд исследований (В. Корнелиус, Ш. Фэйр, Д. Моисеев, Ю. Мягков, С. Прошанов, А.. Шипилов) подтверждает положительное влияние педагогов, в качестве посредников, на урегулирование конфликтов;
- стороны приступают к
разрешению конфликта
- высокий уровень общей культуры оппонентов;
- единство ценностей;
- опыт;
- хорошие отношения с оппонентами до конфликта.
Чтобы конструктивно урегулировать конфликт, нужно научиться им управлять.
Управление конфликтом, по нашему мнению, есть целенаправленное воздействие на процесс конфликта, обеспечивающее решение социально значимых задач.
Управление конфликтом – это перевод его в рациональное русло деятельности подростков, осмысленное воздействие на конфликтное поведение социальных субъектов с целью достижения желаемых результатов; это ограничение противоборства рамками конструктивного влияния на общественный процесс. Управление конфликтами включает в себя:
- прогнозирование конфликтов;
- предупреждение одной и вместе с тем стимулирование другой стороны;
- прекращение и подавление конфликтов;
- регулирование и
Каждый из названных видов действий представляет собою акт сознательной активности субъектов: одного из конфликтующих либо обоих, или же третьей стороны, не включенной в конфликтное действие [6, 89].