Теоретические основы конфликтов и их конструктивного разрешения в подростковом возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2014 в 22:17, курсовая работа

Краткое описание

Конфликт является неотъемлемым элементом функционирования любого общества. В современном обществе, в условиях когда ежедневно увеличивается «скорость жизни», когда стрессы знакомы почти любому не понаслышке, когда каждый к чему-то стремится и чего-то боится, проблемы, поставленные конфликтологией – предотвращение, анализ, прекращение конфликтов – стали особенно актуальны. Эти проблемы актуальны, прежде всего, потому, что конфликты могут присутствовать в любой сфере жизнедеятельности общества, а конфликт, пущенный на самотек, может привести к нежелательным последствия как для отдельных индивидов, так и для общества.
Сейчас, как никогда, важно с детских лет воспитывать у детей внимательное отношение к окружающим, подготавливать их к доброжелательному отношению к людям, учить к сотрудничеству.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….…..3
Глава 1. Теоретические основы конфликтов и их конструктивного разрешения в подростковом возрасте…………………………………………...6
1.1. Проблема конфликтов в философских, психолого-педагогических и социологических исследованиях………………………………………………...6
1.2 Психологические особенности подросткового возраста…………………18
1.3. Механизм разрешения конфликтов в подростковой среде...…………….30
Выводы по первой главе………………………………………………………...45
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по изучению подростковых конфликтов……………………………………………………………………….48
2. 1. Диагностика уровня конфликтности учащихся подросткового возраста……………………………………………………………..…………….48
2.2. Пути решения конфликтных ситуаций…………………………………….61
Выводы по второй главе…………………………………………………………73
Заключение ……………………………………………………………………….76
Список источников и литературы………………………...………………………80

Файлы: 1 файл

диплом Психолого-педагогическиу условия снижения уровня конфликтности на уроках ф.к..doc

— 612.00 Кб (Скачать)

Первым ввел в научную терминологию понятие “социология конфликта” немецкий социолог Георг Зиммель. Ученый считал, что среди таких устойчивых форм социального взаимодействия, как авторитет, договор, подчинение, сотрудничество, особое место занимает конфликт. Конфликт способствует социальной интеграции, определяет характер конкретных социальных образований, укрепляет принципы и нормы их организации.

Обобщив исследования Зиммеля, выделим основные положения, характеризующие его теорию [11; 50; 69]:

- чем сильнее внутригрупповые  раздоры и чаще межгрупповые  конфликты, тем менее вероятно, что  границы между группами должны  исчезнуть;

- чем сильнее острота  конфликта, чем меньше интегрирована  группа, тем больше вероятность деспотичной централизации конфликтных групп;

- чем острее конфликт, тем сильнее внутренняя сплоченность  конфликтующих групп;

- чем меньше острота  конфликта, чем более социальное  целое базируется на функциональной  взаимозависимости, тем более вероятно, что конфликт имеет интегративные последствия для социального целого;

- чем чаще конфликты  и чем меньше их острота, тем  быстрее члены подчиненных групп  могут избавиться от враждебности, почувствовать себя хозяевами  своей судьбы, поддержать интеграцию  системы;

- чем менее остры конфликты  и чем они чаще, тем более  вероятно, что будут созданы нормы, регулирующие конфликт;

- чем продолжительнее  и менее остры конфликты между  группами, в различной степени  обладающими властью, тем более  вероятно, что они отрегулируют свое отношение к власти.

Положения, предложенные Г. Зиммелем, являют собой достаточно стройную теорию, которая способна объяснить явления социальной жизни, показать то положительное, что может дать конфликт в социальной сфере, включая и конфликты, возникающие в подростковой среде. По мнению ученого, интенсивность конфликтного взаимодействия влияет на само существование группы, принадлежность к которой защищает личность. Для нас в теории Г. Зиммеля важным является мнение о том, что острота конфликтного

взаимодействия между группами ведет к сплочению внутри группы. Частые, но небольшие конфликты ведут к усилению внутригруппового единства, к созданию норм, регулирующих взаимоотношения внутри группы.

Большой интерес среди конфликтологов конца XIX в. – начала XX в. вызвала социологическая теория Карла Маркса, которая представляет собой достаточно упорядоченную систему теории конфликтов. На всех уровнях познания общественных процессов марксизм признает социальные конфликты, коллизии и антагонизмы как возможные, а в условиях острой классовой борьбы и как неизбежные явления общественной жизни. С точки зрения К. Маркса, структура общества имеет четыре основных элемента: производительные силы; производственные отношения; политическую надстройку; формы общественного сознания. Определенным образом упорядоченная система субординации и взаимодействия этих элементов и составляет основу общей социологической теории марксизма.

Одна из наиболее значимых теорий западных социологов – теория “позитивно-функционального конфликта” создана Льюисом Козером. В 1956 г. Л. Козер в книге “Функции социального конфликта” дал новое определение конфликта. В ней он утверждал, что не существует социальных групп без конфликтных отношений и что конфликты имеют позитивное значение для функционирования общественных систем и их смены. Стабильность всего общества, по мнению Козера, зависит от количества существующих в нем конфликтных отношений и типа связей между ними. Чем больше конфликтов пересекается в обществе, тем более сложным является его деление на группы, тем труднее создать единый фронт, делящий членов общества на два лагеря. Из этого следует, что большее количество независимых друг от друга конфликтов способствует единству общества.

Основные тезисы теории Л. Козера демонстрируют научно-обоснованную концепцию построения общества “конфликтного функционализма” и пути ухода от насильственного разрешения противоречий. В связи с большой известностью, которую получила данная теория [12; 50; 103; 191], и признанием научной общественностью ее основных положений, раскроем некоторые из них:

- чем сильнее неимущие  группы усомнятся в законном  характере существующего распределения  недостающих ресурсов, тем выше  вероятность того, что они станут  зачинщиками конфликта;

- чем больше испытываемые  группами лишения превращаются из абсолютных в относительные, тем выше вероятность того, что эти группы станут инициатором конфликта;

- чем больше группы  вступают в конфликт из-за своих  объективных интересов, тем легче  конфликт, и наоборот, чем больше  конфликт связан с ложными интересами, тем он острее;

- чем более жесткой  является социальная система, чем  меньше институционализированных  средств для погашения конфликта  и снятия напряжения окажется  в ее распоряжении, тем острее  конфликт;

- чем меньше у участников  конфликта согласия по поводу его целей, тем продолжительнее конфликт;

- чем меньше поддается  интерпретации символический смысл  победы или поражения противной  стороной, тем продолжительней конфликт;

- чем лучше лидеры конфликтных  групп сумеют понять, что полное  достижение целей обходится дороже, чем победа, тем менее продолжительным будет конфликт;

- чем острее конфликт, тем больше вероятность, что в  конфликтных группах сложатся  централизованные структуры принятия  решений, и тем лучше он будет  способствовать укреплению структурной и моральной сплоченности групп;

- чем больше отношения  между главными конфликтующими  группами носят первичный характер, тем острее конфликт, тем больше  он приводит к подавлению инакомыслия  и отклонений в каждой группе  и усиливает подчинение основополагающим нормам и ценностям;

- чем чаще происходят  конфликты, тем ниже вероятность  того, что они отражают разногласия  по поводу основных ценностей, тем в большей мере их функциональное  значение состоит в том, чтобы  поддерживать равновесие;

- чем чаще и слабее конфликты, тем выше вероятность, что они будут содействовать созданию средств нормального регулирования конфликта.

Некоторые положения теории “позитивно-функционального конфликта” Козера дают возможность рассматривать педагогический конфликт как возможный метод воспитания.

Рассмотрим проблему изучения конфликта в отечественной науке. Ею занимались социологи П. О. Гриффин, И. М. Могилевский, Ю. Г. Запрудский, А. Г. Здравомыслов и др. На протяжении ряда лет тема социальных конфликтов в Советском Союзе являлась закрытой в силу расхождения выводов, которые были сделаны из теории марксизма специалистами на Западе и у нас. Западные специалисты, признавая учение Маркса как законченную теорию конфликта, считали невозможным построение бесклассового и бесконфликтного общества. В 1939 г. после XVIII съезда партии, провозгласившего социально-политическое единство советского общества, отечественные ученые пришли к выводу, что с исчезновением частной собственности исчезает и объективная база для классов, поэтому в Советском Союзе строилось бесконфликтное и бесклассовое общество.

В начале 20-х годов конфликтологические идеи зарождаются и развиваются как практические правила поведения в реальных конфликтах. В 1924 – 1929 гг. ученые активно изучали трудовые конфликты в условиях НЭПа. В одной из первых работ П. О. Гриффина и М. И. Могилевского “Трудовые конфликты и порядок их разрешения” раскрыто разнообразие социальных противоречий этого периода, которое предопределило многообразие форм их разрешения. Одной из них выступал конфликт. Это были забастовки, стачки, крестьянские восстания, бунты, погромы и другие формы борьбы за свои права. Однако изучение проблемы трудовых конфликтов в этот период широкого распространения не получило, а с 30-х годов прекратилось и вовсе.

Хотя к проблеме конфликта отечественные социологи вернулись во второй половине 60-х годов, исследований советских ученых по этой теме крайне мало, так как разработки в данной области не приветствовались властями, а работы зарубежных ученых практически не публиковались.

В настоящее время в условиях возросшего интереса к проблеме конфликтов резко увеличилось количество исследователей в различных областях знаний, занимающихся данным вопросом. При этом отечественные ученые [13, 56-57] выделили несколько направлений конфликтов:

1. Конфликты на производстве, в трудовых коллективах.

2. Этнополитические конфликты.

3. Критический анализ  развиваемой на Западе “социологии  конфликта”:

3.1. Критика социологических  теорий “конфликта поколений”.

3.2. Критика теорий разрешения трудовых конфликтов в капиталистическом обществе.

4. Социологические аспекты  международных конфликтов.

5. Роль конфликта в  семейно-брачных отношениях.

6. Конфликты и преступность  в обществе.

Постепенно изучение конфликтов стало принимать практическую направленность. На первый план стал выдвигаться вопрос о средствах и способах урегулирования конфликтов. Начались поиски эффективных методик, с помощью которых можно было бы предупреждать возникновение нежелательных конфликтов, снижать их остроту, приводить конфликтующие стороны к согласию.

Поскольку конфликты всегда связаны со столкновением интересов и взглядов людей, постольку в их зарождении, развитии и урегулировании огромную роль играет психологический фактор, естественно, что в разработку проблем урегулирования конфликтов активно включились психологи. С 60-х г. XX столетия резко возрастает число работ психологов по этой тематике.

Наряду с социологией конфликта появляется новое научное направление – психология конфликта.

Если социология конфликта ориентирована на рассмотрение социальных конфликтов в контексте теоретического анализа общественных отношений, то психология конфликта концентрируется на анализе межличностных и внутриличностных противоречий и на вопросах прикладного характера, связанных с нахождением психологических средств, способствующих разрешению конфликтов [56; 58; 66; 84].

Психология конфликта развивается на базе психологии личности, социальной психологии, психологии общения. Классические экспериментально – психологические исследования группового поведения в конфликтной ситуации провел М. Шериф. На игровых моделях различные варианты действий в конфликте изучались Д. Рапопортом, Р. Дозом, Л. Томпсоном и др. Значительный вклад в разработку психологии конфликта внесли работы К. Томаса, выделившего пять основных типов поведения людей в конфликтной ситуации (избегание, соперничество, приспособление, компромисс, сотрудничество) и разработавшего тестовую методику для определения склонности человека к какому-либо из этих типов. М. Дойч, Д. Скотт, Д. Пруитт, Дж. Симпсон и др. выявили ряд особенностей коммуникации между участниками конфликта.

Среди направлений зарубежных психологических исследований конфликта в первой половине XX в. выделяются следующие [13, с. 62-63]:

- психоаналитическое (З. Фрейд, А. Адлер, К. Хорни, Э. Фромм);

- социотропное (У. Мак-Дугалл, С. Сигеле и др.);

- этнологическое (К. Лоренц, Н. Тинберген);

- теория групповой динамики (К. Левин, Д. Креч, Л. Линдсей);

- фрустрационно-агрессивное (Д. Доллард, Л. Берковитц, Н. Миллер);

- поведенческое (А. Басе, А. Бандура, Р. Сире);

- социометрическое (Д. Морено, Э. Дженигс, С. Додд, Г. Гурвич);

- интеракционистское (Д. Мид, Т. Шибутани, Д. Шпигель).

Определенный интерес для нашего исследования представляет концепция человеческой конфликтности, основанная на теории психоанализа З. Фрейда. I Согласно его теории, появление и развитие внутриличностных конфликтов определяется столкновением внутри личности бессознательных психических сил, главной из которых является либидо (сексуальное влечение), и необходимости выжить во враждебной индивидууму социальной среде. Запреты со стороны социальной среды, нанося душевную травму личности, подавляют энергию бессознательных влечений, которые прорываются по обходным путям в виде невротических симптомов. Солидаризируясь с З. Фрейдом, мы считаем важным обратить внимание на необходимость поиска причин межличностных конфликтов в сфере бессознательного. Последователь З. Фрейда швейцарский психолог Карл-Густав Юнг – основатель школы аналитической психологии выдвинул положение о существовании коллективного бессознательного. Предложенная ученым типология характеров личности, во многом объясняющая поведение личности в конфликте, использована в нашем исследовании.

В теории трансактного анализа американского психотерапевта Эрика Берна, который синтезировал идеи психоанализа и интеракционизма (Г. Мида), значимым представляется структура личности, которая включает в себя три компонента состояния: “ребенок” (источник спонтанных эмоций, побуждений и переживаний), “родитель” (тяготение к стереотипам, предрассудкам, поучению) и “взрослый” (рациональное и ситуативное отношение к жизни). В процессе взаимодействия людей осуществляется трансакция. В случае реализации непересекающейся трансакции обеспечиваются бесконфликтные отношения, а в случае возникновения пересекающейся трансакции процесс общения нарушается и может возникнуть конфликт [21; 22; 84].

В отечественной психологической литературе первая попытка систематизации конфликта и его направлений изложена в работе Р. Л. Кричевского и Е. М. Дубовской [9, 1]. Исходя из схемы анализа межличностного конфликта: “организационный контекст – совместная реализуемая деятельность – целеполагание – когнитивные процессы”, учеными выделено четыре направления: организационное, деятельностное, мотивационное, когнитивное. Что касается мотивационного и когнитивного, то в отечественной психологии они являются, несмотря на различия, подходами одного направления, которое можно назвать личностным. Личность в нем рассматривается как центральное звено конфликтного взаимодействия.

Информация о работе Теоретические основы конфликтов и их конструктивного разрешения в подростковом возрасте